Отчет о служении воспитателя детей от 3 до 6 лет на семейном поселении, Борис Утарбаев

Борис Утарбаев, 2006

Положительная часть отчета

В целом в общинном устроении на поселении видны следующие результаты:

Внешнее: устроение церковных праздников, участие в богослужениях.

Внутреннее: характер прощального вечера (теплый, с подведением итогов).

Активное участие в трудах поселян.

  1. В твоем объединении.
    Общинноустроение получилось, так как объединение активно участвовало в событиях поселения и окликалась, где-то с охотою, где-то преодолевая себя.
    В моей детской группе от 3-х до 5–6 лет общиноустроение совершалось в трудах, в группе и при проведении мною праздников апостола Петра и Павла и Сергия Радонежского, в прогулках в лес и купании на речке, в занятиях по кн. для дошкольного возраста, в добрых словах, в обучении уличным играм «городок», «вышибалы», где подавался образ общей игры по правилам. Всем этим жила наша группа, со своей стороны устраивая поселение, создавая возможность потрудиться взрослым над собою, научать детей труду, заботе и правильным отношениям.
  2. В подопечных (гость, житель гражданин). В детях признаки общиноустроения не знаю. С моей точки зрения, дети стали более ориентированы на труд, на помощь (это было видно по тому, как они сами в конце смены без старших старались выполнить урок, держали заданное правило сами), а также не забывали, что они заботятся о праздничной трапезе)
  3. Во мне самом. Я пережил муки обязанности и совести, когда надо идти к детям, а все тело ломит и рассыпается. Я согласился быть устроителем внутренне, держать свой участок поселения, шагнул навстречу, но сил ни душевных, ни духовных не хватало. Переживал постоянную трудность, борьбу в этом. Периодами обретал сосредоточенность в служении, целенаправленность в проведениях событий (на апп. Петра и Павла и так далее) собранность. Это было Божией милостью. Радость в служении была от детей естественная, от поступков их добрых, но она не преодолевала мои немощи, была неустойчивой. Положительное в последнем: обретается мною опыт и предмет, над чем трудиться. Еще в том, что устоял в своем намерении, дальше устраивая события, участвовать и любить подопечных.

В связи с этим:

1. Какие цели, задачи ставились тобою

  1. в устроении поселения
    Цель: устроение песенных вечеров, помощь на советах объединения, освободить родителей от детей ради обучения, организация трудов и игр с детьми, уроки с детьми на разные темы. Собранность, сосредоточенность в деле, расположение и участие в подопечных.
  2. В служении
    1. Формирование готовности к совместной деятельности и общению в ней на уровне истока.
    2. Формирование ресурса успеха в изменении себя к лучшему.

В служении воспитателя детей от 3-х до 5-ти лет ставил такую цель: помочь родителям и детям обрести более глубокое лоно отношений. В связи с этим стояли задачи через правильно выбранные правила отношений, общения или совместной деятельности уклоняться от поверхностных психопатических, потребительских отношений, а через всерьез взятое содержание правила — обретение нравственной основы. Также через правила уклониться от отношений, основанных на ложных ценностях: спорте, развлечениях, туризме и сделать переход к труду и почитанию детьми родителей.

Самая первая задача стояла обрести лоно отношений с семьей и с детьми, потом с родителями.

Были ли они близки к названным выше?

К духовной цели близки поставленные цели не были. Ставились из представлений, своего духа в устроении поселения и общении.

Цель нравственная была близка: участие в ближнем — утешение, — в обретении лоно отношений с детьми, в личном душевном участии — разговорах, удовлетворении бытовых нужд, развитие, усовершение — держание задаваемых правил, трапезы, личное увещевание детей.

Взаимоответственность — в деле проведения событий, участие в людях.

Планирование событий — собранность.

Взаимообогащение в истоках — брал пример с братьев, сестер сопровождающих и батюшки.

Цель профессиональная.

  1. Научение церковным — общинным, семейным отношениям, поступкам, действиям.
    Для мам — не раздражаться, не реагировать лишь на худое, в сию минуту проявление в ребенке, а обратиться вместе с ребенком к правилу.
    Поступкам — попросить прощения и исправить свой дурной поступок добрым поступком. (Например, разговор с Колей и Георгием, когда они кривлялись перед хороводом).
    Действиям — утреннее, вечернее правило, участие в играх правильное, в трудах (правильно собирать смородину). (Такая цель была, но как она исполнялась, я не знал).
  2. Участие в событиях поселения, праздника Апостола Петра и Павла, испытание на выживание, собеседования, песенные вечера.
    Устроение собственных событий: прогулка в лес, труды на смородине, купание, полив огорода, праздник апостолов Петра и Павла, сончас, занятие по книге, рисование «Что тебе дорого в Отраде?».

2. Из чего, откуда ставились цели?

Внешние цели ставились из послушания, верности, согласия учувствовать в Божием деле, единодушия.

Внутренние: из собственной скорби за соотечественников. Из любви к людям, к детям. Из желания, намерения исполнить заповедь Господню «возлюби ближнего своего», чтобы это действительно была любовь, чтобы она была разумной с добрыми плодами. Из потребности самому совершаться в заповедях.

3. Как предполагалось эти цели осуществлять?

В план было заложено:

  • определение в степенях;
  • «Капелька мужества»;
  • советы по трудам;
  • обучение труду;
  • Воспитание трудом;
  • смородина (труды);
  • вечер детской песни;
  • занятия Светланы Павловны (рукоделие);
  • праздничные службы;
  • Детские праздничные трапезы;
  • баня с детьми;
  • обед в семье;
  • игры;
  • прощальная трапеза;
  • педагогические советы.

4. Что было в представлениях?

В представлениях было: определения в степенях, обед в семье.

В представлениях было обучение труду, воспитание трудом. Сам образ поселения я даже не представлял, как многие запланированные действия и события.

5. Что слышал от старших, опытных?

Нравственные беседы, игры, образ их проведения, образ проведения детской трапезы (в отличие от взрослых, его мера меньше, когда детей много, важно правильно организовать; песни, рассказы, участие родителей).

6. Что закладывал в нрав, характер, свойства личности как сугубое для осуществления своих целей?

Ценность устроения поселения, послушание, жизнерадостность, трудолюбие, отзывчивость, самоукорение, молитву, слышание ближнего.

Мужество в устроении трудов и игр и хранение в моей группе и среди взрослых, с кем я общался, церковных ценностей — молитвы, богослужения, хождение по заданным событиям.

Собранность, сосредоточенность в деле, расположение и участие в подопечном. Терпение и готовность к падениям и восстаниям.

7. Какие средства?

Книга для дошкольного возраста, мяч, Псалтирь, а также все для рисования красками, мелки, ножницы.

8. Из чего видел, что цели, задачи осуществимы:

Из доверия к батюшке, веры в Бога, расположения к ближним.

Из того, что я участвую по своим силам в Рождественских и Пасхальных праздниках, веду труды по воспитанию крестника, оказываю помощь в семье, исповедуюсь, причащаюсь.

Видно по результатам участия в крестнике. Для меня самого видно из того, что я не против, согласен и имею ценность в создании такого поселения с таким целями и задачами и решился сам участвовать в нем.

