Доклад «По себе людей не судят. О добродетели справедливости», Евгения Масленникова

Евгения Масленникова, 2004

Обоснование

Господи! хочешь ли, мы скажем, чтобы огонь сошел с неба и истребил их… Но Он… запретил им и сказал: не знаете, какого вы духа; ибо Сын Человеческий пришел не губить души человеческие, а спасать.

Лк. 9, 54 — 55.

Помню случай из детства.

Отпуская на каникулы, классный руководитель давал каждому домой комнатные цветы на сохранение. Я взяла и, довольная, вышла из школы и вдруг увидела, что моя одноклассница идет домой без цветка. «Ты почему не взяла цветок?» — «А я не хочу», — ответила та. И самое непонятное во всем этом, что учительница ее простила. Во мне поднялась буря. Я пришла домой и все негодование высказала маме.

Таких случаев было много в моей жизни, они и сейчас бывают. В себе я это называю «обостренным чувством справедливости». Я сразу подмечаю несправедливость, возмущаюсь этим, считаю себя искренне делающей правду, а встречаю непонимание, жду благодарности (как считаю — по праву), а встречаю подлость.

Почему же несправедливость со стороны ближних так обжигает, доставляет массу больных переживаний?

Да потому, что я ищу справедливости к себе, и, не получая, восстаю за нее, стараюсь навести ее, требуя от окружающих, борюсь за правду и восстанавливаю внимание к себе.

Кого же в таком случае я обвиняю в несправедливости, если все обстоятельства подает Сам Господь? Получается — Бога? Теперь я озадачена, церковный ли я человек вообще? Верующий ли? Или это все напускное, мнимое? И в чем же заключается тогда церковная жизнь?

Становится страшновато. Я 10 лет в Церкви, а все еще и близко не стою к внутреннему церковному человеку. Это еще так далеко и неясно. Что же тогда делать? Господь говорит: «Любите друг друга», — а у меня конфликт за конфликтом. Я услышала ответ: будь справедливой сама. А может, в моей жизни все же есть моменты, где я действительно была справедлива, но не к себе, а к ближнему? Вот один из них.

Наша семейка дежурная на кухне. Мы очень устали, хочется побыстрее сдать кухню, а работы еще много. И тут одна сестра отпрашивается у семейки по личному важному делу, и ответ (т. е. согласие или несогласие) должен дать каждый член семейки. Мои действия: я с пониманием отношусь к ее проблеме и отпускаю ее. Нет ни раздражения, ни ропота, нет чувства несправедливости. На сердце тепло и благодатно и откуда-то появились силы, пропала усталость.

Что же такое справедливость? И почему в одних ситуациях (и чаще всего) ищу справедливости к себе, а в редких случаях поступаю справедливо к ближнему? И как же прийти к тому, чтобы хотя бы в большинстве или половине ситуаций поступать справедливо?

История вопроса

Старец Паисий в книге «Духовная борьба» поднимает вопрос: «Почему же весь мир сейчас живет по человеческой справедливости, и в основном справедливости к себе? Даже в монастырях ранее насельники то и дело старались пойти на какую-нибудь жертву, а сейчас ну совершенно человеческая справедливость». Старец тех, кто стремится к справедливости к себе, называет никчемными и людьми недоразвитыми.

Об этой добродетели говорится и у прот. Анатолия (Гармаева) в книге «Пути и ошибки новоначальных». Батюшка подмечает, что в период переходный к воцерковлению у человека происходит встреча характеров, типов поведения, возникают конфликты. И немало их сводится к одному свойству человеческого поступка — чувству справедливости. О. Анатолий призывает правильно разуметь это свойство и правильно обращаться с ним, чтобы увидеть пагубное состояние своей души и восстановить ее богодарованную природу (с. 164).

В Библии, как нигде, видно, как прекрасна и величественна Божия справедливость, где имеет место жертвенность: Лот и Авраам, Иосиф и его братья и Сам Спаситель. Он на крайнюю несправедливость предал себя в руки врагов своих и взошёл на крест. Ибо, говорят отцы, высшая справедливость — выше справедливости, и имя ей — любовь.

Основная часть

Что же такое справедливость?

Святые отцы дают такое определение: «Справедливость уделяет каждому свое, не изъявляет притязаний на чужое, пренебрегает собственной выгодой, заботясь о всеобщей справедливости». Наконец нашлось именно то определение, с которым я согласна.

