Методика по проведению нравственных уроков

Иванов Р. Н.

Цель училища православной катехизации и церковной педагогики им. преп. Сергия Радонежского после 5-летнего цикла обучения — это церковный педагог.

Педагог — это:

  1. преподаватель нравственных уроков;
  2. организатор церковных праздников;
  3. воспитатель на детском и семейном поселениях.

Для научения педагога как преподавателя нравственных уроков в программе училища заложен пятилетний (минимум — трехгодичный) цикл обучения.

Ход подготовки внутри каждого блока:

А. Устроительное слово. Запись хода подготовки, его задач. Воспоминание и оживление студентами прошлого опыта проведения уроков (письменная личная работа и проговаривание): что такое нравственный урок? Разная глубина построения урока (по целям и плодам). Что есть замысел и его составы? Общий состав урока (вводная часть, основная, закрепление). Составление пробного мини-урока на заданную тему (чтобы отразить весь его состав). Распределение студентов к сопровождающим преподавателям.

Время: 1–2 рабочих дня (по 7 часов).

Б. Выбор темы урока, возраста детей и составление личного урока с помощью сопровождающего: цель — задачи, плод — замысел и, исходя из них, — наполнение содержательное, деятельное, нравственное и духовное всех составов урока.

Время: 2 рабочих дня.

В. Личная недельная доработка — вынашивание составленного урока с минимум одной встречей с сопровождающим. В это время могут быть другие события (труды, праздники, богослужения).

Время: 1 неделя.

Г. Преподание своего урока перед студентами и сопровождающими и его защита (по замыслу, целям, ходу, возрасту, на который он рассчитан). Личная доработка и переработка урока.

Время: 2 дня.

Д. Выход в школу для посещения и проведения уроков:

  • один урок посещают у учителя данной школы;
  • два урока посещают у своих напарников-студентов;
  • два урока проводят сами (один урок в двух разных классах).

Время: 1–2 рабочих дня.

Е. Анализ проведенных и посещенных уроков:

  • личный по вопросам методики;
  • совместный всей группой.

ДЛЯ НРАВСТВЕННЫХ УРОКОВ

Разные глубины построения урока.

Беседа — это произвольная форма общения людей, может быть в виде диалога.

Урок — имеет свои рамки, т. е. цели, задачи, плоды, всегда имеет итог, внутри него существует замысел, который вводит в процесс уразумения.

Уразумение:

  1. встреча с содержанием, первичное усвоение его;
  2. опыт осуществления этого содержания в жизни;
  3. возвращение к этому содержанию из опыта.

Урок — это отрезок жизни, который не должеа быть в тягость. Эту жизнь нужно задать:

  • любовью к предмету,
  • любовью к детям,
  • любовью к Богу.

Уроки можно строить:

  • по целям,
  • по плоду,
  • по задачам, 
  • по замыслу.

Цель — направлена на достижение внешнего результата после какого-либо действия, дела, исполнения определенной задачи, это то, что внешне — видимо можно определить и проверить (в жизни души — это то, что касается и пробуждается в действие внешнее, поверхностные ее уровни: интересы, эмоции, рассудок).

Примеры поставленных целей:

  • Построить 2-этажный дом.
  • Испечь пирог с яблоками.
  • Выучить наизусть стихотворение.
  • Провести интересную игру.
  • Дать максимальный объем знаний по данной теме на уроке.

Поставленные задачи при этом напрямую или косвенно направлены на достижение поставленной цели — чтобы достичь нужной цели, необходимо выполнить поставленные задачи (цель — дом; задачи: 1) спланировать территорию, 2) начертить план, 3) выкопать котлован и залить фундамент, 4) закупить стройматериалы и т. д.).

Поэтому есть разная глубина действия урока на подопечных. Урок может быть направлен на затрагивание и пробуждение:

  • эмоциональности;
  • интереса;
  • отношений личных к данной теме, предмету;
  • ценностей личности — их развития, становления или перемены

(Жизненность. Здесь страсти или добродетели явно начинают жить, и ими творится жизнь.)

Отсюда выражения:

  • пробудить интерес;
  • заполнить время эмоционально;
  • развить интерес;
  • сформировать отношение;
  • перевести из настроения в интерес;
  • обращаться к ценностям.

