Доклад «Чистое служение Богу служением ближним», Елена Фетисова

Елена Фетисова, 2004

Обоснование

Эта тема меня волновала давно, и в училище у меня стали появляться вопросы по этой теме. Батюшка помог раскрыть мне одно из моих греховных внутренних оснований. Я ясно увидела, что нахожусь в сильном саможалении, что себя люблю больше всех.

Это я увидела в том, что те дела, которые я совершаю в повседневной жизни, делаю некачественно, мне тяжело довести дело до конца. На нужду, высказанную мне ближним, откликаюсь из притязания: «Я — хорошая, я — христианка».

Тогда у меня стал появляться вопрос: «Чем я могу откликнуться на нужду? Что во мне может откликнуться на нужду просто, без притязаний и как при этом быть полностью с этим человеком и в этом деле, забыв про себя?»

Я стала вспоминать и анализировать: почему и вообще как я откликаюсь на нужду. И увидела, что когда кто-то просит помощи, мной начинает двигать чувство, что этот человек обращается непосредственно ко мне и что я могу ему помочь, появляется какая-то расположенность к этому человеку. И позже я увидела, что это моя искаженная, как бы задавленная попечительная сила души.

Однажды я пережила такой случай, который надолго мне запомнился, и иногда происходит точно так же. Был воскресный день, после службы ко мне подошел общинник и попросил отвести его сына домой, объяснив, что он сейчас домой поехать не может, а ребенок сильно устал и капризничал. И я, поскольку была свободна в это время, согласилась. Отвезла мальчика домой, и после этого я испытала в душе радость и тишину, и мне было легко от этого. Подобные переживания у меня происходят, когда я приезжаю в дом престарелых.

А иногда это внутреннее чувство: просто с радостью откликнуться — портится, пачкается и окончательно исчезает от горделивых помыслов: «Я откликнулась, а другие нет. Я — христианка…», или от поиска какой-либо выгоды: «Не пойду заменять сестру на послушании, у меня же сейчас свободное время, и я могу заняться своими делами…» И когда я впускала в себя эти помыслы и соглашалась с ними, то внутри становилось скверно и как-то пусто, и если я после этого начинала заниматься своими делами, то они у меня просто не устраивались или я проводила это время впустую. Часто после такого времяпрепровождения становилось скучно, уныло, как-то тягостно. В основном всегда наступало состояние безразличия ко всему. А в следующий раз, когда я вновь видела или слышала нужду, мне еще сложнее было свободно откликнуться на нее. И я, угнетаясь этим, стала искать:

  1. Что такое есть попечительная сила души?
  2. Что запрещает мне жить попечительной силой души? И как от этого избавиться?
  3. Как начать воспитывать в себе попечительную силу души?

Основная часть

Вначале я хочу уяснить, что есть попечительная сила души и какой она должна быть.

На лекциях по антропологической педагогике мы рассматривали, что «попечительная сила души — это сила души второго порядка. Она находится в вожделевательной части души.

Предмет попечительной силы — это неполнота совершенства чего-либо, кого-либо. Эта сила видит нужду другого человека, т. е. в чем ближний нуждается.

Важные свойства попечительной силы души — это забота до конца, пока не совершится полнота недостающего».

Почему я не могу просто поучаствовать в ближнем, помочь ему?

Я стала рассматривать, как я поступаю в конкретных ситуациях, что мною тогда движет. И я заметила, что не всегда откликаюсь на нужду сразу. Почему? А оказывается, у меня есть нужды более важные, чем та, с которой ко мне подошел ближний — это мои нужды. Хотя на самом деле они могут быть менее важными на данный момент.

Получается так, что я себя ставлю выше другого. Мне сейчас как бы нужнее: «Я не могу тебе сейчас помочь, потому что я сейчас очень устала и у меня самой дел много».

Схиигумен Савва так пишет об этом состоянии: «… по какому праву мы может быть ставить себя выше других, тщеславиться и превозноситься над ближними своими?.. Прав никаких нет, а причина одна — наш эгоизм. Наше больное самолюбие и извращенное себялюбие, которому только до себя. Все нам кажется, что мы лучше других…»1

И я увидела, что первое, что запрещает мне жить попечительной силой души — это самолюбие.

Я встала вспоминать: что же для меня самое сложное? И оказалось — это сделать первый шаг, т. е. встать и пойти помогать ближнему, и на этом первом шаге я чаще всего спотыкаюсь о горделивые помыслы или иду из-за какой-либо выгоды. И с самого начала у меня уже нет сил на то, чтобы совершить это дело. Происходит это из-за самонадеянности, самодостаточности. Я иду сама, своими силами, ради себя, а не ради служения Богу и через это помощи ближнему. Оказывается, мне в данный момент не важны ни ближний, ни само дело. Если я иду, то мне важно состояться для самой себя.

И из этого я увидела, что второе, что запрещает мне жить попечительной силой души — это самодостаточность.

Я стала наблюдать: что же происходит тогда, когда я иду? Мне тяжело качественно делать дело до конца. Мне приходится заставлять себя. А еще бывает такое, что начинаю делать сразу несколько дел. Например, перед каким-либо праздником мне хочется участвовать и в украшающей группе, и в песенной, а сама я на этот праздник на кухне. И я могу, оставив большее дело, заняться менее нужным и тем делом, в котором могут обойтись и без моей помощи.