Справедливость уделяет каждому свое. Как же это точно сказано. Почему же не сказано — «ко всем одинаково», но «каждому свое»? Потому что все люди неодинаковы, они нервны ни телом, ни душой, ни духом. У каждого различные сила, здоровье, дары, инстинкты, желания. По этому нельзя равнять всех.

Русский философ И. А. Ильин отмечает, что сущность справедливости состоит как раз в неодинаковом обхождении с неодинаковыми людьми. Людей безконечное множество, и все они неодинаковы, значит, и обходиться с ними надо неодинаково, а именно — каждый раз согласно их живому своеобразию. Иначе возникает несправедливость. А как же я отношусь к людям?

Об этом можно много писать, так как во время работы над этим докладом Господь просто обильно изливает на меня ситуации, где я вижу несправедливость к себе. Вот самая частая из них. Нужно идти на послушание. Я зову сестру по послушанию в надежде, что она пойдет тоже, но она не двигается. Я выполняю все сама, но внутри — возмущение. Это же нечестно, почему я одна должна это делать? Она ведь тоже должна, это ведь и ее послушание. Получается, если я иду исполнять послушание, и у меня на это есть и силы и время, что и другой тоже должен найти в себе и силы и время, чтобы идти вместе со мной.

— Я же иду, а ты почему не можешь?

— Сил нет, устала.

— Не верю. У меня же нет усталости, так что будь добра иди и делай.

Вот на такие моменты есть мудрая поговорка: «По себе людей не судят», а у меня все как раз наоборот. Почему? Возвращаюсь вновь к определению св. отцов: «Справедливость не изъявляет притязаний на чужое, пренебрегает собственной выгодой».

Получается, я иду к ближнему из притязаний. Какая же это справедливость.

Старец Паисий рассматривает три вида справедливости: Божию, человеческую, греховную. «Справедливость человеческая, — говорит он, — заключается в том, что когда тебе, к примеру, нужно с кем-нибудь поделиться, ты одну половину даешь ему, а другую оставишь себе». О справедливости же Божией говорит так: «Божественная справедливость — это ты делаешь то, что доставляет покой твоему ближнему». Где же найти такой высокий пример? Но кто выше, чем Бог?

И поднялось все множество их, и повели Его к Пилату. И начали обвинять Его…

…и вот, я при вас исследовал и не нашел человека Сего виновным ни в чем том, в чем вы обвиняете Его.

Но они кричали: распни, распни Его!

Он в третий раз сказал им: какое же зло сделал Он? я ничего достойного смерти не нашел в Нем; итак, наказав Его, отпущу.

Но они продолжали с великим криком требовать, чтобы Он был распят; и превозмог крик их и первосвященников.

(Лк. 23, 1, 2, 14, 22, 23.)

Господь терпит поношения, избиение, оплевание — несправедливо, и тут же говорит: «Отче, прости им, ибо не знают, что делают» (Лк. 23; 34). Создатель и Творец распинаешься на кресте за тварь. Вот самый высокий и дорогой образ для христианского сердца.

А еще старец Паисий пишет о справедливости грешника. Такой без конца оправдывает себя и считает, что другие его не понимаю, что все вокруг несправедливы к нему, а он — невинный страдалец и несчастная жертва.

Все это время я живу по этой самой справедливости, т. е. ищу ее к себе. А как же мне отойти от этого и стать в справедливость человеческую?

Выше я уже описывала поступок, совершенный мною по человеческой справедливости, хоть и неосознанный тогда. Но такие поступки я совершаю гораздо реже. А что же делать, чтобы их количество увеличилось хотя бы наполовину?

Милосердный Господь подал мне пережить эту ситуацию, чтобы вкусить теплоту и радость от справедливых поступков. Этот момент сохранен у меня в сердечной памяти, и это должно стать для меня, как орудие в нужной ситуации, т. к. не моими человеческими силами совершилась справедливость, но благодатью Божией. Но она подается не всегда. Вот в примере из детства (с цветами) или с послушанием этого не было. А что же было?

Из анализа нескольких такого рода ситуаций видно, что я обвиняю всех и вся в несправедливости к себе из-за совести, из-за моих притязаний, по властности со всей дерзостью. А корнем всего этого есть самолюбие — желание считать, что нашего хорошего отношения, нашей любви достойны только мы сами. И вот я подошла к ответу на главный вопрос: как же научиться жить по справедливости?

