Доклад «Восстановление сыновства при подготовке к супружеству»

Иванов Родион, 2007 г.

Обоснование темы

Супружество есть великое дело
созидания человеческой личности через
самоотречение, через соединение с другим. В
супружестве человек может преодолевать
свою самость, гордость и, «прилепляясь» к
своему супругу, познать общую человеческую целостность.

Из журн. «Духовная сокровищница».

Чти отца твоего и матерь твою, да
благо ти будет и да долголетен будеши на земли.

5-я заповедь Божия.

«Много званных, но мало избранных», — говорит Господь в Евангелии.

Тема призваний и призванности стала актуальна и проявилась как нечто значительное в моей жизни в начале этого учебного года во время подготовки к летнему семейному поселению. Появилась личная необходимость различить в себе 5 жизненных призваний, начать их восстанавливать в себе.

Это сыновство, супружество, родительство, гражданство земное, гражданство небесное. Все пять взаимосвязаны и сопредельны между собой. Они благословлены Богом каждому человеку как нравственное дарование. При этом к сыновству, гражданству земному и небесному призван каждый человек, а вот путь супружества, вместе ним родительства или монашества дается одному одно, другому другое. Бывало, что старцы 2-х с виду одинаковых молодых людей — благословляют одного в монастырь, а другого жениться, и если они не слушаются и делают наоборот, то жизнь у них не строится, не ладится, т. к. идут не по своему жизненному призванию. В то же время есть угодники Божии, которые, прожив много лет в супружестве, оканчивали свою жизнь в чине монашеском. Такими были прпп. Петр и Феврония, прпп. Серафим Вырицкий и его супруга. Сам же я, сознавая себя, советуясь с духовником, избрал для себя путь супружества.

А чтобы к нему подготовиться и вступить в него на правильных основаниях, стало ясно, необходим труд по восстановлению и обретению призвания сыновства — родителям земным и во Христе Богу Отцу.

Основная часть

В человеке мы различаем природу (дух, душа, тело) и ипостась (лице, личность). «Лице человека (я) есть единство духа, души и тела… Части сии в составе нашем не лежат одна подле другой, но все, так же как и способности, сходятся в нашем лице (я), ему присвояются и суть для него постоянные средства» [1, с. 189]. То есть личность человека в нормальном состоянии владеет и управляет своей природой, природа ей подчиняется. Или если этого подчинения не происходит — тогда человек живет и поступает не от личности, а от индивидуума. Более того, прот. А. Зелененко пишет: «В силу греховного повреждения человек не может познавать себя как личность. Личность может быть раскрыта только в Том, Кто ее знает, т. е. в Боге. Личность в человеке есть образ Живого Бога. Извне эта личность представляется под видом индивидуума. Преодолевая в себе индивидуум, человек возрастает в личность. Человек подобен иконе, которая вышла прекрасной из-под пера богодухновенного мастера. Но „подновляясь“ из столетия в столетие, она стала совершенно неузнаваемой. Нужно найти то, что осталось в иконе подлинного, и, снимая слой за слоем, расчистить икону, вернуться к первообразу, освобожденному от накопившихся искажений» [2, с. 193].

Труд по пробуждению жизненных призваний, в которых восстанавливается и развивается личность, и есть то, что открывает в нас подлинную икону Живого Бога.

Личность осуществляется в призваниях. В существе всех призваний лежит принадлежность человека Царству Небесному. Призвания вложил в человека Господь. Он же призывает нас к правдивому исполнению жизненных призваний в десяти Своих заповедях. И начинает завет Свой к человеку с почитания им единого Бога. С первых четырех заповедей Господних начинается и гражданство, и супружество, и сыновство. В последующих каждое из них утверждается в праведность — почитай отца и мать, храни святость супружества — не прелюбодействуй, не убивай, не воруй, не посягай на собственность ближнего, говори всегда истину. В существе сыновства лежит потребность уподобления отцу как нравственное приуготовление духовному сыновству. В существе супружества — единство семьи как малой Церкви с ее Главой — Христом (не только единодушие, но един дух в семье). Через это супружество восходит в сыновство во Христе Отцу Небесному. В старости такое супружество может родить монашество. Праведное родительство знает принадлежность детей Богу (не себе), и тогда в воспитании детей обращает их к Богу. Через это родительство к детям относится, как к детям Отца Небесного. Такое родительство знает правильное воспитание земного гражданства в детях. Т. к. последнее — это единство Церкви и государства, т. е. церковно освящаемая государственность. Существом такого гражданства земного будет церковность земной жизни. Существом гражданства Небесного — принадлежность Небесному Царству, а в нем подданность Христу как Царю и общение с ангелами и святыми.

