Доклад «Мудрость женской природы»

Куйды Екатерины, 2009 год.

Господи, благослови!

Обоснование

«Да будет украшением вашим не внешнее плетение волос, не золотые уборы или нарядность в одежде, но сокровенный сердца человек в нетленной красоте кроткого и молчаливого духа…" (1 Пет. 3, 3–4).

В течение этого года эти строки апостола Петра много раз звучали у меня в сердце. Я не отдавала себе отчета, почему так. Только сейчас, открыв св. Писание, увидела, что они обращены к женам.

В памяти проходит этот год и вспоминаются разные картинки жизни. Вот у нас идет стройка, меня, ничего не знающую и не разбирающуюся, ставят старшей по настилке линолеума, в помощь дают братьев. В душе что-то противится и не соглашается. Вот гурьба сестер долго обсуждает, как пойти к батюшке, но все никак не решатся это сделать. И вдруг они видят брата: точно! — брат, сходи, пожалуйста, к батюшке и вообще — ты же брат! Но он почему-то не хочет идти…

Я пережила положительный опыт во время подготовки к церковному общению. С сестрами в группе у нас возник спор, как выполнять задание. Уступая друг другу, мы в итоге остановились на одном из вариантов, но при этом каждая из нас внутри себя еще что-то переживала. Можно было бы, как мы это делали раньше, задать друг другу вопросы на разумение себя, вывести человека из трудного состояния. Но в тот момент я пережила другое: зачем это делать, сестры сами себя знают, мне лучше сейчас помолчать. Один раз воздохнула о сестрах и промолчала. И что же вышло — на итогах сестры сами все сказали, какая борьба у них была в тот момент. А я ясно пережила свойство женской природы: порой бывает труднее уступить и промолчать, чем начать учить. В этом прочувствовалась особая тайна, сокровенная тишина, которая дает жизнь и свободу ближнему. Но ведь это только одно занятие. А как это происходит в жизни? Как живут семьи, где идет настоящая жизнь, а не урок? В семье над собой трудится каждый ее член, а что же сохраняет крепкой женщину? Эти вопросы и нежелание останавливаться на пережитом опыте и подвели меня к работе над истоком. Пользуясь благословленным временем, в надежде на Божию помощь, пошла трудиться.

Основная часть.

Мати Божия, помоги!

В начале труда над обогащением своего истока решила обратиться к истоку ближних с вопросом: «Знаете ли вы в себе или близких вам людях женскую мудрость? В чем она?»

«У меня очень мудрая бабушка, — слышу в ответ, — у нее вся семья в ее ведении. Это не то что она всем дает распоряжения, нет, — она знает, кто чем занимается, у нее нет такого, что ребенок что-то делает, а ей и дела нет до него. Когда я у нее, мне хочется трудиться, мы столько всего успеваем сделать, что к вечеру просто валимся с ног, но удивительно — от этого радость и ложишься с мыслью, что завтра обязательно сделаю это и еще вот это, чтоб бабушке помочь. И она ничего ведь не заставляет делать, от нее просто исходит такая любовь и забота, что появляются силы все это делать».

А другая сестра рассказывает: «Моей племяннице 12 лет. Однажды ее папа напился, мы в это время сидели за столом и спросили ее, где он. Она ответила: «Он плохо себя чувствует, отдыхает». Она не сказала, что папа пьяный, а покрыла его этими словами.

«Моя мама, — говорит другая сестра, &mdash когда папа приезжал с работы домой и был очень расстроен и возмущен поведением своего знакомого, хотя очень хорошо знала того человека и совсем не принимала его действий, но переводила разговор на то, что это Господь послал нам этого человека для нашего терпения. И папа утихал. Она часто так делала, своим миром в душе увлекала и папу и не впадала с ним в плохое настроение».

Благодаря истокам сверстников увидела, что мудрость не заставляет, вдохновляет и дает силы на добрые дела, покрывает любовью нехорошие качества и увлекает за себой.

А когда обратилась к нашим женам — мамочкам, была удивлена тем, что они все начинали с того, что «какая мудрость, что ты…», и начинали свой рассказ о жизни, муже, детях, и тут раскрывалась вся их женская красота — сами того не замечая, они щедро делились своей мудростью.

