13666 Сын страдает страстью к азартным играм

13666 Сын страдает страстью к азартным и компьютерным играм, маловерием — как спасти сына и исправить себя?
_Дети__Болезнь_Зависимость_Азартные игры_Алкоголизм__Деньги__Брак__Семья__Любовь__Вера_Православие__Молитва_
Батюшка, благословите!
Здравствуйте, мой сын, р. Б. Д., страдает страстью азартных и компьютерных игр, маловерием, желанием выиграть и отдать долги, не желанием трудиться праведным трудом.
Год назад, мне пришлось взять долги сына на себя, тогда стоял вопрос жизни и смерти. До того момента у меня были свои кредиты (хотелось улучшить свое жилище), но в следствие всех событий с сыном мне пришлось устраиваться на вторую работу, а потом ещё взялась ухаживать за инвалидом 2й группы по психиатрии, чтоб как то сводить концы с концами. Это не тяготит, только времени не хватает и сил тоже требует, да ещё психологически нагрузка увеличилась (переживание обо всем).Сын после всей этой печальной истории замкнулся (прекратил всякое ощение с друзьями, с нами раньше было очень ему тяжело, сейчас Слава Богу стало лучше — улыбаться начал, слушать, разговаривать), из дома вообще никуда не выходит, нигде пока не работает, свое время тратит сидя за компьютером. По дому помогает все что попросим, но на работу устраиваться, категорически отказывается. Недавно узнала, что сын снова влез в новые долги- взяв займы по компьютеру в микрофинансовых организациях под большие проценты, снова сделал ставки и снова всё проиграл. Говорит хотел помочь расплатиться с долгами. В пока храм не идет, по утрам употребляет частичку просфоры и святую воду (слава Богу!), раньше очень сильно отрицательно реагировал на то когда я читала над ним Евангелие, а ведь в детстве ходил в храм, в воскресную школу, он был очень ответственным ия ему больше доверяла по дому, чем его отцу, а потом сына как подменили….
Супруг о том что сын страдает страстью азартных игр не знает (он не сможет понять), сейчас узнал часть всей правды — что у нас большие долги, раньше я не могла супругу сказать, у них с сыном были очень плохие взаимоотношения, и чтобы муж не выгонял сына из дома мне пришлось всё скрывать. Сейчас супруг согласился помочь, взять кредит в банке, чтоб перекрыть срочные долги. Меня тревожит состояние души сына, но я немогу ничего поделать, а всё что делаю оборачивается ещё хуже. Всем моим близким я приношу только зло, хотя стараюсь, как мне кажется, наоборот им помочь, беспокоюсь о них, а им от этого только хуже. Супруг долгое время (более 10 лет) страдал страстью винопития, Господь по милости Своей послал нам исцеление (Слава Тебе Боже!) — но муж до сей поры говорит, что я его лишила радости в жизни… Мама страдала страстью винопития, тоже около 10 лет, тоже недовольна мной. А я всего лишь была с ними рядом и молилась о них. Да я и сама понимаю, что виновата перед ними, очень виновата- обижала их словом, неправильным отношением к ним. Мне казалось, что я имела к ним большую любовь, сейчас мне кажется, что я любила их любовью эгоиста, мне хотелось, чтоб мне было хорошо спокойно за них, чтоб не стыдиться их поступков. Получается я думала о себе. Сейчас с сыном беда, и я ничего нимогу сделать, душа только сильно за него болит. Не привила ему в свое время то, что необходимо было привить, сама была далека от Бога, сейчас далеко, а раньше ещё дальше. Слава Богу, что Всемилостивый Господь, не оставляет нас грешных. Переживаю обо всем о сыне, о долгах, о том что всё неправильно делаю, подскажите как мне исправить себя, что надо в себе исправить, чтобы близким пользу и радость приносить. Я запуталась. Одно мне помысел говорит, что все идет мне на пользу, раньше у меня было другое отношение к людям, к деньгам, к свободному времени, ко спасению, к молитве, к Богу…. Сейчас Господь меня научил с Собой разговаривать и больше ни с кем, а раньше я так и «висела» на телефоне с подругами, раньше сначала любила своих близких, а потом Бога, сейчас начинаю понимать, что я люблю своих близких через Бога, т. е. сначала Бога, хотя моя любовь — это что то уродливое и колючее… иначе бы родным было бы со мной рядом хорошо.
