Доклад «Возжада душа моя кротость»

Дяковой Анны

Господи, благослови!

Обоснование.

Всякая душа человеческая — поле. Поле, Богом вспаханное и засеянное. Всходят семена добрые, чтобы быть собранными для Житницы Вечной. Земля добрая, плодородная, согретая ласковыми лучами солнца и напоенная дождевыми водами, растит и питает семя. Но проходит время и вместе с добрыми ростками пробиваются на поверхность терния, которое все растет и крепнет, заглушая собой пшеницу.

В своих размышлениях я всегда приходила к выводу, что необходимо заниматься прополкой терния, находить способы как его искоренять. Бралась за работу, колола руки, бросала и опять скорбела, обретая все новые всходы сорняков. Полагала я, что в этих борениях и совершается церковная жизнь.

А что же пшеница? Стоит пшеница покинутая и хозяином давно забытая. Может быть, ее уже и не разглядеть? Колосятся стройные терния, раскинули свои колючки, а под ними — томится пшеница. Борется хозяин с тернием, да не знает ради кого. Не видывал он еще той пшеницы, не умилялся душою при виде нежных, молодых росточков, не успел он разглядеть красоты ее, не постиг глубины совершенства, не полюбил он еще ее всей душою своею, а скорбит лишь о множестве терния, переводя дух от одной работы к другой.

«Подобно Царство Небесное сокровищу, скрытому на поле, которое, найдя, человек утаил и от радости о нем идет и продает все, что имеет и покупает поле то. Еще подобно Царство Небесное купцу, ищущему хороших жемчужин, который, найдя одну драгоценную жемчужину, пошел и продал все, что имел и купил ее. (Мф. 13, 44–46)

«От радости идет и продает все». Что это за сокровище, за которое можно отдать все? Где его можно найти и как узнать?

Направляю свою работу на поиск образа добродетели кротость, чтобы, на примерах других, самой рассмотреть семя Божие в себе, в благодарности Богу полюбить его, заботиться о нем, питать, растить, оберегать от вредителей и сорняков, очищать от того, что мешает ему жить полной силой.

Борясь с врагом, нужно знать его в лицо. Какие страсти и похоти нужно победить в себе, что за борьба предстоит на пути к блаженству?

«Блаженни кротции, яко тии наследят землю».

Основная часть.

«Кротостью скланяется к милости вельможа, и мягкий язык переламывает кость».

(Притч. 25, 15)

Кто такие кроткие и есть ли они в нашей жизни?

С внутренним поиском образа сей добродетели, обращаюсь к опыту ближних с вопросом:

«Как вы встретились с кротостью?»

Их ответы:

— Моя встреча в Причастии Тела и Крови Христовых. Это мир на душе, ничего не цепляет и не раздражает. Чувствуешь себя как в покрове Божием. Кротость — это незлобие. Умение в легкости духа держаться на плаву. Где другой давно бы уже поссорился, а ты где шуткой, где прибауткой не замечаешь немощей ближнего, а продолжаешь любить его таким. В кротости есть уважение. Вот мой сын опять нашалил, пролил на себя десятую кружку воды за день. Снова его нужно переодевать. А ему только радость, маленький еще. Не успела оглянуться, как опять стоит весь мокрый, да еще испортит что-нибудь, то сломает, то разобьет. Рука поднимается в порыве шлепнуть его. Вспоминая, как я уже взрослая обижалась на маму за такие шлепки из-за злости. Стыдно мне, учусь владеть собой.

— Встретилась с кротостью в тихости и скромности. Вспоминаю одного знакомого священника: когда он говорит, то глаза опускает вниз, никогда не красуется собой, речь идет без пафоса, не утверждает свое мнение, от него веет миром и тишиной. С ним хочется быть. Он не утверждает правду, он ей живет.

— Образ кротости мне показал отец. Однажды у папы на работе произошел такой случай. Жена одного из напарников, очень строптивая и злая женщина, пришла в гараж в поисках своего мужа. Дерзко разговаривая с папой, она ударила его по щеке и с ругательством удалилась. У отца внутри все клокотало, но он сдержал себя, хотя была мысль привести ее в чувство. Своим мужеством, силой, он сдержал себя, снес незаслуженную обиду.

