Основы устроения воскресной школы

Священник Анатолий Гармаев, М. Афанасьева

Всякая деятельность человека имеет какое-либо основание, без которого она совершаться не может. Так и воскресные школы создаются на разных основаниях. Характер основания определяет и перспективы развития деятельности, в частности, ее продолжительность или точнее, период времени, в течение которого она может оставаться общественно-значимой или лично значимой для ее участников, то есть как долго человек может жить смыслами этой деятельности.

В качестве примера приведем энтузиазм устроителей, который является основанием многих воскресных школ. Такая школа живет интересом детей к Церкви, но на этом основании долго просуществовать не может. Разные, порой неожиданные затруднения, являющиеся следствием малоопытности и отсутствия профессиональных знаний ее устроителей, ухудшения материальных условий и проч., гасят энтузиазм педагогов и воодушевление учащихся.

Другим основанием может быть профессиональный опыт педагогов. Методически правильно поставленное обучение дает свои результаты. Профессиональные качества педагогов и интерес детей к Закону Божию долго поддерживают школу. В воскресной школе дети при Церкви, но в Церкви ли они? Это становится ясно, как только у них пропадет интерес к церковным предметам. Часть детей уходит из школы и больше не появляется в Церкви, другие, продолжая обучение в школе, фактически не бывают на богослужениях, не участвуют в Таинствах или участвуют формально.

В то же время Церковь готовит своих чад к вечной жизни. Значит, в ней есть такое основание, которое простирается через всю земную жизнь в жизнь вечную. Видимо, и учебное заведение будет церковным, если оно будет приготовлять детей к такой жизни. Для Церкви небезразлично, какое основание имеет воскресная школа. Мы знаем, что основание дома, например, — это то, на чем дом стоит: его фундамент. Основание дела есть та причина, из которой и благодаря которой дело совершается. «Ты — Петр, и на сем камне Я создам Церковь Мою», или по-славянски: «Яко ты еси Петр, и на сем камени созижду Церковь Мою» (Мф. 16, 18).

Камень веры есть основание Церкви (и Христос, о чем говорится в конце доклада). «И пошел дождь, и разлились реки, и подули ветры, и устремились на дом тот; и он не упал, потому что основан был на камне» (Мф. 7, 25). Основание дома или дела проверяется потрясениями. И, если дело поставлено на истине, то в результате прохождения через трудности и искушения оно благодаря своему основанию не разрушается, но напротив, укрепляется.

Важнейшим основанием воскресной школы может быть вера, а значит, упование на благословение и содействие Божие в ее устроении. Тогда воскресная школа становится церковной благодаря церковному характеру ее устроителей. В ее основание кладется живая вера взрослых. В случае любого нестроения или угрозы такового преподаватели и дети единодушно прибегнут к Богу в общей молитве. И по прохождении искушений вера лишь укрепится.

Основание (вера) начинается в учителях и наставниках школы и от них передается детям, оно «пропитывает» и освящает все дела в жизни взрослых и детей. По основаниям школа станет единой, если со временем придет единодушие преподавателей и учеников.

Воскресная школа при нашем епархиальном училище только создается. В этом году училище переехало в новый район города, поэтому приходится на новом месте все начинать заново. В докладе мы поделимся результата ми нашего предыдущего опыта и размышлений. Это взгляд на воскресную школу, какой он у нас есть сейчас — по ее основаниям и основам.

Вот основания воскресной школы:

Первое: вера в благословение Божие и чаяние содействия Бога в устроении воскресной школы и исходящее из них живое обращение к Богу как при устроении школы и всего порядка ее жизни, так и в событиях жизни школы и каждого ребенка.

Начинается это основание в воскресной школе, продолжается за ее пределами. Вера и чаяние здесь воплощаются в любовь к церковному порядку жизни.

Церковный уклад постепенно входит в жизнь детей, и при этом должен входить целостно. В церковном укладе есть действия, посильные каждому ребенку. Такие, например, как испрошение благословения, молитвенное обращение к Богу по важным событиям жизни как в воскресной школе, так и дома (в радости восхваляя Бога, в скорби молясь о милости, прося благословения на начало всякого дела и благодаря по окончании его).