«В жизни руководствовалась тем, что хотела сохранить в семье мир, никаких споров, истерик. Все время хотелось угодить мужу. Бога тогда не знала, единственное, кому хотела угодить — это мужу. У меня были свои капризы. Я очень хотела, чтобы на выходные он меня сводил в кино. И для этого я нежно и ласково его упрашивала, терпела и ждала с полной уверенностью, что он меня сводит. Это же сейчас у меня перенеслось по отношению к Богу: просить, упрашивать, терпеть и ждать. Когда муж поздно возвращался с работы, я сидела и ждала его, не ложилась спать, не ела — для него это была самая большая радость. Хоть он и говорил, что не надо ждать, но в душе ему было очень приятно. А когда получилось так, что я раза два заснула, не дождалась его, смотрю — он сник, и я сразу же исправилась, чтобы сохранить единство. Когда он, бывало, ремонтировал машину, я всегда его внимательно слушала — ничего не понимала — а он так радовался. Даже что-то у него спрашивала: а зачем это, хотя мне это сто лет не нужно было. Но я это делала не натянуто, мне это было в удовольствие. Главное — жила тем, чем он жил. Об этом же потом читаю у св. Александры Феодоровны: «Каждая мудрая и верная жена будет охотно интересоваться делами ее мужа. Она захочет узнать о каждом его новом проекте, плане, затруднении, сомнении. Пусть оба сердца разделяют и радость, и страдания. Пусть они делят пополам груз забот. Так они и будут жить одной жизнью, а не двумя. Друг от друга не должно быть никаких секретов».

«Когда муж поступит неправильно, и я за это сильно зацеплюсь, — делится одна женщина, — для меня мудрость в том, чтобы не сказать об этом сразу же, утихнуть внутри, а потом в мирном духе с ним поговорить. И мне это так трудно. Один раз терпела-терпела и не выдержала — все выговорила. Мудрость в том, чтобы не показывать свое плохое настроение, не обижаться, потому что я заметила: когда я обижаюсь — мужу трудно это терпеть, он начинает обижаться на меня, и у нас начинает теряться мир. А если он потерялся-то его так трудно вернуть назад. Так лучше я не буду так делать, чтобы и ему было легче. Стараюсь на какие-нибудь его действия или слова, которые мне не нравятся, не обращать внимания. Очень мешают образы, которые в книжках — там так все хорошо написано, или в фильмах показывают, какие должны быть мужья, а на самом деле в жизни все по-разному бывает, и это часто не совпадает. Нужно это понять, и нужен большой труд, чтобы принять человека таким, какой он есть. Пока я была беременной первым ребенком, как я мучила мужа, он уже не знал, как ко мне подойти. То он на меня не смотрит, то смотрит не так, все равнялась, как у других. Этого вообще нельзя делать. А если чего-то ждешь, так надо самой так и делать: говорить ласковые слова, приголубить. Не надо стараться переделывать мужа. Сначала думала, почему он такой, раздражалась, а сейчас только смотрю: слава Богу, что он именно такой, у меня такая благодарность. Не надо его подстраивать под себя. Откуда я знаю, что так будет лучше».

«Ккак ко мне относились дети, так я хотела, чтобы они относились и к другим: здоровались, уступали место девочкам, бабушкам. Детям привилось благоговение к старикам. Слезы наворачиваются: даже едет ухаживать за каким-то стариком. Женская мудрость в том, чтоб пожертвовать собой. Когда моя дочка выходила замуж, я ей сказала: „Тебя уже нет, ты жертвуешь собой“. Они вообще никогда не ссорятся: все, что он делает, ей нравится. Мудрость — это угождение Богу, а из этого уже — угождаешь мужу. Покупки у них всегда делает муж. Даже сумочки и шапочки ей покупает муж. Она говорит: „Я хочу, чтобы мужу нравилось, так зачем мне выбирать самой, он сам выберет и купит“. Они сохранили состояние жениха и невесты в супружестве. Нет чувства собственности, а есть благоговение. Это чувство любви привилось и к детям по отношению к отцу. Он уходит на работу, а они все на окошко залезут и машут ему ручонками. Даже если на 10 минут в магазин уходит, они его провожают. И так же встречают — с великой радостью. Если будет угождение Богу — тогда будет и мужу, и дети это переймут. Для меня идеал — царь Николай II и царица Александра».

