Доклад «Сотворим ему помощника»

Масленникова Евгения, 2008 г.

Обоснование темы

Есть нечто святое и вызывающее почти благоговейный страх в том, что жена, вступая в брак, сосредотачивает все свои интересы на том, кого она берет себе в мужья. Она смотрит в лицо того, кто попросил ее стать его женой, и с дрожащим сердцем, но и со спокойным доверием вручает ему свою жизнь. И муж с радостью чувствует это доверие… Жена-помощница в полном смысле слова всё отдает мужу: ее улыбка — освещает ему день, ее нежность — страж его верности, ее руки — бальзам его здоровья и всей его жизни, ее трудолюбие — залог его благосостояния, ее экономность — его самый надежный управляющий, ее губы — лучший его советчик, ее молитвы — его адвокат перед Богом.

Брак должен приносить счастье, делая жизнь и мужа и жены более полной, чтобы ни один из них не проиграл, а оба выиграли. И в этом есть Божественный замысел, т. к. супружеская жизнь — жизнь самая счастливая и полная, чистая, богатая.

Императрица Александра Феодоровна

Чаще всего супружество представлялось мне как сплошное счастье быть друг с другом, жить в одном доме, растить деток на умиление бабушкам и дедушкам, и море прекрасных чувств (а скорее чувственности). Но, наблюдая за семьями, да и за статистикой, делаешь вывод, что жить вместе еще не значит быть счастливым, что в семьях не всё так безоблачно, настолько «не всё», что доходит до разводов. Становится страшно: ведь я тоже стремлюсь к супружеству, к семейной жизни.

Со временем приходит понимание, что семейная жизнь — это труд, это обязанности, это крест. С одной стороны это — «счастье человеческого сердца, способного на несказанную радость», — с другой — «способного и на неизмеримые страдания».

Что же разрушает семейный очаг? Прот. В. Зеньковский пишет:

  1. «Изменилось главное: из трудовой единицы семья превратилась в единицу потребительскую». Вследствие этого:

  2. «Изменилось положение женщины. Она стала экономически самостоятельной и независимой, не мирится с прежним подневольным положением, на которое была обыкновенно обречена, происходит несомненное, хотя и медленное изменение психологии женщины.

    Женщине Богом дано быть помощницей мужа, матерью и хозяйкой в доме. И глубоко ошибаются те, кто считает, что, изменив своему предназначению, „свободные“ от семейных обязанностей, „деловые“, „успешные“, одним словом, эмансипированные особы могут добиться главного успеха жизни — женского счастья.

    Еще в раю Господь Адаму и Еве дал каждому свое предназначение. „Не хорошо человеку быть одному, сотворим ему помощника, соответственно ему“. И по грехопадении обрек мужчину на тяжкий труд в поте лица, возложив на него, вместе с бременем власти, борьбу со стихиями, войну, духовную брань. И дал ему мужество для исполнения своего долга: физическую мощь, силу духа, ответственность отца и кормильца, защитника и покровителя помощницы — жены.

    Еве же Бог судил иное, наделив ее сострадательной душой и плодоносной плотью с чувствительным трепетным сердцем и направив женский ум не на внешнее дело, а на заботу о ближнем: о муже, о детях, о слабых, обиженных и больных. „И к мужу твоему влечение твое, и он будет господствовать над тобою“ (Быт. 3, 16). Нарушение этой благословленной иерархии приводит к раздорам, притязаниям, непониманиям, трагическому разводу».

Наблюдая за семьями знакомых и родных, я думала, что уж их-то ошибок не повторю ни в коем случае, а всё хорошее у меня и так будет, потому что я всё это знаю, знаю, как надо жить. И искренне (наивно) думала, что когда будет у меня семья, тогда-то я проявлюсь в своем предназначении. Да, будет трудно, но я буду трудиться над собой. А труд всё откладывался на будущее, на потом, на когда-то. Но ведь Господь дал предназначение всякой женщине быть помощницей, даже если она не имеет мужа. Значит, ей уже надо быть и задолго до супружества, лучше с самого детства, с 5–7 лет. А если эта способность к юности утрачена, тогда, спохватившись, трудиться над собой, восстанавливая ее в себе, но уже сейчас.