Второе важнейшее основание школы — почитание Бога. Обнаруживается оно в следовании Его заповедям: «А что мы познали Его, узнаем из того, что соблюдем Его заповеди» (1 Ин. 2, 3). Воплощается это основание в желании обретения богоугодного нрава и в жажде церковного благочестия.

Живя в церковном укладе, ребенок постепенно обретает вкус к новому порядку жизни. Прежде всего, это посильные для него обязанности христианина по отношению к Богу, к ближним и к себе. Поддержать и закрепить начала такого расположения и душевного устроения, помочь ребенку в обретении устойчивого навыка церковной жизни и есть наша задача.

Поддерживаются расположения и чувство долга по отношению к исполнению христианских обязанностей хранением чистой совести во всех обстоятельствах жизни. Это делается воспитателями, и они же своею жизнью подают детям образ такого хранения. Чтобы так происходило, нужно, чтобы сам воспитатель стоял на этом основании, контролируя себя вопросами: «Честно ли я поступаю сейчас по отношению к этому ребенку? Как правильно поступить, чтобы было по воле Божией?» Тогда педагог, будучи воспитан в хранении своей совести, сможет увидеть жизненную возможность задать нравственное напряжение, то есть так выстроить события жизни в школе, чтобы могли сложиться условия для проявления нрава ребенка — нравственная ситуация, в которой от него требуется склонение к велению совести или стояние в правде по заповедям Божиим — «так Бог хочет».

Как-то на прогулке в воскресной школе после игры типа «Зарница», переосмысленной в свете нравственной педагогики, выяснилось, что один мальчик поменялся жребием с малышом (что правилами игры не предусмотрено), взяв себе военный чин повыше, дающий ряд преимуществ в игре, причем даже не заметил своей неправды. Воспитатель спрашивает: «А честно ли это?» И мальчишки возмутились: «Да это все равно, что ты бы на войне у слабого оружие взял обманом!» Возникло напряжение, заданное условиями и правилами игры, но напряжение именно нравственное, живительное для души. Виновник неправедного поступка в конечном счете просил прощения у малыша и долго потом еще опекал его.

Третье основание нашей школы — это приобретение новых чад Церкви Христовой. Это по своей сути — ревность о всяком, кто пришел в воскресную школу, и вытекающая отсюда ревность о том, чтобы он остался в Церкви. Попечение о каждом ребенке, внимание и забота обо всех, приходящих в воскресную школу, заставляют искать применительно к каждому различные формы и содержательные подходы, всего соответствующие резерву душевных сил ребенка, проявлять тепло и участие в его детской, но уже непростой жизни.

Резерв душевных сил, необходимых для воцерковления, у всех детей очень разный. Так, опыт занятий показал, что ребенок, даже побыв смену на летнем православном детском поселении или год проучившись в воскресной школе, теряет много из приобретенного по очень простой причине — в силу того, что родители этого не поддерживают или откровенно не принимают. А в семье ребенок находится большую часть свого времени. Как правило, возвратившись домой после летнего поселения, дети эти все помнят, продолжают внутренне жить обретенными смыслами, ищут церковной жизни, но сами ее в семье поддерживать не могут, особенно если родители неверующие. У них просто нет таких душевных сил, чтобы сохраниться во всем обретенном без помощи родителей.

То же происходит с ребятами, посещающими воскресную школу, когда они сталкиваются с неверием своих родителей. Серьезного воцерковления от них ожидать не приходится. Если воскресная школа не ставит специальных задач воспитания в детях способности исповедания Христа дома, в школе, на улице (во дворе), удержать детей в Церкви не удается, потому что только глубоко церковный человек способен к такому исповеданию. Работа над воспитанием исповедников Христовых — задача много более сложная, чем простое изложение основ веры и проведение занятий по церковному пению и чтению.

