13666 Сын страдает страстью к азартным играм
- Подробности
- Опубликовано 04.11.2017 13:52
13666 Сын страдает страстью к азартным и компьютерным играм, маловерием — как спасти сына и исправить себя?
_Дети__Болезнь_Зависимость_Азартные игры_Алкоголизм__Деньги__Брак__Семья__Любовь__Вера_Православие__Молитва_
Батюшка, благословите!
Здравствуйте, мой сын, р. Б. Д., страдает страстью азартных и компьютерных игр, маловерием, желанием выиграть и отдать долги, не желанием трудиться праведным трудом.
Год назад, мне пришлось взять долги сына на себя, тогда стоял вопрос жизни и смерти. До того момента у меня были свои кредиты (хотелось улучшить свое жилище), но в следствие всех событий с сыном мне пришлось устраиваться на вторую работу, а потом ещё взялась ухаживать за инвалидом 2й группы по психиатрии, чтоб как то сводить концы с концами. Это не тяготит, только времени не хватает и сил тоже требует, да ещё психологически нагрузка увеличилась (переживание обо всем).Сын после всей этой печальной истории замкнулся (прекратил всякое ощение с друзьями, с нами раньше было очень ему тяжело, сейчас Слава Богу стало лучше — улыбаться начал, слушать, разговаривать), из дома вообще никуда не выходит, нигде пока не работает, свое время тратит сидя за компьютером. По дому помогает все что попросим, но на работу устраиваться, категорически отказывается. Недавно узнала, что сын снова влез в новые долги- взяв займы по компьютеру в микрофинансовых организациях под большие проценты, снова сделал ставки и снова всё проиграл. Говорит хотел помочь расплатиться с долгами. В пока храм не идет, по утрам употребляет частичку просфоры и святую воду (слава Богу!), раньше очень сильно отрицательно реагировал на то когда я читала над ним Евангелие, а ведь в детстве ходил в храм, в воскресную школу, он был очень ответственным ия ему больше доверяла по дому, чем его отцу, а потом сына как подменили….
Супруг о том что сын страдает страстью азартных игр не знает (он не сможет понять), сейчас узнал часть всей правды — что у нас большие долги, раньше я не могла супругу сказать, у них с сыном были очень плохие взаимоотношения, и чтобы муж не выгонял сына из дома мне пришлось всё скрывать. Сейчас супруг согласился помочь, взять кредит в банке, чтоб перекрыть срочные долги. Меня тревожит состояние души сына, но я немогу ничего поделать, а всё что делаю оборачивается ещё хуже. Всем моим близким я приношу только зло, хотя стараюсь, как мне кажется, наоборот им помочь, беспокоюсь о них, а им от этого только хуже. Супруг долгое время (более 10 лет) страдал страстью винопития, Господь по милости Своей послал нам исцеление (Слава Тебе Боже!) — но муж до сей поры говорит, что я его лишила радости в жизни… Мама страдала страстью винопития, тоже около 10 лет, тоже недовольна мной. А я всего лишь была с ними рядом и молилась о них. Да я и сама понимаю, что виновата перед ними, очень виновата- обижала их словом, неправильным отношением к ним. Мне казалось, что я имела к ним большую любовь, сейчас мне кажется, что я любила их любовью эгоиста, мне хотелось, чтоб мне было хорошо спокойно за них, чтоб не стыдиться их поступков. Получается я думала о себе. Сейчас с сыном беда, и я ничего нимогу сделать, душа только сильно за него болит. Не привила ему в свое время то, что необходимо было привить, сама была далека от Бога, сейчас далеко, а раньше ещё дальше. Слава Богу, что Всемилостивый Господь, не оставляет нас грешных. Переживаю обо всем о сыне, о долгах, о том что всё неправильно делаю, подскажите как мне исправить себя, что надо в себе исправить, чтобы близким пользу и радость приносить. Я запуталась. Одно мне помысел говорит, что все идет мне на пользу, раньше у меня было другое отношение к людям, к деньгам, к свободному времени, ко спасению, к молитве, к Богу…. Сейчас Господь меня научил с Собой разговаривать и больше ни с кем, а раньше я так и «висела» на телефоне с подругами, раньше сначала любила своих близких, а потом Бога, сейчас начинаю понимать, что я люблю своих близких через Бога,
Нуждаюсь в молитвах за сына р. Б. Д., помолитесь Христа ради!
А меня наставьте в том в чем мне необходимо, подскажите как самой исправиться и исправить то, что можно ещё исправить. Как спасти сына, как вымолить у Бога прощение…. Спаси Господи!
С уважением, р. Б. И.