— Моя встреча со старшим. Все на взводе, а он тихо, мудро скажет слово и все уладится. С таким человеком хочется быть, не страшно, что тебя начнут обличать, ругать, а если даже и так, то в мире.

— ради любимого, дорогого человека хранишь мир, не давая ему повода раздражаться на твои слова, ты просто их не говоришь. Вообще мало что говоришь, ты больше ими живешь.

— с тем, что встретиться в себе не есть мое достояние, а лишь опыт, даруемый Богом. Это когда человек ждет от меня одной реакции, а я делаю совсем наоборот. Для мира я покажусь дураком, но я знаю, что это во мне воскресает Христос. Это радостное, мирное приветствие рая здесь на земле, зовет меня и мне хочется так быть всегда. Пусть меня кто-то не поймет, для меня это откровение личности Христа: «Научитеся от Мене, яко кроток есмь и смирен сердцем».

Собирая соборный исток того опыта, с которым делились люди в словах или за фразами, постоянно узнавалась внутренняя сила, иными словами существо, которое животворит и питает добродетель. Это — мир миролюбия.

Его действие  — все прощает и не злится, не таит обиды, берет вину на себя. Терпеливо несет труды, делает что говорят, зная, что так хочет Господь, сносит несправедливость, трудится, молча и для Бога.

Признаки — с таким человеком хочется быть, рядом с ним утихают все страсти, расположенность и любовь ко всем, почитание старших, уважение младших, тишина, спокойствие, непритязательность к себе.

Подвожу итог всему собранному опыту ближних Отеческим объяснением добродетели кротость:

«Кротость выражается особенно в терпеливом перенесении обид, причиняемых другими. Это — не слабость характера, не пренебрежение своими правами законными, не трусость, но свойство противоположное гневу, злобе и мстительности. Кроткий, перенося обиды, убежден, что Бог по своему правосудию Сам отомстит за его оскорбление, если то нужно. (Рим. 12, 19)» Прот. Г. Дьяченко.

Свойства кроткого христианина:

«Кроткий человек никогда не платит злом за зло, обидой за обиду. Будучи укоряем, не укоряет, терпя злострадания и напасти от других, не грозит отмщением…

Кроме того, все мы как христиане — члены единого тела, а члены всячески берегут друг друга, притом мы называемся овцами словесного стада Христова.

Почему так? Потому что овца кротка, незлобива, терпелива… Только те из нас принадлежат к стаду Христову, которые кротки и незлобивы, как агнцы. На страшном суде только овцы будут стоять по правой стороне, а бодливые козлища — на левой. И овцы будут введены в рай, а козлища отошлются в геену» (прав. Иоанн Кронштадтский).

В словах прав. Иоанна Кронштадтского пастыря обретается смысл в терпеливом отношении к личным оскорблениям и обретается смысл в терпеливом отношении к личным оскорблениям и обидам, что служит действительным побуждением зла. Как поучает царь Соломон в Притчах: «Кроткий ответ отвращает гнев, а оскорбительное слово возбуждает ярость» (Притч. 15, 1). Святитель Иоанн Златоуст объясняет, для чего Христос посылает нас в стадо волков, повелевая быть овцами: «Хотя бы ты потерпел бесчисленное множество обид, продолжай быть овцою, и победишь волков, потому что нет ничего могущественнее кротости, ничего сильнее долготерпения».

В разговоре с ближними часто подтверждались слова Святых Отцов о победе над гневом кротостью.

Вспоминая личный опыт, встречала ли я силу кротости? Нахожу что да, посетил Господь и меня своею благостью:

С одним человеком у меня случался часто спор, и мы не могли прийти к единому мнению. Каждый из нас непременно считал, что только он и прав. Спорные вопросы так и оставались нерешенными. В какой-то момент я поняла: таким методом он меня никогда не услышат, и не нужно этого добиваться. Непривычно, но я соглашалась, где обычно начинался тупик. Оказалось, что мир ценнее хранить и взращивать, чем так быстро его терять. И когда понадобилось сказать слово, оно заимело силу, было принято и услышано. «Если хочешь или думаешь, что хочешь вынуть сучек ближнего, то вместо врачебного орудия не употребляй бревна. Бревно — это жестокие слова и грубое обращение; врачебное орудие есть кроткое и вразумительное и долготерпеливое обличение. „Обличи“,- говорит апостол,- „запрети, умоли“( (2 Тим. 4, 2), а не сказал: и бей; если же и этого потребуется, то, как можно реже, и не сам собою»(преп. Иоанн Лествичник). Высокий образ истинной кротости указал Спаситель верующим, сказав: «Научитеся от Мене, яко кроток есмь и смирен сердцем». (Мф. 11, 29).