Есть в работе на этом основании — приобретении новых чад Церкви — еще один не менее сложный момент. Дело в том, что дети в воскресной школе активны до определенного возраста. С наступлением 12–14 -летнего возраста меняется их характер и резко меняется отношение к Богу и Церкви. Если этого не предвидеть, если не знать причин охлаждения и отвлечения детей, невозможно заложить в их душах глубоких оснований для будущей духовной жизни. Все временное, поверхностное или наносное не выдерживает испытания временем. Ясно, что истинное, всерьез совершающееся приобретение чад Церкви требует от самих устроителей достаточно глубокой церковной жизни.

У нас есть опыт летнего православного семейного поселения, где родители и дети вместе живут в одном укладе. Уезжая, они берут что-то из уклада в свою семью и вместе это поддерживают. Родители в строгих научающих условиях семейного православного поселения намного глубже, чем дети, усваивают уклад и непритязательный порядок церковных отношений. Дети же усваивают уклад благодаря своей впечатлительности и искреннему чувству верности родителям, и через них уже Богу. То и другое, т. е. родительская серьезность и детская искренность, дают опору в закреплении элементов церковного образа жизни в семье.

Увы, в воскресной школе в зимний период такую работу с родителями не проведешь, тем не менее без привлечения родителей к школе или к приходу часть детей сохранить в Церкви невозможно. Воспитателю необходимо учитывать различное душевное устроение детей и обстоятельства их домашней жизни. В нашей школе воцерковление родителей планируется по возможности совершать параллельно и вместе с детьми. Отсюда следует необходимость вглядываться в каждого ребенка и взрослого: одни способны к постоянству в воцерковлении и верности однажды избранному пути, а другие неизвестно, долго ли удержатся в воскресной школе и на приходе. Последних нужно особо точно и правильно вести, чтобы поддержать их, пока слабую, устремленность к церковной жизни. Порой это кропотливый и неблагодарный труд.

Первые при этом могут нести большие объемы занятий, церковных служений, церковных послушаний, и к ним может быть применены: испытания, экзамены, отбор, строгость в требованиях посещения занятий, богослужений и хранения правил.

Вторые могут усвоить только часть правил, будут приходить добровольно только на некоторые, особенно яркие, живые события воскресной школы и даже появляться в школе изредка. Для них должно быть точно определено, на что им желательно появляться, а какие события можно пропустить, и там, где они позваны быть участниками, им всегда особенно должны быть рады.

Поэтому необходимо находить такие формы устроения жизни воскресной школы, чтобы нашлись полезные занятия и тем, и другим. Выше мы раскрыли основания нашего дела устроения воскресной школы.

Что же есть основы устроения дела?

Чтобы на хорошем фундаменте здание не получилось хрупким, а было способно выдержать суровые времена года, ему нужна крепкая основа. Основа дома — это то, что его держит дом: его каркас, опоры, балки, перекрытия, стальные связи… Подобным образом и в деле устроения воскресной школы к надежному основанию нужна прочная основа. То есть те принципы, подходы, система отношений учащих и учащихся, благодаря которым воскресная школа становится школой именно православной.

Примером такой основы может быть следующее: отношение ко всякому ребенку воскресной школы как к дочери или сыну своих родителей. То есть ребенок не просто учащийся, он, прежде всего — член своей семьи, то есть за ним есть его отец, мать, братья, сестры. Данная основа — это принцип, на котором строятся взаимоотношения педагогов школы с семьей и детьми, как ее членами. При таком подходе отношение воспитателя воскресной школы к каждому ребенку существенно меняется, меняется и программа школы, и содержание.

Или другой пример: отношение к ребенку как чаду Божию. Эта основа требует видеть и слышать в нем все, что сегодня уже принадлежит Богу, видеть степень проявления добра и помогать развитию в ребенке его конкретных добрых начал.

Основы устроения школы педагог вначале имеет в себе, а детям предлагает действия, исходя из основ. При этом он имеет в сознании и в своем чаянии те ожидаемые плоды — результаты, к которым ведет или должна привести данная основа. Цель педагога и есть эти плоды, взращиваемые в каждом ребенке.

