Какой должна быть среда семьи, школы и общины, чтобы ребенок возрастал в добронравии и благочестии, а не только получал знания об этом

Горбунова О.

Трудная ситуация

Приходская община. На приходе есть православная гимназия, где дети обучаются, получая и среднее образование. В гимназии осуществляются действия церковной жизни: молитва, исповедь, богослужение, личные беседы священника с ребенком.

Ребенок учится с 1-го класса, сейчас заканчивает 3-й, но по нраву не меняется. Приходя домой, проявляется в плохих поступках, непослушании, а в школе этого за ним не замечают.

Кому дается рекомендация

Воспитателям, родителям, устроителям гимназии, общины и летнего детского поселения.

Предваряющее разъяснение

Ребенок научается жизни от взрослых. Это естественная потребность его души. Он напечатлевает в жизнь не только слово старших, но прежде всего — их поступки, характер жизни. Поэтому развитие веры и добрых качеств души ребенка зависит от среды, в которой он пребывает, от нрава взрослых, составляющих эту среду.

Только церковная среда, где есть вера, отношения с Богом, с благочестивыми взрослыми, друг с другом и научение стояния против греха, обладает действительным попечением о спасении ребенка, которое может принести видимые плоды.

Правила и действия ради решения ситуации

  1. Церковную среду школы общины на приходе и детского летнего поселения составляют люди верующие и живущие верой. Исходя из этого, надо делать отбор не только воспитателей, но и обслуживающего персонала (поваров, электриков, рабочих), т. е. тех людей, с которыми соприкасается ребенок. Чтобы они в какой-то степени несли в себе предание Церкви, ее традиции, обычаи, являли бы собой пример поступков и жизни Церкви (какой возможен по нынешним временам).
  2. Среда в семье тоже должна быть церковной или хотя бы иметь стремление к этому. Родителям необходимо поддерживать в ребенке то, что дается ему в школе, чтобы у ребенка не было двойственной жизни, т. к. детская психология формируется под ту среду, в которой пребывает дитя. А душа, по причине первородного греха, более удобно склоняется к худому. Поэтому надо очень бережно растить ребенка, ограждать его от худых навыков и примеров.
  3. Худой навык может сформироваться из мелочей, на первый взгляд кажущихся малозначимыми.
    Если ответственность будет лежать только на воспитателе и родителях, то могут быть «сбои» (они могут не уследить), а вот церковная среда не даст быть худому.
    Правило для всех членов общины: если видишь, что ребенок делает худое — не проходи мимо равнодушно.
    Остановись с попечением, с любовью о нем, и он это поймет. Пресеки зло, т. к. если среда непримиримо относится ко злу, то ребенку привьется навык отвержение зла.
  4. Обращаться ко всякому ребенку с терпением, но и со строгостью. А все — от любви. Нужно идти к нему, не раздражаясь на его худые поступки, но выказывая всем, собою: и тоном, и словом, и духом — непримиримость с худым. Это дает ребенку образ добронравия. Всегда быть с ребенком искренне, честно, правдиво.
  5. Находить время и больше устраивать действий по нравственным силам души:
    1. «помочи»;
    2. пробуждать отклик на нужду;
    3. направлять их на доброе отношение друг к другу — искренне, правдиво, честно.
  6. В общине, школе и на поселении не должно делать главный упор на знания. Т. е. не хвалить знающих, а хвалить доброживущих, чаще поощрять добрые поступки, при всех дарить подарки. Воспитателю и духовнику нужно поддержать ревность по доброму в ребенке — тогда другие могут пойти по его примеру. Помните: похвала добродетели рождает соревнование. Не порыв к превосходству, а соревнительностьо добром (Авва Дорофей).
  7. Паломнические поездки должны проводиться не как экскурсии для познания, а для развития и укрепления веры. Для этого нужно предварительно делать детям следующие упреждения:
    1. В паломничестве вы можете встретить людей, которые живут святой жизнью. Не пропускайте этих встреч. В них вы встретитесь с Господом.
    2. Находясь у святых мощей, приносите Богу и святым угодникам свои просьбы. Молитесь, т. к. вы будете находиться совсем рядом с ними.
    3. Когда приезжаете в монастырь или храм, где находятся мощи святого, помните, что он — хозяин там, и вы — в его ведении и благословении. Во всех обстоятельствах, которые могут возникнуть, просите у него помощи.
  8. После поездок надо хранить обретенное в детях. Подчеркнуть ценность обретенного, закрепить в жизни на добрых примерах. Господь подает в паломнических поездках новое переживание или образ, укрепляющий веру. Нужно направить внимание детей на них, дать правила, с помощью которых они смогли бы удержать обретенное от восторженности и эмоциональных рассказов.
  9. На добронравие дать правила из «Юности честного зерцала» о почитании. Читать их детям, а потом закрепить через упражнение в жизни, через несколько дней проверив исполнение, трудились или забыли.
  10. В вере происходит укрепление, когда наблюдаешь с детьми Промысел Божий в пережитой ситуации или каком-либо событии жизни.
    Среда верующих людей в общине, школе, поселении не позволяет быть греху, и потому только она церковная. Взрослый печется о спасении ребенка. Нельзя проходить мимо его проступков: в плохом надо осадить, в добром — поддержать. И так с любым ребенком — своим или чужим. Во Христе все свои.

Расположение сердца

  • С детьми надо быть от искреннего попечения и радения о них, как о чадах Божиих.
  • Не допускать, чтобы при тебе грех буйствовал в ребенке. Исправлять от любви, но пресекать строго.
  • Верить в ребенка, вегобогодарованное.
  • Веровать и видеть Промысел Божий о ребенке и быть с ним от своей живой веры.

Упреждения

Может быть равнодушие или теплохладность к детям, когда одних примечаешь, а других нет. Ко всякому ребенку в общине, тем более в школе, поселении должно быть внимание ради его спасения.

Здесь надо упражняться именно в обращении внимания на них и участвовать в их настроении, трудностях, обстоятельствах жизни, не оставаться в нечувствии, а Господь будет подавать ситуации. Может оказаться, что, увидев неправду, придешь в раздражение, его не должно обращать на ребенка, т. к. это будет неправдой с вашей стороны.

Нужно устремиться душой не на скверное поведение или поступок, а на чистую душу дитяти, памятуя любящим сердцем, что в нем есть чистая душа. Оправдать, разделить ребенка и зло. И уже от любви к нему отсечь зло и выправить поведение ребенка.

Св. Амвросий сказал: «Люби и делай все, что хочешь».