Устроительное слово на семинар, вводящий в новый 2018-19 церковный год

О. Прежде семинара мы каждое утро просим Бога о том, что будет у нас на семинаре.
Мы просим:
— Лежаща мя в лености, ускорив, возстави и спаси мя в предстоянии и молитве
— Избави мя от всякия мирския злыя вещи и введи в Царство Твое вечное
— Сердца и утробы испытуяй и сокровенная человеков яве предведый
— Даруй нам бодренным сердцем и тезвенною мыслию вся настоящего жития нощь прейти, да не падше и обленившеся, но бодрствующе и воздвижени в делание обрящемся, в радость и Божественный чертог славы Его совнидем
— Богородице, волнующася житейскою бурею ко стези мя покаяния направи. Со всеми святыми сподоби, духовную благодать во мне направи
— Вера же вместо дел да вменится мне, Боже мой, не обрящеши бо дел отнюд оправдающих мя. Но та вера да довлеет вместо всех, та да оправдит, та да покажет мя причастника славы Твоея вечныя.

I.Свойства семинара.
1. Непрерывность пути жизненного и в нем Господнего, где последующее событие выходит из предыдущего и события ведут в Царствие Небесное.
Пути жизненного — это значит знать, разуметь, жить.
Знать, что в предыдущем возрасте было ради настоящего, и что в настоящем есть угодного Богу ради следующего возраста.
Разуметь, как и чем иду из возраста в возраст, куда иду и для чего.
Жить, а не жизненностью падшей обманывать себя и живостью греховной себя губить.
Пути Господнего — это значит — просвети мои очи мысленные
-отверзи моя уста поучатися словесем Твоим
-разумети заповеди Твоя
-творити волю Твою
— пети Тя во исповедании сердечном
— воспевати всесвятое имя Твое Отца и Сына и Святаго Духа.

2. Ныне и присно и во веки веков:
а/ да будет во мне воля Твоя, да неосужденно отверзу уста моя недостойная и восхвалю имя Твое святое, Отца и Сына и Святого Духа;
б/ Ты всякому благу промысленник и податель, о Тебе же все упование мое и Тебе славу возсылаю.
в/ Сподоби мя истинным Твоим светом и просвещенным сердцем творити волю Твою.
г/ Ты бо если истинный свет, просвещаяй и освящаяй всяческая и Тя поет вся тварь.
д/ Да возможем непоколебимо пети же и исповедатися Тебе, во всех и от всех славимому Богу, безначальному Отцу, со единородным Твоим Сыном
е/ Наипаче же поработаю Тебе, Господу и Богу моему Иисусу Христу во вся дни живота моего
ж/ Пресвятая Владычица моя Богородице, избави мя от многих и лютых воспоминаний и предприятий, и от всех действ злых свободи мя. Яко благословенна еси от всех родов и славится пречестное имя Твое во веки веков.
3. Жизнь. Сквозь греховную живость и падшую жизненность жить.
Живость — это жизнь в грехах и страстях.
Жизненность — это 1/ жизнь индивида с его тиранией, самореализацией и сближением с людьми мимо Святого Духа,
2/ Жизнь индивида в падшей природе: в узах духа через три закрепителя характера, в покровах сердца через возбудители греха и животный страх,
3/ Жизнь индивида в отрицании личности в себе, Бога и ближних (отрицание это лежит в бессознательном человека)
Жизнь — когда в любви Божией личность начинает жить. Тогда она живет пред лицом ближнего, пред лицом совести, пред лицом веры, той, что свыше. Человек сам, без призывания Божьего, будучи индивидом, жить личностью не может. Сам в себе он не знает себя личностью. Только Бог его знает таким.
Жизнь — когда человек не себе угождает, а ближним, совести и вере, чтобы не погружаться в самоугодие, не себя и не свое утверждает, а любит ближнего, совесть и веру в себе, чтобы не погружаться в самолюбие, и не мир сей любит, а начинает любить Бога, и начинает любить Его окружение — Церковь, ту, что на Небе и на земле. На земле в лице ближних, искренних верных, старцев.
Жизнь — когда пред лицем ближних и пред лицем совести начинает жить покаянием, когда пред лицем веры и Бога начинается с ним таинство покаяния.
II.Для чего нужен семинар?
а/.Чтобы совестью и верой поддержать в себе и друг в друге необходимость труда ко спасению,
б/ чтобы необходимость была доступной для исполнения, выделить посильные себя ступени или делания, и порядок работы над ними, а для этого.
в/ в любви между собою помочь друг другу в разумении закрепителей характера.
г/ составить план работы на год, положить в себе доступную необходимость, записанную в виде плана и полюбить труд над ней, полюбить тех, кто трудясь в доступной для них необходимости, так тоже хотят жить.
Недостаточно жить одними знаниями, даже если это святоотеческое предание. То знание спасительно, которое начинает жить в нас в чувстве необходимости. Знания переходят в необходимость, если человек жив. Тогда появляется сознание необходимости, потом чувство необходимости, и, наконец, жизненная необходимость.