По своим основам школа также должна прийти к единству учащих и учащихся. Ведь любое событие в жизни школы может стать педагогическим событием только тогда, когда педагог хочет изменения воспитанника, а тот сам стремится измениться. Только вне Бога педагогическое событие связывает, делает зависимыми между собою воспитателя и воспитанника через притязания и греховные установки падшей человеческой натуры, а в Боге — соединяет воедино. Духовное соединение дает свободу, так как оно основано на доброволии и вере в Бога, искании Его благословения и от Него через Таинства Церкви подаваемого освящения.

Теперь о плодах. Плод — это зачаток Царствия Небесного в человеке, а именно качество или добродетель, которые в своем начале уже составляют в ребенке жизнь вечную, то, что ребенок, человек возьмет с собой в вечную жизнь.

Педагог должен ясно представлять, что он хочет взрастить в ребенке, какой плод, и каким образом он будет это делать. Опыт участия в детском поселении, сборах, праздниках и воскресной школе при училище ясно показывает, что, не имея в сознании и чаянии своем ожидаемого реального плода, воспитатель разбрасывается, идет вслепую, не может собраться в точных действиях и порой получает результат, противоположный тому, что он думал иметь.

Не имея в себе или перед собой образа плода, над выращиванием которого ты поставлен трудиться, ты не можешь определить и поставить задачу, а не поставив задачу, как можно ее выполнять — получается как в русской народной сказке, где Андрею-стрельцу говорили: «Пойди туда, не знаю куда, принеси то, не знаю что».

Рассмотрим теперь первую основу воскресной школы: «Школа ведет к целостному развитию ребенка как человека, созданного по образу Божьему, с опережением становления нравственных и духовных начал личности, по трем уровням:

  • развивая в нем способности, т. е. давая ему знания и умения;
  • высвобождая душевные силы;
  • восстанавливая в нем начала человека Божьего».

В привычном для нас светском обучении акцент усилий учителей шко лы направлен на первый из трех уровней — развитие способностей. Это приводит, как правило, к отложению или полному забвению необходимости нравственного воспитания и возрастанию в детях самоутверждения, гордости и тщеславия. В церковном воспитании требуется развитие в детях прежде всего нравственных сил души и укрепление веры.

Если мы приоритетом в этой основе учебного дела поставим опережение нравственного и духовного воспитания и уже вслед ему — развитие способностей, тогда мы получим правильное развитие ребенка. Если при этом по мере обретения веры в детях будет возрастать обращение к Богу и желание служить и угождать Ему, т. е. возникнет начальная потребность к богоугождению и благобытию (благосостояние, счастливая жизнь — «Полный церковно-слав. словарь» Г. Дьяченко), тогда развитие детей получит освящающий их жизнь характер. Среди душевных сил, над высвобождением которых трудится воскресная школа, мы выделяем ведущих девять: творческую, нравственную, деятельную, созерцательную, попечительную, разумную, почитание, любовь, жизнелюбие. В детях эти силы души частью подавлены, частью помрачены грехами и в разной степени извращены. Греховные впечатления, установки создания, навыки, привычки, умения — все требует исправления.

Таким образом плодом, к которому мы стремимся опираясь на эту основу, является проявление образа Божиего в человеке через высвобождедушевных сил, изначально присущих богодарованной душе ребенка.

Другая основа воскресной школы: «Ребенок в школе — как член своей семьи, принадлежащий ей и возвращающийся в нее». По всей видимости, дитя должно получить ветхозаветное воспитание в своей семье. Не научившись почитать отца и мать, вряд ли он сможет в истине почитать Отца Небесного, неоткуда здесь взяться и страху Божию. Многие уже взрослые люди, придя в Церковь, просто обнаруживают, что до сих пор обижаются в чем-то на своих родителей, не могут оправдать и простить их. Детские впечатления (см. «Этапы нравственного развития ребенка», «Христианский собеседник» № 43, 1998 г.) не сложившихся отношений с родителями настолько сильны и прочны, что руководят человеком в его отношениях с людьми на протяжении всей его жизни. Нелишне вспомнить, что ветхозаветные тексты просто пронизаны наставлениями о почитании родителей.