Жизнь Спасителя была исполнена множеством оскорблений и лишений со стороны фарисеев, книжников и прочего народа, которые не принимали Христа и Его учение. Как кроткий агнец Господь прошел путь кротости и взошел на Голгофу, с Креста моля и прощая Своих обидчиков: «Отче, отпусти им, ибо не ведают что творят».

Но также Он показывает, что кротость — не есть малодушие или трусость. Зайдя в храм, Христос выгоняет нечестивых торговцев бичом, запрещая Дом Божий делать пристанищем разбойников. «Лицемеры!» — обличает Он тех, кто правит миром, книжников, учителей, кто стоит у закона. Господь строго отделяет чистое от нечистого. Созвучно этой стороне добродетели, для себя нашла откровение в истоке, жизненном опыте старшей сестры. Вот он:

«Кротость слышит волю Божию по благодати, она слышит благодать и служит ей проводником. Так, отложившись своего, услышала, что нужно пойти и обличить человека в неправедном его поведении. Но не из того, что он мне не мил или точу зуб на него, а в том, что я люблю его. Я бы вечно его таким терпела, но Господь хочет его обличить. Свобода, мир и твердая решимость, не за себя иду постоять, а за обиженного. Мне — неважно людское мнение, Господь хочет, чтоб мы не зависели от людей».

Оказывается, кротость это не только терпение скорбей и поношений, это еще стояние за правду, только не свою. «Поражать и быть суровым — не одно и то же. Щадить и быть кротким — не одно и то же».

«Кроток тот, кто может переносить нанесенные ему самому оскорбления; и защищать несправедливо обижаемых их. Напротив, кто не таков, тот бесчестен, сонлив, нисколько не лучше мертвого; — он не кроток, не скромен.

Не обращать внимания на обижаемых, не соболезновать несправедливо страждущим, не гневаться на обижающих — это не добродетель, а порок; не кротость, а беспечность» (свт. Иоанн Златоуст).

Подобное нахожу в труде Ирины Медведевой и Татьяны Шишовой:

«Конечно, христианам не следует злобствовать. Апостол Павел учит исправлять грешника «в духе кротости» (Гал. 6, 11). Но дух кротости — это отнюдь не смирение перед злом. Иначе свт. Николай Чудотворец, оказавший давление на Ария как морально, так и физически — оплеухой, не был бы назван в тропаре «образом кротости». А cвт. Лев Катанский, еще более жестко «надавивший на оппонента, не был бы причислен к лику святых.

Лев Катанский жил в VIII в., был епископом в Катанах на острове Сицилия. Святитель старался убедить местного колдуна Илиодора не заниматься чародейством, но тот никак не вразумлялся. А однажды дошел до такой наглости, что начал колдовать прямо в храме, произведя большое смущение в народе. Увидев людей, бесновавшихся под влиянием Илиодоровых чар, cвт. Лев понял, что время увещеваний прошло. Он вышел из алтаря и, набросив на шею Илиодора петлей омофор, будто лассо на мустанга, вывел его из храма. Можно себе представить, как неистовствовал, пытаясь вырваться, колдун. Но омофор удерживал его крепче любой цепи. Дойдя до площади, святитель приказал разжечь костер и вступил в огонь вместе с чародеем. Илиодор сгорел в огне, а епископ Лев остался, совершенно, невредим. Это чудо прославило его как святого при жизни».

Господь заповедовал нам: «будите убо мудри яко змия и цели яко голубие».

