Отчет о летнем служении воспитателя детей от 8 до 11 лет на семейном поселении
- Подробности
- Опубликовано 16.05.2013 23:24
А. Получилось ли общиноустроение:
- В целом на поселении
Вначале я готовился к летнему служению в качестве старшего на кухне. Но Господь решил иначе. Первые четыре дня я занимался обустройством быта на семейном поселении. Потом меня поставили воспитателем детей 8 — 11 лет. В какой-то мере я вижу, что получилось, так как ходили в храм на богослужение, причащались, люди активно участвовали в общинных праздничных трапезах. Устроители поселения шли вместе к единодушию. У нас было правило все решения делать только после совета с кем-нибудь из устроителей, я его держал всю смену, и оно мне помогало. - В моей детской группе
Дети ходили на службы, участвовали в таинствах: исповедовались и прочищались. Была взаимопомощь, например: когда собирали дрова для бани, маленькие дети быстро устали, дети чуть-чуть постарше, закончив, свое, помогли собрать дрова вместе с ними, еще мы собирали иголки с шишками на огород, поливали огород, и в этом был вклад в общинную жизнь. - В подопечных
Скорее всего, все дети были гостями смены. - В тебе
Я себя чувствую жителем смены, так как все на поселении мне было небезразлично.
Какие цели, задачи ставились тобою в служении?
Цель духовная — привести детей к Причастию. У меня была задача привести детей к богослужению. Это делал через беседы о богослужении, о Таинствах, что такое всенощное бдение, Литургия, о Причастии. Половина из ребят ходила на службы, одна треть ребят богослужением совсем не жила, и поэтому им было тяжело стоять и молиться в храме.
Цель нравственная — участие в ближнем; это цель была направлена на то, чтобы дети научились помогать ближним, то есть своим сверстникам и всем людям.
Цель профессиональная — развитие у детей физических, нравственных, духовных задатков. Через труд научиться самостоятельности.
- Физических
Во-первых, научить детей трудиться самостоятельно. Я проводил беседы о труде (общие и личные с каждым ребенком).
Развивал физически, и давал чуть больше их нормы, чтобы было куда расти. Для личного примера я трудился вместе с детьми. - Нравственных
Участие в ближнем, то есть если дети заканчивали трудиться, но видели, что ближние не успевали, то они помогали. Сами дети по окончании смены мне говорили, что нас дома вот к такому труду родители не приучали, и поэтому для них было открытием, что так можно трудиться. Участие в ближнем дети принимали. За все Слава Богу.
Духовная — к сожалению, прости меня Господи, я духовно мало живу и поэтому детей почти не вел в это.
Нравственная — из любви к ближним, подопечным, из почитания их как детей Божиих.
Церковно-профессиональная — из любви к Отечеству, членам Церкви, гражданами Отчизны, попечение об их семьях.
Мне было видно в начале лета, что цели и задачи осуществимы, так как я осуществил их в прошлом году в «Трудовой Дружине» с подростками, я шел из опыта жизни. Больше всего у меня получилось исполнить нравственные и профессиональные цели. В этом году мне детей давали на некоторое время. На труды дети идти не хотели, и мне пришлось идти игровым вариантом. Детям это очень нравилось.
Например: Чтобы собрать дрова, мне пришлось установить балльную систему. Тридцать баллов (бревен) на одного ребенка. Дети постарше, когда закончили, помогали младшим, и в этом они были единодушны. Когда было конкретно установлено время и сколько нужно собрать дров, дети с радостью исполняли это. Они трудились три часа и не устали.
Мои цели ставились для того, чтобы научить детей самостоятельности.
- Из чего, откуда ставились тобою цели?
Из того, что надобно по учебе пройти служение.
Из заботы и попечения о детях и их будущем рождались поставленные мною цели: научить труду ради будущего обезпечения себя и своей семьи.
Я подвигал их к Причастию ради поддержания веры. - Как предполагалось эти цели осуществлять?
- О труде — через беседу о труде; совместные труд, личный пример; во время труда возгревание ревности о детях.
- О Причастии — к Причастию я думал их подводить через беседу — общую и личную.