Между знаниями и собственным опытом большая пропасть. Я давала маме несколько советов, как ей вести себя с папой, чтобы помочь ему проявиться и жить в своем мужнином назначении, а ей — в своем. Но при этом, отвечая на вопрос: «Как я знаю себя помощницей, знаю опытно?», — сама встретила трудности. Мой исток помощницы по отношению к отцу — вести себя так, чтобы папа видел, что его ценят как главу, что я испрашиваю его совета и стараюсь поступать, как он сказал, даже если сказанное им кажется мне неверным; делать так, чтобы ему захотелось прийти в дом, где его ждут; за других людей, у кого трудности — молиться, иметь сочувствие к ним, скорбь о них Богу, желание помочь.

Однако по всему видно, что исток мой совсем скуден, я почти не умею такой быть. Одно только — очень желаю его очистить и освободить от мусора самоугодия.

Еще вижу, что домостроительство супружеских отношений, ладной семьи — это всегда труд двоих — мужа и жены, а затем и детей.

В чем же тогда заключается мой труд? Чем и как я могу готовиться к своему будущему супружеству? Кто такой глава, хозяин, владыка? Какими качествами обладает помощница? Какие конкретно действия она совершает, каковы ее обязанности? Трудом над ответом на эти вопросы и будет настоящая работа.

Основная часть

Образ мужа

В поисках образа мужа я обращалась к старшим людям нашей общины, к их живому опыту супружества, к истокам их семейных отношений. Я подходила к ним с вопросом: «Как Вы знаете себя или Вашего мужа главой? Из ответов сложился следующий образ главы. Он:

  • добытчик и содержатель семьи;
  • заботник и попечитель обо всех членах ее;
  • защитник и покровитель жены;
  • хозяин дома;
  • мужественный исполнитель своего долга.

Этот красивый и сильный образ дополняется содержанием из литературных источников, т. е. образами лучших людей нашего времени (двух последних столетий). К этому прибавляется ответственность, основанная на любви, т. е. «добровольном иге»; самостоятельность, умение принять в нужной ситуации решение, не оглядываясь на кого-либо вокруг.

Глава входит во все внешние отношения с миром, и общество спрашивает за дела семьи именно с него. Глава преисполнен готовности напоминать себе и остальным членам семьи заповеди Божии, подкреплять их дух Священным Писанием. Для него естественно и необходимо слышать и исполнять волю Божию, для этого он «изостряет ум проницательностью, возбуждает усердие на спасение, утверждает себя верой и надеждой идти впереди супруги и детей во всяком подвиге духовном и нравственном; готов относиться к Богу, как служитель Христов и домостроитель Таин Божиих».

Образ того, кому женщине предназначено покоряться, того, кто господствует над ней — красив, и высок, и благороден. К сожалению, всё реже и реже можно встретить таких людей. Причиной и виновницей такого несоответствия истинному образу главы в мужчине является, как я поняла, тоже женщина. Почти все авторы, труд которых использовался мною в докладе, указывают именно на эту причину. С одной стороны, женщина-мать перестала воспитывать своих сыновей как главу семьи. В лучшем случае, как гражданина Отечества. Но и это сегодня ушло из забот матерей. Она теперь печется больше о здоровье и каких-нибудь талантах, через которые хочет, чтобы ребенок утвердился в обществе. Не столько послужил, сколько утвердился. С другой стороны — в своих отношениях с отцом своих сыновей женщина утратила женственность, покорность, почитание и благоговение к мужчине. За два последних столетия научилась занимать лидерство, брать власть и требовать равноправия.

