Как подготовить детей должным образом к первой встрече с храмом Божиим

Костылева А.

Не всегда получается пробудить в детях благоговение перед храмом Божиим. Тем более трудно удержать благоговение, когда происходит обвыкание. Что делать?

Какие есть направления предварительной работы

Найти литературу:

  1. О молитве.
  2. О присутствии Божием в храме.
  3. О Небесной Церкви и ее присутствии в Храме Божием.
  4. О Церкви Земной.

Ознакомиться с ней.

Выбрать нужное, а именно:

  1. О помощи Божией по соборной молитве.
  2. О Таинстве Евхаристии, где описывается, что Господь пребывает на богослужении Своим Божеством и человеческим естеством, о происхождении Храма (Исх. 25, 1 — 9).
  3. О сослужении ангелов преп. Сергию.
  4. О празднике Покрова Божией Матери.
  5. О явлениях святых, Божией Матери и вообще горнего мира верующим во время богослужения в храме.
  6. О святых иконах.
  7. Об истории событий, изображенных на иконе.
  8. О святости, чудотворениях.
  9. Об угодниках Божиих — чтобы подвести к молитвенному обращению к Небесной Церкви.
  10. Кто это — земная Церковь (благочестивые люди). Церковь — Тело Христово.
  11. Церковь святая — о Божией Благодати, которая содействует благочестивым людям.
  12. Рассказы из книги «Райские цветы с Русской земли».

Обратиться к добрым поступкам, нравственным делам знакомых людей (бабушек, мамы, других близких). Все это иметь в себе ради содержательного общения с детьми.

После этого возможно переходить к практическому осуществлению подготовки детей к встрече с храмом Божиим.

Правила и порядок подготовки

Заблаговременно, с вечера нужно побеседовать с ребенком, чтобы встреча с храмом и Церковью была ожидаемой.

Рассказать и о святом угоднике, имя которого носит ребенок:

  • o его житие;
  • в каких нуждах ему молятся;
  • как и зачем сам ребенок может обращаться к этому святому — в личных отношениях, в нуждах.

Может быть следующая телесная подготовка к храму:

  • выгладить одежду, начистить обувь;
  • особенно тщательно умыться;
  • убрать комнату особенно чисто;
  • украсить ее празднично (салфетками, цветами).

Для этого каждому из детей дать свое задание в общей подготовке, заранее распределить, организовать труд, чтобы каждый трудился в радость, чтобы ребенок знал, что ему делать и как делать.

Подготовка дает повод делать детям что-нибудь самим.

После рассказа взрослого о том, что будет с просфорой, из которой вынут частицы за их близких, предложить детям самим написать записки о здравии, о упокоении; принести на канун свои конфеты или еще что-нибудь.

В храме предоставить им возможность самим купить и поставить свечи.

Упреждения

Время пребывания в храме должно быть недолгим, чтобы после выхода из храма хотелось побыть там еще.

Лучше, чтобы храм был маленький, скромный, тихий, чтобы дети через отвлечение на многоликую толпу людей не отвлеклись от Бога. А через великолепие внешнее не «всплыли бы» в эмоциональное впечатление, интерес.

Пример вашего благочестия и благоговения — лучшее, что может сопровождать эту встречу.

Духовное пребывание взрослых

Молитва взрослого за детей к Господу на каждом этапе:

  • по дороге к храму и домой,
  • во времяпребывания там.

Для уяснения значения таких молитв необходимо заранее прочитать об этом в церковных книгах.

Храните внутреннюю тишину и наблюдайте Промысел Божий о ребенке, чтобы видеть, что из вышеприведенного может быть уместно и нужно ему.

В храме молитесь, а не только наблюдайте за детьми: это необходимо и, может быть, более важно для самих детей.

Сердечные расположения

Необходимые основания перед началом подготовки: благоговение перед святыней; к детям — любовь, доверие, вера в Промысел Божий о ребенке.

В продолжение самого события должно иметь чуткость к ребенку, болезнование к Богу о ребенке, просьбу к Нему открыть ребенку благолепие Святого Храма.

Упреждения

Заставлять идти в храм — не имеет смысла, т. к. это не сохраняет веру.

Если ребенку скучно — ему предлагают темы для наблюдения, доступные ему: «Сколько разных икон Богородицы?», «Постарайся заметить, как устроен храм, — дома нарисуешь». «Обрати внимание, как одет батюшка. А как диакон? А как алтарники? Какие ты видишь различия?» — такие вопросы предлагает Е. Куломзина, но они могут вывести в интеллектуальную работу, в любопытство, а не в труд души.

Поэтому необходимы действия, активизирующие труд веры.

Обратитесь к ребенку, просите его помолиться, воздохнуть от сердца о какой-то лично вашей (воспитателя, родителя) нужде, и он будет молиться. «А давай споем тропарь святой княгине Ольге — она святая твоей мамы», — ребенок соглашается.

Дайте ему молитвослов — он деятельно и верою включится попечением о маме, сестре, брате, об отце, бабушке, дедушке через реальные нужды реальных людей.

Нужно не сразу давать все знания, а заблаговременно (может, за месяц) — задолго до встречи с храмом, т. к. данное разом ляжет неподъемным бременем.

А необходимо, чтобы было «вкусно», ожидаемо каждое слово о храме Божием.