Отчет о летнем служении воспитателя детей от 8 до 11 лет на семейном поселении

Олег Бондаренко, 4 класс, 2005 г.

А. Получилось ли общиноустроение:

  1. В целом на поселении
    Вначале я готовился к летнему служению в качестве старшего на кухне. Но Господь решил иначе. Первые четыре дня я занимался обустройством быта на семейном поселении. Потом меня поставили воспитателем детей 8 — 11 лет. В какой-то мере я вижу, что получилось, так как ходили в храм на богослужение, причащались, люди активно участвовали в общинных праздничных трапезах. Устроители поселения шли вместе к единодушию. У нас было правило все решения делать только после совета с кем-нибудь из устроителей, я его держал всю смену, и оно мне помогало.
  2. В моей детской группе
    Дети ходили на службы, участвовали в таинствах: исповедовались и прочищались. Была взаимопомощь, например: когда собирали дрова для бани, маленькие дети быстро устали, дети чуть-чуть постарше, закончив, свое, помогли собрать дрова вместе с ними, еще мы собирали иголки с шишками на огород, поливали огород, и в этом был вклад в общинную жизнь.
  3. В подопечных
    Скорее всего, все дети были гостями смены.
  4. В тебе
    Я себя чувствую жителем смены, так как все на поселении мне было небезразлично.

Какие цели, задачи ставились тобою в служении?

Цель духовная — привести детей к Причастию. У меня была задача привести детей к богослужению. Это делал через беседы о богослужении, о Таинствах, что такое всенощное бдение, Литургия, о Причастии. Половина из ребят ходила на службы, одна треть ребят богослужением совсем не жила, и поэтому им было тяжело стоять и молиться в храме.

Цель нравственная — участие в ближнем; это цель была направлена на то, чтобы дети научились помогать ближним, то есть своим сверстникам и всем людям.

Цель профессиональная — развитие у детей физических, нравственных, духовных задатков. Через труд научиться самостоятельности.

  1. Физических
    Во-первых, научить детей трудиться самостоятельно. Я проводил беседы о труде (общие и личные с каждым ребенком).
    Развивал физически, и давал чуть больше их нормы, чтобы было куда расти.
    Для личного примера я трудился вместе с детьми.
  2. Нравственных
    Участие в ближнем, то есть если дети заканчивали трудиться, но видели, что ближние не успевали, то они помогали. Сами дети по окончании смены мне говорили, что нас дома вот к такому труду родители не приучали, и поэтому для них было открытием, что так можно трудиться. Участие в ближнем дети принимали. За все Слава Богу.

Духовная — к сожалению, прости меня Господи, я духовно мало живу и поэтому детей почти не вел в это.

Нравственная — из любви к ближним, подопечным, из почитания их как детей Божиих.

Церковно-профессиональная — из любви к Отечеству, членам Церкви, гражданами Отчизны, попечение об их семьях.

Мне было видно в начале лета, что цели и задачи осуществимы, так как я осуществил их в прошлом году в «Трудовой Дружине» с подростками, я шел из опыта жизни. Больше всего у меня получилось исполнить нравственные и профессиональные цели. В этом году мне детей давали на некоторое время. На труды дети идти не хотели, и мне пришлось идти игровым вариантом. Детям это очень нравилось.

Например: Чтобы собрать дрова, мне пришлось установить балльную систему. Тридцать баллов (бревен) на одного ребенка. Дети постарше, когда закончили, помогали младшим, и в этом они были единодушны. Когда было конкретно установлено время и сколько нужно собрать дров, дети с радостью исполняли это. Они трудились три часа и не устали.

Мои цели ставились для того, чтобы научить детей самостоятельности.

  1. Из чего, откуда ставились тобою цели?
    Из того, что надобно по учебе пройти служение.
    Из заботы и попечения о детях и их будущем рождались поставленные мною цели: научить труду ради будущего обезпечения себя и своей семьи.
    Я подвигал их к Причастию ради поддержания веры.
  2. Как предполагалось эти цели осуществлять?
    1. О труде — через беседу о труде; совместные труд, личный пример; во время труда возгревание ревности о детях.
    2. О Причастии — к Причастию я думал их подводить через беседу — общую и личную.
  3. Что закладывалось в нрав, характер, свойства своей личности, как сугубое для осуществления своих целей?