В. Лосский пишет, что личность проявляет себя, развивается и усовершается в общении с личностями — в общении с Богом, как Первой Личностью, и затем в общении с людьми в обществе человеческом. В работе над докладом мне много дали личные встречи с людьми, с их жизненными истоками. Такое живое общение и вопрошание старших и ближних было новым для меня. До этого при работе над докладом сразу обращался к книжным источникам, в них искал нужное содержание и от этого зачастую терял чувство жизни, все более углубляясь в содержание текстов. Встречи с людьми оказались для меня порою богаче книжных текстов. Их простые слова и фразы (ничего внешне нового люди не говорили), рожденные из личного опыта жизни, были наполнены внутренней силой, убеждали и ставили меня в необходимость именно так жить и нести по жизни то, о чем они говорили.

Обращаясь к семейным парам и отдельным людям с опытом семейной жизни, спрашивал о супружестве и сыновстве: «Как вы знаете?» и где, каким образом сыновство становится силою в супружестве. Здесь я встретился с тайной. Важно было в беседе, слушая человека, эту тайну услышать. Для этого старался, внимая собеседнику, внутренне присутствовать вопросом: «Что я слышу из своего сыновства в том, что слышу о супружестве?»

И в целом, в беседе надо искать 3 момента:

  1. искать супружества;
  2. искать сыновства;
  3. искать, каким образом и где сыновство дает силу супружеству.

От первой семейной пары в нашей общине услышал следующее.

«Как вы знаете супружество?»

1. Как яркий пример своих бабушки и дедушки. Они воспитали 7-х детей. Важным основанием в их семье было положение дедушки. Каждый раз после долгих рассуждений бабушка покорно спрашивала: «Как ты, Николай, скажешь?». И он решал так или по- другому.

2. Как пример своих родителей. Главное здесь — удивительное единодушие друг с другом. Оно обеспечивалось со стороны папы тем, что от него всегда исходила забота и добрый покров всей семье — одевал, обувал, из любой поездки-командировки всегда всем, часто отрывая от себя, привозил подарки-гостинцы. Главное в маме, хранительнице очага, — добрая, хлебосольная хозяйка, все могла управить внутри дома, всегда помогала учить уроки. Также, что обеспечивало единодушие — это совет между родителями — «Как ты думаешь?». И от этого — лад в семье. Лад был от мира, т. к. папа умел уступать — был по- мужски великодушен, умел примирять. Когда же иногда между родителями случались разногласия, то сын сразу это чувствовал и не мог терпеть этого — брал папу за руку: «Папа, пойдем с мамой мириться!» И когда они мирились, вместе были, и он был рядом — это было для него самое большое счастье. Здесь в сыне потребность родительского единства. Для самих родителей оно было единством супружеским, обновленным их родительством. Для сына счастьем было чувствовать их едиными супругами, от которых он чадо, сын — не в смысле физического рождения, а в смысле радости за них, за их единство, единодушие и наоборот — огорчение, если они не вместе. В такие моменты сын чувствовал себя в нравственном триединстве с родителями. Такое сыновство, конечно же, становится силою для сына в его будущем супружестве и родительстве. Это хорошо видно на примере человека, который рассказывал о подобном своем сыновстве — он не только в своей семье теперь хранит мир и единство, но и за ее пределами внимателен и чуток к каждому и своим участием старается разрешить всякий конфликт, примирить поссорившихся.

3-й пример. Рассказывает наш общинник. Когда он стал офицером, немного послужив, понял, что ему нужна семья. Нужны люди, о которых можно было бы заботиться, дарить им радость. Чувствовал, что в душе есть возможность и потребность кого-то благодарить. Это было пробуждение супружеского призвания.

Началось же супружество, как притирание характеров друг к другу. Вскоре переехали жить и служить в Германию. Жена сразу создала уют в доме и была для души «пластырем», доктором Айболитом для уставшего и обезсиленного после суточных боевых дежурств мужа-офицера. Потом вместе пережили его болезнь и тяжелые операции. Случилось это еще в первые годы супружества, и он, видя свою немощь и болезненность, предложил красивой и здоровой жене оставить его, не мучиться. В ответ: «Как ты можешь такое говорить! Я в тебе человека увидела!» Теперь он знает: основные качества в супружестве — это не предать. Второе — верность в любой ситуации, а также — терпеть друг друга, чего бы это ни стоило.

