Отчет о летнем служении сопровождающего семей, Сергей Бондарь

Сергей Бондарь, 5 класс, 2006 г.

Положительная часть отчета

А. Получилось ли общиноустроение?

  1. О целом на поселении, думаю, получилось, так как давалось содержание, выходящее на работу с собой: о разумении, уразумении; была взаимопомощь; о разумении себя; как управляться с детьми. Когда что-либо происходило у детей, было общее напряжение к Богу в молитве. Была общая подготовка к праздникам, богослужению. Чувствовалось единство духа.
  2. В объединении семей. В моем объединении мамы помогали друг другу в разумении себя, помогали найти выход, правильное решение из сложившейся ситуации с детьми. Была помощь на бытовом и организационном уровнях. Во мне общиноустроение было лишь на уровне порадоваться за что-то доброе, получившееся у людей, помолиться за чье-то неустройство.

1. Какие цели, задачи ставились мною в устроении поселения, в служении?

  1. а) В устроении поселения цель была подготовить домики для жилья.
  2. б) В служении: моя цель была провести людей по событиям поселения с пользой.
    Ну, а о задачах: закрепить услышанное.
    Цель была помочь людям в их работе с книгами (собеседование), мне думается, что эти две цели схожи с целью нравственной: разумение ближнего.

2. Из чего, откуда ставились мною цели?

Цели ставились из чувства долга перед людьми и ответственности перед Богом.

3. Как предполагалось эти цели осуществить?

Подготовка домиков была внесена в сетку подготовки к поселению, были известны конкретные сроки, объемы работы, были выделены люди.

Цель: помочь людям быть на поселении с пользой — знакома с предыдущих поселений. Это подтвердилось когда начались советы объединения, стало ясно, что можно напоминать, ставить акценты на то или иное, смотреть, что получается, что не получается.

В нраве и характере хотелось бы, чтобы была терпимость.

4. Из чего было видно в начале лета, что цели и задачи осуществимы?

По строительству домиков я не был уверен, что эта цель может быть осуществима к сроку.

По второй задаче: польза от событий поселения — могу сказать, что некоторый опыт имелся, следовательно, была некоторая уверенность, тем более, что в этом году официально определялось время на советы.

Про третью цель: собеседование — скажу, что некоторый ресурс успеха у меня имелся за этот год и в вопросах отчасти разобрался.

Б 1. Какие из поставленных целей, задач получилось выполнить? Из чего это видно?

Не скажу, что полностью, но в какой-то мере получилось исполнить цель: провести людей по событиям поселения с пользой. Это видно по советам объединения, когда мамы с радостью откликались на мои предложения поделиться услышанным, как оно исполняется у них, как они думают применять все это. Мамы делились своим опытом, тем, как полученное содержание меняет их жизнь; помогали в разумении друг друга.

2. Ответственность перед Богом потерял, а долг перед подопечным остался лишь в форме: нужно собрать — соберу, нужно составить список пришедших на «Капельку мужества» — составлю.

Неправильные основания повлекли за собой эти настроения. Это саможаление, самоугодие. Из них совершалась по большей мере вторая половина смены. Распознав их сразу, так как это уже не первый раз, следует отложиться, пока не хватает решимости и видимо ценности другой жизни.

3. Предполагаемое «как осуществить» подтвердилось по большей части на первых двух целях: домики, за исключением одного, до начала смены были доделаны; люди, пока я обращал их к пережитому, были собранны, во второй половине смены не было советов, жизнь шла своим чередом, поэтому как там, что там происходило внутри, не знаю.

4. Эту цель: вести людей в событиях, мне думается, вполне реально осуществлять и в дальнейшем, так как большого напряжения моих каких-то сил это не вызывало и виделась значимость этой цели, к тому же была видна реальная жизнь мам, когда они делились переживанием.

Разумение себя

1. Что мною движет: представление, чувство или деятельное ощущение служения?

По большей части это представление о служении, идущее из опыта, подготовки, рассказов, были моменты чувства служения, когда слышалось конкретное состояние человека и искались варианты помощи ему.

Полноценный образ служения складывается из знаний и опыта, которые были набраны за время подготовки к поселению, за время прошлых поселений — детских и семейного; плана, который нужно было осуществить; умений, которые были обретены или же не были обретены, но в которых нуждался. Реальное служение осуществлялось из желания делать, слушать, где-то с мечтательностью на свой счет, из чувство долга, знаний, опыта прошлых поселений, лени.

2. Угодные Богу действия и расположения о служении были: искреннее желание помочь людям радоваться о себе и стать ближе к Богу, хождение по послушанию (по заданному от старших) — узнаю это совестью и верой.

Неугодные Богу действия и расположения были — это нехождение на труды, ослабление и вообще оставление попечения.

3. Из нравственных оснований, заботы и попечения я был на советах, собеседованиях, личных беседах, в собеседованиях присутствовало церковно-профессиональное основание, где нужно было помочь в работе с книгой.

