Доклад «Твой есмь аз, спаси мя, Господи»

Куйды Екатерины

Обоснование темы

«Маленькие дети — маленькие проблемы, большие дети — большие проблемы» — часто повторял мой дедушка маме. А я стояла в это время и недоумевала: как так, у нас тоже большие проблемы: в школу ходить надо, уроки делать. Теперь, чем старше становлюсь, тем больше понимаю: растут проблемы, растет вместе с ними и человек. Сейчас уроки жизни преподает Сам Господь и здесь не сделаешь как-нибудь, не спишешь у соседа, не всегда найдешь помощь друзей.

А еще в жизни все происходит когда-нибудь первый раз: что-то быстро, легко и радостно, а что-то перед обрывом, глубоким, темным, а тебе нужно попасть на другую его сторону. Дороги назад нет, обойти его невозможно, но я этого никогда не делала, я не знаю, как его перепрыгнуть, я не знаю, что меня ждет на той стороне, и еще много всяких «не», а идти дальше нужно, и вот как это сделать — для меня большой вопрос. Понимаю, что здесь нужно довериться Богу, как с Капелькой мужества» — закрыть глаза и прыгнуть. В течение года этот вопрос не один раз вставал передо мной, и всякий раз я старалась обойти его стороной (сознательно и бессознательно). А сейчас решилась посмотреть этой трудности в лицо. Во время труда над истоком искала ответы на такие вопросы:

  1. Как я сама знаю этот исток — предание себя в руки Божии.
  2. Как этот исток знают люди, живущие рядом со мной.
  3. Как быть с трудностями на этом пути.
  4. Что сейчас реально я могу делать ради жизни в этом истоке.
  5. Эти вопросы я и хотела бы раскрыть в своем докладе.

Историческая часть

При написании доклада я пользовалась трудами игумена N «Не бойся, малое стадо! О духовной брани в современном мире». В ней содержатся его беседы с новоначальными — своими чадами, выбравшими путь монашества, но эти беседы предназначены не только им, но и мирянам, стремящимся внимательно и глубоко вести духовную жизнь и очищать свое сердце. В беседах есть ответы на трудные вопросы желающих идти узким путем спасения и побеждать искушения современного мира.

Также использовался дневник православного священника «Каждый день — подарок Божий». К сожалению, автор этой книги неизвестен, но известно, что она была настольной книгой императрицы Александры Федоровны, она очень ее любила и сердцем приняла мысли неизвестного автора о христианской жизни, о вере, о путях спасения.

Еще очень помогла в работе книга св. прав. Иоанна Кронштадтского «Священнику» — это извлечения из его дневниковых тетрадей, которые были обращены к священнослужителям, но духовно полезны и интересны для всех православных христиан. В книге «Об искушениях, скорбях, болезнях и утешении в них» собраны творения Святых Отцов и подвижников благочестия, где раскрывается, для чего попускаются искушения, как мудро их переносить, говорится о предании себя в волю Божию при них и как именно надо бороться с помыслами.

Епископ Иустин в своем труде «Что такое жизнь и как должно жить» посвятил целую главу преданности Богу по примеру Божией Матери.

Очень точно раскрывают значение воли Божией в нашей жизни и предание себя в Его руки Оптинские старцы в книге «Нужно жить нелицемерно…».

Основная часть

Приступая к труду над истоком, я первым делом обратилась к истокам ближних. Внутри меня был сплошной туман, и спрашивала их в надежде утолить свою жажду. Сейчас постараюсь вам донести то, что мне открылось.

Первая сестра: «Я доверие Богу пережила во время болезни. От страха умереть без покаяния. Самый яркий случай, когда меня благословили съездить к батюшке Серафиму. Я подошла к батюшке с просьбой дать мне кого-то в помощь, потому что сама не доеду. День проходит, два, неделя, батюшка молчит, я подхожу и говорю: „Завтра еду за билетом, кто со мной едет?“ — „Никто, езжай сама“.

Для меня это был удар. Как я больная доеду, если от остановки до остановки 4 часа? Поехала. А приступы там стали случаться даже не от физиологии, а от страхов.

