Слышим ли мы друг друга (Беседа с учащимися 10 класса)

Инна Тузова, 2003

Тема: Слышим ли мы друг друга?

Цель: Дать подросткам представление об образе слышания друг друга.

Замысел: Через одни и те же вопросы в начале, середине, конце беседы достичь плода:

а) Как я слышу другого?

б) Что мешает услышать другого?

Плод: Побудить желание у подростков слышать собеседника.

Задачи:

  1. К цели:
    • Не уклоняться от тем нравственной беседы.
    • Иметь простой, доступный язык.
    • Быть ученицей у Господа, слушать детей.
    • Через рассказ о монахине Гаврилии дать детям представление о слышании людей.
    • Через рассказ из повести Ю. Вознесенской «Мои посмертные приключения» увидеть вред эгоистического общения.
  2. К плоду: проверить, удался ли плод, с помощью:
    • вопросов замысла;
    • домашнего задания.

Ход беседы

(Раздаю листочки с вопросами до начала урока)

1. Приветствие:

— Сегодня я хотела бы поговорить с вами о двух возможностях пребывания в жизни. Одна — это любовь, которая слышит другого человека, другая — эгоизм, который всегда приводит к одиночеству. Самое близкая и тесная связь на земле — это семья.

Как вы видите, в чем смысл семьи, брака?

— О.: — … (1 минута.)

— Смысл брака в том, чтобы приносить радость. Семейная жизнь самая счастливая, полная и богатая. Как пишет императрица Александра: «Секрет счастья в семейной жизни — внимание друг к другу, это соединение двух половинок в единое целое». Без внимательного отношения к другому невозможно понять, услышать другого, встретиться с ним душой, научиться любить.

Тема нашей беседы — «Слышим ли мы друг друга», думаю, поможет нам стать любящими матерями, отцами, супругами.

Слышание другого начинается с умения выслушивать до конца собеседника. Предлагаю вам вопросы для сознания себя (устный ответ на вопросы замысла):

А. Как я слушаю другого?

  • Дослушиваю до конца.
  • Даю выговориться человеку.
  • После разговора стараюсь помочь.

Б. Что мешает услышать другого?

  • Мое настроение.
  • Мнение о людях.
  • Недоверие. (2 минуты.)

Эти вопросы помогают увидеть себя, свое состояние слышания. Слышать — это замечать состояние человека (душевное, физическое), различать состояние, быть во внимании к собеседнику, а не только к себе. А когда собеседник этому противится, на него идет обида, раздражение, досада, гнев.

В.: — Знакомо ли вам такое состояние?

О.: — … (1 минута.)

2. Рассказ о монахине Гаврилии.

Хочу вам рассказать об удивительной женщине, гречанке Гаврилии, нашей современнице. Она лечила, утешала многих больных в разных странах мира (в Индии — прокаженных неприкасаемых). Рядом с ней люди забывали проблемы, чувствовали, что у них вырастают крылья, обретаются силы. Все потому, что она дарила любовь, вся ее жизнь была служением ближним. Когда к ней кто-нибудь приходил за помощью, она забывала себя, усталость, время, свои дела, говорила: «В этот момент я не существую». И так двадцать четыре часа в сутки. Господь Гавриилии дал силу любви за ее труды, заключающиеся в трех действиях: а) дослушивать другого до конца; б) дать выговориться человеку; в) после разговора помочь.

В.: — Исполняем ли мы эти действия и как часто? (2 минуты.)

О.: — … (1 минута.)

В.: — Что мешает услышать другого?

О.: — … (1 минута.)

В.: — К чему ведет невнимание, непонимание?

О.: — … (1 минута.)

3. Оказывается, неслышание ведет к одиночеству, распаду человеческих отношений, жестокосердию, эгоизму, свойственному падшим ангелам, участь которых — ад. В чем вы можете убедиться, выслушав быль. (Читаю отрывок из «Моих посмертных приключений» Юлии Вознесенской — М., 2001 г., с. 228).

«Я дремала в своем шезлонге, а рядом две молодые женщины вели громкий разговор:

— Дорогая! Я так рада тебя видеть! Ты довольна, что я тебя разыскала?

— Нет, только что пришла.

— Ты уже купалась?

— Да, перекусила на набережной. У тебя новый купальник?

— Я ему так и сказала, что на пляже люблю бывать одна.

В.: — Что вы можете сказать об этой беседе?

О.: — … (1 минута.)

В.: — Что мешало общению, слышанию друг друга?

О.: — … (1 минута.)

В.: — Были ли у нас такие беседы в жизни? Хочется нам такого общения? Почему?

О.: — … потому что нашей душе несвойственно такое общение, она стремится к взаимопониманию, единению, любви. (1 минута.)

4. В.: — Какое же общение в радость нашей душе? Закрепление беседы.

О.: — … (1 минута.)

В.: — Как нам услышать друг друга?

О.: — … (1 минута.)

— Посмотрите, пожалуйста, на вопросы, данные в начале беседы. В них содержатся ответы на тему беседы, конкретные действия, помогающие слышанию ближних. Вы можете попробовать их исполнить сразу после нашей беседы. Главное — увидеть, согласиться, что у нас проблемы в общении друг с другом, иначе мы бы не ссорились. Об этом нам напомнит второй вопрос: «Что мешает услышать другого?» Поразмыслите над ним, поспешите избавиться от вредных привычек: слушать вполуха, перебивать и так далее.

Домашнее задание

Начать исполнять действия слушателя — дослушивать до конца со вниманием. Кто хочет стать собеседником, может взять правило: выслушав слова собеседника, отвечать ему, выдержав десятисекундную паузу, только потом отвечать.

5. Прощание:

— До свидания, ребята. Спасибо за беседу. Надеюсь, что она будет полезной. Что вы будете источником радости, жизни, любви для других. До встречи.

(5 минут.)

Общее время: 20 минут.