Отчет воспитателя детской артели

Лия Зотина, 1 класс, 2006

Положительная часть отчета

Получилось ли общиноустроение, а) в целом в поселении; б) в семейке; в) во мне самой?

  1. В целом в поселении общиноустроение, думаю, получилось. Во-первых, это видно из того, что половина приехавших детей уже была на поселении раньше и часть из них переписывается друг с другом, то есть им ценно летом быть именно в «Стране Детства» и ценно быть друг с другом.
    Во-вторых, многие дети сами хотят быть жителями «Страны Детства», без подсказок воспитателей.
    В-третьих, был сход, где дети говорили, что их волнует то, что происходит в лагере и на нем были решены важные вопросы; решения эти помогут дальше устраивать жизнь «Страны Детства».
    В-четвертых, были отряд «Дар» в состав, которого входили молодые люди, бывшие ранние на детском подразделении и в дружине и теперь им важно побыть в «Стране Детства», хоть они уже и выросли.
  2. В моей семейке: не могу сказать, что в моей семейке удалось общиноустроение, так как в последний день как сквозь землю провалились уклад, все правила, тишина на завтраке. Дети решили скинуть с себя иго уклада, и он совершенно не был им ценен.
    На житие основная часть семейки заявилась после того, как узнали, что без значка им не дадут «Капельку решимости», и я не уверена, что труд над украшениями у девочек взят в ценность.
  3. Общиноустроение во мне:
    Когда я приехала в «Страну Детства» в первый раз три года назад, вся обстановка там, действия, события произвели на меня такое впечатление, что это какое-то особое, святое место, будто сказка какая. Было такое чувство, что именно здесь дух святой Руси. Тогда еще пели такую песню: «…Разрезал небо пополам…» и другие песни о России, оставило след в душе и многоголосье о крестоношении.

Я свято хранила воспоминание о «Стране Детства» весь год и была несказанно рада поехать туда в качестве повара на следующий год.

Теперь все угасло, появилась какая-то обыденность, и я всю смену ломала голову, как восстановить в себе тот священный трепет к нашей «Стране Детства». О. Сергий сказал, что нужно войти в благодатное пространство «Страны Детства», присмотреть украшения. Но сколько и ни впивалась глазами в листы книжечки -внутри пустота. Пока что я остановилась на такой мысли: влюбленность сама приходит, а любовь надо воспитывать, к обретению ее прилагать усилия и быть достойной ее — тогда, быть, может, она посетит. Мало глядеть в книжечку — пойди да сделай, что там написано. Господь открыл мне сердце тогда, когда я приехала в первый раз, чтобы я знала, к чему мне необходимо стремиться, какую любовь «зарабатывать».

Еще я привязалась ко многим, кто уже не один год ездит, и жалко, что многие не приехали: я буду скучать по ним. Хочется, чтобы встреча с детьми происходила не только на двадцать дней, но было продолжение общения в году.

Какие цели, задачи ставились тобой в служении?

Мной в служении ставились цели:

  1. Дарить детям жизнь, чтобы не было скуки.
  2. Развивать отклик на нужду. Эта цель была заложена в деле артели. Артель называлась «Щедрость», и подразумевалось, что мы, я и дети, будем находить тех людей, которые нуждаются, и им помогать или будем делать какие-то дела вообще для поселения. Я предполагала, что в детях буду воспитывать умение придумать что то, например, на праздник, чтобы всем поднять дух, настроение и т. д. В общем, стараться научить детей отдавать от себя — вещи, силы дарить подарки, применять свои способности ради людей.
  3. Также ставилась задача расположить сердце ребенка к Богу, таинствам Церкви, чтобы у него было основание, зачем ходить в церковь, причащаться; расположить детей к слышанию своей совести. К этой цели присоединю цель приобщить детей к Таинствам Церкви — исповеди и причастия.
  4. Было целью мне пообщаться с детьми и понаблюдать в них их добрые качества, чтобы самой учиться у них, потому что во многом они имеют более незамутненную душу, чистую совесть, больше слышат Бога.
  5. Ставила целью развивать попечение через полив маленького огорода.
  6. Ставила целью проведение хороших праздников — это больше относится к цели нравственной, так как устроить хороший праздник для «Страны Детства» хотелось ради того, чтобы объединить детей и взрослых.

Из чего, откуда ставились мной цели?

Цель развивать в детях отклик на нужду и попечение исходила из заботы о детях; цель обращать к Богу, таинством исходила из моей веры в Царство Небесное и из совести; цель наблюдать в детях доброе — из жажды увидеть образ добродетелей реально в жизни, а не умопредставительно; цель — проведение праздников — из желания, чтобы «Страна Детства» зажила одним дыханием, из любви к единодушию.