Акцент только на интересе не дает развития личности (вся современная субкультура построена на интересе и эмоциональности).

Поэтому в нравственной и церковной педагогике уроки направлены на обретение плода как итога совершенного замысла.

У апостола Павла мы читаем: «Плод духовный есть: любовь, радость, мир, долготерпение, благость…»

Плод — это то, что становится внутри души, духа человека как личности, т. е. становится его собственным внутренним достоянием, обретением, развитием:

  • его сердечные расположения (тихая радость и благодарность автору за выученное стихотворение);
  • его волевое движение (желание и решимость применить полученные на уроке знания в своем домашнем хозяйстве);
  • его мысль, рожденная из потребности жить так, как сказал учитель на уроке.

Чтобы образовался плод — учителю необходимо в ходе урока совершить что-то еще дополнительное и исполнить цель (по ее задачам), а после него нужно еще что-то совершить самим ученикам

И для этого необходим замысел — та последовательность действий и содержаний, заданных детям, благодаря которым в детях оживает предмет или содержание урока, но не как воображаемое, а как реально происходящее, воспроизводимое из пережитого опыта или чаемое ими.

Что есть замысел?

Замысел формирует личное отношение к событию, предмету или явлению, которое является темой урока. И тогда урок становится частью жизни ученика (а не просто отвлеченным от жизни содержанием).

Составы замысла:

(в его развитии — от начала к завершению)

  1. Контрастные чувства (положительные — отрицательные), которые возникают на уроке к данному событию или явлению (на уроке М. Ю. Гайдар «О сквернословии» — это смена видеоряда природных первозданных ландшафтов, древних храмов, икон и — безобразных свалок и техногенных ландшафтов.
  2. Осмысление переживаемых чувств через преподанное содержание и выход по смыслам.
  3. Деятельное и личное отношение к событию или явлению, которое возникает уже на уроке и продолжается в жизни — выход к поступку.

Таким образом: 1. Сердце — чувства >>> 2. Ум — осмысление >>> 3. Воля — поступок.

В результате осуществления такого замысла обретается плод (хотя уже на каждом этапе замысла должны быть свои плоды, ведущие к общему, конечному плоду).

При переходе от одной части замысла к другой должна исполняться взаимосвязь — т. е. когда переходим в область ума, то должно происходить осмысление того, что прочувствовалось сердцем (а не что-то другое, отвлеченное и воображаемое), и далее при переходе к воле — делать то, что прочувствовалось и потом осмыслилось и теперь выводится в поступок.

Поступок — это не просто действие воли, а собирание человека воедино.

Осуществляя замысел, преподаватель (воспитатель) приводит подопечных к исполнению поступка.

При этом само совершение поступка зависит от личности ребенка.

Замысел рождает в подопечном причину поступка — совесть, которую подхватывает личность, или через которую личность совершает поступок.

В итоге: замысел — побуждает чувства:

  • ведет их к осмыслению,
  • побуждает совесть,
  • направляет волю
  • и собирает личность в поступок.

(По Свт. Феофану побудителями воли являются):

  • приятное — чувства,
  • полезное — осмысление,
  • нужное — совесть.

ОБЩАЯ ЧАСТЬ УРОКА (его состав)

1 часть — вводная:
  1. Приветствие.
  2. Знакомство.
  3. Опрос предыдущего материала (обращение к их опыту).
  4. Присоединение (новой темы): — к содержанию, к жизни (своей) — это слово, действие, где пробуждается и восстанавливается живой интерес, внимание к теме урока.
2 часть — основная:

содержание и активные формы работы

  1. Чтение.          1.  Собеседование.
  2. Рассказ.          2.  Групповая работа.
  3. Беседа.           3.  Ресурсный круг.
  4. Одинарный, двойной круги.
3 часть — закрепление:
  1. Подведение итогов.
  2. Выводы, пожелания себе и друг другу.
  3. Обретения и затруднения.
  4. Домашнее задание — это действия, реализующие тему урока:
    • на общение с ближними и на формирование мировоззрения;
    • на закрепление знаний;ний;
    • на закрепление умений.
  5. Прощание.

Упреждения — даются перед каждым новым действием, новым значимым содержанием, незнакомым заданием.