«Я вижу мудрость женщины, — продолжает другая жена, — в том, чтобы посвятить всю себя семье. Может, самую малость ближним, а так — семье, полностью забыть себя. Вообще, что мне трудно, я устала — этого нет, потому что как только я это начинаю принимать, в семье начинается разлад. Надо полностью гнать от себя уныние, это настроение сразу же передается семье, и муж сразу же хочет куда-то уйти — ему становится тяжело быть дома. Когда муж приходит в плохом настроении, ему тяжело или он в раздражении, тогда я сразу стараюсь отбросить все свое плохое настроение, что мне тяжело, иногда просто побуду возле него, утешу, ласковые слова скажу. Мне дает силы переносить трудности любовь. Просто любовь и благодарность Богу, что у меня есть такой муж, что Он мне дал такое чадо. Об этом же читаю в православной газете: «Скорби внешнего мира, неожиданные препятствия планам, тяжелая обстановка на работе, усталость иногда приводят в раздражение и доброго человека. Иной раз супруг может принести домой гневные речи, необоснованные упреки, обиды. Мудрая жена не вспыхнет ответным пламенем злобы, она даже не станет оправдываться, если муж несправедливо, под горячую руку обидит ее. Раздражение и гнев, не найдя нового топлива в домашней ссоре, постепенно угаснет. И муж в своем сердце обязательно будет благодарен терпеливой и кроткой супруге».

Об этом мне и поведал один счастливый муж.

«Такие ее поступки, обхождения, которые рождают благодарность; причем по навыку общения ждешь одно и внутренне приготавливаешься к ответу, а идет совсем другое, и рождается благодарность. Это когда она, простив, не вспоминает обид, причиненных мною. Покрывает терпением неладную черту характера. Когда любовью оправдывает. Чувство благодарности — это реальная исполненность жизни. Быть с нею — значит и жить. Но тогда хочется жить везде, не только с нею. Мне становилось стыдно за себя и радостно за нее. Когда женщина остается в трудных тяжелых ситуациях спокойной, особенно молчит, этим она привлекает мужское внимание. Верующий брат смотрит, что она мудра в заповеди Божией. Красота мудрости женской — это скромность. Вся мудрость женщины — в терпении. Если она вымолит это у Бога, больше ничего и не нужно. Слышит правду в ситуации и если видит, что я делаю что-то не так, она ничего не говорит, наверное, молится, и только если я спрошу — говорит. А если я не спрашиваю, а делаю на самом деле не так, она наводящими вопросами меня поправляет и делает это так, будто я сам к этому пришел».

Делится другой муж: «Она мало чего знает и мало чего понимает, но что знает-то делает, все в поступке. Например, я знаю, что в доме должно быть чисто, ничего не должно быть разбросано, но я ничего не делаю для этого, а она убирает. К книгам она подходит с большой осторожностью, не потому, что не любит читать, а потому что это нужно делать. Ее мудрость помогает мне меняться в лучшую сторону, чувствовать наше единство в деле спасения. Начинаю видеть промысел Божий о себе. Начинают проклевываться настоящие капельки любви в сердце, которых жаждет душа и которые дают жизнь в Небо».

«И замечательно то, — читаю дальше в газете, — что в семье нередко несправедливость, нечаянно причиненная обида, даже ссора могут не уменьшить супружескую любовь, но напротив, как-то обновить, раскрыть ее. Такие нечастые волнения дают возможность почувствовать и проявить свою любовь в терпении, прощении, благодарности».

«Мужчины на Руси и во всех народах знают такую поговорку: „Послушай жену и сделай по-своему“. У нас жизнь такая, что все вопросы, кроме того, что сварить, решаю я. У нее есть такая черта, она может подсказать и, как-то так получается, что может подсказать и молодым, как повести себя с братьями. Ведь она прожила много лет. Она может малыми силами сделать много работы, где молодые прикладывают много сил. Мудрый — это очень умный в решении всех вопросов, умудренный в личной жизни. С возрастом мудрость явно становится видна — жена стала мягче, внутри она, может, такая же, но этого не показывает. Природа создала вас, чтобы вы были ласковыми и любящими. Будучи в Отраде, она приобрела эти черты, она познала Бога. А так она бы решала свои невзгоды раздражением. Со мной никогда не спорит, если даже я неправ, она просто или не делает того, что я ей говорю, или делает по-своему, но перед этим говорит: „Я вот так хочу сделать, может, это лучше будет?“. Уважает меня и почитает, меня слушает больше, чем батюшку. Здесь жизненная мудрость — она исполняет заповеди. Для мужа Христос — Господин, а для жены — муж. Она так и живет. А с детьми она в „бутылку не лезет“, ремень не берет, поняла, что дети уже большие, можно только словами исправить, разговорами с ними».