Нуждаюсь в молитвах за сына р. Б. Д., помолитесь Христа ради!
А меня наставьте в том в чем мне необходимо, подскажите как самой исправиться и исправить то, что можно ещё исправить. Как спасти сына, как вымолить у Бога прощение…. Спаси Господи!
С уважением, р. Б. И.

  • Ответить

04.11.17 Sat 01:42 — протоиерей Анатолий ГармаевNew
Отвечает священник РПЦ МП протоиерей Анатолий (Гармаев)
23.08 был ваш, И., вопрос, а 28.08, похоже, вы же сами себе отвечаете, что всему надо учиться у Бога. Это так, но не всегда мы знаем, как учиться. И что значит учиться. Читаю книги современных подвижников, а там авторы, предупреждая тех, кто с ними хотел подвизаться, рассказывают случай за случаем как и по какой причине многие погибали. Физически. Уже стоящие на подвижническом пути. Не имея опыта, не имея наставников, по самонадеянию, по самомнению. Так же и мирская, семейная, повседневная жизнь для мирян столь же порой не проста и не меньше требует своего житейского опыта — нравственного и духовного, нуждается в наставлении и наставниках, требует благоразумия, благоговейного внимания, т. е. страха Божия.
Если сын уже «улыбается, слушает вас и разговаривает», может быть он согласится прочесть и этот ответ, который, правда с большим опозданием, пишу. Простите, что так несвоевременно. Прочитав, согласится вместе с вами обсудить, что ясно, что не ясно. Ясно — это значит приложимо в жизни и открывает не только уму, но больше чувству и воле, а может быть и духу, что делать и как поступать. (Уму, это когда понятно — не понятно, и не больше).
Сочувствуя вам, И., в этом ответе я больше хочу говорить не столько с вами, сколько с вашим сыном, выражая моё участие и искреннее расположение к нему. В детстве был хорошим, а потом «как подменили». Нет, не подменили. У всех по достижении 12 лет, а потом ещё раз по достижении 17 и 24 лет начинается встреча с самим собой. До 12 лет ребёнок живет, следуя за родителями. Есть при этом много своего — характер, увлечения, желания, способности, таланты; есть немало стремлений к сверстникам и к их среде, но всё же душою ребёнок принадлежит родителям, он в них и с ними находит главный свой покой. В 12 лет впервые на передний жизненный план выходит принадлежность самому себе. Да, в наше время все взрослые вокруг с удивлением и порой с растерянностью и непониманием — что случилось — видят, наблюдают контраст сегодняшнего сына, достигшего 12, 17 или 24 лет, сыну, который был только что до каждого из этих годов.
Естество развития
До 12 лет родители знают сына теми сторонами его души, которыми сын следует своим родителям. То есть, прежде всего он хочет быть с ними. Принадлежность родителям, своей семье возвращает его домой, как в место, где всё надёжно, уютно, тепло и где все вместе. Есть и второе свойство сыновства — потребность почитания, в которой ребёнок прислушивается к родителям, их взглядам, их слову, а вместе с тем принимает все близко, порой глубоко переживает, что и как они говорят, кажется взрослым, вроде бы по-детски, но нет, много глубже, чем по-детски, чтит их и их слово. Детскою глубиною своего сыновства он так чувствует себя к родителям. Есть и третье свойство сыновства — преемственность. Она имеет пять уровней — утробный, младенческий, детский, подростковый, юношеский. В утробе воспринимаются детскою душою глубина свойств и настроений рода, в котором нарождается ребёнок. «Венец стариков, (т. е. деда) — сыновья сыновей» (Пр. 17,6). Или вот завет Израилю: «не гнушайся Египтянином, ибо ты был пришельцем в земле его; дети, которые у них родятся, в третьем поколении могут войти в общество Господне» (Вт. 23, 7–8). То есть из поколения в поколение в роду кого-то из Египтян будет идти накопление качеств и свойств, благодаря которым они «могут войти в общество Господне». В следующем возрасте — в младенчестве перенимается многое из характера родителей и нрава их, т. е. обращений их между собою, и обращений к детям и родителям их. Дальше в детстве, т. е. с 7 до 12 лет, перенимается строй жизни семьи, заданный и совершаемый родителями, и характер этой жизни, т. е. то видимое для глаз и невидимое, но открытое для детской души. Есть и четвёртое свойство сыновства — забота о родителях, участие в них, в их радостях и бедах. Оно до 12 лет сердечно переживается детьми. Наконец, пятое свойство сыновства — это жизненный путь, до 12 лет, в детстве как семя раскрывающееся в побегах лучшими чертами характера своего рода. Затем в подростковом возрасте жизненный путь должен будет быть (так заложено Богом в сыновстве) как разворачивающийся свиток заветов и наставлений родителей, а в юности — как свет сердца и разума, освещающий путь бесконечно вперёд чаяниями отцов рода, отечества, Церкви, теми чаяниями, которые воспринял ребёнок за все предыдущие периоды своего развития и которые продолжает воспринимать в каждый последующий период, т. е. в настоящий момент.