Мужчина, в свою очередь, оторванный от Бога собственной гордостью и самонадеянием, потерявший поддержку Церкви, вместе с тем стал терять и силу мужской любви к жене, детям. В то же время, переживая, как забираются все его обязанности и полномочия слабым полом — стал угнетаться этим, мучиться и нередко заканчивать пьянством в желании забыться от тоски по утраченной жизненности. С этого времени в каждой такой семье на женщину легла еще одна нелегкая, или самая тяжелая доля. Георгий Михайлов определяет ее так: «Опрометчивая «решимость"жены в раю и легкая уступчивость мужа обошлись человеку потерей вечного блаженства. Потому, не в наказание уже, а во спасение рода нашего Творец возложил на женщину еще одну архиважную обязанность. Сумела жена погубить мужчину, сделав человека смертным — значит, должна искупить вину, привести его обратно в потерянный рай. Причем привести — не силком, не стихийно, а осознанно, с личным покаянием и смирением, оставаясь в подчинении, как предназначено Богом».

Образ жены

Для меня это самый важный вопрос, на который я попытаюсь найти ответ. Какие качества присущи помощнице, какими конкретно действиями она собирает семью и в чем заключаются ее обязанности.

Прежде я обратилась к истоку ровесников. Вот качества, о которых говорил каждый из них. Жена — мудрая, упредительная, чуткая, женственная и тем самым помогает мужчине быть мужественным: как тень, которая незаметна, но без которой невозможно, скромна. Действия: своевременно подает совет, утешает словом, не вмешивается в мужские дела (например, в разговор); свои обязанности делает качественно и незаметно, не взваливая их на мужчину; ищет Божьего благословения через мужа, понимает нужду; испрашивает совета; чувствует и видит ситуацию в целом.

Во всем этом источном богатстве моих ровесниц я самым необходимым на данный момент выделила для себя важное действие: не вмешиваться в мужские дела. Потому что за собой замечаю и нетерпение, и превозношение, что я что-то лучше предлагаю, гораздо рациональнее и разумнее; и некую вольность в обращении, т. е. «пагубную дерзость, которая плодит в человеке многие страсти».

Решила для себя взять за правило — не вмешиваться в мужские дела, если тебя не просят.

Второй исток — старших.

Из своего жизненного опыта они выделили следующие качества жены — чуткая, кроткая, чувствует, в каком настроении муж пришел домой и понимает, что нужно делать в данный момент, хозяйственна, аккуратна.

Действия жены — поддерживает все начинания супруга, не мешает ему, не позволяет себе ни в коем случае критиковать мужа и его родителей; содержит дом в порядке, делает всё, чтобы дома в атмосфере любви и заботы муж забыл о работе.

Истоки старших уже более практичны и продиктованы богатым жизненным опытом. Очень существенным для меня в этих истоках является правило, которого рекомендуют держаться как жены, так и мужья. Никогда не критиковать мужчину при посторонних, не делать замечаний, не указывать на ошибки.

Третий исток — благочестивых людей нашего времени.

Качества жены, ими выделенные — смирение, послушание, сострадание, трезвение, не теряет почву под ногами, милосердна, терпелива; дом ее служит образцом для добрых нравов, образцом согласия, чистоты, порядка; муж, возвращаясь домой, находит желанный отдых в обществе жены.

Действия ее — умеет видеть светлую сторону жизни; направляет свой ум не на внешние действия, а на заботу о ближнем; стремится успокоить себя и окружающих при не вполне спокойных обстоятельствах; не станет унижать мужа, даже если тот плохо справляется с обязанностями главы; не ходит по гостям, лишь только для благотворения; берет на себя обязанности единомыслия и послушания, несет одинаковую с мужем ответственность соблюдать в доме во славу Божию всё, что установлено с общего одобрения; содействует мужу в отправлении различных обязанностей по управлению делами семьи и шествием по пути упражнения и поучения в заповедях Господних. «Всё, любя мужа своего, сносила, сколько мне можно было, еще и его подкрепляла» (Наталья Борисовна Долгорукая).