И вот в поезде начался приступ, я чувствую: никакие таблетки не помогут, подхожу к проводнику, он говорит: „Мы вызовем „скорую“ к поезду, когда приедем на станцию, это будет через 4 часа“. Я вижу, что сделать ничего не могу. Нужно замереть, ничего не делать и ни о чем не думать, отдать все в руки Божии — и почувствовала, как постепенно приступ прошел. Когда приехала, поговорила с врачом, он удивился и сказал, что физиологически это невозможно.

А дальше я уже поняла, что мне нужно научиться терпеть, что никуда я болезнь деть не могу, нужно терпеть, и как только я с этим согласилась, внутренне приняла, болезнь пропала. Сейчас ее нет совсем».

Вторая сестра: «У меня доверие Богу идет от своей немощи с криком: „Помоги!“. Когда доверяешь Богу, идешь по совести. Слышание совести, этого голоса Божиего, идет от искреннего сердца. Нужно еще мужество. На исповеди, если есть доверие Богу и искренность, будет отношение с Богом, прощение грехов, от этого свобода, радость. Будет молитва».

Третья сестра: «Как я знаю доверие Богу? Когда я приехала сюда, я сильно переживала за маму, как она там одна, и с этим однажды пошла к Марии Николаевне, а она мне сказала: „Ты отдай все в руки Божии“. И я поняла, что ни я, ни мама обо мне не пекутся так, как Господь, и о маме никто так не печется, как Господь. Верой услышала, что Господь никогда не желает мне плохого, если мама действительно не могла бы жить без меня, Он бы никогда не оторвал меня от дома».

Четвертая сестра: «Доверие Богу пережила при подготовке к празднику в школе. Когда почувствовала, что ничего не могу, у меня нет способностей, знаний, ничего нет, я тогда сказала: „Пусть эти дети делают со мною, что хотят, Господи, пусть будет все, что должно быть“. Тогда я поняла слова: „Сила Божия в немощи совершается“. А я-то раньше думала, что я что-то могу, хот как то, но могу, но нет, ничего не могу. А доверилась Богу только тогда, когда признала свою немощь, не боясь, что обо мне подумают люди, совершенно предала себя в Его руки».

Пятая сестра: «Сразу вспоминается случай на экзамене по английскому языку, когда я выучила только один 8-й билет и сделала шпоры по другим. Если другие предметы еще как-то можно ответить по воспоминаниям уроков, то английский невозможно, даже если перепишу шпору, все равно ведь не расскажу, сразу видно, что списала. Я стала молиться с надеждой, что мой билет останется. А тут мне говорят, что 8 билет взяли. У меня все упало, надежда кончилась и пришел страх. Я просто стала кричать: „Господи, помоги, хоть как-нибудь, я ничего не могу“. И вот я иду за билетом с твердой верой — Господь не оставит, а внутри помыслы: „А что же ты будешь делать? Не Господь, а ты, своими силами“. Я беру билет, а там — 8, и фонтан радости и благодарности, ведь там могло быть и 15 и 16.

Были и другие случаи. Умом предаться в руки Божьи можно, но этого мало, нужно предаться сердцем. Есть такие молитвы: „Господи, я человек грешный, не разумею, как должно, но Ты, Милостивый, вразуми меня, как должно поступить“. И суть-то именно в том, что „Господи, не как я хочу, но как Ты“. Это очень страшные слова. Я хочу состояться, а Господь — „Нет“, я еще чего-то хочу, а Господь — „Нет“. Здесь может быть очень больно, но, Господи, я хочу быть с Тобой, я все буду делать, лишь бы быть с Тобой. И в это время слышишь такое тепло, защищенность».

Здесь я ясно поняла, чего я на самом деле боюсь. Я все продумаю, утвержусь в своем желании и из этого начинаю просить у Господа помощи. Об этом же читаю в дневнике православного священника: «У нас не так: свое стоит на главном месте. Свои заботы, нужды, дела поглощают все, и мы прибегаем с ними к Богу, как единственному выходу из тяжелого положения. Он же Сам, может быть, не имеет в нашей жизни никакого места» (стр. 198). И я это понимаю, что делаю все сама, своими силами, тяну, надрываюсь, плачу, не соглашаюсь, требую.