- Ответить
Отвечает священник РПЦ МП протоиерей Анатолий (Гармаев)
23.08 был ваш, И., вопрос, а 28.08, похоже, вы же сами себе отвечаете, что всему надо учиться у Бога. Это так, но не всегда мы знаем, как учиться. И что значит учиться. Читаю книги современных подвижников, а там авторы, предупреждая тех, кто с ними хотел подвизаться, рассказывают случай за случаем как и по какой причине многие погибали. Физически. Уже стоящие на подвижническом пути. Не имея опыта, не имея наставников, по самонадеянию, по самомнению. Так же и мирская, семейная, повседневная жизнь для мирян столь же порой не проста и не меньше требует своего житейского опыта — нравственного и духовного, нуждается в наставлении и наставниках, требует благоразумия, благоговейного внимания,
Если сын уже «улыбается, слушает вас и разговаривает», может быть он согласится прочесть и этот ответ, который, правда с большим опозданием, пишу. Простите, что так несвоевременно. Прочитав, согласится вместе с вами обсудить, что ясно, что не ясно. Ясно — это значит приложимо в жизни и открывает не только уму, но больше чувству и воле, а может быть и духу, что делать и как поступать. (Уму, это когда понятно — не понятно, и не больше).
Сочувствуя вам, И., в этом ответе я больше хочу говорить не столько с вами, сколько с вашим сыном, выражая моё участие и искреннее расположение к нему. В детстве был хорошим, а потом «как подменили». Нет, не подменили. У всех по достижении 12 лет, а потом ещё раз по достижении 17 и 24 лет начинается встреча с самим собой. До 12 лет ребёнок живет, следуя за родителями. Есть при этом много своего — характер, увлечения, желания, способности, таланты; есть немало стремлений к сверстникам и к их среде, но всё же душою ребёнок принадлежит родителям, он в них и с ними находит главный свой покой. В 12 лет впервые на передний жизненный план выходит принадлежность самому себе. Да, в наше время все взрослые вокруг с удивлением и порой с растерянностью и непониманием — что случилось — видят, наблюдают контраст сегодняшнего сына, достигшего 12, 17 или 24 лет, сыну, который был только что до каждого из этих годов.
Естество развития
До 12 лет родители знают сына теми сторонами его души, которыми сын следует своим родителям. То есть, прежде всего он хочет быть с ними. Принадлежность родителям, своей семье возвращает его домой, как в место, где всё надёжно, уютно, тепло и где все вместе. Есть и второе свойство сыновства — потребность почитания, в которой ребёнок прислушивается к родителям, их взглядам, их слову, а вместе с тем принимает все близко, порой глубоко переживает, что и как они говорят, кажется взрослым, вроде бы
Рубеж — до и после 12 лет
12 лет — это рубеж, на котором возникает смена жизненности. До рубежа ребёнок преимущественно жил родителями. После начинает жить самим собой. С этого времени открывается в нем то, что в самом себе он за все 12 лет уже накопил, кем и в кого развивался. Открывается не только родителям и всем взрослым вокруг, но открывается и самому теперь уже не ребенку, а подростку, а потом юноше. Здесь и появляется одно большое «но». Может так быть, что всем вокруг открывается, а самому подростку — нет. То есть, он с такой увлеченностью начинает жить самим собой, что оглядываться на себя нет у него ни сил, ни времени, ни желания. Он может думать и даже говорить: а зачем? Я живу и этого достаточно. Представьте себе человека, которому нужно из ткани вырезать ровную полоску, чтобы сшить из неё поясок. Он мелом по линейке начертит линию и по ней будет ножницами резать. Теперь представь, что человек слепой. Еще
И все же. Бог ведь
Вопрос — куда идущим? Может быть, не туда иду? И иду ли? Наконец, что могло бы быть, если иду, и иду туда, куда все Божьи люди шли. Или быть таким, какими все добрые лучшие люди были. Тогда… тогда ребенок, делаясь подростком в свои 12 лет будет оставаться по своему жизненному призванию, которое вложил в него не
Свойства сыновства
Потрудимся теперь над вопросом — как же он будет себя вести по пяти свойствам сыновства? Прежде всего, он будет оставаться в них сыном своих родителей, будет принадлежать своей семье. Это первое. Второе — будет вглядываться в свой уже скоро предстоящий ему жизненный путь, на котором ему предстоит идти уже не только сыном семьи и своего рода, но сыном своего Отечества и по религиозному призванию сыном Церкви и в итоге сыном Божиим,
1. Принадлежность семье