Во время нашего разговора жена, слушая, что говорил супруг, со всем соглашаясь, что-то добавляла или поправляла, а в конце от себя подвела итог, отвечая на вопрос, как она знает супружество. Основа супружеских отношений — любовь, верность, терпение. Терпеть недостатки характера другого, не отмалчиваться — говорить, но корректно. Ей помогали стоять в этом родовые традиции их семьи, особенно пример бабушки и дедушки, которому она училась. Такое ее дочернее ученичество у старших стало теперь силою в супружестве.

Обращаясь к истокам сыновства этой семьи, услышал следующее.

Родители были непререкаемым авторитетом, подавали пример, образец, как жить, и сын невольно старался перенимать это, учился так жить. Сыновство помогло в том, чтобы сохранить родительское благословение в выборе жены, т. к. в начале были сомнения — как они с будущей супругой могут подойти друг другу. Но услышал родителей, поверил им, доверился, что они не могут подвести.

«В сыновстве до конца нужно слушать родителей. Я не всегда слушал. Бывало, поздно возвращался домой, мать переживала, а я не чувствовал этого переживания», — так сейчас, уже став отцом и переживая за своего сына, опытно знает он.

Обратился с подобными вопросами к другой нашей общинной семье, имеющей еще больший опыт супружеской жизни. Услышал следующие истоки супружества.

Прежде всего, необходимость венчания и церковного благословения супружеского союза. Для них было главным иметь одного духовника, у которого оба находились в послушании. Через то с годами развивалось между супругами доверие, честность. Означало это для каждого уверенность, что все так, как другим сказано (не проверять слова). Что муж — это глава жене и семье. Потому что ему глава Христос, и благословения в семье через него. Что в главенство это нужно постепенно возрастать еще до свадьбы.

Сыновство в том, чтобы никогда ни в чем не упрекать родителей: «Что бы ни случилось, как бы ни было — перемолчи, переболей, но никогда не говори худого, потому что это родители, которые тебя воспитали и жизнь положили за тебя. Но прежде потому, что Господь так заповедал — чтить родителей».

Жена знает супружество как путь земной жизни нашей ради того, чтобы срастись с жизнью небесной. Тогда на 1-м месте будет «отвергнись себя» ради христианского настроения духа, иначе не будет жизни. Многое свое — ставить на 2-й план. А так — все очень просто: вари, стирай, обихаживай. При этом никогда не переделывай другого (он своя душа). Делая все, проявляй находчивость, чтобы сохранять мир в семье. Ни в коем случае не уничижать, а, наоборот, поддерживать в муже его мужское начало, его главенство в доме. Всегда советоваться — «Давайте посоветуемся!». Взяла это в пример от родителей.

Сыновство — как послушание родителям. Послушаться — значит ограничивать себя в чем то, сдерживать. А если человек воля-вольная, то в супружестве — как бешеного коня запрягли. Может быть, даже умом и понимает, но прийти — многими потами. Такое послушание сыновства дает силу в супружестве не «натыкаться» друг на друга и не «переделывать» под себя.

Сыновство Богу — как обращение к Нему, как к маме — так же просто, откровенно, что на душе, то и говорю (хотя Его и не видим). И после такого обращения — «Господи, не бросай меня!» — сразу облегчение на душе.

Другая наша общинница знает супружество как путь спасения через семью. Муж спасается через жену и детей. Жена — через мужа и детей. Одинокому человеку труднее спастись, из-за того, что он не видит своих недостатков. Вместе живя и помогая друг другу искоренять свои недостатки, спасаться легче.

Главные качества мужа: 1) снисходительность 2) великодушие, но и 3) настойчивость — он, как глава, ведет семью к Богу и ищет путь спасения своей семьи, как путь своего спасения. А жена помогает ему в деле спасения семьи. Обязателен один духовник — он сглаживает обе «дощечки», а потом опять прикладывает друг к другу.

Сыновство. Глубоко прочувствовать заповедь «Чти отца и матерь свою». Родителей — как святых почитать (так особенно у старообрядцев). Господь их, родителей, вперед пустил по жизни, поэтому они лучше нас.

Один наш молодой священник ответил кратко, но по существу: супружество — как дополненность; как недумание о себе.