Их задача:

  1. Дать ясный образ предстоящей работы.
  2. Значение работы: в жизни, для личного развития, пребывания в семье, служения Отечеству.
  3. Порядок работы (что и за чем идет).
  4. Результат или плод.
  5. Правила.

Как можно подать нужное содержание:

  1. Пересказом живой ситуации или события, где проявилось это качество, данный предмет содержания.
  2. Логическим рассуждением — сначала озадачить, а потом, отвечая на озадачивающий вопрос, развернуть рассуждение, в котором раскрывается содержание данного предмета.
  3. Неожиданностями: мыслей, сравнивания, ситуаций.

ФОРМЫ УРОКА:

  1. диспут между учащимися;
  2. беседа с преподавателем;
  3. монолог, но яркий и в нем (внутри) тоже должен быть диспут.

Подходы при выборе темы урока:

  1. При знакомстве с детьми выяснить, где у них «пусто» или «завал в пропасть».
  2. Тема — только положительного названия: не «Не лгать», а «Правдолюбие».

  3. Зная программу предметов в школе и темы бесед на классных часах, связать все это со своей темой.
  4. Тема, как нравственная прививка — чтобы обезопасить наперед: от сквернословия — «Доброе слово», от пошлости — «Целомудрие».

! Детям до 5–7 лет можно давать только положительные темы и действия (так как если говорить «не делай» — воспримут это как «делай»).

Пример нравственного урока

Урок по истокам: «Сердечные слова. Сердце сердцу весть подает»

2-й — 5-й класс.

План

А. Цель урока:

  1. по результату — раскрыть и донести образ сердечных слов;
  2. по плоду — пробуждение начального желания дарить ближним сердечные слова.

Задачи (в связи с целью):

  1. Для преподавателя:
    1. донести до ума и сердца детей содержание о добрых словах,
    2. вопросы на разумение себя и своей жизни, обращенной к детям,
    3. дополнение приведенных примеров своими сердечными словами,
    4. обогащение и расширение их.
    5. вопросы задавать для жизни детей, а не для их ответа.
  2. Для детей:
    1. разумение себя и своей жизни при усвоении содержания,
    2. начение общению друг с другом,
    3. труд души исходя из жизненного опыта.

Б. Последовательность урока и время на каждое его действие.

Тема урока: «Сердечные слова».

На доске: «Ласковым словом и камень растопишь»

Схема
  • Здравствуйте, дорогие ребята! (Обращаюсь к детям и жду приветствия.)
  • Меня зовут…
  • Сегодня мы с вами совершим необычный урок — занятие, которое называется «Сердечные слова» (показываю на доску). (1′)

Присоединение

От сердца человеческого исходит множество добрых сердечных слов. Посмотрите на доску: сердце и лучики, от него исходящие — символизируют наш сегодняшний урок. К концу урока на каждом лучике появятся сердечные слова. А какими они будут. зависит от всех нас — как мы потрудимся душой.

Желаю всем нам в течение урока проявить самые добрые чувства и стараться произносить сердечные слова! (1′)

Активное собеседование с классом

Вот, ребята, начинается новый день. Скажите — как утром вы приветствуете своих близких и друзей?

(Дети отвечают по очереди, я помогаю, направляю в их труде, уточняю и уясняю ответы.)

И на доске на первом лучике появляются слова приветствия:

Здравствуйте! Здорово живем! Добрый день! Доброго здравия! Мир вашему дому! (3′)

Содержание

А теперь, ребята, послушайте!

От сердца человеческого исходит множество добрых слов. Начинаются они с приветствия друг другу. Утром после сна, при встрече с друзьями и знакомыми, в школе, в классе, мы говорим друг другу: «Здравствуйте!» Это сердечное приветствие состоит из двух частей: «Здравствуй-" и «-те» (то есть мы, вы, все). (Пишу на доске.)

Здравствовать — значит быть здоровым. Тем самым, произнося от сердца это приветствие, мы продолжаем древнюю традицию здравицы — пожелания здоровья ближнему. Кроме «здравствуйте», были и другие здравицы — «Здорово!», «Здорово живете!», «Дай Бог тебе здравствовать».