И здесь Господь подает Свои слова из ветхого Завета: «Добрую жену кто найдет — цена ее выше жемчуга. Сердце мужа ее надеется на нее, и не остается без вознаграждения. Она платит ему добром, а не злом во все дни жизни своей. … встает раньше всех и кормит домашних своих… Не боится зимы для дома своего, потому что у всех домашних ее есть теплая одежда. … с улыбкой она встречает наступающий день. Уста свои открывает с мудростию, и кроткое наставление на языке ее. Внимательно смотрит за ходом дел в доме своем и хлеба не ест в праздности. … Обманчиво пригожество, ничтожна красота, а жена, боящаяся Господа, достойна хвалы» (Притч. 31, 10 — 30).

«К мужу и ребенку мудрость разная, — говорит одна жена. Здесь я переживаю страх Божий. Когда нас было двое, были моменты, когда я очень боялась, что могу ему надоесть — вдруг запьет; и у меня была сильная молитва: „Боженька, только не накажи, помилуй“. А когда появился ребенок, это чувство стало еще больше, но уже по-другому. Ребенок очень чувствует внутреннее устроение мое, поэтому я изо всех сил стараюсь не допускать плохих мыслей и настроений и так же сильно молюсь: „Боженька, только не накажи, не дай деточке принять это худое, помоги мне это преодолеть“. Мудрость приходит с годами. Конечно, со многими вещами я могу быть несогласна, здесь приходится смиряться. До прихода в храм и с приходом разница большая — труднее стало, стала бороться со страстями. Раньше мы же просто жили для себя и все, он начнет на что-то роптать или осуждать кого-то — я его поддерживаю в этом, а сейчас уже на многие вещи смотрим другими глазами. Встречаемся со своим худым и стараемся его убрать».

А одна жена мне рассказывала: «Ой, какая я была раньше, постоянно раздражалась, ругалась, это только благодаря о. Анатолию я стала меняться, что-то понимать, уже стараюсь где-то промолчать. Когда меня потом встретили мои подруги, они удивились: помнят, какая я раньше была, спрашивают мужа, что он со мной сделал, что я так изменилась, я же раньше неверующая была. Вообще очень многое дает, когда у семьи один духовник — он знает и меня, и его, и ведет нас. Один раз муж решил уехать из Отрады. Пошел к батюшке, а батюшка и говорит: „Ну, если решил, езжай и детей тогда забирай, зачем им здесь против воли быть“. И меня спрашивает: „Ты со мной?“ А я — „Да нет, я не собираюсь уезжать“. — „Ну, тогда оставайся“. И что вы думаете, проходит пару дней, я реву — и их нет, и я здесь одна — приходит ко мне наш друг и говорит: и чего ты ревешь, тебя никто здесь не держит, сама к ним езжай, — и правда, чего это я? И пошла к батюшке, а он: „Наконец-то поняла теперь, где твое место — в семье, сама решила спасаться“. А когда я к ним приехала, какие они были счастливые. Мне еще батюшка сказал: ты обязательно им скажи, что я без вас не могла, ради вас приехала. Да, спасаться одной нельзя, только всей семьей».

«Вы — жена, вы — мать, вы — хозяйка, — наставляет в одном из писем епископ Феофан, — обязанности по всем сим частям изображены в посланиях Апостольских. Посмотрите их и возьмите на совесть исполнять. Ибо сомнительно, чтобы спасение могло устроиться помимо исполнения обязанностей, которые налагаются званием и состоянием. Ибо как-то и другое может быть обращено или на угождение Ему, если верно исполняется, или на оскорбление Его, если не исполняется…».