Иерей Евгений Шестун пишет: «Жена за мужем, как за каменной стеной, муж дома с женой — как в раю. Вот, чтобы было „как в раю“ — нужно иметь самоотвержение. Ведь неизвестно, как придется жить, быть домохозяйкой или каждый день бегать на работу. Но дома всё должно быть „как в раю“ — поэтому — прочь усталость».

Совет одной благочестивой монахини: «Если глава принимает решение и ставит вопрос ребром, даже если это полная ерунда, прими всё, смирись, послушайся и доверься Богу».

Диалог двух супругов

Жена: Мы сегодня обязательно должны поехать к родителям, они давно просят помощи.

Муж: Нет, сегодня не получится, у меня дома много дел.

Жена: И речи быть не может, едем немедленно, собирайся!

Назревает крупный скандал. Жена упрямо и властно настаивает на своем. Муж мучительно, но молча всё переживает, при этом у супруга, уязвленного в своем главенстве, назревает желание уйти, убежать из дома, забыться.

Чем помочь в ситуации? Ведь супруга — это не настоятельница дома, у нее иное положение: покорность, смирение, послушание. Решения же принимает муж. Уж так ему от Бога заповедано.

И даже если он примет неправильное решение и престарелые родители окажутся на этот день или на целую неделю без помощи, ну так что ж теперь — все земные дела в Царствие Небесное не возьмешь. Если, ошибаясь, супруг увидит свою ошибку, позвольте ему нести за это ответственность. «И еще надо понимать, когда жена начинает постепенно завоевывать авторитет и власть в семье и муж отодвигается на вторые роли — это путь к распаду семьи. Должен быть авторитет мужа и отца. Это очень важно. Точно так же, как для мужа должен быть авторитетом Бог» (прот. Евгений Шестун).

Вернись, жена, встань в благословленное тебе Богом положение и смири себя. Прими решение мужа, доверься ему.

Жена: Ты прости меня, я подумала, что действительно лучше сделать так, как ты говоришь.

И совсем неожиданно!!!

Муж: Знаешь, наверное, всё же поедем к родителям, им нужнее, а дела подождут.

Мир в семье восстановлен благодаря:

  1. покорности жены;
  2. восстановлению иерархии ее членов.

Исток святых

Императрица Александра Феодоровна

«Каждая верная и мудрая жена будет охотно интересоваться делами ее мужа; с энтузиазмом поддерживая его планы, она делает жизнь мужа благороднее, значительнее, обращая его могуществом своей любви к возвышенным целям. Когда, доверчивая и любящая, она припадет к нему, она пробуждает в нем самые благородные и богатые черты его натуры. Она поощряет в нем мужество и ответственность. Она делает его жизнь прекрасней, смягчает резкие и грубые привычки, если они и есть».

Из жития свв. кнн. Петра и Февронии

«Особая благодать почивала на княгине. Всё, чего ни касались ее легкие руки, на чем ни останавливала она свой кроткий взор — всё преображалось. Чистая ее душа остро чувствовала всякую ложь и нечестие, вскрывала лукавые и темные помышления окружающих. И князь Петр, неоднократно уверявшийся в ее мудрости и благочестии, всегда с доверием и благодарностью относился к ее советам и словам.»

Из жития св. Иулиании Лазаревской Муромской

«С первых же дней она окружила старость родителей мужа неусыпной заботой и лаской; дом вела образцово, вставала с зарей, ложилась последней, всю жизнь забывала себя ради других».