Устроение детского песенного вечера.

Помощь на советах объединения.

Освободить родителей от детей ради обучения.

Организация трудов и игр с детьми.

Уроки с детьми на тему «Добрые слова», «Прогулка в лес» и чтение сказок.

Формирование готовности к совместной деятельности на уровне истоков.

Последнее видно из того, когда мамы Ангелина и Анастасия уезжали, говорили, что теперь они увидели свои ошибки в воспитании и общении.

Все родители объединения всерьез выполняли правила исполнения урока у детей, и дети через это серьезней стали относиться к труду. Родители стали серьезнее относиться к тому, как ребенок трудится и благодаря чему его труд повышается. Ангелина и Наталия увидели, что от них к детям часто исходят ложные основания труда и послушания.

В конце смены мы без родителей собирали группой смородину и собрали на праздничную трапезу, на компот. Этого я не ожидал.

Не ожидал такого лона отношений, обретенного с детьми, особенно с Колей и Лешей. На основе лона отношений удалось в конце смены с ними серьезно поговорить вместе с Дмитрием Ивановичем.

9. Что получилось выполнить из целей?

В духовном удалось остановиться в ропоте и исполнить свои обязанности, а также удавалось находить свою неправду и укорить себя.

В нравственных целях: обогащение в истоках, утешение в общении, развитие в собеседовании, взаимоответственность устроителей (Ольга). Развитие заботы у Устина Цыпина о младшем Григории. Развитие трудолюбия и труда.

Цель профессиональная:

  1. Правильное присутствие на трапезе, отношение к старшим. Забота старших о младших в пути, примирение братьев. Испрашивание прощения, сознательное искупление своей вины. Держаться своих норм еды, которые указывают родители.
  2. Участие и устроение событий в детской группе.

10. В какую меру видны правильные основания или истоки, откуда ставились цели, что удалось сохранить, что растерялось?

Удалось сохранить веру и доверие, единодушие. По внутреннему готов пойти навстречу. При отъезде мы зашли в часовню вел. блг. кн. Александра. Я хотел, чтобы уезжающие люди благословились у святого на дорогу. Пришлось делать усилия над собой и активно всех звать.

Правда, не хватило сил держать детское правило до конца смены, его и проводить было негде. Я старался, чтобы правило читалось в семьях.

В основном, так как вера основа и доверия, и моего участия в поселении, она оживала всякий раз, когда участникам поселения удавалось устроить какое-нибудь событие или послужить. Например, на кухне семье Шлейхер и украшающей группе Ангелины или на духовной трапезе всему нашему объединению. Смотря на исполнение, результаты, возгревалась радость, вера в Божие участие. Но что бы было, если бы ничего бы не удавалось? Скорее всего, это была бы еще одна причина пороптать. А где же вера? Скорее всего, мне не хватает усердия в исполнении своих обязанностей, дел веры, молитвы за их богоугодное исполнение. По вере доверяю старшим поселения и опыту житейскому и профессиональному, а также любви, которая дает силы терпеть свой ропот; она не может не возникнуть, как ответное действие.

Скорбь за соотечественников умножилась, так как, например, приехала Анастасия с детьми, а муж некрещеный, а сын на отца смотрит. Еще люди как-то больше ориентированы на рассудочное и эмоциональное общение. Хотя по Богу истосковались, по глубокой нравственной красоте (точнее, если они даже и живут какими-то ценностями, сердцем полной жизнью, встречаясь в разговорах о Боге с чем-то таким, что их приводит в растерянность или в скорбь, они что-то узнают в душе недоступное на сей день, теряется веселость, появляется внимание к словам о Боге, внутри которого скрывается жажда Бога, совестью узнаваемая).

Развитие дало решимость в послушании, в доверии наставнику, решимость укрепляться в труде над самоотверженным служением, в связи с этим работать над хранением духа ревности, в котором уже опытно возвращаюсь к отношениям с Богом, к молитве, к вере, к познанию Бога, разумению себя, покаянию, и обретению сыновства.

Что растерял?

Периодически теряю любовь, то есть расположение, участливость, приветливость по причине усталости, неопытности.

11. В какую меру видны теперь неправедные основания?

В духовном в меру решимости идти теперь не от себя, не от своего духа, а искать благословения Божьего и в смирении совершать его. Из этого и нравственное и профессиональное.

12. Из них ли совершалось служение?

Из своего духа. Например: в прогулке в лес проводил те действия, что на ум придут, руководствуясь своими чувствами, ожидал от Бога помощи, но помощью распоряжался сам, то есть мыслями, словами, действиями. Также и в разговоре с Николаем воздействовал на него силой своего духа, ругал и советовал от себя, пытался молиться, но был закрыт для Бога. То же и в труде при поливе — наставлял тем, что сейчас на языке, между поливами в беседе руководствовался своим разумением, своими отношениями и чувствами, своею совестью, молитвы не было, не было и окаянства и сокрушения, а значит подлинного и непреложного служения, любви, почитания детей.

13. Что удалось распознать?

Страх, малодушие перед событиями. Это происходило на педсоветах, например перед праздниками. Распознано, но не преодолено: страх перед родителями (тушуюсь, становится стыдно за свои действия, отношения с детьми, то же самое с родителями перед детьми, видно, обретаются ложные отношения. «Правда» приходит не сразу. Стыд за неумение и за исповедание своих ценностей). Неумение им помогать (не хватает мужества и собственной стойкости в правде).

14. Насколько предлагаемое «как осуществлять» подтвердилось?

Событие «Капелька мужества», советы по трудам, труды, вечер детской песни, игры.

Дети стали серьезней относиться к труду. «Капелька мужества» показала, насколько все взрослые и дети знают, над чем им надо работать в себе, и то, как они хотят над этим трудиться. Например: Коля первый раз выбрал ровно сидеть, не сутулясь, а второй раз уже не обижать, не выводить из себя братишку. А когда уезжал, сказал, что в следующий раз возьмет труд не хамить. Его мама Анастасия брала труд не раздражаться и получила от этого большую пользу.

Думаю, теперь, чтобы овладеть этими событиями, необходим тщательный разбор всего проделанного.

Сам Коля трудился и замечал, что у него не получается быть кротким, но когда ему делали замечания, исправлялся. Однажды они начали драться с Олегом — Петром в крещении, я пристыдил обоих, после минут через пять они вышли из домика и показывают мне, как один ударил другого, другой поймал его ногу, и в таком положении стоят предо мной и сияют. Так как я дал им задание помириться.

15. Что в нраве состоялось, умножилось?

Участие в подопечном. Терпение и готовность к падениям и восстаниям. По любви участие.

Часто приходилось терпеть выходки Коли за трапезой, терпеть, когда Никита (6 лет) уже ничего не хочет, так как не по нему все делается. Когда уделяешь ему внимание, он начинает изменяться, пропадают претензии на меня как на воспитателя, и он даже становится иногда помощником.

Умножилась расположение и любовь к детям.

Но трудно это сохранить, когда занимаюсь собой. И еще и имею трудность в том, чтобы разумно по силам своим определить мое участие в подопечном, по глубине и по силе. Потяну ли, не потяну ли, мера посвященности, а также видеть свои притязания в этом.

