Доклад «Поиск родительства через сыновство»

Алексей Худяков, 2007 г.

Обоснование темы

Чти отца твоего и матерь твою, да благо ти будет и да долголетен будеши на земли.

5-я заповедь Закона Божия

«Раньше, чем вырасти в меру христианина, ребенок должен быть просто человеком. В Евангелии от Матфея ясно ставится вопрос: Были ли вы человечны, выросли ли вы в меру настоящего человека? Только тогда вы можете вырасти в меру приобщенности Богу».[2]

С приходом в училище для меня стал актуальным вопрос о сыновстве. Сын ли я своим родителям? Да, одно дело просто скучать по родителям, потому что оторван от них, а другое — почувствовать, что они скучают, что им тебя не хватает, что им с каждым годом тяжелее и нужна моя помощь. И приезжая домой, я начал стараться помогать, чем могу (это обычные бытовые дела, которые отчасти я брал на себя. Но чувствую, что сыновство не только в этом).

Сыновство — это жизненное призвание, которое каждый человек обязан исполнять, воздавать честь своим родителям, искренне и нелицемерно любить их, во всем повиноваться, питать и покоить их во время болезни и старости.

И сейчас настал момент, когда можно остановиться и сугубо подумать над этой темой, также спросить у других людей. И что об этом говорят отцы Церкви и Евангелие.

Основная часть

Если мы подумаем, что сделали для нас наши родители, то будем поражены неизмеримостью нашего долга.

Св. Амвросий Медиоланский

Когда я начал собирать истоки, то задавал вопрос об отношениях в семье. Отношения родителей между собой, отношения родителей к детям, воспитание детей. И, отсюда, какое расположение складывалось у детей к родителям.

Помню, как одна сестра говорила еще давно: «Мне трудно здесь учиться, жить. Я лучше бы дома, родителям помогала, им там тяжело, они не справляются. А здесь от меня никакой пользы». Но духовный отец благословил ее жить здесь. Ведь духовное отечество выше, чем отец кровный.

Другой исток. Семья: муж учится, а жена работает. И дочь практически не видит мать, ее воспитанием занимается отец. И вот отец для дочери становится и папой, и «мамой». Как отец-студент — водит дочь с собой в университет, а как «мать» — гладит платья в школу. Мамы, конечно, не хватало. Круглосуточный садик, школа. Но до конца открытых отношений с отцом не было. Да, наверное, у дочери и не бывает открытости с отцом. Были какие-то другие отношения. И отец к дочери с одной стороны строг, с другой — заботлив. В итоге, когда дочь уже выросла, она была благодарна отцу за свое воспитание.

Еще один исток: когда родители все отдают для детей. И до сих пор трудятся, не оставляют своей работы, чтобы помогать детям, хотя уже на пенсии. Хотя дети уже женатые, имеют семьи. И удивительно, что Господь дает средства, чтобы помогать, отдавать. Как сказанно: «Не оскудеет рука дающего».

Следующий исток тоже говорит больше об отце. Он был военный. А военный — это значит постоянные переезды. И жена все это принимала и терпела, а за ней и дети. Бывало, что мужа год не было дома, а жена верно ждала его (не ходила на праздники по гостям, оставив детей дома одних). А была с детьми. А еще, военный человек, особенно того советского времени — это патриот. И поэтому, патриотизму, то есть любви к своей Родине, научил своих детей.

«Отец громко не провозглашал, не проводил долгих бесед, а просто жил так, а это самый лучший пример для подражания».

Вот пример: во время отпуска летом они собирались семьей и ехали из Крыма, от моря на север, где жили родители отца, где его родина. Когда отцу давали очередную награду, он приходил домой и говорил, что половина мамина, она это заслужила. Еще говорил, что она прикрывает тыл. Да, конечно, нелегкий труд растить одной детей, работать на разных работах. Сколько нужно мужества и самоотвержения. И хотя дети росли большей частью без отца, но не считают себя сиротами, отец всегда был примером для подражания.

Видна благодарность детей родителям за свое воспитание. И когда дочь стала воцерковляться, то начала молиться, чтобы родители обвенчались. И это произошло на их золотую свадьбу.