На школах родительской и воцерковления, в одинарном круге я ощущал себя скорее таким же участником, как они, чем помощником в научении, поэтому меня очень затрудняло комментировать что-либо сказанное батюшкой, от чего мамы оставались в некотором недоумении и неясности.

По поводу того, как поменялись действия и поступки приехавших на поселение, когда я действовал от неугодных Богу оснований (саможаление, самоугодие) скажу, что у них появилась некоторая самостоятельность, где они проявляли свою инициативу об устроении своей жизни, но при этом, по их словам, чувствовали себя брошенными.

4. В этом году соборность с устроителями я чувствовал, были добрые отношения практически со всеми устроителями.

5. Что умеешь, что не умеешь?

Не умею дисциплинировать подопечных, это хорошо почувствовалось на поселении с детьми; себя.

Отчасти некоторый опыт организатора дела приобрел.

Умею жить и действовать в служении из нравственного (долга, ответственности), есть опыт иметь отношение в событиях жизни к воле Божией, обо всем другом затрудняюсь сказать, умею или не умею, опыт есть во всем.

6. Выпиши шаги своего развития от поселения к поселению.

  1. С содержанием советов объединения в этом году я был знаком немного больше, чем в прошлом. Признаком этого было меньше страха и внутренняя, хоть и не полная, но легкость.
  2. В этом учебном году труд над служением и уразумением себя намного более ценен и понятен, с этим и вышел на поселение.

Разумение служения

1. Что есть существенное, что обслуживающее в твоем служении?

  1. К подопечным: существенное — это желание чтобы они получили пользу от поселения; обслуживающее — забота и попечение, чтобы это исполнялось, продуманность действий.
  2. Существенное в событиях и действиях: по возможности дать пользу представителям и получить пользу для себя; обслуживающее: искренность, внимание. Существенное в распорядке дня: советы, так как было волнение, напряжение, еда — кушать сильно хотелось, и спать всегда хотелось.

Опиши реальное людей

А. Потребность правильного родительства ярко была видна у Наталии Николаевны Азивой. Она трудилась над тем, чтобы принимать свою дочь Варвару такой, какая она есть, не озлобляясь на ее действия, кажущиеся неправильными. Она воцерковлялась, имела духовника, который не приучал ее к самостоятельности, и теперь, когда его не стало, Наталия Николаевна не знает, как ей дальше развиваться, нет сил, желания, умений. Несостоятельность в этом и состоит, что нет ответственности за свое спасение.

Отношение к поселению, его ценности, могу сказать, было доброе, искреннее ко всему, что происходило, что давалось.

  1. Мне кажется, что надо собирать на поселение людей, вставших на путь спасения, хотящих трудиться над собой, воспитывать детей.
  2. Научение разумению и уразумению, правильным семейным отношениям, общинной жизни.
  3. Поселение прошлого года я не помню. На детском поселении дается детям по большей части Православие в игровой форме, а на семейном — возможность пожить суровостью, в то же время радостью его.
  4. Сходство: загруженность дня.
  5. В прошлом году служение было более емкое в плане того, что я чувствовал себя поставленным Богом именно для этих людей, у меня была молитва за них, хотелось молиться.

Королева Мария — полное потакание капризам детей, угождение до изнеможения физических сил. Это безответственность по отношению к жизненности.

Фролова Светлана Борисовна — она и ее дочь Маша очень сильно изменились за прошедшие время с поселения 2005 года, все благодаря постоянному труду.

На этом поселении Светлана Борисовна неустанно трудилась над домашним заданием, над сказанным на родительской школе. Откуда столько ревности и сил?

Б.

  1. В целое объединение собирается через совместные действия, где люди помогают друг другу — советы, труды, школы, одинарный круг.
  2. Разрушается и растаскивается — затрудняюсь ответить на этот вопрос, единственное, на уровне событий где-то нерадивостью сопровождающего.
    Образ поселения развивается во мне на уровне созидаемого образа, т. е. некоторый образ поселения был пережит, впереди труд с людьми.

Уразумение учений

Из учений пользовался лишь тем, что усвоил на понедельниках по хранению духа ревности и из возрастной педагогики.

Без учения о добродетелях, спасении, о Церкви, педагогики невозможны ни православные, ни общинное поселения. Без каждого из них не будет полноты христианской жизни. Без учения о добродетелях, спасении неясно, в чем развиваться; без учения о Церкви — с помощью чего развиваться; без педагогики — как развиваться.

Сообразование

  • Идти нужно от потребности людей.
  • Принимать критику спокойно.
  • Найти материал в отношении воспитания родителей, которые не растят ни членов Церкви, ни граждан Отечества.

Выводы

  1. Без самоотвержения нет служения, самоотвержение может быть при самопринуждении, а оно, в свою очередь, возможно лишь, если есть потребность того, что делаешь.
  2. Над самопринуждением нужно сейчас работать вплотную, знаю, что это нельзя оставлять ни на миг: через совесть, она не дает покоя, и через веру, так как чувствую, что этого хочет Бог.
  3. Недостает умений задавать вопросы для разумения себя.