Богослужение. Вводный урок

Евгения Масленникова, 5 класс, 2006 г.

Цель: Раскрыть значение разумного пребывания на богослужении.

Плод: Сопоставление подопечным своего образа (опыта) пребывания на богослужении с тем, который дается на уроке.

Задачи:

  1. Иметь ясное и точное содержание по теме урока.
  2. Использовать доступный материал к раскрытию темы, точное и своевременное исполнение.

Ход урока

  1. Вводное слово.
    1. Приветствие.
    2. Чтение рассказа «Легенда о немой церкви» о. Василия Преображенского (журнал «Духовно-нравственное воспитание» № 3, 2002 г.).
    3. Сообщение темы и задач урока.
      Задача: — познакомиться со смыслами богослужения, понять ценность его для нас;
  2. Ресурсный круг.
    1. Ввод правила: «Правдиво, искренне, честно».
    2. Ответы на вопрос: «Чем для меня ценно богослужение?»
      Упреждение: чтобы получилось собеседование, передавайте слово следующему участнику ресурсного круга: «Поделись, а как у тебя».
    3. Подытоживание.
    4. Слово о том, как св. кн. Владимир выбирал веру.
    5. Слово о создателях Устава. О мученичестве. (М. Скабалланович. «Толковый Типикон». С. 8–9).
  3. Основная часть.
    1. Ветхозаветное богослужение. (М. Скабалланович. «Толковый Типикон». С. 10 — 13).
    2. Истоки богослужения с апостольских времен. («Толковый Типикон», с. 8 — 11).
    3. Откровение ап. Иоанну о небесном тайнодействии (архиеп. Филарет (Гумилевский). «Исторический обзор песнопевцев». С. 13).
    4. Вопрос: «Какие вы знаете богослужебные песнопения небесного происхождения?»
    5. Слово о составителях Устава
      • св. Кассия;
      • св. Косма Маюмский.
    6. Упреждение в жизнь о скуке на службе. Рассказ свящ. Андрея Кононова «О скучной службе» (журнал «Духовно-нравственное воспитание», № 3, 2002 г. С. 34).
  4. Заключительная часть.
    1. Об особенностях воскресного богослужения.
    2. Рассказ «О сошествии Иоанна Крестителя во ад» («Апокрифы древней Руси», с. 111).
    3. О тайне глубокого воздействия на душу православного богослужения.
    4. Наставление старцев о богослужении (см. приложение).

Анализ занятия

1. Что удалось осуществить?

Удалось с начала урока ввести подопечных в тему посредством точно подобранного рассказа, сообщений целей и задач урока.

Удался ресурсный круг. Было введено правило: «Правдиво, искренне и честно пребывать».

Был задан вопрос круга и дано время на размышление. В самом круге удалось организовать передачу слова собеседнику, когда ответивший предлагает любому продолжить. В круг были приглашены и наблюдатели. Тем самым был услышан опыт старших. Было подобрано сильное содержание, даны некоторые упреждения, то есть предостережения о возможных последующих искушениях.

2. Что необходимо выправить?

Было подобранно много содержания разностороннего, нужного, но им буквально засыпала подопечных, пытаясь более заинтересовать, нежели пробудить желание разумного стояния на богослужении.

3. Неумело были подведены итоги.

Не следует брать много различного материала, а сказать о его обширности, но более глубоко раскрыть какую-либо одну сторону богослужения.

Обязательно проводить закрепление, давать задание в жизнь, чтобы было продолжение урока.

4. Цель урока, считаю, достигнута, о плодах сказать трудно, так как не было проверенного действия и закрепления.

Приложение

«… некоторые думают: зачем идти в церковь, можно и дома помолиться. Но церковную молитву нельзя даже сравнить с домашней: в храме один раз скажешь: „Господи помилуй“, а дома взамен этого надо прочитать всю Псалтирь.

В храме сделаешь один поклон — а дома надо сделать тысячу. Если со вниманием будешь стоять на Божественной литургии, это заменит шесть тысяч Иисусовых молитв».

Анализ урока Ульяны Ивановой

Тема: «О Вере и жизни христианской»

Ход урока:

  1. Приветствие.
    Приглашение на улицу.
  2. Игры на воздухе:
    1. «Рыба, птица, зверь».
    2. «Имена».
    3. «Коршун и наседка».

    Упреждение о правиле: «Не знаешь, что за поворотом».
  3. Чай, непринужденное общение.
  4. Вопрос: «Что из детства помогло мне стать верующим?»
  5. Подведение итогов, напутствие в жизнь.

Целей и задач в начале не услышала. Что-то говорилось, когда выходили на улицу, но говорилось спиной к нам, поэтому не услышалось.

Получилась встреча людей за ответом на вопрос (см. IV). Глубокие, источные ответы. Поддерживалась ценность услышать каждого.