Поэтому плодом в основе «Ребенок, как член своей семьи» мы взяли почитание родителей. А когда раскрыли «Книгу Премудрости Сираха», то в главе 3, ст. 1 — 16 увидели эту основу в ее развитии.

Как теперь идти к обретению плода почитания?

Занятия в школе планируются таким образом, что в них непременно закладывается какая-либо мысль о почитании из «Книги Премудрости Сираха» либо из «Книги Притчей Соломоновых». Она раскрывается либо через нравственный рассказ, либо через фильм, беседу, урок, а может быть раскрыта во время встреч с родителями и священником.

На одном из сборов «Страны Детства» прозвучал отрывок из романа Достоевского «Братья Карамазовы» о мальчике Илюше, который защищал своего пьяного отца от оскорбления. На детей, как и на воспитателей, рассказ произвел сильное впечатление. Что это, как не развернутая мысль из «Книги Премудрости Сираха»: «Хотя бы он (отец) и оскудел разумом — имей снисхождение и не пренебрегай им при полноте силы твоей» (Сир. 3, 10). Или: «Не ищи славы в безчестии отца твоего, ибо не слава тебе в безчестии отца» (Сир. 3, 10).

Таким образом, целью первого года обучения по основе «Ребенок в школе — как член своей семьи, принадлежащий ей и возвращающийся в нее» становится усвоение ребенком образа отношения к родителям по книге «Премудрость Сираха». Это первый шаг к обретению плода. А сам плод — почитание — может обретаться годами. Конечно, здесь еще потребуется и помощь родителей.

Третья основа школы — это «Научение ребенка точному различению трех типов знаний и труду над их уразумением, с приоритетом навыка выделения знаний, освящающих его сегодняшнюю практическую жизнь».

Мы ставим перед каждым педагогом задачу уметь ясно различать, какие знания ребенок в себе несет: рассудочные, мировоззренческие или воплощаемые в жизнь, чтобы научить ребенка отдавать предпочтение последним.

Знания рассудочные воспринимаются ребенком либо из интереса, либо из необходимости получения хорошей оценки, либо ради тщеславия перед другими, либо из гордости за себя, либо воспринимаются механически — памятью сознания. Часть их в ходе жизни или правильно поставленного обучения становится (или может стать) его мировоззрением, т. е. ребенок верит в эти знания, согласно им воспринимает мир и относится к нему исходя из этих знаний. Часть знаний мировоззрения, наставляющая ребенка на определенный порядок его жизни, начинает воплощаться в его личной жизни. Ребенок начинает жить согласно мировоззрению.

Чтобы педагогу уметь различить эти три вида знания, ему самому необходимо иметь опыт усвоения знаний в рассудок, в мировоззрение и в жизнь. Вне опыта, различающего в себе, что есть что, эту способность различения в ребенке, и тем более воспитание у него навыка различения в себе трех видов знаний, мы думаем, осуществить невозможно. Педагог, не различающий виды знания и того, что с ними происходит в ребенке, непроизвольно выращивает «головастиков» — всезнаек, которые знают Закон Божий очень хорошо, но не представляют, как соединить его со своей жизнью.

При этом мы стремимся исключить опережение подачи теоретических знаний готовности к их восприятию со стороны детей и научить их не просто умению выделить в знаниях существенное, а то, что освящает их сегодняшнюю практическую жизнь.

Труд ребенка по обретение знаний имеет три последовательных действия: усвоение знаний; размышление (то есть соединение знаний и опыта со знанием святых отцов и опытом церкви) и исполнение в жизни усвоенного.