Без чего невозможно разумение? Без чаяния жизни будущего века. Значит нужно продолжить работу, начатую на семейном поселении по четырем направлениям: рай и ад, второе пришествие Христа, Царство Небесное, Страшный суд, чувства и расположения ко всем пяти.

Ш. Направления жизни на семинаре:
1.Труд к совести, чтобы жить пред лицом ближнего, совести, веры. И отсюда разуметь себя и жизнь.
2. Чаяние жизни будущего века.
3. Выявление доступной необходимости, идя от живого в себе, трудясь над разумно-свободной самостоятельностью.
4. Встреча с закрепителями характера и труд над их преодолением. В этом один из трудов жизненного пути. Какие они — четыре закрепителя?
Своенравие — закрепляет в характере разнообразие проявлений самоугодия.
Упрямство — закрепляет проявления самолюбия, от него же и силу имеет.
Страх животный (смерти, увечий, боли) — закрепляет в человеке плотяность.
Страх душевный (страх опрофаниться, опозориться, боязнь молвы, что скажут, подумают) — удерживает в характере человека лесть, угодливость, двуличие.

Упрямством самообольщение делается устойчивым, не допускает до себя ни рефлексию, ни разумение, ни тем более покаяние. Упрямством закрепляются самонадеянность и самодостаточность, многознание и потребность всему дать объяснение и убедительность. Упрямством они делаются неосознаваемыми. Даже если говоришь человеку об этом, он в ответ будет сыпать новые объяснения, знания, рассуждения. Ничем его в этих самодовольных речах не остановить. Упрямство всему преграда. Совесть молчит, вера изгнана, одна религиозность, всезнайство и обильный поток речи.
В своенравии человек живет тем, что угождает себе. Слаще нет для него чувства, чем угодить себе. Даже не в том дело, что он лучше всех, а в том, что сам себе понравился или нравлюсь. И очень тяжелые, закрученные в себя переживания, когда не понравился себе, или не нравлюсь. Десять раз переделаюсь, чтобы себе понравиться. А как понравился, тогда и мир, и радость, и неуправляемое, выходящее из границ веселье. А если не понравлюсь, то до ярости злоба на себя, но достанется всем. Задень своенравие — вылезет самолюбие, задень упрямство — вылезет самоугодие. Задень то и другое — вылезет нужда найти себе утешение в мире сем и в его утехах. А это или дела, или развлечения, или еда, или зрелища, или компания, или интернет. Беспечность, нечувствие — все здесь. И рассеянность и многозаботливость будто ждут этого часа. Все довершит плотоугодие. Так и живет человек, гуляючи по своей дерибасовской, то есть внутри своенравия.
Оба закрепителя боятся правила «3 по 3». Оба обходят стороной чаяние жизни будущего века. Оба делают человека каменным или губкой перед разумением себя. Оба умертвляют совесть, оба изгоняют веру. Оба делают ближних предметом угождения только себе. С ними человек ничего названного в себе не замечает.

Страхом душевным человек делается зависимым от людей. Даже тщеславие в погоне за модой делает человека вычурным в одеждах или прическе, но и оно живет в согласии со страхом душевным. Если за эту вычурность его подымут на смех и он поймет, что провалился, тогда все силы душевные разом опадут и ему не захочется жить. Страхом душевным человек живет мимо Святого Духа, от Которого совсем другое — тоже страх, но Божий. Страхом душевным всякая душа мертвится, человек делается внешним и средним, а во внутреннем нравственном человеке совесть его делается стыдливой и человек уже не перед Богом ходит, а перед людьми. А если стыд перед Богом, то прячется от Него, оставшись с одной религиозностью. Даже покаяться в том, что стыдно, не может. Или покается, но где-нибудь, где его никто не знает.