Я стала искать: что же это со мной происходит? И на одной из лекций по антропологической педагогике я увидела, что: «У попечительной силы души есть духовные покровы — неведение иерархичности забот, многозаботливость.

Попечительная сила души через покров многозаботливости приводит к тому, что у человека может быть много дел, и ни одно не доведено до конца.

Многозаботливость может быть двух видов:

  1. сделать лишь бы как, но успеть везде;
  2. просто недоделывать дела».

Из этого я увидела третье, что запрещает мне жить попечительной силой души — это многозаботливость.

Как мне из этого выходить?

До написания сочинения я не совсем осознавала, что именно во мне происходит. Далее я опишу опыт, который у меня был. Те действия, которые я совершала до написания сочинения. Моя огромная ошибка была в том, что я в основном всегда все совершала своими силами. Лишь изредка, когда чувствовала в себе полное безсилие, обращалась к Господу: «Господи, помоги мне, нет сил, поддержи, дай послужить Тебе и ближним моим!»

Но подобные обращения были редко. Чаще у меня появлялось сильное внутреннее чувство: «Нужно!», и я шла и делала, но это чувство часто был неразумным. Я могла взять дело, и, не слыша своей меры и не взывая о помощи ко Господу, исполнять его до тех пор, пока не истощатся мои силы.

Опишу шаги, которые помогли бы мне начинать освобождаться от страстных покровов.

1-й шаг

Обратиться к Господу за помощью, за благословением на дело и отсечь свою волю.

Преподобный авва Дорофей пишет: «Самолюбие — корень всех страстей — врачуется отсечением своей воли»2.

Я буду стараться хоть в малом отсекать свою волю, и, отложив нужду свою, если это позволяет данное время и мои обязанности, откликнуться на нужду другого.

2-й шаг.

Увидеть пользу моего попечения. Увидеть необходимость моей помощи.

3-й шаг.

Увидеть меру, которую я могу понести и сколько я могу сделать.

4-й шаг.

Пойти и исполнить нужду.

5-й шаг.

Поблагодарить Господа.

Теперь я хочу рассмотреть, как же я смогу трудиться над этой силой души с детьми. Как на детском поселении искренне постараться помочь ребенку разобраться в самом себе.

Что буду делать я:

  1. Принять ребенка таким, какой он есть. К каждому ребенку нужен отдельный подход. Постараться увидеть, чем сейчас живет ребенок, не давить на него, а дать ему поступать самому. Здесь поможет родительское правило: «Помогай младшему решать — не решай за него».
  2. Молитва за ребенка. Тогда явно есть помощь Господа, слышно, что это Его чадо и Господь его ведет, а я только лишь служитель.
  3. Доверять ребенку.

Над чем буду трудиться с детьми

Для труда с детьми я беру правила:

  1. Самый важный для меня в жизни человек — тот, с которым я сейчас имею дело.
  2. Самое важное время — тот момент, в котором я живу.
  3. Самое важное для меня в жизни дело-то, которое я сейчас делаю.

Трудясь сама над этим правилом, стала размышлять, как можно донести его ребенку. Стала выделять еще лесенку, но это пока не вполне пережитый опыт, а только предположение, что так получится:

  1. Подвести детей к попечению друг о друге; старших о младших, а самого младшего к почитанию старших.
  2. Помочь детям увидеть пользу их трудов. Дать им увидеть плоды их попечения, изменения (на примере чисто убранной комнаты, красиво сложенных вещей; напечь для всего поселения пирожков и т. д.).
  3. В свободное время дать им выбрать, что в данный момент лучше сделать, дать им время и при этом предложить несколько вариантов, как это время можно провести.
  4. Каждый день проводить анализ дня.

Заключение

Подведу итог всему вышеизложенному.

I. Попечительная сила души находится в вожделевательной части души.

Предмет попечительной силы — это неполнота совершенства чего-либо, кого-либо. Эта сила видит нужду другого человека, т. е. в чем ближний нуждается.

Важные свойства попечительной силы — это забота до конца, пока не совершится полнота недостающего.

II. Что запрещает мне жить попечительной силы души?

  1. Самолюбие.
  2. Самодостаточность.
  3. Многозаботливость.

III. Шаги начального труда воспитания в себе попечительной силы души:

1-й шаг

Обратиться к Господу за помощью, за благословением на дело и отсечь свою волю.

2-й шаг

Увидеть пользу моего попечения.

3-й шаг

Увидеть меру, которую я могу понести и сколько я могу сделать.

4-й шаг

Исполнить нужду.

5-й шаг

Поблагодарить Господа.

Мой труд на летнем поселении

Что буду делать я:

  1. К каждому ребенку отдельный подход.
  2. Молитва за ребенка.
  3. Доверие ему.

Над чем буду трудиться с детьми:

  1. Самый важный в жизни человек — тот, с которым я сейчас имею дело.
  2. Самое важное время — тот момент, в котором я живу.
  3. Самое важное для меня в жизни дело-то, которое я сейчас делаю.

Богу нашему слава всегда, ныне и присно и вовеки веков. Аминь.



Список литературы

1 Схиигумен Савва. О главных христианских добродетелях и гордости. Глава «Как стяжать любовь Христову», стр. 95.

2 Преподобный авва Дорофей. Душеполезные поучения, стр. 2, 285.

Лекции по предмету «Антрологическая педагогика».