Для чего Господь посылает в мир учеников, повелевает быть им кроткими как голуби? Он, власть имеющий мертвых воскрешать, природе повелевать, исцелять, мог бы сделать их страшнее львов. «Но лучше этому быть так: это и вам приносит больше славы, и Мою возвещает силу» — говорит Христос. Но поможет ли голубю мудрость в опасности? Сколько бы ни был голубь незлобив, но что ему делать при нападении ястреба? Требуется мудрость змеиная: змея ничего не бережет, и когда тело рассекают на части, бережет только главу. «Так и ты, говорит Христос, все отдай: и имение, и тело, и самую душу — кроме веры. Вера есть глава и корень» — поясняет свт. Иоанн Златоуст. И далее: «Вот почему Господь повелел быть им не простыми только и незлобивыми, и не мудрыми только, но совокупил и то, и другое. Посмотри, сколько раз восставал против Святых Апостолов род иудейский и скрежетал зубами, но они кротко сносили страдания и мудро отвечали, стоя твердо за веру».

После рассмотрения добродетели кротость, хочется перейти ко второму вопросу:

А что же ей мешает быть, жить, развиваться?

«Страсти — по определению А. Д Троицкого, — это постоянная душевная буря, отдавши свою жизнь, свою личность этой буре, человек никогда не может сохранять душевной уравновешенности, своей личной духовной свободы: он раб и жалкий раб. Его душа — больная, разбитая струна по которой безжалостно бьет каждое событие жизни».

Протоиерей Григория Дьяченко:

«Кротость есть самостоятельная христианская добродетель — одна из ступеней в „лестнице“ нравственного совершенства. Чтобы достигнуть этой христианской добродетели и стать действительно кротким, человек должен выдержать серьезную и упорную борьбу с самим собой. Для этого нужно дать себе ясный отчет в том, что делает человека раздражительным и гневливым или, что препятствует ему быть кротким:

  1. Самолюбие. Грубый эгоист приходит в раздражение и ярость не только от действительного, но даже от кажущегося, основанного на недоразумении, и это раздражение волнует его, не дает душе покоя.
  2. Гордость.Страсть, близко родственная с самолюбием: гордец приходит в раздражение, когда уменьшают те его достоинства, которые именно и составляют предмет его гордости.
  3. Честолюбие. Раздражается по поводу еще менее значительному, чем самолюбивый и гордый. Он не имеет покоя в своей душе даже от одной мысли, что его могут обойти какой-либо наградой или внешним почетом. Ему всегда кажется, что другие недостаточно оценивают его заслуги, оскорбляют его честь, вторгаются в его права.
  4. Тщеславие. Приписывающий себе недействительные, а лишь мнимые заслуги и достоинства, лишает себя душевного покоя исключительно от одной его фантазии. Борьба со страстями — дело крайне трудное и удается только тем, которые действительно решили твердой ногой ступить на путь своего нравственного совершенства, познав сначала свою духовную нищету и постоянно сокрушаясь о ней».

Премудро заповеди Блаженств начинаются именно с основания — нищеты духовной, обретая которую, поднимаются по духовной лестнице вверх.

«На этой лестнице скачки невозможны — пишет в своих трудах свт. Игнатий Брянчанинов, — «непременно должны восходить со ступени на ступень. Ведет по ним Божественная благодать… достойны возвышения — смиренные. Не сочини сам себе блаженства: гордое и глупое самомнение может сочинить для человека такое блаженство… Ищи нищеты духовной. Искание этого блаженства позволительно и похвально. Оно — основание. Когда поколеблется основание: тогда и тот, кто стоял на высшей степени духовного преуспеяния, обрушивается вниз, и часто разбивается до смерти.

Обретается нищета духа:

  1. Изучением Евангелия.
  2. Исполнением заповедей.
  3. Сличением своих действий и качеств с заповедями Евангелия.
  4. Принуждением своего сердца к великодушному перенесению обид.
  5. Самоукорением.
  6. Молитвою о получении сердца сокрушенного и смиренного».

«На кого воззрю», — говорит Господь, — «токмо на кроткого и безмолвного». (Исаия 66, 2)

Степени христианской кротости духа по прп. Иоанну Лествичнику:

  1. Начало кротости — молчание уст при возмущении сердца.
  2. Средина кротости — безмолвие помыслов в крайнем душевном смятении.
  3. Конец (совершенство) — непоколебимое спокойствие душевное при порывистом дыхании нечистых страстей.

Завершая основную часть работы над докладом, обращаюсь к обетованиям Господа: «яко тии наследят землю»

Какая это земля?