    Я закладывал то, чтобы быть на поселении в мирном духе; стараться не раздражаться, не гневаться.

  4. Из чего тебе было видно в начале лета:
    1. Что цели и задачи осуществимы
      Я знаю по небольшому опыту в «Трудовой Дружине».
      Ребята после моих с ними как общих, так и отдельных бесед трудились более осмысленно и живо.
    2. Что то, откуда рождаются угодные Богу цели, в тебе есть?
      В прошлом году я опытно пережил попечение и заботу о подростках во время второй смены летнего поселения. Поэтому я знаю, что эти основания у меня есть, и из них я могу совершать свое служение.

Б. 1) Какие из поставленных целей и задач получилось исполнить?

Цели и задачи трудовые были полностью выполнены.

А что касается Причастия, я помочь детям мог мало, так как большую часть времени они проводили в объединении.

Из чего это видно?

Трудовую сферу получилось выполнить, и это видно из того, что сами дети говорили мне, что они дома так никогда не трудились, а здесь на поселении к труду стали относиться по-другому. В начале смены они были в трудах никакие, а ближе к концу смены стали собранными.

Что получилось исполнить из целей, выписанных на первой странице «Содержание отчета по служению?»

Получилось исполнить цель нравственную — это участие в ближнем, подопечном, развитие и усовершение его.

Цель профессиональную — развитие задатков нравственных (участие друг в друге), физических (выносливость, бодрость).

Участие в событиях поселения, заданных старшими (труды, подготовка к праздничным трапезам, вечер сказок у костра с детьми).

2) В какую меру удалось сохранить правильные основания, откуда ставились цели, удалось сохранить, что и в какую меру растерялось?

Мои основания удалось сохранить в полную меру на протяжении всего поселения.

В какую меру видны неправильные основания?

В данный момент свои неправильные основания различаю плохо, увидел в себе лишь одно. В подготовке детских праздников я принимал пассивное участие.

Я это распознал в начале первого праздника и частично преодолел к концу смены на семейном поселении.

3) Насколько предполагаемое «как осуществить» подтвердилось?

Как я предполагал осуществлять цели и задачи, мною поставленные, подтвердилось.

4) Каков положительный результат?

Дети научились взаимовыручке.

5) Из чего тебе видно теперь, какие цели для тебя осуществимы?

Их видно из того, что я сам реально пережил.

Разумение себя

  1. Из чего складывается в тебе полноценный образ твоего служения?
    Мой полноценный образ складывается из знаний, советов старших, опыта, желаний делать, иметь.
    В служение иду из представления о нем, но также есть чувство служения.
    У меня была неопределенность, придут ли дети или не придут, сколько их будет.
  2. Умеешь ли ты выделять угодные Богу и неугодные действия твоего служения?
    1. Угодные Богу действия
      Проводил беседы, вводил в труды, проводил испытания для детей, детский костер «Сказки», заботился о нравственном развитии детей, из этого шел в этот труд.
    2. Неугодные Богу действия
      Не мог потерпеть мальчика, который постоянно задевал других. Это я чувствую совестью.
      Когда меня поставили на быт, то в первые четыре дня занимался его обустройством. Вся неустроенность меня вводила в раздражение, недовольство, потому что на любом участке я поддерживаю порядок. Это я чувствую по совести.
  3. Умеешь ли закреплять свои угодные Богу действия?
  4. Свои угодные Богу действия закрепляю по совести, потому как после семейного поселения, видя детей, не остаюсь к ним безразличным, а участвую в них.

    В каких действиях, поступках, событиях служения ты был нечестным, неискренним, неправдивым?