Итак, первое из свойств сыновних — принадлежность семье. Ею сын чувствует себя в жизни подкреплённым — у него есть тыл. Надёжность тыла даёт ему неистребимую устойчивость в жизненных событиях. Принадлежность семье — это своего рода внутренняя крепость, с которой человек идет по земле. В то же время, принадлежность это когда, где бы ты ни был и чем бы и с кем бы ни был занят, ты возвращаешься туда, где тебя ждут. Они ждут, но и ты хочешь быть с ними. Тебе рады, но и ты рад им. Ты и родители твои и, если есть, братья и сестры, — все одно. Не только вместе, но и сообща, потому что у каждого есть свое дело в доме, если есть, то и в хозяйстве, но и каждый каждому в помощи, на подхвате, потому что все заодно. Принадлежать семье, где все вместе, сообща и заодно, быть в этом, когда семья едина, быть сам от себя, при том всю семью имея в себе, когда все они и есть ты,
2. Почитание
Во втором свойстве сыновства — почитании, не за родителями следуя, то было до 12 лет, но теперь, когда стал старше, уже сам от себя этому свойству следуя, сын старших чтит, тем более родителей. Для него это жизнь. Одна из важнейших черт его жизни. Чтит как родивших его, чтит как данных ему. Он может быть и неверующим, и не может сказать — данных ему Богом, но точно знает, что они у него есть, что без них бы и его не было, и что ни он их не выбирал, ни они его нигде и ни у кого не заказывали. Они такие, какие есть, друг другу даны. И закон Божий закрепляет это сыновнее чувство заповедью: «Чти (почитай) отца твоего и матерь твою»(Вт.5,16) И «Пред лицем старца вставай и почитай лице старца, и бойся Господа Бога твоего»(Лев.19,32). Поэтому сын раньше отца не сядет за стол, раньше родителей не нальет себе супа и куска хлеба не возьмет. В дверях отца пропустит вперед. Препираться не будет с отцом и укорять мать свою ни вслух, ни про себя не будет. Будет прост с родителями и искренен, и свое или себя не будет ставить выше их. Потому и легко будет ему служить им, и сказанное ими сразу исполнять. Потому что почитание — это жизнь его. И почитанием он сам делается собою, и развитие внутреннего его человека состоит в углублении почитания в нем. Почитанием он в законе Господнем, он в Богом сотворенной природе своей. Поэтому он свободен от греха и греховных отношений с родителями. Нет капризных домогательств к ним, нет обид и ожесточений, нет нужды лгать и изворачиваться, нет равнодушия или противоположной ему прилипчивости к отцу или к матери, нет хождения в любимчиках, но нет и в себе обидного чувства, что тебя не любят. Ты же почитаешь, причем тут, чтобы они любили. Нет иждивенчества, нет использования родителей, или их денег, или их положения, вместо этого почитание старших делает сына скромным, незаносчивым, не зазнайкой, наоборот чутким, внимательным, вежливым, простым. Сын не позорит отца и не подставит под насмешки или унижение чести матери своей. Сын достоин лучшего, что есть в отце и не посрамит его перед людьми своими поступками. Он чтит его всем обликом своим, всем поведением и всем укладом жизни своей. Такое почитание лежит в природе всех сынов. Естественно, когда они именно сыны.
3. Преемственность
Теперь обратимся к третьему свойству — преемственности. Что происходит с нею преемственностью? В этом свойстве заложено развитие сына как сына семьи, рода, Отечества, Церкви. В этом свойстве задел, реальность и все будущее жизни сына. Наряду с родителями сын в этом возрасте — с 12 лет сознательно входит в число старших в доме, в число тех, кто держит весь порядок жизни, весь уклад семьи. В этом порядке есть установившиеся из поколения в поколение, проверенные жизнью неизменяемые составы уклада. Есть изменяемая часть. Одна внутри нее меняется в связи с реформами в государстве, новыми постановлениями задевающими жизнь семей в стране, новыми правителями и их характерами. Другая изменяемая часть появляется в каждом новом поколении и связана с характерами членов самой семьи, прежде всего старших в доме: дедов, бабушек, отцов, матерей. Свою лепту вносят в жизнь семьи и все подрастающие дети, разные по своим дарованиям, жизненности и чертам характера. Если в периоде детском ребенок, следуя за родителями, вливался в уклад семьи так, как уже все устроено или устраивается, то с 12 лет сын начинает быть держателем частей уклада. Он держит их сам, потому что уклад семьи наряду с почитанием — это тоже его жизнь. Держит и младших братьев и сестер в укладе, держит как их самих, так и то, что надо держать среди них. С возрастом его собственная лепта в изменяемой части уклада, в той, которая зависит от его характера, жизненности и дарований, начинает быть все более заметной в семье. Так одни сыновья постепенно делаются опорой святости семьи. Их набожность, благоговейное чувство страха Божьего, духовная ревность в подвижнических действиях, преданность церковному укладу с разных сторон поддерживают религиозную жизнь семьи.