Помогла книга для детского возраста, мячик.

16. Из чего видно: основания, из которых рождаются угодные Богу цели, в тебе есть?

  1. Из проведенных событий, таких как прогулка в лес, и из некоторого опыта нераздражения, расположения к детям, внутренней находчивости, как поступать, чтобы собрать группу, а не ввергнуть ее в безжизненность. Например: когда я пришел к детям, увидел их в комнате одной, они ели чьи-то конфеты, я присел на пол рядом, стал с ними играть, а потом начал занятия, приходилось много раз обращать их внимание на занятие. В общем, занятие состоялось, дети отвечали на вопросы, отгадывали загадки, вспоминали слова, слушали рассказы. Видно, я могу быть воспитателем малышей от 3-х лет.
  2. Из скорби о том, что все делается от себя. Из понимания того, что чтобы воспитывать детей, участвовать в ребенке, нужно постоянно сокрушаться, располагаться к детям, делать это целью, попечением, помня их меру и потребности души, трезвиться пред Богом, посвящая в служении себя Ему.

Разумение себя

1. Что тобою движет в служении?

  1. Представление о своем служении: что (содерж.), когда (время), как (действуя), зачем (делать).
    Мои представления основывались на наблюдениях за деятельностью Екатерины Таптыковны, где я замечал активное общение с детьми, устроение дня, труды, игры. Среди всего этого внимательно и чутко относится к проявлению нравственного и безнравственного, а также духовного в детях. Например: тяга к послушанию или взаимопомощи, уделять внимание этому и устраивать действия для возможного проявления нравственного, и, быть может, закрепления с моею помощью. Это может быть в трудах или в играх, на трапезе или в беседах.
    При помощи чуткого обличения, объяснения, при помощи установленных правил; например: трудиться вместе и отдыхать вместе. Что же из всего этого мною движет?
    Пример Екатерины Таптыковны быть с детьми во всем, до конца, не уставая наставлять их на доброе, учить, и как уже в опыте увидел, любить и жить ими.
  2. Чувство служения. Чувство себя или чувство подопечных.
    На этом поселении точно не чувствовал себя как исполнителя, из-за этого был страх перед событиями и неуверенность в себе. Но сразу отмечу, проблема не в отсутствии чувства себя, а в отсутствии чувства Бога, то есть в уповании.
    Чувство подопечных меня двигало в служении. Я понимал, что они хотят телесно, понимал и узнавал их душевные потребности.
    Например: Алеша с виду вялый и кроткий, всегда с радостью готов был просто быть со мной. Послушанием он не отличался, наоборот, все норовил делать свое, но каждый раз меня спрашивал, когда у нас следующие занятие. Эту потребность его души к общению со взрослым, к подпитке нравственной и содержательной, с некоторыми внешними научениями я рад был исполнять. Мы поливали огород, а Алеша немного поливал, а потом отошел и долго разговаривал с тетей Олей. Чувствовалась его нехватка душевных сил в труде и потребность в утешении. А младший его брат Сережа внутренне устойчивее, поливал огород все отведенное время. Такое отношение к делу меня взбодрило, оно было почти у всех ребят. Потом я узнал, что мама Никиты уже поливает с сыном, и он любит это делать. Наверняка и другие дети любят полив, а вот сбор смородины дело потруднее. Приходилось ставить урок, делать периодический отдых, и в общем тоже все удалось. Во всем этом я видел относящееся к моему служению, чтобы это не только исполнить и не потерять радость, а обретаться через работу в труд, то есть в нравственное (отношение с людьми, забота о людях). Тогда я остановил полив, видя, что все так гладко идет, мы сели на дорожку и поговорили о причинах нашего труда. Дети говорили, что надо поливать, чтобы не засохло. Я говорил, что все, что вырастет, мы будем есть зимой. А Коля говорил, что то, что мы делаем, угодно Богу. И после продолжили поливать, даже опоздали на обед. В разговоре чувствовалось, как, оказывается, детям (а значит всем людям) свойственно в работе именно оживать в нравственном, проявлять для себя это, свой исток, любить то, что делаешь, потому, что знаешь, кому и зачем. На смородине было потруднее, да и я не задавал таких действий, на направление работы в труд, только все время поучал во время сбора. Но плод от этого иной: дети этим собираются, организуются, уделяют внимание, но в таком моем сопровождении труда нет собственной возможности детей потрудиться, порадеть, так как это не задается моими совестными сопровождениями. Дети слушают, и это у них остается в представлениях, не связывается с деятельностью руки, наверное, сердца. Потому задать труд желательно или в начале, или немного погодя, когда уже человек вошел в работу. Сопровождение же помогает душевным силам.
    Из сего могу сказать, что движет в служении чувство бережности ближнего, терпение и отвращение в нем греха, видение нравственного задела в ребенке, желание его проявить и укрепить. А далее, чтобы это он сам осознал и посвятил Богу.
  3. Деятельное осуществление (из чего исходит?)
    Деятельное осуществление служения для меня — это в нужный момент одобрить или не одобрить, поругать или порадоваться, поощрить или наказать в ситуации, где ребенок уже чем-то руководствуется в своем поступке, а там, где ребенок требует возрастания, то есть он встретился с неизвестностью, утешить, дать совет, дать выбор, деятельно помочь.

Из того, что живу детьми. Если не живу, в сердце что-то другое, то и нет ничего вышесказанного.

2. Из каких конкретно знаний, советов старших, плана, умений, опыта, жизни в истоках, собственных хотений, чаяний, притязаний, чувств, желаний делать, иметь складывается в тебе полноценный образ твоего служения? Что именно, какие детали?

Образ служения воспитателя маленьких детей: помощь родителям (мамам) обрести подлинное лоно отношения с детьми, а дальше развитие личности, конкретно добродетели в педсобытии. Помощь заключается в том, чтобы подготовить ребенка, дать ему духовно-нравственные ценности, дать ему пережить их. С родителями помощь заключается в примере общения с детьми, в советах, где то, если обретено лоно отношений с родителями, в наставлении и обличении.

Каких знаний — педсобытие, триединство, из книги старца Паисия об ответственности и любви (II том).

Советов — совета матушки Ольги: что в четыре года можно и задавить ребенка, взывая к его совести, надо лишь давать ему различение, где добро, где зло и принять соответствующие меры. Действуют на меня слова, сказанные Мариной Р., что старец Паисий говорит о том, что детей физически наказывать нельзя. О. Серафим говорит, что вся деятельность в воскресной школе может быть впустую, если родители не веруют и не трудятся. Екатерина Таптыковна: «Поставьте тарелку со сладостями на стол, пусть она всегда стоит, чтобы Коля не так обращал свое внимание на конфеты на улице».