- Что закладывалось в нрав, характер, свойства своей личности, как сугубое для осуществления своих целей?
Я закладывал то, чтобы быть на поселении в мирном духе; стараться не раздражаться, не гневаться.
- Из чего тебе было видно в начале лета:
- Что цели и задачи осуществимы
Я знаю по небольшому опыту в «Трудовой Дружине».
Ребята после моих с ними как общих, так и отдельных бесед трудились более осмысленно и живо. - Что то, откуда рождаются угодные Богу цели, в тебе есть?
В прошлом году я опытно пережил попечение и заботу о подростках во время второй смены летнего поселения. Поэтому я знаю, что эти основания у меня есть, и из них я могу совершать свое служение.
Б. 1) Какие из поставленных целей и задач получилось исполнить?
Цели и задачи трудовые были полностью выполнены.
А что касается Причастия, я помочь детям мог мало, так как большую часть времени они проводили в объединении.
Из чего это видно?
Трудовую сферу получилось выполнить, и это видно из того, что сами дети говорили мне, что они дома так никогда не трудились, а здесь на поселении к труду стали относиться по-другому. В начале смены они были в трудах никакие, а ближе к концу смены стали собранными.
Что получилось исполнить из целей, выписанных на первой странице «Содержание отчета по служению?»
Получилось исполнить цель нравственную — это участие в ближнем, подопечном, развитие и усовершение его.
Цель профессиональную — развитие задатков нравственных (участие друг в друге), физических (выносливость, бодрость).
Участие в событиях поселения, заданных старшими (труды, подготовка к праздничным трапезам, вечер сказок у костра с детьми).
2) В какую меру удалось сохранить правильные основания, откуда ставились цели, удалось сохранить, что и в какую меру растерялось?
Мои основания удалось сохранить в полную меру на протяжении всего поселения.
В какую меру видны неправильные основания?
В данный момент свои неправильные основания различаю плохо, увидел в себе лишь одно. В подготовке детских праздников я принимал пассивное участие.
Я это распознал в начале первого праздника и частично преодолел к концу смены на семейном поселении.
3) Насколько предполагаемое «как осуществить» подтвердилось?
Как я предполагал осуществлять цели и задачи, мною поставленные, подтвердилось.
4) Каков положительный результат?
Дети научились взаимовыручке.
5) Из чего тебе видно теперь, какие цели для тебя осуществимы?
Их видно из того, что я сам реально пережил.
Разумение себя
- Из чего складывается в тебе полноценный образ твоего служения?
Мой полноценный образ складывается из знаний, советов старших, опыта, желаний делать, иметь.
В служение иду из представления о нем, но также есть чувство служения.
У меня была неопределенность, придут ли дети или не придут, сколько их будет. - Умеешь ли ты выделять угодные Богу и неугодные действия твоего служения?
- Угодные Богу действия
Проводил беседы, вводил в труды, проводил испытания для детей, детский костер «Сказки», заботился о нравственном развитии детей, из этого шел в этот труд. - Неугодные Богу действия
Не мог потерпеть мальчика, который постоянно задевал других. Это я чувствую совестью.
Когда меня поставили на быт, то в первые четыре дня занимался его обустройством. Вся неустроенность меня вводила в раздражение, недовольство, потому что на любом участке я поддерживаю порядок. Это я чувствую по совести. - Умеешь ли закреплять свои угодные Богу действия?
- Нечестным — в празднике не принимал деятельного участия, а отсиживался.
- Неискренним — в праздниках, так как не было инициативы, желания устраивать праздник. Я чувствую, что это нарушает мой внутренний покой.
- Неправдивым — не знал, как проводить праздник и к нему не готовился; не сказал об этом никому из устроителей и не обратился за помощью, так как это событие не жизненно для меня.
- Насколько в своем служении (в каких именно действиях, поступках, событиях) ты поступал из духовных, нравственных и церковно-профессиональных оснований?
- В духовном основании — я поступал из веры, когда звал детей к Причастию;
- В нравственном основании — я действовал из любви к ближним уча их начальной самостоятельности. Когда находил ребенка праздношатающимся, то я не проходил мимо него, а всегда останавливался и спрашивал: чем ты сейчас занимаешься?