Прежде всего, в каждой конкретной ситуации, где я вновь ощущаю несправедливость к себе, полагать труд над собой, т. е., как пишет в своих дневниках святой праведный Иоанн Кронштадтский: поймать себя на моменте возмущения; и по любви к себе, как к образу Божию, постараться «спасти себя», а значит оправдать человека, от которого терпишь несправедливость, принять ситуацию (смириться), попросить помощи Божией и просить до тех пор, пока Господь не подаст простор в сердце, т. е. возмущение на ближнего отступит и воцарится мир.

Но и этого будет недостаточно. К этому еще и приложить действия: ведение дневника, чистая исповедь, наблюдение промысла Божия.

Близится время встречи с детьми на поселении. Вновь буду собирать артель «Тропинка». И, конечно, же вместе с детьми трудиться над добродетелью справедливости. Но не только потому, что эта тема моего доклада, но еще и потому, что дети сами ищут справедливости.

Прошлым летом одна девочка в моей семейке все время твердила: «Евгения Юрьевна, это же несправедливо, ну почему так?»

Первым шагом в работе с детьми будет, чтобы ребенок сам захотел трудиться над этой добродетелью. От меня здесь потребуется личный пример, а это значит, мой труд над добродетелью. Преподать образ, где ярко отражена эта добродетель. Наблюдать за поведением ребенка и его поступками, беседовать лично.

Второй шаг — когда ребенок уже пошел в труд, но при первой же ситуации разобиделся и продолжает отстаивать свою правоту: девочки — ссорой, мальчики — дракой. Вот тогда помочь ребенку увидеть именно свои неправые действия. Т. к. в конфликтах всегда виноваты оба, то нужно помочь ребенку не обвинять обидчика, а посмотреть на себя, в чем был не прав. И если ребенок научится не набрасываться сразу с обвинениями: «Это он первый начал», а будет искать в себе вину, это будет уже большой плод. Но можно пойти и дальше. Свою вину увидел, а на обидчика, как говорит, «имеет зуб». Что же, так и жить и наживать врагов? Вот здесь нужно пойти в более глубокий труд — оправдать ближнего. Не знаю, посильно ли это нынешним детям, т. к. и взрослые часто не в состоянии этого сделать. Однако стремиться есть к чему.

Заключение

Итак, большинство конфликтов и обид в моей жизни возникает из чувства несправедливого отношения ко мне. Однако же сама к людям редко когда отношусь справедливо, и основанием всего этого есть самолюбие.

Какой же я вижу, и начала уже совершать труд?

Прежде всего, я обратила внимание на ситуации, которые повторяются в отношениях с одним и тем же человеком, который, как мне кажется, всегда в своих поступках несправедлив ко мне.

В каждой ситуации:

  1. Ловить себя на моменте возмущения.
  2. Испытывать сердце, что сейчас происходит.
  3. Попытаться оправдать человека.
  4. Если не получается — каяться Богу и просить помощи: «Господи, научи мя оправданием Твоим».

И к этому необходимые действия:

  1. Ведение дневника.
  2. Частая исповедь.
  3. Наблюдение Промысла Божия.

Труд с детьми на поселении:

1-й шаг: преподнести добродетель справедливости так, чтоб ребенок сам захотел трудиться над этой добродетелью.

2-й шаг: помочь ребенку научиться видеть именно свою неправоту и не обращать внимания на обидчика.

3-й шаг: помочь ребенку не только видеть за собой вину, но и оправдать ближнего.

С этим выхожу на поселение.

Во время написания доклада мне уже пришлось пользоваться вышеописанными действиями. Оказывается, мое чувство несправедливости настолько ослепляет, что напрочь забываешь, что же мне нужно сделать, чтобы исправить положение. Еще не всегда получается ловить себя на моменте возмущения, еще не всегда получается оправдать человека в самый разгар ситуации, но зато после, когда «выпущен пар», уже точно знаю, что если не потружусь над ситуацией в дневнике, не вынесу на исповедь — эта колючка так и останется сидеть во мне. Господи помоги!



Список литературы

1 Новый Завет.

2 Прот. Анатолий Гармаев. Пути и ошибки новоначальных.

3 И. А. Ильин. Я вглядываюсь в жизнь, гл. «О справедливости».

4 Еп. Феофан Затворник. Внутренняя жизнь.

5 Н. Д. Гурьев. Страсти и их воплощение в соматических и нервно-психических болезнях. — Изд. газеты «Свет Православия». 1998 г.

6 Еп. Арсений (Жадановский). Воспоминания.

7 Паисий Святогорец. Духовная борьба, гл. «О справедливости».