Плана — предполагаю, что внутри группы как-то надо спланировать события, чтобы они шли в ногу как с общим планом поселения, то есть с трудом родителей, так и с разумным вхождением в педсобытие. Например, укрепления лона отношений с родителями, а лично с детьми услышать в них добродетели в событиях, обнаружить, взять в ценность для ребенка и упражняться в них. Это я опирался на прошлый план. В этом году такого не было. Но с Колей из Уфы произошло нечто подобное в добродетели любовь. По внешним проявлениям дерзости, непослушности, кажется, ему не хватало почитания, но в каких-то моментах, когда он обращается к старшим, он это делает очень уважительно, также и с младшими проявлял заботу о братишке, давал советы. Но как дело подходит к каким-то прямым личностным отношениям, он это не выдерживает и строит из себя что-то ему несвойственное, а дальше дерзит, дерется. Хотя на коровнике о нем хорошо отзывались. По этим признакам видно, что не хватает не послушания, не почитания, не трудолюбия, а именно любви, перекрываемой ненавистью, неудовлетворённостью на все и вся. Последовательность действий открылась такая: относиться к нему, как и ко всем (внешне), не выделяя его как особого, терпя все его выходки благосклонно, снисходительно к его внутреннему состоянию, но всячески прикладывать усилия удержать церковный уклад отношений среди детей и родителей. Напоминая правила, держа их строго и неуклонно и самому их исполняя. Например, когда батюшка говорит, надо молчать на трапезе, и во всем заботиться о Коле, веря ему и в него, пребывая с ним искренним.

В середине смены я выслушал то, что он захотел мне открыть о своей жизни, далее некоторые прощения и наказания за проступки, например, выгонял из трапезной за кривляние и в конце концов строгий разговор с Дмитрием Ивановичем за проступок возле хороводов, после чего последовало прошение у всех взрослых прощения. Закреплением был прощальный костер, перед которым он сорвался, но потом пришел в себя.

Вот обрелся такой план служения, но я уверен, что он не повторится, но что-то и общему ходу внешних событий отсюда надо взять.

Умений — из умений разговаривать с детьми на их языке и слушать людей.

Например: мамаша говорит мне о своих проблемах, которые я никогда бы сам в своей жизни разрешить не смог бы, я просто слушаю, стараюсь побольше узнать о ней, о ее проблеме и стараюсь встать на ее место, а после ищу возможные ответы из того, что знаю. Ангелина часто говорила о том, что Алеша не слушается, я ей говорю, что он какой-то отчужденный, она соглашается, у меня такое чувство, будто он детдомовский, а после узнаю, что она сама из детдома и с мужем конфликт, вышла замуж по спору и так далее. Ответить ничего не могу, предлагаю только никогда не раздражаться, но больше обращаться, участвуя, держаться правила, а не своих привычек. Когда Ангелина уезжала, сказала, что многое за время поселения увидела неправильного в воспитании.

Умений организовать в поход, задать старшим ответственность за младших и идти за руку, организация купания, трудов.

Опыта — опыта терпения и молитвы, чуткости, когда можно поучаствовать в ребенке, опыта уклониться от уныния или каких-нибудь обид, когда я делаю правильные действия (по правилам, испытанные). Например, вижу, что у меня сейчас ничего не получается организовать, у ребят своя жизнь, родители ушли на хороводы, я им просто объявляю правила, что они со мной, сейчас я их воспитатель, то-то вам можно, то-то нельзя. Они чувствуют неуютность, а Никита увидел, что потерял вокруг себя ребят, злится на меня, что им нельзя без меня уйти из жилгородка, он решает со мною мериться силой. Мы бегаем три раза, два раза он первый, третий я, я ему говорю, ты же маленький, он обижается, и далее:

— Ты на меня обижаешься?

— Да.

— Почему?

— Потому что вы запрещаете… мне здесь не правится, больше я сюда не приеду.

Мне бы впасть в уныние по привычке, но я говорю ему:

— Не обижайся на меня, нехорошо, я просто устал, — и пробую сказать еще что-то.

Он:

— Давайте в цифры поиграем.

Играем.

Потом он рассказывает об отце, и у меня появляются силы, я решаюсь идти на речку.

Жизнь в истоке — как я разумею обретение в нравственном. «Прийти в себя» и есть жизнь в истоке. Самое главное, я пережил жизнь в любви к детям, и этот исток довольно устойчив, выдержал уныние, обиды, нежелание исполнять обязанности воспитания.

Собственных хотений — честно говоря, я вообще ничего не хотел, кроме исполнения послушания и спасения через угождение Богу.

Чаяний, притязаний — не было никаких, разве что требования оборудованной комнаты.

Чувств — у меня был страх и малодушие, что не позволило быть притязаниям. Из этого теперь образ служения складывается из страха Божия и чувства несовершенства.

Желаний делать, иметь — не было, хотя в поселении появилась радость в общении с детьми, но желание к молитве оно не заменяет.

В чём и чем осуществлялось твое служение?

Умениями вышеперечисленными, опытом, в жизни в истоке, в любви к детям, к родителям, хотением, чтобы дети изменялись и чаянием видеть их другими в конце смены.

3. Умеешь ли ты выделять угодные и неугодные Богу действия и расположения твоего служения?

Могу различить, когда тружусь над вниманием к себе и расположением. Устойчивости у меня нет.

4. Какие действия и расположения в твоем служении были угодны Богу, какие — нет? Чем ты это знаешь?

Терпел Николая, его выходки за столом, на дав себе по привычке учить его поведению, пытаясь сохранить в себе мир, и после через 30 секунд или минуты- двух, когда уже все прошло и не хочется ничего говорить, чтобы не задеть, а то опять все повторится, я вопреки этим чувствам я старался из сохраненного мира строго и просто обратиться к Коле, напоминая правила. Например, когда он хочет взять пряник, спрашиваю: «А взрослые взяли? А мама?» И когда возьмут, разрешаю, стараясь не отвечать на привычные кривляния и словечки недовольства.

Чем ты это знаешь — рассудочными знаниями — да, так как знаю, что через смирение Господь подает благодать, в нем должно быть дерзновение угодить Богу.

Совестью сохраняюсь в спокойствии и мире, так как уловил в себе раздражение, неприязнь и лень терпеть Николая и не считался с этим, стараясь сохранить мир, обращался к Богу, но, правда, не из сердца, а из рассудка. А также появилась благодарность Богу, что вразумил, как быть, вложил в сердце, когда я увидел, как Николай изменился, перестал из себя строить плохого человека.

Смутно слышу верой, что это Промысел Божий, Богом исполненный, больше для меня, чем для Николая.

Угодные Богу действия: утром вставать, исполнять обязанности сопровождать людей на трудах, соблюдать распорядок дня, послушание.

В трудовой день вышел на труды с семьями объединения, внутри был страх, я сам-то работаю с горем пополам, скучно и тоскливо, а тут надо с людьми трудиться и помогать детей в труды ставить. Весь расслабленный, я поплелся на смородину, не хотел никого видеть и общаться. И обрадовался, что до сих пор никто из моего объединения не пришел, была мысль уйти, я решил трудиться сам, вначале вяло, потом быстрее. Рядом работало другое объединение, пели детские трудовые песни, я одну выучил, на случай с детьми. К 9-00 пришло наше объединение, я старался вести себя активно, отлагаясь от лени и неприязни, объясняя и организуя труды. Вроде бы все удалось потихонечку.

Совестью увидел исполнение дела, верой Промысел обо мне, что мне тоже удалось вложиться в него. Увиделось при всей моей неприязненности и расслабленности, что дело-то идет и дети полностью отдались делу.

Угодное Богу событие — обед в семье крестника.