В. В. Семенцов, раскрывая этимологию этих слов и обращаясь к собственному опыту семейной жизни, говорит следующее. «Супруги — сугубо связанные в одну упряжь — те, кто вместе тянут один воз в одной упряжке. Это корень. Основа супружества — это соработничество. Тянуть воз тяжело, поэтому успех в супружестве — разделение тяжести, упорство в труде, и, главное, терпение. При плохом супружестве появляются надрывы — и люди надрываются, и связь между ними (упряжь) тоже рвется. Это когда в разные стороны тянут».

Сыновство бывает троякое:

  • Первое — когда чадо Божие рождается в мир и становится чадом человеческим.
  • Второе — при Крещении — рождение в Царство Небесное от воды и Духа.
  • Третье — в зрелости и успении для этого мира — возвращение блудного сына к Небесному Отцу как раба.

Слово «сын» связано со словом «отец». Отец — тот, от кого происходит все, он источник. Сын — от слов «суть» и «сущий», «существо», «стать» — осуществление отцовского промысла и произволения в мире. У лжи тоже есть свой источник — «ваш отец диявол».

В отличие от животных человек предает себя в волю отца, тогда он исполняет свое сыновство должным образом. Слова «сын» и «суть» — одно, поэтому в супружестве главное — это прославление Отечества и сыновства. Отец истины один, и все, кто стоит в истине, составляют Его сыновство во Христе, в том числе все истинные супруги.

Таким образом, соборный исток образовался из жизненного опыта беседовавших со мною людей и беседы В. В. Семенцова о словах «отец», «сын». Видно, что сыновство и супружество у всех имеет похожие проявления. Хотя в каждом отдельном случае эти подобные качества не одинаковы — в разных жизненных ситуациях, событиях, со своими оттенками и характером, т. к. производятся от конкретной личности. В итоге соборный исток призвания супружества имеет в себе следующее:

  • глава — муж; от него покров забота, ему глава Христос.
  • единодушием семья держится, хранит очаг — единодушие жена и совет между супругами.
  • начинается семья как «притирка» характеров. Помогают этому вместе пережитые трудности. В это время не надо переделывать другого, лучше потерпеть друг друга, держаться доверия и иметь честность между собой. Чтобы так получалось, нужно учиться самоотвержению ради христиански настроенного духа. Поэтому держаться церковного благословения и иметь одного духовника.
  • нужно молиться друг за друга и путь спасения полагать в своей семье. Помнить, что семья — это соработничество с терпением в одной упряжке.

Истоки сыновства

Это чувство единства с родителями, радость за них и благодарность им. Притом что родители — непререкаемый авторитет, тогда только можно уметь до конца слышать родителей. Идет это от исполнения заповеди Господней «Чти отца и матерь свою».

Сыновнее ученичество. И преемство — умолкнуть перед отцом, быть его продолжением, быть сутью отца, т. е. сыном. Тогда сын есть осуществление отцовского промысла в историческом развитии мира. Возможно так, если в детстве и отрочестве свободно предавать себя отцу.

Таким образом, собрав соборный исток окружающих меня людей, попробую ответить себе: «Как я знаю теперь сыновство?» «В чем, где нахожусь, когда бываю вне его».

  • Сыновство — это когда я не один, не сам по себе, а чей-то — мамин и папин, имею и чувствую с ними кровную связь, родность, сродство.
  • Это чувство долга, обязанности перед родителями, благодарность им.
  • Это те добрые качества характера, нрава, которые во мне есть и которые я получил от родителей и теперь в себе осознаю их.
  • Это желание и тяга к родительскому дому — очагу — всегда туда вернуться, приехать, навестить родителей.
  • Это чувство заботы о родителях — о их спасении, здоровье, материальном благополучии.

Что мешает сейчас моему сыновству?

Как правило, мешают и запрещают разные психопатические отношения и завязки, которые часто «включаются» при общении с родителями.

Чтобы избежать их, необходим внутренний труд — общаться с родителями как сын от истоков, не «цепляясь» за то, что выводит из себя, из сыновства.

«Если постоянно переживается благодарность, естественно, никакая психопатия в принципе невозможна» [3, с. 517]. Поэтому нужен труд вспоминать и доводить до чувства те ситуации в жизни, где был благодарен родителям. Нужно выполнять все внешние и внутренние проявления сыновства, которые выписаны выше.