Прежде было принято всегда здороваться с каждым человеком, даже незнакомым. Особенно — при встрече со старшим по возрасту. Этого требует почитание и уважение. Ведь пожелание здоровья — есть проявление любви к ближнему.

Ныне, к сожалению, этот добрый обычай утрачен, хотя традиция здороваться с людьми знакомыми продолжает жить. (0,5′)

Активное собеседование на разумение себя

Ребята, а кто сейчас узнает себя среди тех, кто утратил этот добрый обычай здороваться и желать добра своим ближним (и особенно старшим)? Поднимите руки — кто узнал себя среди таковых. … (какой вопрос еще задать). А кто из вас знает среди своих знакомых тех, кто не утратил этот обычай и здоровается с ближними первым? (1′)

Другие сердечные слова произносят, когда приходят в гости и переступают порог чьего-либо дома. В таком случае на Руси всегда говорили: «Мир дому вашему!» — желая тем самым любви, согласия и взаимопонимания всем его обитателям от мала до велика. В этих словах высказывалась то, что входящий пришел в этот дом с добрыми намерениями и чувствами — с миром и надеется, что его встретят тем же. И тогда, конечно, хозяева ему с радостью отвечали (Кто знает, как отвечали?):«С миром принимаем!» (1′)

Активное занятие в группах по двое — тренинг (работа с карточками)

Вот, ребята, мы вспомнили и поделились друг с другом словами приветствия.

А сейчас проведем и исполним с вами интересное и очень важное задание. Каждый получит карточку, которую нужно будет самостоятельно заполнить. В каждой карточке есть такие названия:

  1. слова поздравления и слова пожелания,
  2. слова благодарения,
  3. слова любви,
  4. слова прощения (покаяния).

И после каждого названия есть пустое место, куда нужно вписать эти слова.

Шаг 1 (самостоятельный этап). Первое задание будет заключаться в том, что вы сначала приветствуете родных, друзей, знакомых — испомните, какие сердечные слова сюда относятся. И потом записываете в карточку напротив названия все слова, которые нашли. Потом внимательно читаете следующее название и так же все исполняете.

Время — 5 минут. Каждый трудится самостоятельно и в тишине! (раздача карточек, разрешение возникших вопросов). (1′ + 5′).

Шаг 2 (работа в паре). А теперь второе задание. Нам нужно собраться в пары друг с другом (собираются те, кто сидят за одной партой).

Я сейчас раздам на каждую двойку по карточке — она будет называться «карточка общего решения группы».

Вначале вы расскажете и поделитесь друг с другом теми сердечными словами, которые выписали на своих карточках, а потом выпишете на общей карточке все слова каждого из пары (исключая повторы — т. е. одинаковые слова 2 раза писать не надо).

Карточка

Время — 7 минут (0,5′+7′).

А сейчас, ребята, третий этап задания. (Шаг 3 Обсуждение в классе, экспертная оценка).

Каждая пара поделится со всем классом тем богатством добрых сердечных слов, которые они нашли и записали в своей карточке общего решения. И таким образом наша общая «копилка», наше сердце наполнится удивительным богатством добрых сердечных слов. Ведь эти слова так часто бывают нам нужны в разных жизненных ситуациях — для того, чтобы поддержать, утешить ближнего, порадоваться вместе с ним.

Сейчас в каждой паре выберите того, кто будет отвечать, и начнем по очереди. (Если детей больше 20, то спрашивать через пару).

А наиболее теплые, сердечные слова будем записывать на лучах нашего Сердца — Солнца («7′).

Данный тренинг развивающий. Учащиеся чаще всего приводят примеры распространенных слов. Учитель на этапе экспертной оценки дополняет менее распространенными, но не менее добрыми, задушевными, сердечными словами, обогащая, расширяя активный словарь учащихся.

Все представители от пар встают и сначала называют все свои слова первого названия (и так все), потом второго и т. д. Учитель уточняет, дополняет, комментирует и записывает лучшие на лучах Солнца.

Содержание.

После записи слов пожелания:

«Традиционными являются слова праздничного поздравления. Поздравления высказываются лично или высылают письменно. Это делают в связи с днем рождения и с днем именин, с Новым годом, Рождеством, Пасхой, с Днем Победы и с другими праздниками и важными событиями.