Как предполагалось эти цели осуществлять?

Цель дарить детям жизнь осуществлять думала из своей жизненности и звать детей за собой. Цели духовные — беседами, разговорами, помощью, поддержкой, когда дети стояли на службе, чтением с ними канона к Причастию и др. Чтение Евангелия на ночь, поправлять, что дети делают неправильно, например, небрежное нанесение крестного знамения. Поддерживать их доброе, в чем они живут по отношению к Богу.

Цели нравственные предполагалось осуществлять через артельное дело. И здесь также поддерживать в них добро и отсекать зло с помощью различных наказаний.

Цель наблюдать доброе, понятное дело, можно осуществлять через наблюдение. Хорошие праздники составить хотели, когда соберется вся группа. У меня были некоторые идеи.

В свой нрав, характер, как сугубое для осуществления своих целей закладывала:

  1. Жизнь в отклике на потребность того или иного человека, творческая жизнь в артельном деле.
  2. Любовь к детям, любовь к творению жизни, любовь к тому, что в них от Бога, видение в них их благодарных стремлений и дурных наклонностей.
  3. Анализ дня и планирование следующего дня.
  4. Бодрость.
  5. Молитва к Богу, искренние с Ним отношения.

Какие средства, инвентарь, книги ты привез с собою на поселение для осуществления своих целей?

Рассада, семена, из книг: сказки, Евангелие, книга о детстве царской семьи, песенники, «Педагогическая поэма» Макаренко, тетрадь по детскому поселению, «Искру Божию», детские книжки, инвентарь для обустройства комнаты.

Из чего мне было видно в начале лета: а) что цели и задачи осуществимы; б) что то, откуда рождаются угодные Богу цели, во мне есть?

  1. Основания, что вышеуказанные цели осуществимы, не имели вполне твердой почвы, так как продолжительно с детьми я находилась в первый раз и воспитанием их занималась очень короткими промежутками времени в час или несколько. Кроме времени поступления в училище. Тогда поступающих распределили помощниками воспитателей. Если отталкиваться от этого опыта, то цели скорее неосуществимы, так как тогда я была в полном недоумении, что с детьми делать, боялась их, вспоминая, что с учителями делают в школе.
    Было некоторое основание у поставленных целей в том, что у меня есть жизнь в отклике на нужду, я могу при некотором напряжении держать попечение, есть жизнь в наблюдении образа Божия в человеке. Другое дело, что эти качества во мне постоянно колеблются и падают до нуля. То, что хороший праздник будет проведен, оснований не было, так как сама таковых не проводила, а только наблюдала моментами.
  2. Я весьма смущалась и не могла ответить на вопрос — есть ли во мне то, откуда рождаются угодные Богу цели. Откуда мне знать, угодно то дело, которое я делаю Богу или нет. А потом подумала — ведь Бог дал мне все, чтобы быть Ему угодной. Не может быть, что не дал. Если рассудить, что угодные Богу цели — это те, которые к Нему ведут. Из чего могут рождаться такие цели? Из веры, совести, любви, страха Божия, жажды Бога. Все это во мне, несомненно, есть, вложено Богом, но что-то есть в меньшей мере, что-то в большей. Жажда Бога привела меня к вере. Во мне стали возрождаться совесть и страх Божий. Любовь к Богу есть, это видно из того, что есть хоть и маленькое, но покаяние. А покаяние — это проявление любви к Богу, стремление отринуть все, что мешает быть с Ним в единении.

Какие из поставленных целей, задач удалось осуществить?

Первую цель — отклик на нужду — удалось исполнить в событиях жизни, когда надо было помочь, например, накрыть трапезу или вымыть посуду на кухне, хотя не все хотели идти помочь, некоторые откликались живо, другие вообще не хотели идти.

Артельное дело вообще не получилось, я считаю, мне было трудно найти, где нужна помощь, а дети так кисло всегда откликались, что я решила это оставить. В основном мы купались в артельное время на речке.

Зато в некоторых моментах удалось детей поддержать, когда они сами хотели сделать что-то доброе кому-то на поселении.

Цель — обращать их к Богу удалось в малой степени. Что имело успех?

Во-первых, дети очень серьезно восприняли такие слова: «Если не будешь причащаться, в рай не попадешь», точнее, можешь не попасть. Потом я слышала, как одна девочка уговаривала другую причащаться моими же словами.