Рубеж — до и после 12 лет
12 лет — это рубеж, на котором возникает смена жизненности. До рубежа ребёнок преимущественно жил родителями. После начинает жить самим собой. С этого времени открывается в нем то, что в самом себе он за все 12 лет уже накопил, кем и в кого развивался. Открывается не только родителям и всем взрослым вокруг, но открывается и самому теперь уже не ребенку, а подростку, а потом юноше. Здесь и появляется одно большое «но». Может так быть, что всем вокруг открывается, а самому подростку — нет. То есть, он с такой увлеченностью начинает жить самим собой, что оглядываться на себя нет у него ни сил, ни времени, ни желания. Он может думать и даже говорить: а зачем? Я живу и этого достаточно. Представьте себе человека, которому нужно из ткани вырезать ровную полоску, чтобы сшить из неё поясок. Он мелом по линейке начертит линию и по ней будет ножницами резать. Теперь представь, что человек слепой. Еще как-то ощупью он линию с помощью линейки может начертить. А когда возьмет ножницы, как он сможет ровно резать? Никак. Но он, не обращая на свою слепоту внимания и из-за неё не видя линии, возьмёт ткань и отрежет от неё что-то. В итоге и ткань испорчена и пояска не сделаешь. Но он говорит: ничего, обойдёмся. Начинает из отрезанного что-то делать, а поясок и толщины разной и вдобавок короче, чем надо. Бросив недоделку, он берет снова ткань, ещё что-то из неё вырезает. И так всю жизнь, пока ткань или жизнь не кончится. Идет человек по жизни, а за ним валяются на дороге недоделанные пояски, или кусочки, лоскутки отрезанной ткани. А причина так неладно перекроенной жизни в том, что вошёл в неё, не обращая внимания каким вошёл. Ладно, если вошёл зрячим, а если вошёл подслеповатым, а то и совсем слепым. Можно же войти и глухим, и немым, можно и хромым войти, а то и совсем кривым. Людям то вокруг каково будет? А самому? Обычно самому и невдомёк, что весь такой. Живу ведь. Что они все вокруг недовольны, ругаются, что-то хотят исправить, лезут со своим ремонтом в мою жизнь. А мне ремонт не нужен. Мне и без него хорошо. А если бывает и нехорошо, ну и пусть. Не их же жизнь — моя. Не им же нехорошо — мне. Уж как-нибудь найду, чтобы было хорошо. Вот накурюсь или наколюсь наркотика — и хорошо. Даже лучше всех. Или напьюсь — тоже жизнь, море по колено. А тут и блуд. Хоть отбивайся — все хотят. Лишь бы было что поесть, да крыша была, чтобы не под дождём и не под снегом. А уж удовольствий можно извлекать — не надоест. В перерыве между этими развлечениями можно в игры в телефоне, в интернете погрузиться. Тут уж и совсем не до людей будет. А есть еще «контакт», «одноклассники», «форумы», есть фильмы, клипы. В новости иногда можно заглянуть. Загорится вдруг бизнесом заняться, предпринимательство начать. Нет знаний? Опыта нет? Никого из взрослых не взял к себе? Но зато сам я есть. И желание большое. Прогорел. Осечка вышла. Но живу. Как не жить. И живу. «Лето целое пропела, оглянуться не успела, как зима катит в глаза». Это про стрекозу. Басня Крылова.
