12789 Соглашаться ли с требованиями будущего мужа?

Батюшка вопрос у меня личного характера. У меня были отношения с женатым человеком, он мой начальник.,(отношения были в отсутствии его жены) отношения эти закончились я сама рассказала правду его жене когда она спустя два года вернулась к мужу. Я хотела уйти на другую работу, но к сожалению по сей день не могу найти подходящую для себя работу, так и осталась на прежней, отношения у меня сейчас с ним только деловые (как у начальника с сотрудницей). После окончания этих отношений ездила в Муром, в Дивеево, заказывала молитву по соглашению на поиски супруга, не закончив молитву по соглашению заказывала на месяц познакомилась в интернете с парнем, поняла что это мой человек которого я просила у Бога, мне 28 лет ему 32 женат не был детей не у него ни у меня нет. Мне священник посоветовал рассказать правду будущему мужу о своем прошлом. Я спустя пару встреч рассказала ему всю правду чтоб наши отношения строились на честности, без всяких тайн и так далее. Он выслушал и сказал ну это прошлое, но надо уволиться.решили списаться с ним и повенчаться, начали жить вместе перед подачей заявления в ЗАГС. Он мне каждый день говорит уволься, а мне некуда идти пока, он не любит кошек, а я очень их люблю, говорит либо он либо кошка, хочет поехать в город жить, а хочу остаться в своем селе где у меня родители. Он упорно говорит если будет в доме кошка, хочешь жить в своем селе да и работать на своей работе (эта работа тоже в моем селе), а сам ездиет на работу вахтовым методом.вот если не сделаешь так как он мне говорит я уйду от тебя, так как он считает что мне дороже все вокруг кроме него, но это не так я жить хочу с ним семью создать, при каждой ссоре оставляет меня на ночь в слезах уходит в другую комнату и утром не спросит как я и чего, а вся ночь плачу и мне становится плохо с сердцем, говорит что я плачу из-за своей дурости. Вот и собрал вещи и ушел, говорит люди всю жизнь живут и ничего потом разводятся, то потом говорит что плохо на душе у него (сам после ухода звонит).Батюшка как быть молишься и Господь с таким трудом посылает человека и вот так получается какая то неразбериха. Что вы посоветуете? Спаси Господи
ОТВЕТ:
Протоиерей Анатолий Гармаев
Вы пишете:«поняла, что это мой человек». Что значит «мой»? Удобный, родной, он дорог вам, просто приятен. Чтобы понять себя, нам, современным людям хорошо применить к себе слова Господа: «Свет, который в тебе тьма, кольми паче тьма». (Лк.11,35). Т. е. любое из чувств, каким соединяются люди в семью, имеет греховную добавку. Не имеют её чувства омытые святостью, чистые или святые чувства. Истинное или искреннее супружество в брак вступает так же, как ребёнок рождается на свет. Вырасти большим, быть взрослым, стать человеком — это движения из глубины детской души, из самой сути ребёнка. Правда у многих детей в наше время родительской чувственностью к ним это движение перебито, спутано, а то и просто заменено другим. Дети растут телом, делаются большими в запросах, а взрослыми не только не становятся, но порой не хотят становиться.

Супружество искреннее тоже имеет потребность развития. Более того, это суть супружества — из младенчества супружеского, чувственного и беззаботного вырастать в святость, святое супружество. И как возрастное развитие человека, так и супружество, тоже имеет свои этапы. После чувственного и беззаботного супружеского младенчества идёт детство в супружестве — увлечённо осваивающее многоразличные супружеские отношения, в которых созидается семья троичная, дружная, т. е. раскрываются и осваиваются свойства каждого из трёх призваний любви, какими образуется семья. Супружеское призвание имеет свойства, общие мужу и жене, и частные, одни у мужа, другие у жены.

Свойства общие, их три: жить вместе, сообща, едино. Или яснее будет сказать: супружескому призванию (равно как и двум другим призваниям — родительству и сыновству) свойственно жить и жить вместе, сообща, едино. Каждое из этих свойств ведёт к семье единой, если супруги вместе, дружной, если они во всём живут и делают сообща, открывая свои намерения друг другу и уступая в них, живут, т. е. так делать — открывать и уступать — для них жизнь, они по другому не могут; и святой, если они живут едино, т. е. свято. Свойство «вместе» ведёт к ладу. Свойство «сообща» ведёт к устроенности жизни семьи, к её укладу. Свойство «едино» ведёт к спасению — к «чаю жизни будущего века» и к реальному определению Христа во втором Его пришествии: " приидите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира». (Мф. 25,34).Во время земной жизни свойство «едино» ведёт к Царствию Божию, которое «внутрь нас есть»(Лк. 17,21). Семья из двух супругов делается Царствием Божиим ещё на земле.

Теперь остановимся на частных свойствах, какими семья делается «двое одна плоть».(Быт. 2,24). Первое свойство мужа — «прилепиться к жене своей», у жены — «к мужу твоему влечение твое».(Быт. 2,24;3,16). Второе свойство мужа — глава, господин: «жене глава — муж» (1 Кор. 11.3), «он будет господствовать над тобою» (Быт.3,16), свойство жены — «повинуйтесь своим мужьям, как Господу, благодаря всегда за всё Бога. Как Церковь повинуется Христу, так и жёны своим мужьям во всём»(Еф. 5,22,24). Третье свойство мужа — любовь, «мужья, любите своих жён, как и Христос Церковь, чтобы представить её Себе (Христу, равно и муж, чтобы представил Христу жену свою — А. Г.) не имеющую пятна, или порока, или чего-либо подобного, но дабы она была свята и непорочна. Так должны мужья любить своих жён. Любящий свою жену, любит самого себя» (Еф. 5,25–28). Потому что имея жену он обретает себя полным человеком. Свойство жены -бояться мужа:«жена да боится мужа своего»(Еф.5,33). «Тайна сия велика»(Еф. 5,32) — в Церкви.