«После падения Бог назвал землею Адама, а в Адаме назвал землею и меня: „земля еси и в землю отидеши“. Будучи землею, я вместе с тем и лишен владения этой землею: похищают ее у меня различные страсти; в особенности насилующий и увлекающий меня лютый гнев; я лишен всей власти над собою. Кротость возвращает мне эту власть, вводит меня во владение моим наследием, моею землею, мною, моею кровию, моими порывами» — свт. Игнатий Брянчанинов.

Итак, Спаситель обещает кротким христианам наследовать землю, что царство кротких станет некогда царством всей вселенной. Так уступчивые и безгневные кроткие будут владеть землею. По словам свт. Иоанна Златоустого Христос уже здесь, на земле, обещает им награду, ни какую-то незримую, но чувственную; а после и в будущем.

«Тогда речет Царь сущим одесную Его: придите, благословении Отца Моего, наследуйте уготованное вам Царствие от сложения мира». (Мф. 25, 34)

Заключение.

«Когда мы тщательно изучаем жизнь Христа, мы обнаруживаем, что всегда, встречаясь с плохим к Себе отношением, Он был в высшей степени терпелив и мягок. Он не возмущался злом. Он не боролся за свои права! Он без жалоб переносил несправедливость и даже оскорбления. Мы едва ли найдем такие случаи в нашей жизни, когда бы личные оскорбления и несправедливое отношение к нам не трогали бы нас. С нами не всегда поступают честно и справедливо. Всегда найдется кто-нибудь недобрый и непонимающий нас, кто-нибудь, кто говорит резкие слова, оскорбляющие наши чувства. Люди думают, что мягкость и терпение по отношению к несправедливости — это знак слабости. Нет, это означает силу. Это то, к чему должны стремиться христиане в личной жизни». (Императрица Александра Федоровна)

Действительно, тот, кто решился идти за Христом, да не оглядывается назад! «Иго бо мое благо», — рече Господь, — «и бремя мое легко есть». «Научитеся от Мене, яко кроток есмь и смирен сердцем». Господь Своею жизнью показал путь, по которому необходимо пройти всем христианам, вошедшим в Его стадо. Христос посылает нас, как овец, среди волков, чтобы смиряя, обуздывая себя, свои страсти мы могли обрести ту внутреннюю силу, крепость, которая обличит всякую неправду, защитит обиженных, «мудростью змеиною» постоит за веру.

И тогда ничтожна и бессмысленна становится борьба за справедливость. За кого ты борешься человек? Кто возвышается в твоих знаменах? Какую победу эта борьба тебе приносит?

Как много сил и времени потрачено впустую…

Успею ли оправдать свое имя?

Чтобы возрасти в добродетели кротости необходимо:

Принимать несправедливость, храня в сердце слова Господа: «Мне отмщение Аз воздам».

  1. Обуздывать в себе гнев и раздражимость в самоукорении и покаянии. Скорбеть об этом Богу в молитве о получении сердца смиренного и сокрушенного.
  2. Дух кротости — это не смирение перед злом, противостоять злу, не проходить мимо обиженных, находить действия и слова против греха в ближнем, а не против него самого.
  3. По примеру «Лествицы» прп. И. Лествичника, осваивать постепенно шаги, ступени добродетели кротость. 1 шаг — молчание уст при возмущении сердца.
  4. Принуждать сердце свое к великодушному перенесению обид, учиться, молча и без оправданий, выслушивать укорения.

С благодарностью в сердце ко всем поучаствовавшим в моей работе приношу Богу славу Отцу и Сыну и Святому Духу, всегда ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Список использованной литературы:

1. Святое Евангелие Господа нашего Иисуса Христа. — СПб.: Синодальная типография, 1874.

2. Священное писание в толкованиях свт. Иоанна Златоуста т. IV — М., 2006.

3. Святитель Игнатий Брянчанинов. Аскетические опыты. Т. 1. — М., 1993.

4. Прп. Иоанна Лествица. — Сергиев посад, 1908.

5. Троицкий А. Д. Евангельские блаженства. — СПб, 2003.

6. Егоров Б. И. Когда мудрость войдет в сердце твое… Библейские советы, помогающие в жизни. — Издательство Дар, Белый город, 2009.

7. Православный глагол. Журнал № 12, 2009.

8. Дивный свет. Государыня Императрица Александра Федоровна Романова. Дневниковые записи, переписка, жизнеописание. — М., 2004.