Из сочинений свт. Иоанна Златоуста

«…У нас жена подчинена мужу. Власть мужа над женой естественна. Прежде жёны называли своих мужей господами и уступали им первенство. Посему и ты старайся исполнять свои обязанности, которые законодатель возложил на тебя…»

Раскрывает эти обязанности свт. Феофан Затворник

  • Жена должна во всём слушаться мужа, нрав свой склонять к его нраву и быть ему всецело преданной, чтоб ни делом, ни мыслью, даже не загадывать ничего без его воли;
  • потому верно исполнять все его распоряжения, советы, повеления, и в мысль не попуская того, чтоб когда-нибудь поставить на своём, да и вообще желать главенства;
  • в случае несогласия быть уступчивою и терпеливо сносить всё, иначе не сохранить мира дорогого;
  • заботиться о добронравии супруга;
  • себя преимущественно украшать добродетелями;
  • блюсти домашние дела».

Исток из Книг Ветхого Завета

Притчи Соломона (31, 10 — 30)

«Кто найдет добродетельную жену? Цена её выше жемчугов… Она воздает мужу добром, а не злом во все дни жизни своей…

Крепость и красота — одежда её, и весело смотрит она в будущее. Уста свои открывает с мудростию и кроткое наставление на языке её. Она наблюдает за хозяйством в доме своем и не ест хлеба праздности…»

Бытие (2, 18)

«И сказал Господь Бог: не хорошо быть человеку одному; сотворим ему помощника, соответственного ему».

В этой библейской фразе указана непосредственно причина, по которой Бог создал женщину — «не хорошо быть одному, сотворим помощницу». Вследствие грехопадения, а далее и эмансипации, произошло то, что женщина присвоила благословение Божие, принадлежащее не ей, но мужчине, что стало источником раздора. И теперь главным условием восстановления и сохранения семьи стало возвращение её к своему предназначению быть помощницей, тогда мужчина восстановится в своем. А святитель Иоанн говорит о существе помощницы — это подчинение. Т. е. быть под чином мужниным, иначе равночестие или равночиние производит вражду.

Заключение

В ходе труда над истоками и работы над докладом произошла моя встреча с истоком ближних, лучших людей нашего времени и святых.

Чем наполнилась, напиталась я? Прежде всего, собран красивый благородный образ главы. К такому главе сразу начинаешь питать уважение и почтение, ему хочется покоряться, надежно становится, когда знаешь, что такой глава есть в каждом мужчине. Только нужно пробиться через все злохудожества его характера и услышать в нем сокрытое. Оно есть в нём — его мужское достоинство. Если у женщины есть почитание, внешне оно будет выражаться в покорности.

Исток наполнился и обогатился еще одним словом — «подчинение», которое нужно рассматривать не как рабство или второсортность, а следование чину, иерархии.

Укрепили меня в истоке образа жены слова императрицы Александры Федоровны, которые наполнены любовью к семье, жертвенностью ради неё всем своим существом. Прикосновение к многочисленным истокам пробудили нравственные силы для труда над восстановлением своего предназначения.

«Жена за мужем, как за каменной стеной». «Муж дома с женой, как в раю».

Раньше хотелось быть за каменой стеной, теперь хочется «возвращать» рай.

Во всём этом предстоит еще опытная проба в жизни. На данный же момент посильным для себя определила такой труд:

  1. Не вмешиваться в мужские дела, если тебя не просят.
  2. Никогда не критиковать мужчину при посторонних, не делать замечаний, не указывать на ошибки.

Взять во внимание совет:

«Если принято решение или вопрос поставлен ребром, даже если это кажется неверным, принимать всё и довериться Богу».

Ему же Слава во веки веков. Аминь.

Список литературы

1. Новый Завет.

2. Александра Федоровна Романова, страстотерпица. О браке и семейной жизни. — М., 1996.

3. Зеньковский Василий, протоиерей. О религиозном воспитании в семье, с. 65 — 123. / В доме отца моего. — М., 2001.

4. Гармаев Анатолий, протоиерей. Культура семейных отношений, с. 373 - 387. — Волгоград, 2003.

5. Шестун Евгений, протоиерей, Огудина Н. Православная семья, с. 10 — 23.- Самара, 2000.

6. Михайлов Г. Дающая жизнь. Прекрасная женственность. — СПб, 2000.