Таким образом три свойства мужа это — прилепится, господствует, любит. Три свойства жены — влечение, повиновение, боязнь. Особенность этих свойств то, что ни одно из них не действенно без остальных двух. Больше того — частные свойства мужа и жены перейдут в свою противоположность, если не будут поддерживаться общими свойствами супружества, которые одинаковы для мужа и жены. Если эти условия не будут соблюдаться, семья не будет единой, троичной (вместе с детьми) и святой.

Грех, войдя в природу человека привёл к раздельности трёх частных свойств как у мужа, так и у жены, общие свойства супружества к нашему времени не только ушли из природы человека, их нет и в сознании. А свойства семьи вцелом для многих превратились в фантастику. Действительно, если все три вида свойств — тайна, то откуда её знать людям, живущим вне Церкви. Но и в Церкви можно тайну свойств не знать, если жить только внешней церковностью, её называют обрядовой.

Грех вывел человека из Церкви, князь мира сего, во владения которого был изгнан человек из Рая, пленил человека, наложив на дух человеческий свои узы. Святитель Феофан Затворник называет их: узы мира, самоугодия и дьявола, последние действуют в человеке как узы самолюбия. Все трое уз духа многие столетия на Русине имели в жёнах и мужьях такой власти, какую они приобрели к нашему времени. Власть всех трёх уз духа в жёнах привела к эмансипации. И вместо жён появились женщины самолюбивые, читай — свободолюбивые, другие — самоугодливые, читай — с претензиями и требованиями, и третьи — женщины мира сего, читай — кокетливые (блудливые), хваткие и корыстные.

В мужьях власть всех трёх уз духа привела к демократизации. Потерялась патриархальность. Самолюбие у одних обратилось в семье в деспотизм, у других в противоположное — болезненную уязвимость. В сочетании с самоугодием оно породило массовое пьянство и деградацию одной части мужчин, в сочетании с узами мира сего породило у другой части предприимчивость на разные лады и в разных сферах внесемейной активности. Те и другие, называя себя семейными, на деле из семьи ушли. Она у них осталась для биологических потребностей и для отдыха от дел. Больше ни для чего семья им не нужна. Да и в одной семье быть скучно. Хочется смены обстановки для отдыха и смены лиц для биологических потребностей. Отсюда и измены и уход из семьи, и поиск удобного варианта.

Если о трёх видах свойств, выше названных, читает эмансипированная женщина или демократизировавшийся мужчина, то переживут одни недоумение, другие — отторжение, неприятие, третьи откровенное возмущение. Эмансипация как раз первая лет двести назад начала борьбу с этими свойствами, в итоге породила демократизацию в мужчинах и теперь их руками утверждает и закрепляет свои позиции. Когда то и другое натыкается на слова апостола «жёны ваши в церкви да молчат» (1 Кор. 14,34), «а учить жене не позволяю»(1 Тим. 2,12), «жена да учится в безмолвии»(1 Тим.2,11), «неприлично жене говорить в Церкви»(1 Кор.14,35), тогда оно готово пуститься в спор против этих слов, вовсе не понимая, о чём говорит апостол, тем более не разумея, ради какой красоты жён и какой славы мужа апостол налагает такие правила.
И эмансипация и демократизация не заинтересованы в развитии супружества. Они готовы иметь его, пользоваться им, менять его как обстановку, или как одежду, но жить им и развиваться в нём, тем более спасаться чаянием воскресения и жизни в будущем веке они не хотят и не будут.

С позиций всех трёх уз духа названные выше свойства все воспринимаются на свой лад и в своё толкование их. Например, свойство жены «да боится своего мужа» эмансипированное сознание воспринимает как унижение, как страх животный, трусость даже. Естественно, что в такое свойство женщина не пойдёт. Но апостол недаром, называя это свойство говорит об отношении ко Христу и отношениях Христа и Церкви. Добавляет даже — тайна сия велика. Церковь различает три вида страха — животный, душевный и духовный, или страх Божий. Животный страх — это боязнь за телесную жизнь, страх боли, увечий, любых страданий телесных, наконец, страх смерти. Душевный страх — это боязнь потерять себя в глазах людей, опозориться, упасть лицом в грязь, потерять авторитет, уважение к себе, боязнь что скажут, что подумают. Страх Божий — это благоговение и трепет перед Богом. Бога никто не может видеть, если Сам Бог не откроет Себя, подобно и страх Божий — это дар Бога, сам человек в себе породить его не может. Апостол, когда говорит «да боится мужа», он в слове «боится» указывает на благоговение и трепет перед мужем, как имеющим от Бога дар господствовать и любить. Не своею любовью, но Божиею, и не своею только властию, но и Божиею. Но для этого надо быть в Церкви. И мужу и жене. И молимся мы, чтобы Бог помог найти вторую половину не для того только, чтобы убежать от одиночества, но и для того, чтобы вступить в развивающееся супружество. Развивающееся до святости. А не то супружество, которое можно, попользовавшись, сбросить как старую и дряхлую одежду.

Если теперь вернуться к вопросу «личного характера» и последним словам: «что вы посоветуете?», отвечу — мой совет разобраться в себе и, опираясь на всё рассказанное здесь, определиться, какая семья и для чего вам нужна. Хорошо бы принести покаяние, если будет желание, исповедать грехи ложных представлений, неправильных стремлений и упований. И дальше не останавливаться в своей церковной жизни.