Каковы причины внутреннейтеплохладности подростка при внешней церковной жизни, и какими средствами и действиями возможно исправить создавшееся положение

Аблекаев В.

Трудная ситуация

Ребенок уже несколько раз приезжает на летнее православное поселение. При этом он не отличается особой живостью в отношениях с людьми и выполнении различных действий. Нет заботы и попечения, радения о собственном развитии, нет движений к преображению окружающего мира, к участию в людях. Приходится постоянно подталкивать, тянуть, помогать и подсказывать. В церковных действиях присутствует хладно, из-за распорядка. Особенно ухудшилось состояние после входа в переходный возраст. Родители подтверждают это состояние и дома.

Предваряющее разъяснение

Состояние замкнутости, уход в себя, безынициативность, нет проявлений заботы и попечения — все это может происходить по причине выраженного самолюбия и запущенного, развившегосясамоугодия. Вялость души обычно связана с неразвитостью самосознания.

Причина может быть внешней и внутренней. Внешняя причина — излишнее «давление» родителей, их властный характер, жесткое и категоричное обращение с ребенком. Внутренняя причина — заторможенность головных нервных процессов, либо схваченность душевной ленью, либо упрямство и своенравие, из-за которых становится невозможным сознание себя. В то же время под малой внешней активностью может скрываться большая внутренняя жизнь, т. к. душа не стоит на месте, а развивается или в добром, или в худом.

Свободной душа становится благодаря самосознанию. Сознавая себя, личность свободно проявляется в действиях и в жизни. Эта деятельная свобода соответствует уровню самосознания. Сознавать себя — значит ведать свои внутренние механизмы и отделять себя от них, подниматься над ними и владеть ими. Если этого нет, ребенок может жить безсознательно, не зная, чем живет.

Дух оживает, когда свободен от страстей. Обращение к Богу, покаяние, смирение и послушание, равно как и кротость, приводят к свободе духа.

Действия и правила решения ситуации

  1. Если причина данного состояния имеет начало в семье и формируется от давления на ребенка и запретов, где не дается проявления его действиям, такому ребенку надо давать свободу в его решениях, побуждать к инициативности, давая выбор.
  2. Если видится, что подросток делает что-нибудь не так, дайте ему совет, не настаивайте на своем, не указывайте. Сделав ошибку, он исправит ее по вашему совету.
  3. Оградите от «нежелательных» приятелей. Если есть взрослый верующий человек, которому подросток доверяет и поэтому свободно общается с ним, попросите этого человека, чтобы он своим влиянием помог подростку увидеть свое состояние и выйти из него.
  4. Нужно беседовать с подростком о различении его состояний, сравнивая дни, когда последнему было радостно, свободно, и он легко проводил свои дни, а в какие входил в свое обыденное состояние. Главная задача этого действия — чтобы подросток начал распознавать свое состояние и видеть в нем неправду. Видеть, что плохим настроением он портит себе жизнь и упражняется во зле, навыкая находиться в этом постоянно.
  5. Обращайте подростка к нуждамближних. Дарите ему возможность пережить вкус радости от заботы и попечения о ближнем.
  6. Пусть упражняется в искренности, т. е. пусть замечает нужду ближнего и откликается на нее. Обычно у подростка не бывает желания откликнуться. Тогда нужно подвигать его в упражнениях на развитие чуткости, которая будет «открывать» его на ближних и выводить из замкнутости. Деятельная помощь ближним, совершаемая из чуткости, приносит в итоге радость. Этим развивается попечительная сила души, которая, высвобождаясь в своем качестве отклика на нужду, становится свободной.
  7. Для развития эмоций и способностей ребенка можно записать в какую-либо секцию или кружок, чтобы развивать деятельные силы души. Чаще выезжайте на природу. Задавайте действия на развитие свойств духа — решимость и самоотвержение, т. е. преодоление себя.
  8. Хорошо, чтобы подросток был в такой церковной школе, которая создает условия для развития личности, где идет труд над нравом и реально прививается благочестие, т. е. жизнь по вере.
  9. Не тяните в церковь насильно. Найдите нужду, по причине которой подросток пошел бы сам. «Мама болеет, сходи, поставь свечку, помолись». «У папы трудная неделя, сходи, подай записку, побудь на службе, помолись». «У тебя контрольная работа, сходи в храм, попроси помощи».
  10. Главное — искренний личный пример, исполняемый с верой.

Расположение сердца

Все действия, которые будете предпринимать, производите из попечения и любви к подростку. Веруйте в человека, в богодарованные силы его души, которые с Божией помощью и вашим усердием будут восстановлены.

Упреждения

Не гонитесь за быстрыми результатами. Может оказаться, что данное состояние возникло по грехам родителей, тогда от вас требуется серьезная исповедь и покаяние.