- В церковно-профессиональном основании — гражданином Отчизны: этому способствовала «Горлица»; попечение об их семьях: из заботы я старался дать пережить начальный вкус труда.
- Из каких оснований формировались твои отношения с другими устроителями?
Мои отношения с устроителями складывались из единодушия в устроении общего дела. Происходили педсоветы, в этом видел соборность устроителей и себя вместе с ними. К соборности иду из совести. - Дисциплинировать
- Подопечных — собирал, назначая определенное место сбора и время, учил построению.
- Себя — держал себя в напряжении, чтобы быть готовым к работе с детьми.
- Организовывать
- Дело
Организовал детей в труд.
Я сделал балльную систему на сборе дров. На одного человека надо было собрать тридцать баллов (бревен).
Моя задача и цель была научить детей самостоятельности в труде.
Была проведена беседа о труде, потом, подавая личный пример, вместе с детьми трудился, и когда дети заканчивали, они помогали друг другу, тут была взаимопомощь.
В духовном — я действовал минимум из веры.
Свои угодные Богу действия закрепляю по совести, потому как после семейного поселения, видя детей, не остаюсь к ним безразличным, а участвую в них.
В каких действиях, поступках, событиях служения ты был нечестным, неискренним, неправдивым?
Разумение служения
- Что есть существенное, что обслуживающее в твоем служении?
- К подопечным
Подготовить как будущих защитников Отчизны — существенное.
Подготовка к «Горлице» — обслуживающее. - В целях и задачах
Существенная цель — участие в ближних.
Обслуживающая цель — привести детей к Причастию.
— Развитие у детей физических, нравственных, духовных задатков. Через труд научить детей самостоятельности. - В событиях
Подготавливал детей к «Горлице», детский костер «Вечер сказок».
Я трудился над добродетелями: воздержание, послушание, труд, смирение, кротость. - Реальные люди
Самостоятельные проявления: Царьков Иван, Загайнов Евгений.
Несамостоятельное проявление: Вова, внук Любови Павловны, Дубок Леша. - Кратко, но емко, по существу выпиши образ своего служения;
До поселения я не знал, какие обязанности у детского воспитателя с 8 до 11 лет. Занимался с детьми во время совета семей, родительской школы; устраивал детям действия и события, развивающие их.
- Чем собирал детскую группу в целое Собирал в целое детей в трудах, в игровом варианте, беседе. Разрушается, растаскивается:
- События — к праздникам дети не хотели готовиться;
- В личных действиях, поступках, поведении участников
Вова задирал, обижал, обзывал, провоцировал бабушку учинять свои разборки. - Отношение к старшим
У всех было уважительное и почтительное: труд, молитва на первом плане, самоукорение.
Уразумение учений
Мне помогли содержание: учение о добродетелях; главы: труд, самоукорение, кротость.
Возрастная педагогика, возраст от 8 до 11 лет.
Общая педагогика: педсобытия.
Содержание доклада мне сильно помогло. Во-первых, я научился не гневаться в любых ситуациях; разные события я воспринимал спокойно.
Надо четко выписать обязанности детского воспитателя, когда и насколько будут давать детей.
Подготовиться по содержанию к детским праздникам.
Сообразование
Чему ты научился за смену как церковный педагог в обращении с подопечными?
За время смены я нашелся, как вводить детей в труд — это игровая форма, с балльной системой, где каждый ребенок собирал баллы за свою работу.
В наблюдении Промысла Божия и сообразовании с ним?
Я пока этого не имею, единственно, может быть, это то, что к каждому человеку нужен свой подход.
Выводы из работы над отчетом
Мне нужно трудиться в ближайший год над молитвой, над учениями о семье, коррекционной педагогикой, учением о благодати, риторикой.
Мне полезно пожить в семейке с Сергеем Бондарем для того, чтобы подтянуться в учебе; с Романом Митяшином ради радушия; с Антоном Доценко ради порядка и чистоты.
Богу нашему слава всегда, ныне и присно и во веки веков. Аминь.