Мой исток таков:

Придя в училище, я почувствовал, что родителей мне не хватает. Находясь здесь, приходится много что делать, устраивая свою жизнь. Я понял, что-то умею делать благодаря тому, что научил меня отец. Он брал меня с собой на работу, да и просто по своим делам, там я и помогал ему и много чему научился. Также благодарен маме за ее тепло и ласку, которую она нам дарила.

И сейчас стыдно за некоторые моменты жизни, когда причинял неудобства родителям.

Благодарен также за то, что они не развалили семью, хотя это могло произойти. Но особенно мама думала о нас, что нас надо растить, воспитывать. Сейчас все более-менее получше, родители начали воцерковляться, помогают нам учиться и жить.

Если подвести краткий итог всех истоков, то можно сказать, что отец — это заботник о своей семье, труженик — главное, чтобы кто-то ждал, и было о ком заботиться. А мать — хранительница домашнего очага, для мужа утешение, детям — воспитание.

Многое зависит от родителей — какими будут у них дети. Так же это будет зависеть и от меня, кем вырастут мои дети, чему я их буду учить. Скорее всего, тому, чему учили меня мои родители.

А во-первых — это жизнь с Богом. Церковное предание — это как Христос передает Себя из поколения в поколение.

С болью и любовью говорит старец Паисий, говорит о современном человеке:

«До чего же дошли нынешние дети! Не могут вытерпеть ни единого слова. А где же уж вытерпеть березовой каши! Они злоупотребляют свободой. Ребенок заявляет своим родителям: „Я отдам вас в полицию“.

В прежние времена родители ругали нас, могли дать нам ремня, но злого помысла у нас не было. Даже ремень мы принимали как ласку, не противореча, не углубляясь в то, сильно ли мы провинились или не очень. Мы верили, что родители любили нас и иногда ласкали, иногда целовали, иногда давали нам по затылку, потому что и родительская оплеуха, и родительская ласка, и родительский поцелуй — все это, — как бы получше выразить, — все это от любви. Когда родители бьют своих детей, страдает их собственное родительское сердце, а когда дети принимают от родителей побои, то у них только щека…».[3, с. 284 — 285]

Вот случай проявления сыновьей любви к родителям открывается в книге «О семье и воспитании».

«Слава Богу, есть еще и теперь много таких христиан, у которых любовь к родителям достойна удивления. Бывают случаи, когда отец или мать болеют по несколько лет и в болезни делаются нетерпеливыми, крайне требовательными и злыми, но дети терпеливо переносят все это. Отец, пораженный многолетним недугом, был нестерпимым мучением для семьи: он клял детей и внучат, злословя с утра до вечера; только и отдыхали они душой, когда были в работе, в поле или на гумне, а когда возвращались домой после целомудренного труда, отец не давал им заснуть своим злословием и проклятиями. Мало того: в своей болезни он требовал себе водки и пил ее, как воду. Ему не давали, просили, умоляли его, — но он, как сумасшедший, всех бил и кусал зубами: „Бери, где хочешь денег, продавай последнюю мерку хлеба, а отцу давай каждый день вина, сколько захочет…“

Так лишились эти несчастные люди и скота, и всего и стали кругом в долгах. Наконец-то Господь разрешил эту грешную душу старика от тела. И что же? Добрый сын и невестка, столько терпевшие от него в продолжение целых шести лет, горько плакали по нем на похоронах. „Мне отрадно было, — говорил сын, — когда отец меня бил и бранил, — ведь это же не он меня бил, — болезнь у него такая была: а он все же был мне отец, и какой еще добрый отец, пока Господь не попустил на него эту болезнь“».[4, с. 334–335]

Архимаидрит Иоанн (Крестьянкин) говорит: «Люби и почитай родителей своих. Если бы мы исполняли эту заповедь Закона Божия, тогда с наших уст никогда не срывалось бы ни единого обидного слова в адрес родителей, не говоря уже о грубости. Мы бы всячески старались исполнить волю родителей, их добрые повеления; всячески покоили их старость, с терпением и любовью ухаживали бы за ними во время болезни; молились бы за продление их жизни и особенно усилили бы молитву по отходе их из временной жизни в вечную. Так подобает относиться к родителям».