Неугодные Богу: прошел мимо крестника, идя к детям; не мог остановиться в ропоте и малодушии; неоткрытость людям, боязнь, малодушие; не сокрушался. Ругался с В. В. при подготовке детского праздника и со многими устроителями по малодушию.

5. Умеешь ли закреплять свои угодные Богу действия?

  1. В памяти. Не умею, это очень трудно для меня. Даже сейчас, чтобы хотя бы вспомнить, пришлось собраться, попотеть, помучиться. Какое-то безответственное отношение ко всему, что сделано, что пережито, что Господь подал, и если бы не отчет, сам бы не собрался в труд. В этом моя несостоятельность, когда об этом думаю, скорблю, когда не думаю, даже не скорблю.
  2. Но, несмотря на это, когда собираюсь в чувство долга или совесть, часто вспоминаю и обнаруживаю пройденный опыт уже живым в себе: например, до поселения я все норовил как-то исправить крестника и его родителей, но когда я встретился с поселянами понял, что нельзя силой что-то сделать, необходимо не только обрести лоно отношений с ребенком и отдельно с мамой, но именно со своей семьей в правильных основаниях.
    Вот сегодня пришел к крестнику, видя, что он уныл и вял, хотел как-то поучаствовать, но как, не знал, почувствовал, что нельзя уже мне, как раньше, разговаривать свысока, надо попытаться понять, что здесь за жизнь происходит, которую я не чувствую. Я молчал, и мама завела разговор сама, и все разрешилось, я задал свой вопрос, но уже без придирки.
  3. Пока не могу понять, что это значит (в вере).
  4. В любви, в попечении и так далее тоже не совсем понимаю. Закреплять, брать в ответственность, в попечение — это значит всегда заботиться о ближнем, но как это? Постоянно быть в заботе о ком-то я пока не могу. Могу лишь воспроизводить по пережитым чувствам и исполненным действиям, свой опыт: например, отложить свои претензии и поинтересоваться ближним, а там уже давать советы. Не споткнуться сразу о внешнее в ребенке, например, кривляние, а принять его таким, и искать, к чему в нем можно обратиться внутри. А до этого входить в его жизнь, как есть.
    Но что значит закрепить все это, не знаю. Может быть, различить, что это за действия я делаю и овладеть ими?

6. Был ли я нечестным, неискренним, неправдивым?

Был нечестным, когда опаздывал забирать детей вовремя, чтобы родители успели на событие, мешала честности усталость. Неискренним был перед соустроителем, напрямую не мог ему сказать, что я имею в сердце по отношению к его поступкам, причина тому малодушие.

7. Насколько в своем служении (в каких именно действиях, поступках, событиях) ты действовал из духовных, нравственных и церковно-профессиональных оснований?

  1. Сам в себе.
    Проведение праздника апостолов Петра и Павла и привлечение к участию детей. А именно путешествие по карте и сооружение храма как ап. церкви, делал это из веры, ради детей, чтобы они прикоснулись к смыслу праздника, и может быть, что-нибудь в чувстве запомнили, что это за праздник, кто такие апостолы и что они для нас сделали. Из веры наставлял поселян на вечернем правиле и утреннем, которые проводил, верою молился.
    Из человеческого долга и ответственности за Колю, чтобы даром не прошло поселение, состоялся разговор.
    Из любви соглашался идти с детьми на озеро, когда совсем не мог. Общение на уровне истоков было, когда Коля рассказывал мне про свою жизнь, у него было доверие, а я просто им жил.
    Ангелину и Анастасию из человеческой ответственности побуждал ходить на собеседования, одинарный круг. По чувству долга участвовал в испытаниях на выживание и в трудах.
    Церковно-профессиональная — из любви к Церкви к Отечеству, выделить что-то конкретное не могу, так как сама решимость быть соустроителем поселения была отсюда.
    Из человеческого долга к подопечным приходил на труды, побуждал к тому, чтобы активно участвовали в праздниках, эстафете, «Капельке мужества» и так далее, чтобы они, преодолев что-то в себе, почувствовали жизнь в участии.
    Попечение о семьях пока не знаю, как исполнить. И что это такое деятельно?
  2. Опираясь на реальное людей, детей — их слова, поступки, действия.
    На малое молитвенное правило приходил Вениамин и всегда приводил детей. Я думаю, через правило у нас создались теплые отношения и интерес друг к другу, отношения углубились, это видно из наших с ним бесед, он интересовался мной.
    Позже, имея такие близкие отношения, мы провели разговор с Георгием, такой же, как с Николаем, при помощи Дмитрия Ивановича. Также было видно, что через молитвенное правило люди чувствуют себя в православном поселении в укладе (через услышанные мною разговоры).
    Когда был обед в семье, все оказалось не так страшно, мы много говорили о Царственных Страстотерпцах.
    Николай (8 лет) во время трапезы отходил от состояния издевки, агрессии на все и всех и начинал слушать, что говорят и читают на трапезе и даже участвовать. А Анастасия, мама его, стала говорить, что действительно всегда раздражается на Колю, и просила советов, считая, что я нашел к нему свой подход, об этом говорил мне и Дмитрий Иванович.
    Во время трудов один раз я опоздал, Коля уже собрал быстро свою норму и сидит, никто его не может побудить на труд. Мы начали с ним беседу о спорте, так как он что-то хотел сказать о футболе, я в это время собирал смородину. Анастасия — мама — тоже участвовала в беседе. В конце мы пришли к тому, что спорт может быть высокооплачиваемым, и можно прожить на нем, но когда гоняешь футбол, ты ничего полезного, ни ближним, ни стране не приносишь, и Коля согласился. А потом согласился собирать смородину уже не для себя, не для своей нормы, чтобы поесть, а помогая ближним, во славу Божию. В тот день мы объединением собрали два с половиной ведра.
  3. Действовал от неугодных Богу оснований.
    Видя, что крестника ко мне не ведут, решил исполнять свои обязанности: идти туда, где меня должны ждать дети. На меня еще сильно действуют отношения ко мне, от чего бывает и уныние, и малодушие, и это сказывается на моем отношениеи к детям этих людей. Это пока в себе не поборол, но умею уходить от этого. При подготовке праздника апостолов Петра и Павла роптал на В. В, что сама ничего не может начать делать, и если уйду я, уйдет и она, из этой претензии ругался, но вовремя остановился, мы составили ход праздника. Но позже, ночью я придумал свое, что опять нас отделило от совместной деятельности.
    Еще часто в общении с детьми не назидал, а придирался и требовал разумения своих поступков, немедленного покаяния и исправления, что невозможно, так как дети, например, Алеша Ангелинин сразу уходили в себя, и все. Оставалось его отогревать словами.
    Не мог остановиться в ропоте и малодушии, на педсоветах начинаю что-то дельное говорить, пользуясь тем, что обратил на себя внимание, и далее присовокупляю все мои страхи и требования невозможного. В себе это чувствую по неудовлетворенности и досаде, потере мирности и радости в служении, центрособранности. Людей чувствую как врагов.
    По батюшке вижу, что он просто не обращает на это внимания, по братьям и сестрам, особенно по Сергею Б., вижу искривленные лица или раздражение, или корректную попытку остановить меня.
    Один раз мне не понравилось, что мне пришлось устраивать действие, за которое я не ответственен. Я на педсовете обвинил пятый класс, имея свои соображения поучаствовать в человеке, и готов был к негодованию братьев и сестер. Но когда здесь сказала В. В., что она просто удивлена моим поступком, мол: как так можно говорить?! — я не понял: ее же я не задел. Но когда батюшка сказал, что это действительно наезд (по действию), я понял, что я взял средство, не разумев, что оно по существу, а следовательно, не любя, а значит больше от малодушия и ропота. Потом, вспомнив, что говорил Сергей: что я всегда так делаю, услышал правду, так как это надмение мое, превосходство над братьями и сестрами.
    Рассудком стараюсь все точно определить для себя, вспомнить, не наврать, совестью укоряю себя (но, кажется, меня не хватает на это), верою местами становится страшно, прошу прощения у Бога.
    Неоткрытость к родителям, ко взрослым вообще, страх из этого по чувству собственной несостоятельности, нежелание беседовать, участвовать в людях. Неугодно то, что остаюсь в страхе, не переходя в исток, в почитание, не забывая свою скудость, и тогда действую по гордости, превозношению, тщеславию и так далее.
    Из претензии действовал отчасти, с батюшкой из доверия, с братьями и сестрами из ответственности, дружеских отношений, сознания общего дела Церкви.
    Потребность чувствовать себя частью целого у меня большая. Я всегда размышлял: то, что я делаю с детьми, как-то сходится с поселением или нет? Спрашивал, что там происходит на занятиях. Я не был ни на одном празднике со взрослыми, и к сожалению, сознавал, что и не хотел туда идти, но ведь их надо устраивать, проводить. Это препятствует соборности, и единству. Разумел сейчас, что моя большая потребность в соборности больше от притязаний к ближним, а следовательно не в соборности, а в уверенности в своем участии и в других. Саму соборность в себе нахожу, когда надо поучаствовать в ребенке, хочу это делать не от себя, а от объединения, вместе решив, что делать, боясь отсебятины, ошибки и греха перед Богом, за что отвечать придется.