И все же. Бог ведь как-то устроил человека не таким, наверное, чтобы жить «недолет-перелет». Да и «в лет», оказывается, нельзя жить — временное оно, короткое. Если что-то не то в себе включил, не того себя привел в движение, значит надо остановиться. Заглушить мотор и начать разбираться. Опять же не сам. Самому в себе можно ли разобраться? Сейчас много наук о человеке есть. Есть люди вокруг, взрослые, с опытом. Было в истории много выдающихся людей, о них есть воспоминания, целые истории жизни, как они жили, в Церкви есть много всего, что в помощь идущим и дано, и написано, и есть. Те же жития святых, много сегодня описаний жизни простых церковных людей, как они жили, есть среди них священники, духовники, просто люди с опытом духовным, есть и послания апостолов и само Евангелие есть, больше того, службы, таинства. Все это в помощь. В помощь идущим.
Вопрос — куда идущим? Может быть, не туда иду? И иду ли? Наконец, что могло бы быть, если иду, и иду туда, куда все Божьи люди шли. Или быть таким, какими все добрые лучшие люди были. Тогда… тогда ребенок, делаясь подростком в свои 12 лет будет оставаться по своему жизненному призванию, которое вложил в него не кто-нибудь, а Сам Бог, будет оставаться сыном. И все пять свойств сыновства, какими он жил до этого 12 лет, и какие сохранил и развился в них, эти свойства и будут составлять весь его характер-облик, поступки, поведение и в итоге, весь образ или уклад его жизни. С сыновним призванием заодно живет в нем призвание религиозное. То и другое исполнено естественного, т. е. Богом данного добра и все вместе движимо, руководимо совестью — посольством Бога, которое есть в каждом человеке и через которое человек все делает и всем живет в согласии с Богом, в Его, Бога благословении.
Свойства сыновства
Потрудимся теперь над вопросом — как же он будет себя вести по пяти свойствам сыновства? Прежде всего, он будет оставаться в них сыном своих родителей, будет принадлежать своей семье. Это первое. Второе — будет вглядываться в свой уже скоро предстоящий ему жизненный путь, на котором ему предстоит идти уже не только сыном семьи и своего рода, но сыном своего Отечества и по религиозному призванию сыном Церкви и в итоге сыном Божиим, т. е. во Христе сыном Отцу Небесному. В это последнее поведет его, а незримо уже, может быть, ведет его Дух Святой, который и называется прямо — Духом усыновления. «Вы, — пишет апостол Павел, — приняли Духа усыновления, Которым взываем: „Авва, Отче!“ Сей Самый Дух свидетельствует духу нашему, что мы — дети Божии» (Рим.8,15–16). И в послании к Галатам усиливает эти слова: «А как вы — сыны, то Бог послал в сердца ваши Духа Сына Своего, вопиющего: „Авва, Отче!“ Посему ты уже не раб, но сын, то и наследник Божий через Иисуса Христа» (Гал.4,6–7). Здесь сказано: Духа сына своего. Потому что Дух Святой от Отца исходит, в Сыне почивает и через Сына нам дается, нам, т. е. тем, «кому Сын хочет открыть» (Лк.10,22) Это чтобы не сбивались на католическое, будто Дух Святой исходит и от Отца, и от Сына. Нет, сходит от Отца и дается нам чрез Сына.
1. Принадлежность семье
Итак, первое из свойств сыновних — принадлежность семье. Ею сын чувствует себя в жизни подкреплённым — у него есть тыл. Надёжность тыла даёт ему неистребимую устойчивость в жизненных событиях. Принадлежность семье — это своего рода внутренняя крепость, с которой человек идет по земле. В то же время, принадлежность это когда, где бы ты ни был и чем бы и с кем бы ни был занят, ты возвращаешься туда, где тебя ждут. Они ждут, но и ты хочешь быть с ними. Тебе рады, но и ты рад им. Ты и родители твои и, если есть, братья и сестры, — все одно. Не только вместе, но и сообща, потому что у каждого есть свое дело в доме, если есть, то и в хозяйстве, но и каждый каждому в помощи, на подхвате, потому что все заодно. Принадлежать семье, где все вместе, сообща и заодно, быть в этом, когда семья едина, быть сам от себя, при том всю семью имея в себе, когда все они и есть ты, т. е. ты и есть вся семья твоя, а не так, чтобы ты и семья, или семья и ты, но ты и есть семья, быть так — какое это счастье, надежность жизни и уверенная ее полнота. Полнота и уверенность в жизни от полноты и надежности семьи. В благочестивых деревнях в начале ХХ столетия еще были такие семьи. И в царской России много было таких семей.
