Приходская катехизация: работа с семьями

Доклад на Рождественских чтениях 2012 г.

Иванов Р. Н.

В приходе 40 мучеников Севастийских Волгоградской епархии работа с семьями совершается в двух направлениях: среди семей, постоянно живущих в православном поселении Отрада, и семей, приезжающих из города в дни богослужений, праздничных трапез, различных семинарских занятий по воцерковлению, за окормлением к духовнику. Живет в Отраде 7 семей, большинство многодетные. Приезжает из города около 10 семей.

В летнее время мы устраиваем православное семейное поселение с приезжающими из разных городов. В сегодняшнем докладе я расскажу о втором направлении — летних поселениях, поскольку имею 5-летний опыт их устроения и последние 3 года выполняю послушание старшего семейного поселения — директора.

В течение последних восьми лет семейное поселение проходит три недели — с 1-го по 21-е июля. Приезжают от 70 до 100 человек из самых разных городов и деревень России, Украины, Беларуси, Германии. Среди них обычно бывает от двух до шести полных семей, т. е. папа, мама, дети; две-четыре супружеские пары без детей; несколько неженатых и незамужних молодых людей. Основную же массу поселян составляют мамы со своими детьми. Одна треть из этого числа приезжает к нам уже многократно, до 7 раз (может быть, с перерывами в какие-то годы). Основными устроителями поселения, которые планируют и подготавливают содержательно-смысловое и материально-техническое обеспечение жизни трех недель, являются студенты старших курсов (4-го, 5-го, иногда 3-го) и сотрудники Свято-Сергиевского училища православной катехизации и церковной педагогики. Училище также расположено в православном поселении Отрада и составляет важную часть прихода. В последние годы число устроителей поселения сократилось до 6–8 человек. Каждый год подготовка начинается еще с осени анализом прошлой смены и продолжается в течение всего года. Устроители собираются раз в неделю или на семинары по 3–5 дней раз в два месяца и, наконец, на 15-дневный семинар в июне перед началом смены.

В целом для успешного совершения подобных поселений необходима такая иерархическая и организационная структура устроителей:

  • Духовник поселения (священник)
  • Старший поселения (директор)
  • Старший отец и старшая мама поселения (из числа приехавших)
  • Старшие отцы и старшие мамы семейных объединений (их обычно по 4)
  • Сопровождающие объединений (из числа студентов и сотрудников училища)
  • Старшая хозяйка по кухне (из числа студентов и сотрудников училища или постоянных жителей Отрады)
  • Старшая хозяйка по быту (из числа студентов и сотрудников училища или постоянных жителей Отрады).

У каждого из перечисленных устроителей есть определенный набор обязанностей и свои сферы деятельности. Как видно из предложенного списка, значительное место в устроении поселения занимают сами приехавшие из числа семейных людей. Это в первую очередь относится к «старичкам» — к тем, кто приезжает третий раз и более. В последующем они естественно восходят на уровень полноценных сопровождающих объединений, которые разрабатывают и приводят к исполнению замысел поселения, т. е. его внутреннюю жизнь со своими плодами — обретениями для души, духа, личности приехавших людей.

Существом замысла наших поселений в рамках катехизаторской работы с семьями является труд по устроению церковного уклада жизни. Чтобы знания и представления о церковной жизни постепенно переводить в практику, в живые, естественные отношения с Богом и ближними. Под церковным укладом жизни мы понимаем такой порядок жизни христианина, который складывается и образуется из трех присутствий: внешнего, внутреннего и благодатного.

Внешнее присутствие людей в укладе складывается из шести областей жизни:

  • богослужебной — это молитвенные правила, службы, таинства, молебны и т. д.
  • трудовой — это физический труд как нравственный отклик на нужду ближнего (на кухне, в огороде, в быту, на стройке);
  • взаимообращений друг с другом — любые общения между ближними, устроенные по правилам Церкви;
  • обучения — это специальные занятия и действия, направленные на развитие добрых навыков и умений жить ладно в семье и Церкви;
  • отдохновения — это различные события и мероприятия, дающие заряд новых душевных и физических сил на труды в семье и Церкви;
  • уединения — это время, когда есть возможность побыть наедине с собою, с Богом, прийти в тишину, сделать выводы на будущее.

Внутреннее присутствие людей в укладе складывается из призваний личности человека. Это естественные призвания: сыновство, супружество, родительство, гражданство и церковные призвания: праведности и святости, которыми благодатно освящаются все жизненные призвания. Естественные и церковные призвания осуществляются в каждой из вышеперечисленных шести областей жизни.