IV.Подводные камни.
Люди разной внешней жизненности по разному чувствуют себя на семинаре. Деятельные, ремесленные не могут долго сидеть. Душевные, творческие боятся разумения себя. Интеллектуально-содержательные задания семинара склоняют в сторону разговоров и рассуждений. Религиозно-нравственному непривычно или необычно в действиях разумения, но если это случится у него от совестливого естества, он уже надолго берет это в свое развитие. Внутренние духовно-нравственные находят себя в том, чтобы любовью участвовать в других.
Люди разной внутренней жизненности могут встретиться с нею в своих реакциях на семинар. Индивид может доминировать в одном из трех свойств — в самореализации, тирании или сближении с людьми мимо Святого Духа. Если в какой-то день семинара места для его доминанты было мало, он будет чувствовать себя как не реализованный в своей жизненности.
Если человек в своей падшей жизненности самоугодлив, самолюбив или живет узами мира сего, тогда он будет отстаивать себя закрепителями характера соответственно состоянию своего духа. Будет упрям, другой своенравен, третий в узах мира сего будет завернут в страхи душевный и животный.
Если человек себялюбивой жизненностью погружен в греховные покровы сердца, он тоже по-разному будет чувствовать себя в разные дни семинара и в целом на семинаре. Самообольщенный, нечувственный и беспечный будет находиться в самообмане и подменах, так и не уразумев ни того, ни другого. Рассеянный и многозаботливый все будет рваться куда-то из семинара, убегать-прибегать, уезжать — приезжать, своей рассеянностью, заботами и хлопотами прерывая непрерывность семинара, но в целом оставаясь довольным своей лоскутной жизнью. Его не сильно будет трогать, что жизнь за гробом в лоскутном состоянии — это точно мука в аду. Пребывающий в плотяных покровах будет уже здесь в земной жизни семинара маяться, как будто ему не дают жить и он уже за гробом, где его лишили телесной жизни.
Есть еще жизненность, грех возбуждающая, схваченная возбудителями греха, под прикрытием которой человек совсем не отдает себе отчета, чем он реально живет. Один, участвуя в действиях и событиях семинара на деле будет жить разными чувственными услаждениями от тех или других людей, либо, наоборот, чувственными отвращениями от людей, постоянно в переходах своего внимания от человека к человеку, перебирая чувственые струны услаждения, отвращения, равнодушия, или холодности к человеку.
Другой подсознательно будет жить человекоугодием, то желая понравиться, то возвыситься, то присоседиться, а то и присоединиться или приблагородиться. Третий, кому свойственно саможаление, все будет искать возможности пристроиться им в общении с теми, кто выкажет малейшую способность слушать его, сочуствовать, участвовать. При этом он не ищет свободы от этого возбудителя греха, но наоборот, пользуясь им, живет в нем, через него незаметно для себя возбуждается в целой цепочке грехов. Начинает с рассказа о поведении своих противников, переходит к осуждению и укорению. Или начинает с рассказа о своих недомоганиях, переходит к печали о себе и завершает отчаянными настроениями и полной потерей памяти о Боге. Или то же, когда говорит о своих несчастьях, и говорит так и в таком сознании своей жизни, как будто за его несчастьями совсем нет и тени промысла Божия, а в итоге и Самого Бога. Наконец, есть еще земность, в которую может быть погружен человек и ни о чем, кроме земного ни думать, ни знать не хочет. Вся его жизнь на земле. И чаяние жизни будущего века есть какой-то несвязный между собою набор слов о чем-то неизвестном в опыте. Но и действительно, мало кто знает загробный опыт, но земный перекрыт и от опыта нравственно-духовного, перекрыт он и от опыта благодатного восприятия Евангелия, богослужений, почитания святых. В то время как не он об этом знает, в каждом из трех постоянно и многоблагодатно присутствует мир загробный и Царство Небесное.

V. Правила семинара.
1. Не даст ли Господь через ближнего ответ.
2. Все правила «3 по 3»:
Не объясняйся, не пререкайся, не укоряй
Уступи, отдай, прости
Утешь, сделай, устрой
3.Учиться преодолевать подводные камни (ожидания, черты характера).
4. Любое задание, звучащее на семинаре
Сначала слушаем
Потом записываем
5.Кто опоздал, тот на данное задание молчит и говорит, если будет время или разрешит группа.
6. Слышать собеседника и откуда он живет, разумея, что я делаю с тем, что слышу по действию, и с тем, кто говорит. (Имеющий уши слышать, да слышит).
7. Живи и дай жить другому
8. Говори навстречу слушающим
9.Имейте любовь между собою.

VI. Распорядок дней семинара — чему посвящен день.
VII. Распорядок каждого дня семинара
День завершается
итогами:
— Правда Божия и истина, какие я собрал за день

Испытанием себя:
Услышу в совести своей, что речет о мне Господь Бог: яко речет мир на обращающие сердца к Нему, и близь боящихся Его спасение, яко вселити сретение и целование в сердца наша.

Отречением от зла — покаянными зароками:
От всего, что есть как подводные камни во мне.

Сочетанием Христу и Церкви Его — малыми обетами:
Чтобы милость и истина сретостеся,
Правда и мир облобызались,
Ибо истина от земли (в Церкви и общине) возсия и
Правда с Небес приниче:
Ибо Господь даст благость и
Земля (сердце) наше (Церковь и община) даст плод свой.
Правда — (церковный уклад жизни) — пойдет пред ним,
И поставит на путь (жизненный и Господень) стопы (делания) свои.
(Пс.84.9–14).