2. Почитание
Во втором свойстве сыновства — почитании, не за родителями следуя, то было до 12 лет, но теперь, когда стал старше, уже сам от себя этому свойству следуя, сын старших чтит, тем более родителей. Для него это жизнь. Одна из важнейших черт его жизни. Чтит как родивших его, чтит как данных ему. Он может быть и неверующим, и не может сказать — данных ему Богом, но точно знает, что они у него есть, что без них бы и его не было, и что ни он их не выбирал, ни они его нигде и ни у кого не заказывали. Они такие, какие есть, друг другу даны. И закон Божий закрепляет это сыновнее чувство заповедью: «Чти (почитай) отца твоего и матерь твою»(Вт.5,16) И «Пред лицем старца вставай и почитай лице старца, и бойся Господа Бога твоего»(Лев.19,32). Поэтому сын раньше отца не сядет за стол, раньше родителей не нальет себе супа и куска хлеба не возьмет. В дверях отца пропустит вперед. Препираться не будет с отцом и укорять мать свою ни вслух, ни про себя не будет. Будет прост с родителями и искренен, и свое или себя не будет ставить выше их. Потому и легко будет ему служить им, и сказанное ими сразу исполнять. Потому что почитание — это жизнь его. И почитанием он сам делается собою, и развитие внутреннего его человека состоит в углублении почитания в нем. Почитанием он в законе Господнем, он в Богом сотворенной природе своей. Поэтому он свободен от греха и греховных отношений с родителями. Нет капризных домогательств к ним, нет обид и ожесточений, нет нужды лгать и изворачиваться, нет равнодушия или противоположной ему прилипчивости к отцу или к матери, нет хождения в любимчиках, но нет и в себе обидного чувства, что тебя не любят. Ты же почитаешь, причем тут, чтобы они любили. Нет иждивенчества, нет использования родителей, или их денег, или их положения, вместо этого почитание старших делает сына скромным, незаносчивым, не зазнайкой, наоборот чутким, внимательным, вежливым, простым. Сын не позорит отца и не подставит под насмешки или унижение чести матери своей. Сын достоин лучшего, что есть в отце и не посрамит его перед людьми своими поступками. Он чтит его всем обликом своим, всем поведением и всем укладом жизни своей. Такое почитание лежит в природе всех сынов. Естественно, когда они именно сыны.
3. Преемственность
Теперь обратимся к третьему свойству — преемственности. Что происходит с нею преемственностью? В этом свойстве заложено развитие сына как сына семьи, рода, Отечества, Церкви. В этом свойстве задел, реальность и все будущее жизни сына. Наряду с родителями сын в этом возрасте — с 12 лет сознательно входит в число старших в доме, в число тех, кто держит весь порядок жизни, весь уклад семьи. В этом порядке есть установившиеся из поколения в поколение, проверенные жизнью неизменяемые составы уклада. Есть изменяемая часть. Одна внутри нее меняется в связи с реформами в государстве, новыми постановлениями задевающими жизнь семей в стране, новыми правителями и их характерами. Другая изменяемая часть появляется в каждом новом поколении и связана с характерами членов самой семьи, прежде всего старших в доме: дедов, бабушек, отцов, матерей. Свою лепту вносят в жизнь семьи и все подрастающие дети, разные по своим дарованиям, жизненности и чертам характера. Если в периоде детском ребенок, следуя за родителями, вливался в уклад семьи так, как уже все устроено или устраивается, то с 12 лет сын начинает быть держателем частей уклада. Он держит их сам, потому что уклад семьи наряду с почитанием — это тоже его жизнь. Держит и младших братьев и сестер в укладе, держит как их самих, так и то, что надо держать среди них. С возрастом его собственная лепта в изменяемой части уклада, в той, которая зависит от его характера, жизненности и дарований, начинает быть все более заметной в семье. Так одни сыновья постепенно делаются опорой святости семьи. Их набожность, благоговейное чувство страха Божьего, духовная ревность в подвижнических действиях, преданность церковному укладу с разных сторон поддерживают религиозную жизнь семьи.