Поздравления сопровождаются пожеланиями. Приятно желать друг другу здоровья и счастья, благополучия и успехов, долгих лет жизни. Люди верующие желают помощи Божией, крепости телесных и душевных сил.

Поздравляя от всего сердца человека, мы стараемся вносить в свои слова еще и те пожелания, которые особенно важны человеку. Одному, например, желаем успешного окончания школы, другому — достроить новый дом, третьему — терпения в борьбе с болезнью, четвертому — рождения добрых и послушных детей.

Нередко вместе с поздравлениями и пожеланиями дарят подарки. При этом цена подарка не имеет значения. Важно, чтобы он был от чистого сердца и с добрыми мыслями. Особенно ценен подарок, сделанный своими руками». (1′)

После слов благодарения:

«Богаты у нас и традиции благодарного слова. За любое доброе дело, сделанное ради тебя, твоих близких, ради веры и Отечества, принято благодарить — благо (добро) дарить. Другими словами — на добро принято отвечать добром.

Благодарное слово прежде всего выражается в том, что мы признаем заслуги другого. Мы благодарим всех, кто заботится о нас, трудится для нас, молится о нас, учит нас, защищает нас, подает пример праведного слова и дела». (0,5′)

После слов любви:

«Удивительны и трогательны слова любви. Она во все времена является самым светлым чувством человека. «Ум истиной просветляется, сердце любовью согревается», говорили в народе. Вот почему любовь также рождает в человеке сердечные слова удивительной силы. О любящих друг друга было принято говорить — у них сердце чует, сердце сердцу весть подает. Любимый, родная, ненаглядная, сердечко мое, заботушка моя, суженый мой — такие слова говорят наедине, искренне, трепетно и с умилением».

После слов прощения:

«От сердца произрастает негромкое, но сильное слово совести. Раскаяние, покаяние и прощение — вот ступеньки, на которых взращивается слово совести. Совесть рождает слово раскаяния, на исповеди звучит слово покаяния, любовь Божия и человеческая дарует прощение. В ответ на просьбу простить кающемуся человеку отвечают: «Бог простит и я с Ним», «Бог простит и меня прости». Всегда на Руси помнили — грязь природную очищает вода, а грязь духовную — покаяние.

Так сердечное слово готово соединять и примирять людей, очищать их душу, радовать любовью и чистотой чувств».

— По завершении содержания о словах любви или словах прощения:

Вот, ребята, вы видите, как в течение урока лучи нашего Солнца засветились теплыми и живыми словами.

А родились они из наших сердец.

И теперь вы знаете, какое богатство каждый таит и содержит в своей душе.

Им можно и нужно пользоваться в разных жизненных ситуациях, чтобы дарить ближним радость, тепло и свет.

— Поэтому хочу пожелать вам в вашей жизни — не только знать эти ценные слова, но и почаще их произносить.

— А сейчас послушайте одну жизненную историю, которая произошла, быть может, и в нашем городе. Она называется «Улыбка» (Б. Галено).

(Чтение-пересказ ≈ 4 минуты.)

— А что вы чувствуете, когда говорите сердечные слова?

— А что чувствует тот, кому вы их говорите?

Домашнее задание

— Ребята, а по каким признакам вы узнаете, что ваше слово, сказанное ближнему, дошло до его сердца?

А у кого появилось желание дарить сердечные слова своим родным, знакомым, друзьям? Поднимите руки.

Наш урок подошел к концу. И большое значение имеют слова, сказанные при расставании. Если люди расстаются ненадолго, то принято говорить: «До свидания». В этих словах живет уверенность в том, что новая встреча (свидание) будет скоро, а само свидание будет желанным. Если же расставались на большой срок или были не уверены, что придется когда-нибудь свидеться вновь, то говорили: «Простите и прощайте!». В этих словах живет православная традиция примириться при расставании, испросить прощения за обиды и простить самому. Слова:

Приветствия: здравствуйте, доброго дня, мир вашему дому.

Пожелания: здоровья, любви, счастья, терпения, Божьей помощи, семейного благополучия.

Благодарения: благодарю за твою помощь, заботу, доброту, любовь, благодарю Бога за то, что есть.

Любви: радость моя, роднуля, любимый, дорогой, милый, долгожданный.

Прощения.