8. Что умеешь, что не умеешь (делать или не делаешь), когда нужно дисциплинировать, приводить к ответственности?

  1. Подопечных — умею.
  2. Коллег по служению — смотря кого.
  3. Себя — не умею, на подъеме не встаю.

Организовать:

  1. Дело — с горем пополам, не отвечая за качество.
  2. Людей — умею (например, труд или, сложнее, праздники).
  3. Себя в труд — могу.

Обрестись в содержание служения и обрести подопечных в содержание их жизни, дела.

Если содержание служения есть беседы, праздники, игры, могу их запланировать, но дальше иду от себя, а не от плана, не исполняю часто запланированного, иду по живому.

Что значит содержание жизни подопечных? Если это обретение ценностей, например труда, а не спорта, то удавалось в беседе и труде.

9. Нравственные истоки.

Дело не слышу. Сам дело не держу. Содержание жизни — если это распорядок дня, недели, план года, то этим еще никогда с подопечными не занимался.

10. Нравственное в подопечных.

Отчасти могу, в беседе, в общении поднять в детях и иногда и во взрослых ценность добродетели, ее красоту и жизненность, различая ее от страсти, греха.

11. В духовном багаже иметь:

  1. Отношение в событиях к воле Божией.
    Получилось один раз. Мне кто-то из мальчишек проболтался о том, что Женя Загайнов без спроса ходил на пруд и поранил там ногу. Потом я встречаю его случайно, он мне рассказывает о чем то, и я совсем забыл, что мне говорили, потом вижу: хромает, спрашиваю — говорит, порезался. Я говорю, это просто так не бывает. Обычно Господь наказывает за что то, и так сказал два или три раза серьезно. Он молча ушел. А в конце смены его мама Наталия говорит: точно не помню слова, но она обратила внимание на то, что он не может поступить по своеволию, что так нельзя и что-то он ей о ноге порезанной говорил.
  2. Скорбь к Богу о проявлениях и осуществлениях своего самолюбия.
    Когда разумею, скорблю.
  3. Христианские добродетели, то есть трудиться в духовном.
    Тружусь над молитвой, над обращением (в вере), над содержанием четким и от сердца, над сокрушением. И чтобы молитва настоящая была, исправлять свою жизнь по содержанию молитвы. Испрашивать у Бога помощи.
    Работаю над смирением, ищу в духе мира с людьми, не забывая о целях и задачах служения, которые надо исполнить. Еще смирение ради того, чтобы Бог был со мной, и я жил бы не собою и не от себя. И так же в служении. Когда чувствую в себе мир, не упускаю возможности потрудиться над воздержанием в еде, молчании и помолиться.
    Пытаюсь от мира трудиться над милосердием к крестнику и др. Учусь от мира чистым, целомудренным отношениям с сестрами, оставаясь собранным в сердце. Желаю радости ближним и мира. А иногда скорби и трудностей.

12. Необходимое для поселения содержание.

Служение:

1 класс — старший воспитатель.

2 класс — воспитатель детей от 6 до 13 лет.

3 класс — воспитатель детей от 13 до 18 лет.

4 класс — воспитатель детей от 2 до 8 лет.

Содержание:

1 класс — возрастная педагогика, общ. пед., уч. о доброд.

2 класс — возрастная педагогика, общ. пед.

3 класс — возрастная педагогика, общ. пед., уч. о доброд.

4 класс — возрастная педагогика, общ. пед., уч. о доброд.

В 1-ом классе заметил контраст возрастов, их различие и потребность жизни, предметы жизни. Во 2-ом классе узнал потребности школьного возраста. В 3-ем классе увидел особенности и потребности старшеклассников и молодежи. В 4-ом классе почувствовал жизнь дошколят.

Из общей педагогики вижу развитие в себе образа воспитателя, основание педсобытия, овладение средствами воспитателя.

Из учения о добродетели из года в год делались попытки обретения добродетели через «нащупывание в сердце» существа ее с помощью учений и годовых упражнений и жизни с подопечными «из силы в силу» (передача образа сердечного). Опыт малоуспешен, но появилась ясность, что добродетель лежит глубже, чем я ищу ее, не в представлениях. Результатом этой работы по предмету учения о добродетели на данный период является различение зовущего образа, которого во мне еще нет, и сердечного опытно пережитого образа или образа, полученного созерцательным путем через ресурсный круг, когда другой поделился со мной опытом пережитой добродетели, и я это действительно пережил в душе, проявил свое сочувствие, свое естественное движение души в добродетели, свои силы на ее исполнение, на которые раньше не обращал внимания или которые просто не действовали, что ли. Почувствовал возможность и склонность исполнять ее на деле или в душе. Последний вариант — созерцательный опыт — не есть представление того, чего в тебе нет. Это не восхищение, хотя в поисках и попытках, когда еще неопытен и не знаешь, как это, опасность всегда есть принять восхищение не открывшимся образом, а как понимаю его в уме (в мыслительной способности, точнее, в разуме).