    1. Нечестным — в празднике не принимал деятельного участия, а отсиживался.
    2. Неискренним — в праздниках, так как не было инициативы, желания устраивать праздник. Я чувствую, что это нарушает мой внутренний покой.
    3. Неправдивым — не знал, как проводить праздник и к нему не готовился; не сказал об этом никому из устроителей и не обратился за помощью, так как это событие не жизненно для меня.
  5. Насколько в своем служении (в каких именно действиях, поступках, событиях) ты поступал из духовных, нравственных и церковно-профессиональных оснований?
    1. В духовном основании — я поступал из веры, когда звал детей к Причастию;
    2. В нравственном основании — я действовал из любви к ближним уча их начальной самостоятельности. Когда находил ребенка праздношатающимся, то я не проходил мимо него, а всегда останавливался и спрашивал: чем ты сейчас занимаешься?
    3. В церковно-профессиональном основании — гражданином Отчизны: этому способствовала «Горлица»; попечение об их семьях: из заботы я старался дать пережить начальный вкус труда.
  6. Из каких оснований формировались твои отношения с другими устроителями?
    Мои отношения с устроителями складывались из единодушия в устроении общего дела. Происходили педсоветы, в этом видел соборность устроителей и себя вместе с ними. К соборности иду из совести.
  7. Дисциплинировать
    1. Подопечных — собирал, назначая определенное место сбора и время, учил построению.
    2. Себя — держал себя в напряжении, чтобы быть готовым к работе с детьми.
  8. Организовывать
    1. Дело
      Организовал детей в труд.
      Я сделал балльную систему на сборе дров. На одного человека надо было собрать тридцать баллов (бревен).
      Моя задача и цель была научить детей самостоятельности в труде.
      Была проведена беседа о труде, потом, подавая личный пример, вместе с детьми трудился, и когда дети заканчивали, они помогали друг другу, тут была взаимопомощь.
      В духовном — я действовал минимум из веры.

Разумение служения

  1. Что есть существенное, что обслуживающее в твоем служении?
  2. К подопечным
    Подготовить как будущих защитников Отчизны — существенное.
    Подготовка к «Горлице» — обслуживающее.
  3. В целях и задачах
    Существенная цель — участие в ближних.
    Обслуживающая цель — привести детей к Причастию.
    — Развитие у детей физических, нравственных, духовных задатков. Через труд научить детей самостоятельности.
  4. В событиях
    Подготавливал детей к «Горлице», детский костер «Вечер сказок».
    Я трудился над добродетелями: воздержание, послушание, труд, смирение, кротость.
  5. Реальные люди
    Самостоятельные проявления: Царьков Иван, Загайнов Евгений.
    Несамостоятельное проявление: Вова, внук Любови Павловны, Дубок Леша.
  6. Кратко, но емко, по существу выпиши образ своего служения;

    До поселения я не знал, какие обязанности у детского воспитателя с 8 до 11 лет. Занимался с детьми во время совета семей, родительской школы; устраивал детям действия и события, развивающие их.

  7. Чем собирал детскую группу в целое

    Собирал в целое детей в трудах, в игровом варианте, беседе.

    Разрушается, растаскивается:
  8. События — к праздникам дети не хотели готовиться;
  9. В личных действиях, поступках, поведении участников
    Вова задирал, обижал, обзывал, провоцировал бабушку учинять свои разборки.
  10. Отношение к старшим
    У всех было уважительное и почтительное: труд, молитва на первом плане, самоукорение.

Уразумение учений

Мне помогли содержание: учение о добродетелях; главы: труд, самоукорение, кротость.

Возрастная педагогика, возраст от 8 до 11 лет.

Общая педагогика: педсобытия.

Содержание доклада мне сильно помогло. Во-первых, я научился не гневаться в любых ситуациях; разные события я воспринимал спокойно.

Надо четко выписать обязанности детского воспитателя, когда и насколько будут давать детей.

Подготовиться по содержанию к детским праздникам.

Сообразование

Чему ты научился за смену как церковный педагог в обращении с подопечными?

За время смены я нашелся, как вводить детей в труд — это игровая форма, с балльной системой, где каждый ребенок собирал баллы за свою работу.

В наблюдении Промысла Божия и сообразовании с ним?

Я пока этого не имею, единственно, может быть, это то, что к каждому человеку нужен свой подход.

Выводы из работы над отчетом

Мне нужно трудиться в ближайший год над молитвой, над учениями о семье, коррекционной педагогикой, учением о благодати, риторикой.

Мне полезно пожить в семейке с Сергеем Бондарем для того, чтобы подтянуться в учебе; с Романом Митяшином ради радушия; с Антоном Доценко ради порядка и чистоты.

Богу нашему слава всегда, ныне и присно и во веки веков. Аминь.