На это Игумен N в своей книге говорит: «Слава Богу! У тебя постепенно открываются духовные очи на самое себя. Однако, хотя видеть умом свои дурные качества — очень хорошо, но этого мало. Ведь чтобы спастись, нужно еще и бороться за исправление своей души, ее характера, ее привычек» (стр. 25). Дальше читаю: «Долгие годы требуются для того, чтобы смирить нашу непокорную волю, смягчить наше ожесточенное сердце» («каждый день — подарок Божий»). Раз я решилась повернуться лицом к этой сложности, вижу, что нужно и дальше идти, идти навстречу Богу. Как же я сама знаю в себе исток доверия Богу?

Сама я предание себя в руки Божии пережила в прошлом году перед поселением. Сначала готовилась как и все, ходила на занятия, правда, волновалась, а ближе к поселению, недели за две, страх стал усиливаться. Я почувствовала, что ничего не могу, абсолютно, и страшно боюсь идти к детям. Единственно понимала, что меня нельзя ставить с кем-то вторым воспитателем, потому что я не буду выкладываться в полноте, буду надеяться на кого-то. А сама — боюсь. С этим пошла к батюшке, все свое горе как есть вылила. Батюшка утешил, я успокоилась. Потом помню, когда сели в маршрутку, я стала сильно молиться, как могла, и заснула, проснулась уже в «Дубраве», и такой мир тогда был на сердце. И вся смена прошла в таком молитвенном обращении к Богу: «Господи, вразуми, Господи, помоги, Господи, не как я хочу, а как Ты». Это самый яркий случай в моей жизни. Я помню это чувство своей немощи и удивительное чувство мира, радости, защищенности, покрова. Когда вспоминаю это, снова начинаю это же чувствовать.

Еще пришла к выводу, что это нужно делать постоянно, не враз: в одной ситуации предать себя Господу, а дальше самой нужно трудиться, чтобы это напряжение становилось естественным, постоянным вопрошанием: «Господи, а Ты как хочешь? Господи, как мне здесь поступить?» Пытаться услышать Его волю, отказаться от своей, но как это сделать? Ответ нахожу у Игумена N: «Во всех случаях, когда мне предстоит выбрать между своим и чужим мнением, нужно безоговорочно отдать предпочтение чужому и сделать так, как того хочет сестра. Во всех случаях, за исключением явно идущих вразрез с заповедями Божьими». «Нужно будет, конечно, напрячь всю свою волю, сжать себя в комок, наступить себе на горло (чтобы не противоречить), но все же заставить себя сделать не по-своему даже в том случае, если твой вариант явно лучше с деловой точки зрения»3 (стр. 27).

Во всех наших делах Господь смотрит в первую очередь на нашу душу, Он »…требует от нас одного только сердца нашего, но требует всего безраздельно. «Сыне, даждь Ми сердце твое», — говорит Он каждому из нас: дай все, а не часть его, дай навсегда, а не на время, дай Мне Одному, не удерживая его в своей воле…».4 А «смущение сердечное или страх сердца происходит оттого, что сердце наше наполняет что-то другое, а не Христос».4 Но и здесь я не  в силах сделать что-то сама. Только обратившись к Господу, который ведает каждое сердце, жалуюсь на себя. Одна сестра мне сказала: «Сама себя ты не заставишь покаянно молиться, это не выдавишь. Ты то холодная на молитве, то горячая, нужно с  этим согласиться и просто ровно читать молитвы, не опуская их».

На мой вопрос: «Как же ближние испрашивают ответа и предаются в руки Божии?», — услышала следующее:

Одна сестра: «Приведу ситуацию. Например, выходить или не выходить замуж? Мне на подготовительном курсе один брат сделал предложение, и у меня сразу два чувства: с одной стороны — я очень хочу, а с другой вижу, что еще не готова. Думаю, если сейчас выйду, то сама себе всю жизнь испорчу, потому что не готова, а замуж сильно хочется, и брат хороший, а внутри что-то не пускает. И тогда я пошла к батюшке, как он решит. И он сказал, что я не готова, нужно как минимум 4 года здесь побыть.