Первое действие — усвоение знаний — предполагает, что ребенок берет знания в их данности. Во втором действии, уразумении, знание доводится до чувства, соединяется с опытом ребенка, становится его мировоззрением. Оно ему нравится, это знание для него живительно. Третье действие — исполнение усвоенного в жизни. Здесь ребенку важно пережить удовлетворение от поступка, сделанного полно и до конца. И тогда закрепляется потребность так жить.

Четвертая основа школы — «Отношение к ребенку, как чаду Божию».

Отсюда:

  1. личный подход к начаткам естественно заложенных добродетелей в ребенке;
  2. поэтапное восхождение в этой добродетели с помощью педагога и священника. С конкретным ребенком — конкретные этапы.

Здесь, во-первых, задачей воспитателя является увидеть начатки добродетелей в ребенке и далее сделать их ценными для самого ребенка. Начатки добродетелей возрастут в плоды в том случае, когда дитя само увидит, различит их и станет относиться к ним как к личной ценности.

Если девочка с радостью идет к больному, отлагает от себя часть сладкого для него и от сочувствия к нему становится на молитву о болящем, значит, есть начатки плодов в ней, начатки милостивого сердца. Задача педагога — не только посеять возможность таких действий, но вовремя поддержать их и далее развить. Чтобы данный Богом талант не закопать, что необходимо здесь педагогу? Умение наблюдать, слышать, чувствовать душевные силы ребенка. Немало, мы думаем, поможет педагогу знание учения Церкви о добродетелях.

Плодом этой основы, мы полагаем, может быть вкус к труду по обретению добродетелей.

Таковы основания и основы устроения воскресной школы при нашем училище. Она только начала свою работу, и поэтому рано говорить о результатах. Но опыт устроения детских поселений, сборов во время школьных каникул, детских праздников, а также воскресной школы при больничном храме мы постарались по возможности полно учесть в этом сообщении.

В зависимости от того, какой планируется школа — одно-двухгодичная, либо четырехлетняя, корректируются и основы ее. В одногодичной школе, конечно, не все основы из перечисленных воплотятся. Но в четырехгодичной это возможно, здесь возможны и большие плоды, достигающиеся трудом нескольких лет. Тогда это будет уже поприще, на котором можно различить ближний плод, возможный к обретению через год, и дальний, что обретется, Бог даст, лишь к окончанию школы. А может быть, обретется вкус и навык труда на этом поприще. И это будет шаг к Царствию Божию.

Мы рассмотрели, что есть основания и основы устроения воскресной школы. Хотим добавить к этому следующее. Если здание, даже с прочными основами, стоит рядом с хорошим фундаментом-основанием, но не на нем, оно обрушится рано или поздно. Поэтому основание «пропитывает» школу, присутствует во всех педагогах, а через них во всех событиях и действиях воскресной школы.

Прислушаемся к словам апостола Павла: «Ибо мы соработники у Бога, а вы Божия нива, Божие строение. Я, по данной мне от Бога благодати, как мудрый строитель, положил основание, а другой строит на нем; но каждый смотри, как строит. Ибо никто не может положить другого основания, кроме положенного, которое есть Иисус Христос. Строит ли кто на этом основании из золота, серебра, драгоценных камней, дерева, сена, соломы, — каждого дело обнаружится, ибо день покажет, потому что в огне открывается, и огонь испытывает дело каждого, каково оно есть» (1 Кор. 3, 9 — 13). Сам Господь сказал: «Без Меня не можете делать ничего» (Иоан. 15, 5). Значит, любое дело, не имеющее основанием Христа, обречено и не принадлежит жизни вечной, и воскресная школа в той мере будет «школой вечной жизни», в какой она возрастает из Церкви и живет в Церкви.

И мы веруем, что Господь не посрамит ищущих Его и уповающих на помощь Его и надеемся, что воскресная школа будет обретать наших детей для Церкви. А вас просим — помолитесь о нас и приезжайте к нам для сотрудничества и для учебы или на Августовский педсовет — внутригодичную секцию Международных Рождественских чтений, проходящий с 5 по13 августа.