В этом году только начал различать духовное от душевного. И то в духовном все расплывчато и смутно (о уразумении антропологии). Начинаю различать душевное от телесного, когда лень, а когда усталость и так далее. А в общем, не стараюсь припомнить на память содержания изучаемых предметов во время служения на поселении. Что во мне начинает жить благодаря годовым трудам, тем и действую безотчетно для себя. Не разумея свою жизнь и свое служение.

Большей частью у меня жизнь и служение не соединены с учебой. Учебой обретаю ценности и направление жизни, смыслы ее, разумение себя. Что в голове, наверно, еще не в сердце. Сам еще разуметь точно не могу, какие знания у меня уже выполняются. А ценность вижу во всех преподаваемых предметах.

13. В умениях и навыках.

1 — проводить линейку, трапезы, праздники и другие игры.

2 — трудиться с детьми, ходить в поход, быть воеводой, готовиться к праздникам, играть, ловить рыбу.

3 — проводить беседы с ребятами, проводить костры, держать распорядок дня с правилами и утренней зарядкой.

4 — слушать людей, попытка провести педсобытие.

Скорее всего, это все не навык и не умение (не все), а проявившиеся способности, удачно опробованные в опыте. Но нет гарантии, что они всегда будут успешно исполняться.

14. В нравственных добродетелях.

1 — ученичество у М. Валерьевны и о. Сергия.

2 — попечение, честность, терпение.

3 — дружба, правдивость, открытость, труд.

4 — искренность, любовь, терпение, трудолюбие.

И во всех классах мужество.

В христианских добродетелях.

1 — самоукорение, послушание, молитва.

2 — молитва, воздержание.

3 — молитва, воздержание, смирение.

4 — воздержание, смирение.

15. В разумении себя, событий, ситуаций.

I. Разумел неслышание воспитателей и детей, их нужды. Себя мало разумел. Разумел, что своими силами ничего не смогу сделать, надо молиться. Разумел, что во мне есть что то, к чему дети тянутся. Разумел немощи в содержательном и организационном уровне. Разумел способность проводить игры. Не разумел, что принимаю душевность за нравственность и духовность. Разумел (увидел) в своих поступках человекоугодие.

II. Служения.

Разумел себя плохо два года, почти не пробивался в разумение. В отчетах, где надо разуметь себя, я рассказал о ярких впечатлениях с поселения.

Где-то на третьем поселении в дружине разумел свой поступок с Д. С.

Сейчас после четвертого поселения ту же картину наблюдаю, перечитывал свой отчет. Разумею, что себя еще не обрел. Всегда, когда пишу отчет, болею, часто температура.

В уразумении учений Церкви.

Все в тумане (опустил).

Плоды:

  1. Самоукорение.
  2. Забота.
  3. Дружба.
  4. Искренность, отчасти мир в душе.

16. Как устроитель поселения, на каком этапе педсобытия, в каких созид. образах, добродетелях, умениях ты сейчас находишься, в отношениях с наставниками и подопечными? Что тому подтверждение?

На уровне обретения лона отношений созидательный образ, в общем, ясен: запланировать поселение и проводить события, держать замысел, трудясь над плодом. Обретение готовности к совместной деятельности и общения на уровне истоков. Решимости осуществлять это самому нет. Но полностью согласен, каким образом. (Скорее всего, согласен, потому что другого не знаю). Вкратце: это постоянный труд над смыслами жизни, переоценка ценностей, обретение православного мировоззрения в беседах, проповедях. Устроение условий, уклада для опробования себя в этих ценностях, задача обязательного труда в них. То же существо и в праздниках. Научиться радоваться тому, чему радуется небесная Церковь, вместе с ней, в общении с ней.

Подтверждение — обретение ясности, согласие и благодатность.

Подтверждение нерешимости — малодушие и ропот.

Еще есть желание в своей жизни побольше уделять время молитве и труду (рукоделие). Но боюсь ходить по своим желаниям.

Выводы. Заметки (по личным обретениям и наблюдениям)