Один муж мне поведал: «До прихода в храм и после — большая разница. Моя жена по характеру решительная, конкретная, а я — наоборот, спокойный, мне легче за кем-то идти. А с приходом в храм все стало на свои места. Мы узнали церковную иерархию — что выше всего в семье Господь; потом идет глава семьи — муж, потом — жена. На самом деле мне очень трудно быть главой, потому что я каждой мелочи придаю большое значение, что я за все буду держать ответ перед Богом. И жена идет в согласии в сердце с этой иерархией. Благодаря ей открылось, что она должна слушаться во всем — мудрость от Бога. Надо служить Богу, только не в желании, а на деле — это та мудрость, в которой будут меняться сердца людей».

«До замужества, — говорит молодая женушка, — я замечала некоторые качества, которые мне не нравились в моем будущем муже, обижалась, потом забывала. После венчания было то же самое, и каждый день — это какой-то ужас. Я думаю: „Боже, неужели так будет всю жизнь“, но потом мы стали друг другу помогать. Даже как-то считала, когда я последний раз плакала — о, две недели назад, уже лучше. А потом я подумала, ведь я же так и жила для себя, и мне трудно было понять, что таким поведением я делаю больно Господу, до меня просто это не доходило. А в семье я вижу, что делаю плохо мужу, а я не хочу этого и изо всех сил стараюсь так не делать. Господь так и соединяет двоих, чтоб друг другу помогали спасаться».

«Я знаю семью, где муж стал православным недавно, но еще до крещения он знал и любил православные праздники. Перед тем как уйти на всенощную службу, жена готовила любимое мужем блюдо, оставляла на столе или на плите особенный ужин. В воскресенье ходила на раннюю службу и в 9 с небольшим уже была дома — муж обычно только просыпался. В двунадесятые праздники обязательно, как и положено по Уставу, покупала и ставила на стол вино. К Рождеству и Пасхе дарила подарки. А главное, супруга всегда старалась быть безупречной женой, хозяйкой и матерью». На этой семье, можно сказать, исполнились слова ап. Петра: «Жены, повинуйтесь своим мужьям, чтобы те из них, которые не покоряются слову, житием жен своих без слова приобретаемы были, когда увидят ваше чистое богобоязненное житие» (1 Петр. 3, 1–2).

«Не добро быть и человеку единому, сотворим ему помощника по нему». «Это изречение, — говорит прот. Димитрий Соколов, — относится не к одной только женщине замужней. Ева была не только первой женой первого мужа, — она была первым существом женского пола. Девица, и не сделавшись супругой, может и должна быть помощницей мужчины».

Заключение.

В ходе труда над обогащением истока пришла к таким итогам: мудрость приходит с годами, но это не значит, что сейчас можно жить как живется, а придет время, и все будет по-другому. Из ошибок нужно извлекать урок, и к такому труду над собой Господь нас призывает с самого нашего творения, так как назначение женщины — быть помощницей, и неважно, выйдет она замуж или нет.

Из истоков ближних и творений святых отцов увидела, как щедро наделена женская природа. Благодаря им обогатился и мой исток, а где-то появилась ясность, над чем и как мне нужно приложить сейчас труд.

Из этого сделала такие выводы:

  1. Важно не много знать, а делать то, что знаю.
  2. Никого не учить, а самой так жить.
  3. Не стараться кого-то переделать под себя, неизвестно, будет ли это лучше.
  4. Не ныть, когда трудно.
  5. Искать совета, слушаться.
  6. Уступать, прощать, просить прощения.
  7. Затихать и прислушиваться к воле Божьей.
  8. То, чего жду от других, делать самой: утешать, говорить ласковые слова
  9. Благодарить Господа за все радости.
  10. Молиться за себя и за ближних.
  11. Рядом с нами находится неисчерпаемый кладезь житейской и духовной мудрости, и хочется всем сказать: «Не проходите мимо, обращайтесь к нему». Книги мы всегда имеем с собой, а источники ближних людей куда более глубоко ложатся в сердце, в надежде дать добрые плоды.
  12. Еще раз звучат в сердце слова: «Да будет украшением вашим не внешнее плетение волос, не золотые уборы или нарядность в одежде, но сокровенный сердца человек в нетленной красоте кроткого и молчаливого духа, что драгоценно пред Богом».

Богу нашему слава всегда, ныне и присно и во веки веков. Аминь.