ПРИМЕЧАНИЯ, РАЗМЫШЛЕНИЯ И ВОПРОСЫ

ОСНОВАНИЕ — это то, на что можно опереться (точка опоры) — в статике или от чего оттолкнуться в своем движении — в динамике.

ОСНОВА — это то, что поддерживает, сдерживает, удерживает, скрепляет созданное, придает жесткость конструкции (в статике) или связывает, удерживает гибко, подвижно (в динамике).

ПЛОД — в прямом (буквальном) смысле — это результат жизнедеятельности (растения, животного, человека), причем результат самый существенный, поскольку необходим для продолжения жизни рода (вида), например, из семечка или ореха может вырасти новое растение. Плод необходим для совершения благословленного Богом дела: «Плодитесь и размножайтесь». В переносном смысле ПЛОД это результат (итог) деятельности (плоды просвещения), действия (плоды труда, плоды размышления), события. Говорят: «плод небрежности» — это уже результат определенного отношения к своим обязанностям или действиям (отсутствие заботы, невнимательность, неряшливость),

О ВЕЛИКИЙ И МОГУЧИЙ РУССКИЙ ЯЗЫК: ИТОГ — это вывод, результат, а РЕЗУЛЬТАТ — это конечный ИТОГ, завершающий собой что-либо.

В нашем случае речь идет о плодах церковной педагогики-то есть о ее результатах (конечных). Если педагогика церковная, то плоды ее должны быть духовно-нравственными, религиозными — связанными с действием благодати Божий и с духовным миром — Царствием Небесным.

Цитата: «…Быв утверждены на основании Апостолов и пророков, имея Самого Иисуса Христа краеугольным камнем, на котором все здание, слагаясь стройно, возрастает в святый храм в Господе, на котором и вы устрояетесь в жилище Божие Духом» (Еф. 2, 20 — 22).

«Основы устроения школы педагог вначале имеет в себе, а детям дает действия, исходя из основ. При этом он имеет в сознании и своем чаянии те ожидаемые плоды — результаты, к которым ведет данная основа». То есть: иметь в себе основы — значит руководствоваться определенными принципами, педагогическими установками, которые по его «чаянию» (которое исходит из педагогической концепции) должны привести его (педагога) деятельность к определенным результатам (плодам). Стало быть, плод — это цель деятельности педагога. «Иметь в сознании ожидаемые плоды» — значит поставить себе цель, к которой стремишься и надеешься («чаешь») прийти. Собственно, так дальше и сказано в докладе: «Цель педагога и есть эти плоды, взращиваемые в каждом ребенке».

Цель педагогических действий — обретение плода или сам плод является целью (одной из целей: один плод — одна цель)? — педагогическая деятельность получается многоцелевой, раз много плодов (добродетелей и т. д.). Хотя есть и одна конечная цель — восстановление образа Божия и соединение с Богом, или спасение. То есть плоды — это промежуточные цели, ближайшие цели. Цель достигается через решение определяемых ею задач, которые тоже надо правильно поставить. Но термин «задачи» мы тут (в данном докладе) не используем, вернее, он употребляется как общеизвестное слово, не требующее разъяснений. Например:

«Задача педагога — не только посеять возможность таких действий, но вовремя поддержать их и далее развить». То есть цель задачи развить в ребенке возможность «таких действий» (доброделания). Раньше (на педсовете) говорилось, что задачи — это то, что необходимо выполнить для достижения ЦЕЛИ. Но у задачи есть результат ее решения — итог, то есть своя малая цель. В сущности, при постановке любой деятельности, а тем более решении сложных проблем необходимо должна присутствовать иерархия целей. Кстати, «иерархия» слово вполне православное, греческого происхождения.

«Данная основа ведет к определенным плодам» — что тогда есть основа? Из контекста доклада ясно, что «основа» — это принцип, по которому выстраиваются отношения в педсобытиях между педагогами и вос-питанниками (в данном случае в воскресной школе).

ВОПРОСЫ

Что значит: «По основаниям школа станет единой, если со временем придет к единодушию преподавателей и учеников»?

