Слышим ли мы друг друга (Беседа с учащимися 10 класса)
- Подробности
- Опубликовано 07.09.2013 20:14
Тема: Слышим ли мы друг друга?
Цель: Дать подросткам представление об образе слышания друг друга.
Замысел: Через одни и те же вопросы в начале, середине, конце беседы достичь плода:
а) Как я слышу другого?
б) Что мешает услышать другого?
Плод: Побудить желание у подростков слышать собеседника.
Задачи:
- К цели:
- Не уклоняться от тем нравственной беседы.
- Иметь простой, доступный язык.
- Быть ученицей у Господа, слушать детей.
- Через рассказ о монахине Гаврилии дать детям представление о слышании людей.
- Через рассказ из повести Ю. Вознесенской «Мои посмертные приключения» увидеть вред эгоистического общения.
- К плоду: проверить, удался ли плод, с помощью:
- вопросов замысла;
- домашнего задания.
Ход беседы
(Раздаю листочки с вопросами до начала урока)
1. Приветствие:
— Сегодня я хотела бы поговорить с вами о двух возможностях пребывания в жизни. Одна — это любовь, которая слышит другого человека, другая — эгоизм, который всегда приводит к одиночеству. Самое близкая и тесная связь на земле — это семья.
Как вы видите, в чем смысл семьи, брака?
— О.: — … (1 минута.)
— Смысл брака в том, чтобы приносить радость. Семейная жизнь самая счастливая, полная и богатая. Как пишет императрица Александра: «Секрет счастья в семейной жизни — внимание друг к другу, это соединение двух половинок в единое целое». Без внимательного отношения к другому невозможно понять, услышать другого, встретиться с ним душой, научиться любить.
Тема нашей беседы — «Слышим ли мы друг друга», думаю, поможет нам стать любящими матерями, отцами, супругами.
Слышание другого начинается с умения выслушивать до конца собеседника. Предлагаю вам вопросы для сознания себя (устный ответ на вопросы замысла):
А. Как я слушаю другого?
- Дослушиваю до конца.
- Даю выговориться человеку.
- После разговора стараюсь помочь.
Б. Что мешает услышать другого?
- Мое настроение.
- Мнение о людях.
- Недоверие. (2 минуты.)
Эти вопросы помогают увидеть себя, свое состояние слышания. Слышать — это замечать состояние человека (душевное, физическое), различать состояние, быть во внимании к собеседнику, а не только к себе. А когда собеседник этому противится, на него идет обида, раздражение, досада, гнев.
В.: — Знакомо ли вам такое состояние?
О.: — … (1 минута.)
2. Рассказ о монахине Гаврилии.
Хочу вам рассказать об удивительной женщине, гречанке Гаврилии, нашей современнице. Она лечила, утешала многих больных в разных странах мира (в Индии — прокаженных неприкасаемых). Рядом с ней люди забывали проблемы, чувствовали, что у них вырастают крылья, обретаются силы. Все потому, что она дарила любовь, вся ее жизнь была служением ближним. Когда к ней
В.: — Исполняем ли мы эти действия и как часто? (2 минуты.)
О.: — … (1 минута.)
В.: — Что мешает услышать другого?
О.: — … (1 минута.)
В.: — К чему ведет невнимание, непонимание?
О.: — … (1 минута.)
3. Оказывается, неслышание ведет к одиночеству, распаду человеческих отношений, жестокосердию, эгоизму, свойственному падшим ангелам, участь которых — ад. В чем вы можете убедиться, выслушав быль. (Читаю отрывок из «Моих посмертных приключений» Юлии Вознесенской — М., 2001 г., с. 228).
«Я дремала в своем шезлонге, а рядом две молодые женщины вели громкий разговор:
— Дорогая! Я так рада тебя видеть! Ты довольна, что я тебя разыскала?
— Нет, только что пришла.
— Ты уже купалась?
— Да, перекусила на набережной. У тебя новый купальник?
— Я ему так и сказала, что на пляже люблю бывать одна.
В.: — Что вы можете сказать об этой беседе?
О.: — … (1 минута.)
В.: — Что мешало общению, слышанию друг друга?
О.: — … (1 минута.)
В.: — Были ли у нас такие беседы в жизни? Хочется нам такого общения? Почему?
О.: — … потому что нашей душе несвойственно такое общение, она стремится к взаимопониманию, единению, любви. (1 минута.)
4. В.: — Какое же общение в радость нашей душе? Закрепление беседы.
О.: — … (1 минута.)
В.: — Как нам услышать друг друга?
О.: — … (1 минута.)
— Посмотрите, пожалуйста, на вопросы, данные в начале беседы. В них содержатся ответы на тему беседы, конкретные действия, помогающие слышанию ближних. Вы можете попробовать их исполнить сразу после нашей беседы. Главное — увидеть, согласиться, что у нас проблемы в общении друг с другом, иначе мы бы не ссорились. Об этом нам напомнит второй вопрос: «Что мешает услышать другого?» Поразмыслите над ним, поспешите избавиться от вредных привычек: слушать вполуха, перебивать и так далее.
Домашнее задание
Начать исполнять действия слушателя — дослушивать до конца со вниманием. Кто хочет стать собеседником, может взять правило: выслушав слова собеседника, отвечать ему, выдержав десятисекундную паузу, только потом отвечать.
5. Прощание:
— До свидания, ребята. Спасибо за беседу. Надеюсь, что она будет полезной. Что вы будете источником радости, жизни, любви для других. До встречи.
(5 минут.)
Общее время: 20 минут.