  1. Когда подопечными живешь, они входят в действия с тобою, тобою задаваемые.
  2. Это и есть педагогика.
  3. Пережит опыт, когда я вожусь, уделяю внимание, пекусь о подопечном, просто живу им, тогда мною задаваемые правила принимаются, обретается лоно отношений, общая жизнь! Детям хочется учиться у меня.
  4. При этом на первом и втором этапе педсобытия нельзя создавать от себя искушения, то есть раздражаться, гневаться, требовать самостоятельного исполнения без помощи, полностью отделившись от ребенка.
  5. В закреплении или проверке добродетели, например, послушания, трудолюбия или почитания, нужно требовать строго, может быть, грубо, если надо, но только при условии, если лоно отношений крепкое, жизнь непоколебима.
  6. Быть всегда участливым, открытым, легким, доброжелательным и готовым в нужное время к строгости.
  7. Правила тогда станут ценными детям, когда я сам их буду выполнять, например: исполнение урока (по жизни, а не с ними) или не перебивать старшего, батюшку, или когда говорит старший, брось все свои дела и слушай его.
  8. В обретении лона отношений важно первое время задавать ценности поселения (церковные), не требовать от подопечных невозможного, исполнять все, но принимать такими, какие они (подопечные) есть, приехали к нам. Здесь важно терпеть желание все сразу исправить, «наехать» без участия.
  9. Педагогическое участие — это исправление ближнего с чуткостью. Исправление без чуткости не участие, и сама чуткость без исправления не педагогическое участие, а может быть сердечное участие, не совершающее ближнего, и плод хоть и нравственного задела, но не нравственного напряжения, или неразумное сердечное участие, не проливающее свет на ситуацию, как поступать, и поэтому не дающее точно действовать, жертвовать ради ближнего.
    Педагогическое участие возможно, если у меня нравственный задел (или хотя бы намерение в данный момент) больше, чем у подопечного. Если этого нет, а я вижу несоответствие жизни ближнего с церковными ценностями и знаю, что неправильно — стоит прежде поработать над собой, чтобы прийти опять в подобающую жизнь самому.
  10. Чтобы было просвещение, важно запланировать событие для этого и исполнить его.
  11. При планировании поселения, в постановках целей и задач важно ставить именно те цели, которые соответствуют моим духовно-нравственным целям, надо истрезвиться, высвободиться из ропота, малодушия, преследовать те цели, которые мне ценны, которыми я действительно буду способствовать достижению того что мне важно. Надо планировать те события и такой распорядок, чтобы он и вел к достижению цели и исполнению задач.
  12. Необходимо действительно разуметь те цели, которые ставятся старшими, даже если они тебе неясны или пусть даже ясны, но как это делать, ты не знаешь (то есть не чувствуешь, чем? как?) и не знаешь, какие произвести действия, чтобы из нравственного получилось. Задай хотя бы себе эти вопросы и честно ответь на них. Надо разуметь, уяснить, соотнести с моей действительностью. Может оказаться, что это оживание в поставленных целях и согласие на них — просто воодушевление, хоть и глубокое, но без разумения себя, пустое и безсильное на деле. И если цель все же та, а я к ней никак не готов (не созрел): или взять цель поменьше, но в том же направлении (если мера большая, во внешнем — устроении, или во внутреннем — ожидании плодов), или приять ее прямо так, зная, что я ничего не знаю, уповаю на Бога и чувствую себя соработником, слугой (может быть, даже не понимая, что происходит, не владея ситуацией, по чувству наугад), доверяя старшим (что отличается от равнодушия к своим действиям).
  13. Относительно поставленных целей по-настоящему не был озадачен, не положил в сердце и не преследовал развития и усовершения подопечных, взаимоответственность, собранности и уж тем более взаимообщения в истоках.
    Не разумел поставленной цели: формирование готовности к совместной деятельности и общению в ней на уровне истоков.
    Эту цель я чувствовал сердцем как желание, как ценность, как зовущее. Сейчас пережил опыт от собственных действий, в которых я эту цель не преследовал сознательно, но шел в общении и участии в семье Анастасии и ее сыне Николае. Не владея исполнением цели, не чувствуя ее, а восхищаясь ею, удалось способствовать ее достижению. Скорее всего, Господь тому виновник. Но труда моего духовно-нравственного не было приложено в том, чтобы разумно постепенно достигать цели. Я жил, разумно жил своими духовно-нравственными ресурсами и параллельно во мне уживался ропот на что-то непонятное, что всегда наводило на мысль: «Невозможно эти цели преследовать», но ничего существенного я возразить не мог, оставалось досадовать на батюшку, так как он требовал и сам держал строго план и всерьез относился к целям. Господи, прости.
  14. Само формирование готовности к совместной деятельности происходило в следующих действиях. Замечая раздражение мамы, я вступал в разговор с Николаем, говоря о правилах за столом с расположением, но и со строгостью к нему, подводил их к батюшке, объясняя настоящую ситуацию (ближе к концу смены) и увенчало все действие: серьезный разговор с Николаем. В общении лона отношений деятельно терпел выпады Николая — это терпение собирало в духе (в сердце) и давало образ необходимых дальнейших действий. Ошибок же (например, грубые слова с раздражением и придирками или панибратство) со временем стал избегать, видя настоящую любовь мамы и сына, брал из этого образ и ей этой любви способствовал, также образ общения с подопечными, невозмутимость батюшки и невозмутимость деятельности Дионисия и Марии.
    Тут мне не хватило терпения, когда уже взрослые расположились ко мне и начали задавать вопросы по воспитанию детей, на что я ничего вразумительного сказать не мог, отправляя их к батюшке. Вижу в себе малодушие, нелюбовь, неучастие в ближних, страх входить в ответственность и в настоящие нравственные отношения Божии, где начинается само участие.
    Получилось дать один совет уже после поселения на костре. Анастасия пришла без Николая, сказав, что по пути он говорил плохие слова, и она его поругала (ударив в губы), он пошел в домик. «Что теперь делать? — говорит, — Ведь я тоже виновата, надо ли за ним идти?» (а костер — последний). Мне тут не хотелось вникать в эту проблему, уже будто устал от этих ситуаций. Я сказал вначале: коли виноват, не надо ходить, но когда она сказала: «Я ведь тоже виновата», — предложил ей прийти и сказать, что: если это больше не повторится, то он может прийти на костер. Но сомневаясь в своем совете, предложил поговорить с Дионисием Сергеевичем. Он предложил пойти и поговорить с Николаем: «Разыщите и поговорите». После она ушла и вернулась веселая с сияющим сыном. Вечер был удивительным, дружеским, теплым. Коля раздал всем конфеты, а себе не взял, пока девочка одна этого не заметила и не сказала мне.
    Положение в семье не однозначное: отец некрещеный, сильный духом. Если с притязанием обращаться к Коле на тему веры, он ссылается на отца.
  15. Формирование готовности к совместной деятельности и общению в ней на уровне истоков, как я теперь вижу, должно было происходить именно в матери и отчасти в сыне, у меня же именно на это сил и не хватило, да и задачу я себе в сердце не ставил такую, поэтому и был воспитателем. Отчасти цель была достигнута именно в общении с мамами, когда разговор переходил от душевного общения к намерениям исправить положение в семье.
    Основной труд: не раздражаться на ребёнка и держаться правил.
    Одно упущение: то, что отец неверующий, я узнал позже, уже у железнодорожного вокзала и, следовательно, не было рекомендаций от меня как быть с крещеным Колей, который желает причащаться и слушает проповеди.
  16. Здесь хочу сделать еще один вывод и недостаток упредить далее: я не держался цели обрести единодушие устроителей, взаимоответственность и ответственность пред Богом в правильности, доброте, полноте участия в подопечных. Занимаясь своими делами, уставая от своих обязанностей, я не выспрашивал у соустроителей о своих подопечных, нет должного радения. Это сильно влияет на формирование готовности к совместной деятельности и общения, а также на формирование ресурса душевных сил трудиться над собой.
  17. Наблюдение. Анастасия ценит в Николае самостоятельность и относится к нему как к личности, советуется с ним. Есть уважение, в основе которого, скорее всего, почитание.
  18. Вывод по умению. Воспитатель не всегда может организовать веселую игру или слаженный труд, так как не все от него зависит, влияет состояние детей, их расположенность к действиям в разное время, интенсивность событий, характер предшествующих и предыдущих событий, отношения в группе, несмотря даже на хорошее обретенное лоно отношений. Как я вижу, мастерство чутко управить ход действий и событий отчасти входит в искусство воспитания группы детей. Где-то надо не требовать невозможного, а где-то строго добиваться результата.
  19. Вывод по содержанию бесед. Чтобы человек тебя понял, необходимо говорить про конкретное дело, ситуацию, человека, поступок, чтобы потом ее разуметь вместе и делать выводы.

Над чем тебе нужно трудиться в ближайший год? Что развивать, что преодолевать?

Мне необходимо научиться ходить по воле Божией, слышать которую начинаешь при навыке внимания в сердце. Следовательно, нельзя расслабляться в труде над этим.

Слыша (чувствуя) волю Божию (как оправданный законом, законопослушный), от своих нравственных истоков и духовного (личностного) опыта обходиться с ближним. Для этого необходимо мужество не впадать в свои страхи перед неиспытанным, отложить все свое ради воли Божией. Решимость всегда идти в служении Богу для блага ближних, то есть посвятить себя Богу в качестве помощника, воспитателя, наставника, учителя.

Ответить на вопрос, как, не теряя уединения, в вышеперечисленных качествах служить Богу?

Развивать умение помогать подопечным в разумении себя, чуткость к отношениям в семье и к состоянию людей лично. К их потребностям и проблемам.

Обрести решительность в организационных действиях и их планирование, собранность и память об угождении Богу.

Как ты знаешь, что потребность этого труда не вспышка на один миг?

Не знаю. Знаю, что если воля Божия мне быть воспитателем и наставником, то решимость необходима, если нет, то все равно ходить по воле Божией моя потребность, то есть это моя жизнь, источник всякой радости и полного моего исцеления, гармонии всех моих составов и спасения.

Какое содержание нужно для последующих служений?

Какое содержание мне поможет, не знаю. Хочу дочитать книгу старца Силуана «Христос, как путь нашей жизни». Такие книги питают меня, дают мне смысл, цель моей жизни, собранность и, кажется, любовь. О Боге, о вере и жизни христианской. Ради чего жить, что исповедовать. Исповедовать Иисуса Христа Бога нашего.