Или другая ситуация, когда нужно тут же решить — ехать или нет, например, к Мануйленко. Видно, всё так складывается: и Наталья Александровна выходная, и дедушка приехал, меня Мария Николаевна сразу отпустила — всё открыто для поездки. Я ищу благословения. Два способа: батюшка и Промысел Божий».

Один брат: «Доверяю через человека. Вот о. Лазарь благословил здесь учиться, и я принял это как волю Божию. Только доверяю тем, кто в сане, через них говорит Господь, а просто людям — с этим проблемка будет».

Еще сестра: «После причастия, которое было в осуждение, получила сильное вразумление от Бога. Это прочувствовали все члены моей семьи. Через это осознала, что над всем стоит Господь. Я знаю, куда мне нужно идти, а как — отдаю все Богу. Раньше шла своими силами, надрывалась, а когда узнала, что можно все Господу отдать, мне так легко стало. Сильно помогает молитва оптинских старцев и молитва: „Господи, я человек грешный и не разумею, как должно поступить“. Нужно внутренне согласиться с волей Божией, этому помогает исповедь и Причастие. Проси помощи у Матери Божией — Она поможет.

Когда я не знаю, как поступить или когда чего-то хочется прямо сейчас, терплю и жду, главное научиться терпеть.

Когда я хотела узнать волю Божию, я очень долгое время молилась и вопрошала у Господа, какова Его воля и только тогда, когда почувствовала, что готова принять любой исход ситуации, как я хочу или не хочу, пошла к батюшке, я готова была принять любое его слово. После этого я ощутила удивительный мир на сердце и уверенность, что это есть воля Божия, и хотя потом были сомнения, была твердость от внутреннего чувства.

В других случаях у меня чаще всего: „не могу, не умею“, но иду, внутренне уповая на помощь Божию в исполнении Его воли, поставившей меня в эти события».

Еще брат: «Доверяю, и все тут. Даже не знаю, как ответить на этот вопрос. Доверие знаю как великое утешение. Господь милостивый, еще в раю все создал для человека, и все ему отдал. В жизни не всегда с легкостью отдаю все в руки Божии. Вся жизнь — это труд, только в конце уже предашь полностью себя в волю Божию. Я сначала скажу Господу, как я хочу: хочу вот это, хочу так и так, но в конце говорю: „Господи, не как я хочу, но как Ты“ — и принимаю то, как Промысел Божий начинает все устроять».

Отсюда у меня возникают вопросы, которые становятся во главу угла: «Как устоять при искушениях в выбранном мною пути идти по воле Божией? Как держаться этого истока после решимости предаться в руки Божии?» Как только становишься на этот путь, начинается масса сомнений, помыслов, ты словно дерево качаешься при сильном ветре, и только корни тебя еще удерживают. Ты чувствуешь жизнь на этом пути и все-таки каждый раз порываешься сойти с него. И снова мне помогают истоки ближних.

Опять брат: «Доверием Богу я дошел уже до 5-го класса. Надоедаю Ему в молитве своими просьбами по малодушию, потом успокаиваюсь и утешаюсь. Утешенный, я хочу быть с Богом, я хочу быть Божьим! Отказываюсь от чего то, чтоб не роптать, потому что все, что делается с ропотом — не есть воля Божия. Не доверять Богу — значит рубить сук, на котором сидишь. Кому же доверять, как не Богу? Он знает всего меня, потому что Он мой Создатель. Он знает все мои способности, я нигде так не развился, как здесь за
5 лет. Я никогда не знал в пении трех голосия, не знал церковно-славянского языка, не знал церковных учений. Господи, и сейчас не оставь меня, дай мне не просто доверять Тебе, но любить. Кто не доверяет, тот просто пес. Господь для нас всё. Кто доверяет Богу, тот видит образ Божий в людях и доверяет Божьему в людях. Я просто верю, что мне сейчас нужно воцерковляться, нужно это делать, здесь быть, и я иду в это. Доверяю Церкви и делаю, что говорят.