Литературные истоки сыновства

Е. Кунин в статье «Церковь, дети и современный мир» пишет следующее: «Отношения „сыновства“ в готовом виде встречаются крайне редко, т. к. крайне редки в наше время здоровые в духовном отношении, укладные семьи. В „сыновней“ модели, в отличие от „сиротской“, ребенок находится в доверительно-открытом отношении к кому-то из взрослых, ему возможно принять другого человека как наставника вообще и поэтому общение может иметь совершенно открытый характер. Такой ребенок обращается ко взрослому не потому, что столкнулся с решением непосильной задачи, но по устойчивому навыку к послушанию. Его душа требует того, чтобы ответственные решения принимались не по одному его субъективному мнению, но по каким-то более веским причинам. Здесь встречаемся с парадоксом: „безпризорник“ всегда делает все сам, но при этом его решения и действия носят незавершенный, несовершенный характер, тогда как „сыновнее“ отношение, хотя и строится на совете другого, не только не является уходом от ответственности, но, напротив, свидетельствует о духовной зрелости. В этом проявляется различие свободы внешней от внутренней. Тот, кто стремится к свободе внешней, оказывается водим собственными прихотями и заблуждениями, а тот, кто ищет совета наставника и благословения свыше, счастливо преодолевает свои несовершенства».

Истоки святых людей

Сыновство — как пример и образ послушания у праведного Алексея Мечева своей маме, когда стал жизненный выбор, кем ему стать — врачом или священником, мама ему сказала просто: «Ты, сынок, ростом маленький — поэтому иди в священники».

Святая страстотерпица царица Александра, раскрывая исток сыновства земным родителям, пишет: «Сила воли лежит в основе мужества, но мужество тогда только может вырасти в настоящую мужественность, когда воля уступает, и чем больше воля уступает, тем сильнее проявление мужественности. Нет на земле подходящего для мужчины поступка, чем такого, когда мужчина в расцвете сил, как малый ребенок, с любовью склоняется пред своими немощными родителями, оказывая им почитание и уважение. …Пока живы родители, ребенок всегда остается ребенком и должен отвечать родителям любовью и почтением. Любовь детей к родителям выражается в полном доверии им».

«Родители иногда грешат чрезмерным безпокойством или неумными и постоянно раздражающими увещеваниями, но сыновья и дочери должны согласиться с тем, что в основе всей этой чрезмерной заботливости лежит глубокая тревога за них».

Обращаясь сыновством к Отцу Небесному, «мы знаем, что когда Он отказывает нам в нашей просьбе, тогда выполнение ее было бы нам во зло; когда он ведет нас не по той дороге, которую мы наметили, Он прав; когда Он наказывает или исправляет нас, то делает это с любовью. Мы знаем, что Он все делает ради нашего высшего блага».

Св. царица о супружестве: «Брак — это Божественный обряд. Он был частью замысла Божия, когда Тот создавал человека. Это самая тесная и самая святая связь на земле… Каждый до конца своей жизни несет священную ответственность за счастье и высшее благо другого».

Небесную принадлежность в супружеском призвании царица раскрывает как то, что «каждый муж жены-христианки должен объединиться с ней в любви ко Христу. Из любви к ней он пройдет через испытания в вере. Объединенные на земле общей верой во Христа, переплавляя свою взаимную любовь в любовь к Богу, они будут вечно соединены и на Небе» [3, с. 278].

Старец Паисий: «Супруги, насколько возможно, должны возделывать добродетель любви, чтобы двое всегда были слиты воедино и чтобы вместе с ними всегда пребывал Третий — наш Сладчайший Христос».

Заключение

В ходе труда над истоками и написанием доклада открылось значение и необходимость личного общения с ближними, встреч с их опытом жизни и истоками для очищения и пробуждения своего собственного истока. Уяснилось значение жизненных призваний в деле развития и раскрытия личности, взаимная внутренняя связь между призваниями и направленность их, принадлежность Небесному. Наметился путь труда по обретению призвания сыновства как подготовки к супружеству, увиделась сила, которую дает сыновство супружеству, труд над тем, чтобы в отношениях с родителями быть от тех истоков, которые нашел в других и себе, мимо всех психопатических завязок, восстанавливаться от безпризорности в сыновство духовному наставнику и Богу Отцу.

Богу нашему Слава всегда, ныне и присно и во веки веков.

Аминь.

Список литературы

1. Феофан Затворник, святитель. Начертания христианского нравоучения. — М.: «Правило веры», 1998.

2. А. Зелененко, священник. Принципы нравственно-педагогического аскетизма: диссертация на соискание звания кандидата богословия.

3. Гармаев Анатолий, священник. Психопатический круг в семье.

4. Церковь, дети и современный мир: сборник, 2001 г.