Другой сын характером своим поддерживает семью в ее свойстве — единая. У семьи в целом три свойства: святая, единая, троичная. Когда сын по своему характеру более поддерживает нравственный строй семьи и нравственную ее природу, тогда им сохраняется больше, чем остальными детьми, почитание родителей и старших. У него лучше получается послушание родителям. Из уважения он слушается, из почитания он делается заодно с родителями — что они, то и он, все лучшее их для него жизнь. Послушанием он един с родителями и старшими рода. Он действительно восприемник всего лучшего рода и семьи. Глядя на него, все старшие, в том числе и родители, остаются спокойны за будущее рода. Он подхватил все доброе рода и семьи, удержал и удерживает в себе, живет этим и несет собою в последующую уже свою семью и, есть уверенность, передаст и в семьи своих детей, и в семьи внуков. Такая у него душа и таков он весь, что способен впитать в себя опыт семейного уклада как жизнь свою, в тоже время как то, что делает семью единой, а он в семье как немаловажная часть ради цельности семейного организма, для ее мало видимого для внешнего взгляда внутреннего характера семьи.
Третьего характера сыновья могут поддерживать семью в свойстве троичности. Семья троична, т. е. отец — мать — дети составляют три лица, каждый со своей стороны участвующий в устроении богатства семейного уклада. Разные по характеру, разные по трудовой силе, по дарованиям добра, разные по душевным дарованиям, деятельной силе, умениям — прикладным способностям, с разными знаниями и интеллектом, дисциплиной и организационными и организаторскими способностями — они, каждый, занимает свое место в делах и материальных заботах семьи, в душевных взаимообращениях, и в преданности и верности семье. Когда сын чуток к третьему свойству семьи — ее троичности, когда надежно берет на свои плечи тот или иной трудовой участок в семье, когда умеет словом поддержать и участием утешить, когда надежно придет на помощь, в беде не оставит и в радости поддержит, когда в делах и заботах семьи будет до конца и последним уйдет вместе со старшими, тогда он очевидно — крепкая опора родителей, их уверенный тыл и верное продолжение внешнего, видимого характера семьи и рода в следующем поколении.
4.Забота и участие в родителях.
Если не устали, рассмотрим и четвертое свойство сыновства — заботу о родителях и участие в них. В этом свойстве раскрывается в сыновьях творчество и вдохновение жизни. Как это происходит? Не из благодарности эта забота. Тогда свойством была бы благодарность, а ее следствием забота. Так мама всю себя посвящает родившемуся младенцу, не потому что она благодарна ему за что-то. То же и сын. Порою отец или мать могут вести себя так безразлично к сыну, или, того хуже, будут жить в неприязни, а то и ненависти к нему — разное в жизни бывает, — но забота сына о них останется непоколебимой. Он мимо всех видов обращения с ним будет иметь заботу о родителях. Забота эта не умножится от того, что кто-то из родителей его любил больше, или кто-то из них больше для него сделал. Как свойство сыновства забота эта и участие в родителях имеют безусловный характер. По-другому и не мог сотворить ее Бог. Этою сыновнею заботою сын наперед уже простил родителей, он наперед неуязвим для любых их поступков и обращения с ним. Не их действия влияют на меру его заботы. Добрыми делами они не умножат в нем заботу, злыми не уменьшат. Забота — это дар сыновства и весь он заключен в самом сыне. В одном сыне этого дара может быть больше, в другом у тех же родителей может быть меньше. Эта забота, если вольется в благодарность, она не умножит и не усилит благодарность, но сделает ее деятельной. Забота может быть обеспечена умениями, знаниями, дарованиями, опытом, но и без всего этого или чего-либо из них не перестанет быть заботой и своего качества собственно заботы не потеряет. Забота сына может быть разной к каждому из родителей. Она изначально может быть больше к одному и меньше к другому, не наличием или отсутствием, но полнотою. С меньшей полнотой забота будет к одному и большей к другому. И полнота заботы не зависит от характера обращений между сыном и родителями. Просто изначально, с рождения она будет такова. Не влияет на заботу и внешний вид родителей, даже спившиеся родители остаются для сыновней заботы родителями. Телесное уродство, уродство характера, поступки — ничто не может сбить заботу. Она просто есть и ничего с нею нельзя сделать. Что-то можно сделать с сыном, изменив его, в не сына, но если он сын, то с заботой в нем ничего сделать нельзя.