«А еще мне тогда батюшка сказал, что благословение — это не стрелка на рельсах, которая поворачивает тебя то туда, то сюда, а это сами рельсы и ты по ним едешь. Один раз тебя благословили, и теперь ты едешь уже с этим благословением, перенося все трудности, искушения, помня о том начальном благословении, что на это есть воля Божия, и на эти все события она уже тоже была и есть сейчас.

При этом не нужно принимать помыслы сомнения в доверии к Богу, поезд жизни уже пошел вперед, и неправильно, если ты будешь заставлять его ехать назад. Враг же начинает всячески смущать. И если примешь хоть один помысел от него как свой, тогда это равносильно, будто нажмешь стоп-кран, „поезд“ жизни остановился, но ты вдруг поймешь, что зря остановился, пожалеешь, а чтоб поехать дальше, нужно опять время, чтобы неполадки устранить. И только потом двинешься с места. Храни себя на пути доверия Богу и, главное, не допускай помыслов смущения, храни себя в молитве Иисусовой».

Во время труда над истоком меня не один раз посещали разные смущения, даже бросало в страх, что не будет потом жизни после написания доклада, если уже сейчас идет испытание моего истока. И в один из дней, когда очень стал смущать помысел сравнения себя с другими, у меня возник образ цветов, разных-разных, начиная от комнатных до полевых: ромашки, одуванчики, тюльпаны, астры и др. И посетила мысль: ведь ни один из них не говорит: «Почему я не такой, как другие?» Одуванчик не говорит: «Почему я не похож на ромашку?» И анютины глазки не говорят: «Почему мы не растем зимой?» Они все по-своему красивы и все приспособлены к разным температуре и климату. Но люди — те же цветы. Мы все Божьи цветочки, и Господь нас всех любит. А искушениям должно быть.

Св. Иоанн Кронштадский говорит: «Не бойся борьбы и не бегай ее: где нет борьбы, там нет и добродетели, где нет искушения верности и любви, там неизвестно, есть ли верность и любовь ко Господу. Вера, упование и любовь наши познаются в… трудных и тяжких обстоятельствах внешних или внутренних». «Не унывай при сильных искушениях, скорбях или болезнях: … все это обличение и наказание праведное испытующего сердца и утробы Господа, к очищению, пробуждению и исправлению твоему, к выжиганию терния плотских страстей, и поэтому не посетуй, если иногда тебе бывает очень больно. Взирай не на боль, а на благие последствия этого наказания и на здравие души. Чего не сделаешь для здравия тела? Тем более для здравия и спасения души, имеющей безсмертную жизнь, и надо все терпеть»8

(стр. 79).

Сейчас для меня терпение заключается в том, чтобы хотя бы не говорить вслух о том, что у меня болит. Сразу вспоминаю слова одной сестры: «Что будет, если ты скажешь: „Какая жара!“ — жара не исчезнет, ближние ничего с этим не сделают, ты только возвеличишь ее величество жару, и тебе станет еще жарче». А «истинно преданный Господу твердо верует, что ничего не может случиться с ним без воли Отца Небесного. А эта всеблагая воля не допустит ничего, что могло бы принести действительный вред душе нашей, ибо желает нам одного — спасения и жизни вечной. Он знает, что «всякая скорбь, — по апостолу, — терпение соделывает, терпение же искусство, искусство же упование, упование же не посрамит»4 (стр. 223). «Когда после долгой зимы весною тает снег, иногда из-под него весело выглядывает травка, будто сохранившаяся в парнике. Защищенная снежной пеленой от мороза и непогоды, она готова при первых лучах солнца расцвести с новой силой — вот картина человеческой жизни»6 (стр. 353).