Благодатное присутствие Бога в укладе — это содействующая и оживотворяющая все человеческие труды благодать Святаго Духа.

В течение трех недель жизни поселения в разнообразных делах, событиях, занятиях мы все вместе (и сопровождающие, и приехавшие) трудимся над устроением церковного уклада жизни, чтобы далее, после разъезда по своим домам, по мере возможности держать и хранить уклад в течение года.

За многие годы проведения наших поселений накопилось немало наработок различных событий уклада. Например, в богослужебной области мы устраиваем три вида «молитвенных горниц» для вечерних и утренних правил. Одна — для новоначальных в вере, другая, средняя, — для имеющих опыт от года до трех лет, и третья — для желающих молиться полным, без сокращения, правилом. Много внимания уделяется подготовке и участию в богослужениях, таинствах и далее в стараниях хранить благодать. Участникам поселения предлагаются занятия, беседы, проповеди, видеокурс по введению в практическую катехизацию. Дается опыт празднования церковных праздников как продолжения богослужения. В трудовой области — служение каждого семейного объединения по очереди на кухне, по быту, в огороде, на стройке, ремонте и проч. В области взаимообращений друг с другом — это различные виды советов: на знакомство, на уточнение устроительного слова, на труды (здесь советы: дела, совести, веры); ресурсные одинарные и двойные круги общения, обращение к положительному семейному и церковному опыту друг друга в решении проблем и конфликтов («От истока к истоку»). Многоголосие, вечер вопросов и ответов, «Капелька мужества».

 В области обучения — это, в первую очередь, занятия всех взрослых в родительской школе (1,5–2 дня в неделю). Здесь главным образом происходит труд по пробуждению и раскрытию в себе жизненных (сыновство, супружество, родительство, гражданство) и церковных призваний человека. Особое место занимает работа над трудной жизненной ситуацией в семейной, церковной жизни. С помощью ближних, сопровождающих, духовника, Бога каждый формулирует свою трудную жизненную ситуацию и ищет, определяет пути выхода из затруднения. В области отдохновения предлагаются активные игры (семейные, детские, подростковые), купание на водоеме, песенные ужины, костры, семейная ярмарка, хороводы, походы, экскурсии в город, просмотр фильмов из фестивальных программ «Семья России».В области уединения участнику поселения предоставляется возможность побыть одному наедине с собой и Богом в храме после Богослужения, на тропинке Божией Матери, просто на природе. Труд над личным дневником в конце прожитого дня.

В освоении участниками поселения церковного уклада жизни мы выделяем четыре меры:

Гость в церковном укладе. Это тот, кто приехал впервые и живет первые 5 дней. В это время он активно со всеми знакомится, участвует во всех предложенных событиях и действиях уклада. Далее ему нужно сделать свободный выбор — либо согласие на дальнейшее освоение такой жизни и тогда переход в следующую меру, а если нет — то отъезд домой.

Входящий в уклад — тот, кто внутренне согласился с необходимостью осваивать жизнь церковного уклада на поселении и прилагает к этому труд все три недели смены.

Житель уклада. В эту меру переходят обычно после двух-трех приездов и активной, искренней жизни на поселении. Характерная черта жителя в том, что он осваивает церковно-укладную жизнь не только во время поселения, но и по приезду к себе домой, на свой приход. Он в течение года устраивает свою семейную жизнь подобным образом.

Хранитель церковного уклада. Это тот, кто не только сам живет в укладе, но и другим помогает его осваивать. Это уже уровень устроителя как сопровождающего семейного объединения. Пока на него выходят немногие и не ранее, чем после пяти полноценных участий в поселении. В этом году таким полноценным сопровождающим объединения из 17 человек стала жена и мама троих детей Любовь. Она уже пятый раз приезжает к нам из Германии со своими детьми. А в последние два года к ним присоединился ее муж и глава семьи Георгий. Он стал старшим отцом их объединения.

Другой важной характерной чертой наших поселений является то, что главную роль в них играют отцы семей, мужья и старшие братья, готовящиеся к семейной жизни. Поэтому основным устроительным, управительным и попечительным органом поселения является Совет отцов, который собирается два раза в неделю. Каждый отец имеет попечение об определенной сфере жизни смены (труды, игры, молитвенные правила и т. д.). В целом отцы на своем первом совете рассматривают и принимают к исполнению (в том, что одобрили) предварительно разработанную студентами и сотрудниками план-сетку 21 дня смены. На советах отцы, помимо дел, сугубо вникают и пробуждаются к труду над свойствами собственно отцовства, супружества.

Поселение