Потому враг рода человеческого всеми механизмами современной цивилизации делает все, чтобы изменить повредить самую природу в людях. И через то -жизненные призвания, а среди них важнейшее — сыновство. Он много делает, чтобы после грехопадения падшее естество человека умножалось в его падших свойствах, при этом здоровье естества превращалось бы в тление. С грехопадением вошло в человека самолюбие, и врагу нужно было через социальные механизмы, работающие вне семьи посадить естество человека на другую основу, не Божию, но вражию. Тогда вместе с естеством на самолюбии оказывается основанным и сыновство. В результате оно начинает подменяться в своей сути, а в проявлениях выхолащиваться. С грехопадением вошло в человека и самоугодие. И важно было врагу через греховные обращения в семье посадить на самоугодие всё естество человека через изменение природы родительства в родителях, тогда вместо сыновства с его удивительными, кажущимися сегодня сказкой, свойствами, начало формироваться не сыновство, а самоугодие пользование и использование родителей. От сыновства остались теперь только внешние биологические и душевные признаки сына, дочери. А внутри все стало, «яко гробы повапленные» (Матф.23,27), т. е. скрытые под землею, так что не знаешь, что в них. Но об этом подробнее чуть позже.
5. Выход на жизненный путь
А пока рассмотрим пятое свойство сыновства — выход на жизненный путь. Все то, что живя в семье, благодаря предыдущим четырем свойствам сын обретает в свой нрав и характер, теперь, выходя в самостоятельную жизнь, ему нужно во-первых, удержать в юности, во-вторых — развить в себе и усовершить в зрелом возрасте, в-третьих — передать своим детям. В то же время, так как сын выходит на самостоятельное устроение жизни, ему нужно осуществить и свой собственный замысел жизни и жизненного пути, как сложившийся так, и складывающийся с каждым следующим его возрастом. Сложившийся в детстве и отрочестве из всех в нем самом собираемых дарований, черт характера, чаяний, и творческих движений его духа, воли, жизненных призваний, совести и религиозных вдохновений. А по мере жизни складывающийся замысел есть тот, который возникает из жизненных встреч, обстоятельств, наказов старших и предложений со стороны тех, кто имеет что предложить, наконец, из благословений родительских и лиц духовного звания. Есть и третья, пожалуй, наиважнейшая составляющая жизненного пути — это промысел Божий, а вместе и предопределение Божие о тех Его чадах, которые каким-то особым дарованием послушливости Богу способны принять Его всепремудрую волю и исполнить ее всем ходом своей земной жизни. Нередко бывало, что таким Божиим чадам это предопределение открывалось через какого-нибудь человека или старца задолго до его реального осуществления. Не все имеют такой дар послушливости Богу. Но зато на всех остальных сынах, выходящих из своих семей на свой жизненный путь, есть всепопечительная воля Божия — наставляющая, открывающая, помогающая, спасающая, всегда жизнетворная, развивающая и умудряющая, хотя при этом волей Божией могут быть и нередко случаются скорби, трагические обстоятельства, несчастья и болезни. Опять же и не всегда так.
Если до 12 лет начало жизненного пути — это семя, раскрывающееся в побегах лучшими чертами характера своего рода, то после 12 лет к ним добавляется свиток заветов и наставлений родителей, старших рода и старших людей Отечества, воспринятый подростком, юношей и разворачивающийся в ходе всей последующей жизни. А уже с 17 лет жизненный путь будет озарением света сердца и разума, освящающими жизнь бесконечно вперед чаяниями о нем, о сыне, отцов рода, Отечества, Церкви. Теми чаяниями, которые он, сын, восприял от них благодаря едино и сообща с ними жительства и пребывания.
Вот как пример ко всему сказанному дивные слова царя Соломона, которые он возносит Богу своему в своем религиозном сыновстве. «Боже отцов и, Господи милости, сотворивший всё словом Твоим и премудростью Твоею устроивший человека. Даруй мне приседящую престолу Твоему премудрость и не отринь меня от отроков Твоих. Ниспошли ее от святых небес и от престола славы Твоей ниспошли ее, чтобы она споспешествовала мне в трудах моих, и чтобы я знал, что благоугодно пред Тобою. Мы едва можем постигать и то, что на земле, и с трудом понимаем то, что под руками, а что на небесах — кто исследовал? И так исправились пути живущих на земле, и люди научились тому, что угодно Тебе, и спаслись премудростью» (Прем., 9, 1–4, 10, 16, 18–19). И еще много-много сказано о путях человеческих, жизненных путях в Священном Писании.