Как отец земной у людей, также есть Отец Небесный у верующих в Него. И с Ним тоже должны быть духовные отношения. Святой Тихон Задонский открывает отношения с Отцом Небесным:

«Дети от отца рождаются: тако христиане, люди обновления и сынове Божии по благодати, рождаются от Бога. Дети от отца по плоти рождаются: христиане рождаются от Бога по духу. В детях примечают свойство и подобие отчее; тако в христианах должны быть свойство и подобие Отца Небесного. Дети что видят в отце своем, то и сами тщатся делать: тако и христиане должны подражать Отцу своему Небесному, в чем можно. Бог никого не обидит: тако и они должны никого не обижать. Бог всем благое творит: тако и они должны всем благое творить. Бог всем отпущает грехи: тако и христиане отпущать должны человеком согрешения их. Бог греха исповидит: тако и христиане должны греха исповидить и от него уклоняться. Бог всем хочет спасения и в разум истины прийти: тако и христиане сердечно должны желать всем спасения.

Отец любит детей своих, и дети любят отца своего: тако Бог любит христиан, и христиане должны Бога, как Отца своего, сердечно любить. Дети отцу своему угождают: тако и христиане должны Богу, Отцу своему, угождать. Дети всего того берегутся, чем отец их оскорбляется: тако и христианин должен всегда того удаляться, чем Отец их Небесный оскорбляется. Дети всего у отца просят, но отец не все им дает, а только то, что нужно и полезно им: тако и христиане всего у Небесного Отца своего просят, но не все им подает, а только нужное и полезное. Дети перед отцом своим поступают благоговейно, ничего не делают и не говорят непристойного, и всякое почтение ему показывают: тако христианом пред Богом Вездесущным и вся назирающим должно ходить со страхом и благоговением, ничего не делать, ни говорить, не мыслить непристойного.

Отец детей за погрешности наказует, но с любовью: так Бог, Отец Небесный, наказует христиан не от гнева, но от любви, за грехи и согрешения их.

Дети добрые смиряются, погрешности свои исповедают и признают себя виновными пред своим отцом: тако должно христианом смиряться, от сердца исповедоваться в своих согрешениях. Отец детям своим дает наследие: Бог тако христианам своим готовит наследие вечного живота и Небесного Царствия» (творения Тихона Задонского «Сокровище духовное»).[5]

Такую параллель проводит Святой Тихон Задонский между отношениями чад и отца земного и христианами и Отцом Небесным. Получается, что мы не можем быть истинными христианами, не почитая родителей земных.

Еще хочу обратить внимание на то, что Сам Иисус Христос является Сыном.

«Жизнь Господа на земле можно разделить на два периода: до тридцати лет Он был в повиновении у Своих Матери и Святого Иосифа, после тридцати лет Он стал, как говорит Сам, творить волю пославшего Его Отца.

Сам Господь Бог всю свою жизнь не имел Своей воли и в этом оставил образец своим ученикам и всем христианам. И отсюда весь строй Христовой Церкви основан на послушании.

Семья есть также маленькая Христова община, и по Заповеди она также строится на послушании — жены мужу и детей родителям.

«Дети, повинуйтесь своим родителям в Господе», — пишет апостол Павел и ставит эту заповедь как первую и важнейшую для детей.

Заключение

Сыновство — это жизненное призвание, которое каждый человек обязан исполнять, воздавать честь своим родителям, искренне и нелицемерно любить их, во всем повиноваться и покоить их во время болезни и старости.

Я благодарен своим родителям за мое воспитание. Но невозможно пребывать просто в благодарности им. Самое лучшее средство помощи, по-моему, — это молитва.

Молитва о том, чтобы родители со временем приходили во все больший мир, единодушие. То есть в отношения, в которых между ними сможет находиться Господь беспрепятственно.

Дай Господи мужества папе стоять в добре и мудрости маме хранить мир. Аминь.

Список литературы

1 Пестов Н. Е. Современная практика православного благочестия, II т. — СПб: Сатис, 2002 г.

2 Сурожский Антоний, митрополит. Человек перед Богом. — Москва: Изд. дом Поломник, 2001 г.

3 Сурожский Антоний, митрополит. Пути христианской жизни. — Киев, 2001 г.

4 О семье и воспитании. — СПб: Общество святого Василия Великого, 1996 г.

5 Тихон Задонский, святитель. Творения. — М.: Русский Духовный центр, 1994 г.