Фразу: «По своим основам школа также должна прийти к единству учащих и учащихся» я склонен понимать как то, что учащиеся постепенно, с помощью педагогов, должны воспринять (осознать) педагогические цели и уразуметь, какие от них педагоги ждут плоды, к которым они сами должны стремиться при успешном ходе педагогических событий в школе. (Это ли имеется в виду?) Поскольку следующая фраза: «Ведь любое событие в жизни школы может стать педагогическим событием только тогда, когда педагог хочет изменения воспитанника, а тот сам стремится измениться».

Или все же речь идет о том, что только обращение к Богу, совместная духовная жизнь и преодоление своих страстей может вести к подлинному единению через свободу во Христе? Поскольку ниже говорится: «Только вне Бога педагогическое событие связывает, делает зависимыми между собою воспитателя и воспитанника через притязания и греховные установки падшей человеческой натуры, а в Боге — соединяет воедино. Духовное соединение дает свободу, так как оно основано на доброволии и вере в Бога, искании его благословения и освящения».

ПРИМЕЧАНИЯ

1) Глагол «быть» не имеет настоящего времени в русском языке: только «был», «будет», может быть, хотел быть (в будущем) и т. д., кроме как в 3-м лице единственного числа (и вдругих числах) в форме «есть» и множественного числа «суть» (устар.). Поэтому сочетание глаголов «начинает» или «начало» (то есть уже есть в настоящее время) и «быть» (неопр. ф.) является неоправданным с точки зрения грамматики русского языка.

Между тем словосочетание «начало быть» — это любимое выражение о. Анатолия — подхвачено (насколько я понимаю) и студентами училища. Возникает вопрос, откуда оно пошло, и стоит ли его употреблять в дальнейшем?

Во всей Библии на русском языке (синодальный перевод) такое словосочетание встречается всего 4 раза: два из них в первой главе Евангелия от Иоанна (может быть, оно оттуда пошло?): «Все через Него начало быть, и без Него ничто не начало быть, что начало быть» (Ин. 1, 3). Но здесь надо заметить, что в церковно-славянском тексте (а стало быть, и в греческом) слова «начало» нет: «Вся Тем быша и без Него ничтоже бысть, еже бысть».

То есть словосочетанием «начало быть» переведены утраченные ныне формы глагола быть: «быша» и «бысть». Более точно или более по-русски можно было бы перевести примерно так: «Все через него начало существовать, и без Него ничто не возникло из того, что есть (существует)».

Думается, что в защиту переводчиков-составителей русского синодального текста Библии можно привести два аргумента:

  1. Они, видимо, стремились приблизиться к славянскому и греческому тексту, что было невозможно из-за отсутствия в современном русском языке соответствующих форм глагола «быть» (быша, бысть).
  2. Переведя эти утраченные формы парадоксальным сочетанием глаголов в прошедшем времени (начало) и неопр. ф. (быть), они как бы подчеркнули уникальность ситуации, ведь речь идет о Боге Творце, пребывающем вне всякого времени — Безначальном и Вечном.

Думается, что перенесение этого словосочетания (начало быть) в обыденную жизнь, употребление его в отношении других явлений может оказаться не вполне благоговейным.

Для полноты картины отметим еще два места, где в синодальном тексте встречается такое словосочетание: «сей (Нимрод) начал быть силен на земле» (церк.-слав.: «нача быти исполин…») (Быт. 10, 8); «сей (Нимрод) начал быть сильным на земле» (церк.-слав.: «нача быти исполин…») (1 Пар, 1, 10).

1-е и 2-е — это фактически одно и то же. Причем здесь слово «начал» относится не к слову «быть», а к словосочетанию «быть сильным», где глагол «быть» является вспомогательным и не несет «времяобразующей» нагрузки, то есть, видимо, такое выражение вполне допустимо в русском языке.

Итак, фактически получается, что во всей Библии выражение «начало быть» в качестве главного члена предложения (сказуемого) употреблено только один раз при описании сотворения мира в Троице Единым Богом.