В сердце всплывает яркий образ доверия Богу, который дает жизнь — это Евангелие от Луки: «35Когда же подходил Он и Иерихону, один слепой сидел у дороги, прося милостыни; 36И услышав, что мимо него проходит народ, спросил: что это такое? 37Ему сказали, что Иисус Назорей идет. 38Тогда он закричал: Иисус, Сын Давидов! Помилуй меня. 39Шедшие впереди заставляли его молчать; но он еще громче кричал: Сын Давидов! Помилуй меня. 40Иисус остановившись велел привесть его к Себе. И когда тот подошел к Нему, спросил его: 41Чего ты хочешь от Меня? Он сказал: Господи! чтобы мне прозреть. 42Иисус сказал ему: прозри! вера твоя спасла тебя. 43И он тотчас прозрел и пошел за ним, славя Бога. И весь народ, видя это, воздал хвалу Богу».1. Как потом читаю в толковании: «Слепец веровал и… несмотря на то, что многие унимали его, не молчал, а еще громче кричал… И «из сего мы научаемся тому, что когда мы просим с верою, то не так бывает, что мы просим сего, а Господь подает иное, но именно то самое» 2(стр. 197).Даже если все происходит совсем не так, как мы просили.

Заключение

«Гордость человеческая говорит: мы сделаем, мы достигнем, и начнем строить башню Вавилонскую, требуем от Бога отчета в Его действиях, желаем быть распорядителями вселенной, мечтаем о заоблачных престолах, — но никто и ничто не повинуется ей, и бессилие человека доказывается со всею очевидностью горьким опытом. Наблюдая опыт сей из истории и древних, давно минувших дней, и современных, прихожу к заключению, что непостижимы для нас пути Промысла Божия, не можем их понять, а потому необходимо со всем смирением предаваться воле Божией»5 (стр. 20).

«А предавшись в Его руки, стоять, твердо веруя, что на всем, что сейчас происходит, стоит тоже печать воли Божией. Не принимать смущающие помыслы, не искушаться другими людьми, а если уж совсем трудно станет или все-таки произойдет падение — терпеть. Как один батюшка сказал: «Терпи, терпению учись, если сейчас не научишься, что ж потом будет?» И себя терпеть тоже нужно, потому что «Бог никогда не дает нам видеть в себе зла, если наша вера и надежда недостаточно крепки, чтобы устоять перед таким видением. Когда же Он видит, что мы окрепли настолько, чтобы выдержать мерзость того, что мы увидим, тогда Он дает нам увидеть то, что видит Сам, — но в меру наших надежды и веры. Если Бог позволил человеку увидеть нечто в себе — значит, человек уже может справиться с проблемой, в состоянии победить искушение и внутренне измениться»

Теперь я ясно вижу, что ради жизни в этом истоке мне необходимо трудиться:

  1. Над принятием мнения другого человека, ради слышания воли Божией.
  2. Терпением всего, что бы ни послал Господь: при боли не говорить об этом вслух.
  3. Над вниманием к своему сердцу, неприятием смущающих помыслов и молитвенным обращением ко Господу со своей немощью, прибегая к Таинствам.

Преданность Богу ставит человека в особенную к нему близость: изнемогают его силы, он не смущается, но говорит, как сын Отцу Небесному: «Твой есмь аз, спаси мя» (Пс. 118, 94).

И хочется снова повторить слова одного брата: «Кому же доверять, как не Богу? Он знает всего меня, потому что Он мой Создатель. Я хочу быть с Богом, я хочу быть Божьим! Господи, и сейчас не оставь меня, дай мне не просто доверять Тебе, но любить».

Богу нашему Слава всегда, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Литература.

1 Евангелие.

2 Блаж. Феофилакт. Толкование на Евангелие. — «Скит».

3 Игумен N. Не бойся, малое стадо! О духовной брани в современном мире. — М.: Даниловский благовестник, 2000.

4 Что такое жизнь и как должно жить. / Собрал епископ Иустин. — СПб.: Гостиный двор, 1901.

5 Нужно жить нелицемерно… Духовные поучения преп. старцев Оптинских.  — Св.-Введенский монастырь. Оптина Пустынь.

6 Каждый день — подарок Божий. Дневник православного священника. «Сибирская благозвонница», 2005.

7 Св. прав. Иоанн Кронштадтский. Священнику.  — М.: Отчий дом, 2005.

8 Об искушениях, скорбях, болезнях и утешениях в них. М.: Паломник, 1994.

9 Прот. Александр Зелененко. Принципы нравственно-педагогического аскетизма. Лекция по общей педагогике, 2 класс.