Другой сын характером своим поддерживает семью в ее свойстве — единая. У семьи в целом три свойства: святая, единая, троичная. Когда сын по своему характеру более поддерживает нравственный строй семьи и нравственную ее природу, тогда им сохраняется больше, чем остальными детьми, почитание родителей и старших. У него лучше получается послушание родителям. Из уважения он слушается, из почитания он делается заодно с родителями — что они, то и он, все лучшее их для него жизнь. Послушанием он един с родителями и старшими рода. Он действительно восприемник всего лучшего рода и семьи. Глядя на него, все старшие, в том числе и родители, остаются спокойны за будущее рода. Он подхватил все доброе рода и семьи, удержал и удерживает в себе, живет этим и несет собою в последующую уже свою семью и, есть уверенность, передаст и в семьи своих детей, и в семьи внуков. Такая у него душа и таков он весь, что способен впитать в себя опыт семейного уклада как жизнь свою, в тоже время как то, что делает семью единой, а он в семье как немаловажная часть ради цельности семейного организма, для ее мало видимого для внешнего взгляда внутреннего характера семьи.
Третьего характера сыновья могут поддерживать семью в свойстве троичности. Семья троична,
4.Забота и участие в родителях.
Если не устали, рассмотрим и четвертое свойство сыновства — заботу о родителях и участие в них. В этом свойстве раскрывается в сыновьях творчество и вдохновение жизни. Как это происходит? Не из благодарности эта забота. Тогда свойством была бы благодарность, а ее следствием забота. Так мама всю себя посвящает родившемуся младенцу, не потому что она благодарна ему за
Потому враг рода человеческого всеми механизмами современной цивилизации делает все, чтобы изменить повредить самую природу в людях. И через то -жизненные призвания, а среди них важнейшее — сыновство. Он много делает, чтобы после грехопадения падшее естество человека умножалось в его падших свойствах, при этом здоровье естества превращалось бы в тление. С грехопадением вошло в человека самолюбие, и врагу нужно было через социальные механизмы, работающие вне семьи посадить естество человека на другую основу, не Божию, но вражию. Тогда вместе с естеством на самолюбии оказывается основанным и сыновство. В результате оно начинает подменяться в своей сути, а в проявлениях выхолащиваться. С грехопадением вошло в человека и самоугодие. И важно было врагу через греховные обращения в семье посадить на самоугодие всё естество человека через изменение природы родительства в родителях, тогда вместо сыновства с его удивительными, кажущимися сегодня сказкой, свойствами, начало формироваться не сыновство, а самоугодие пользование и использование родителей. От сыновства остались теперь только внешние биологические и душевные признаки сына, дочери. А внутри все стало, «яко гробы повапленные» (Матф.23,27),
5. Выход на жизненный путь
А пока рассмотрим пятое свойство сыновства — выход на жизненный путь. Все то, что живя в семье, благодаря предыдущим четырем свойствам сын обретает в свой нрав и характер, теперь, выходя в самостоятельную жизнь, ему нужно
Если до 12 лет начало жизненного пути — это семя, раскрывающееся в побегах лучшими чертами характера своего рода, то после 12 лет к ним добавляется свиток заветов и наставлений родителей, старших рода и старших людей Отечества, воспринятый подростком, юношей и разворачивающийся в ходе всей последующей жизни. А уже с 17 лет жизненный путь будет озарением света сердца и разума, освящающими жизнь бесконечно вперед чаяниями о нем, о сыне, отцов рода, Отечества, Церкви. Теми чаяниями, которые он, сын, восприял от них благодаря едино и сообща с ними жительства и пребывания.
Вот как пример ко всему сказанному дивные слова царя Соломона, которые он возносит Богу своему в своем религиозном сыновстве. «Боже отцов и, Господи милости, сотворивший всё словом Твоим и премудростью Твоею устроивший человека. Даруй мне приседящую престолу Твоему премудрость и не отринь меня от отроков Твоих. Ниспошли ее от святых небес и от престола славы Твоей ниспошли ее, чтобы она споспешествовала мне в трудах моих, и чтобы я знал, что благоугодно пред Тобою. Мы едва можем постигать и то, что на земле, и с трудом понимаем то, что под руками, а что на небесах — кто исследовал? И так исправились пути живущих на земле, и люди научились тому, что угодно Тебе, и спаслись премудростью» (Прем., 9, 1–4, 10, 16, 18–19). И еще