Был еще один случай: Насте снились кошмары. Я ей сказала крестить подушку и не смеяться на правиле. На следующий день она мне сказала, что спала спокойно. А еще одна девочка сказала, что если не помолится перед сном Богу, тоже неспокойно спит.

Дети серьезно воспринимали исповедь, писали сами письмена с грехами, сами все пошли исповедоваться после того, как я рассказала им о совести и приводила примеры из их жизни поступков по совести и не по совести и спрашивала — по совести это или нет, они отвечали. В конце я сказала, что все плохие поступки надо обязательно исповедовать.

А две девочки в конце смены преодолевали все искушения, сами пошли на службу без того, чтобы я их подгоняла, исповедовались и причастились. Одна из них в тот вечер сказала: «За Дашу надо помолиться, лукавый ее в церковь не пускает». Все серьезно помолились, и, смотрю, через некоторое время Дарья сама пошла в храм.

Задача поливать огород кончилась крахом — мы все растения засушили.

Задача наблюдать в детях добродетели исполнена, так как была в этом моя потребность.

Задача устраивать хороший праздник отчасти удалась только на сборах еще до поселения — было много интересных идей, но мы не смогли их довести до конца, а те, что были, не смогли исполнить на должном уровне — надо больше времени для подготовки и больше опыта.

Цель дарить детям жизнь удалось исполнить только тремя способами: 1) вопить к Богу и каяться в своей немощи, потому что я не знаю, что с ними (детьми) делать — с верой, что Он все управит; 2) престать идти от притязаний, что дети должны быть идеальными, а зацепить в них жилочку света и потом уже воспитывать, то есть питать эту жилочку и отсекать все, что есть тьма; 3) жить с ними от того, в чем я живу. Иногда я живу верой и нравственным не всегда, всегда я живу способностями. От художественной способности я легко оживляла детей. Например, купаясь в речке, придумывала множество разных форм купания, и детям это очень нравилось. И другое в этом роде.

Первый способ — духовный, второй — нравственный, третий — в основном от способностей.

Что получилось исполнить из целей, выписанных на первой странице в начале «Содержания отчета по служению»?

Дети научили меня их утешать. Просто иногда ничего не помогало, кроме утешения и приходилось учиться это делать. Дети научили меня немного в них участвовать: болезни — их надо было лечить, были всякие трудности — надо было их решать, хотя мне трудно по жизни участвовать в человеке.

Одна девочка обиделась на весь мир, стала всех подряд обвинять из-за того, что по болезни не смогла прыгать на «Капельку решимости». Сначала я мягко уговаривала ее, утешала, не помогло. Потом решила говорить с ней строго, чувствую — замолкают рыдания, слушает меня, я ей сказала тогда: «В этом лагере очень много для тебя делают, а ты в ответ только огрызаешься», и другое. Она потом просила прощения у меня и стала гораздо собранней, если же и ныла, то самую малость. (Здесь я указала цели нравственные — участие в человеке, помощь).

В какую меру правильны основания или истоки, откуда ставились цели, что удалось сохранить, что и в какую меру растерялось?

Забота о том, чтобы в детях были щедрость и попечение, угасла в первые артельные часы, и таяла всю смену, еле светясь.

Желание видеть в детях добро приходилось подогревать, когда я видела в них только плохое.

Любовь к хорошим праздникам тоже угасла с началом поселения.

Страх за то, где дети будут — в аду или в раю — больше был в начале смены. Я больше тогда разговаривала с ними об этих вещах, и даже свои поступки с эти чувством соразмеряла, а потом забылось как-то.

В какую меру теперь видны неправильные основания, то есть что замутняло, засоряло или подавляло истоки? Из них ли совершалось служение? Что удалось распознать, преодолеть, как и когда это происходило? Что распознано, но преодолеть не получилось?

Видно теперь, что в людях больше надо видеть хорошее, а если видеть плохое, это портит все отношения. Когда я рассматривала только проблемы детей, их капризы, то вся жизнь расстраивалась, и я занималась разборками. Увидев это, трудилась над тем, чтобы обращаться к добру и в добро. Это было моментами на протяжении всего поселения.

Видна нежизненность в деле артели, поэтому не могла позвать в него с собой детей. Не хватило решимости переступить через свою искренность, повернуть дело артели, проявив разумную гибкость, в другое русло, в котором я бы жила. Ведь очень важно делать с детьми дело, а получилось, что пребывание их на поселении в некоторой степени было и не наполнено служением людям.

Во всем мне не хватило ревности, и я ее добровольно не подогревала: «Пусть идет как идет». К этому прибавилось еще спихивание вины за то, что все не ладится, на обстоятельства и людей. Долго не хотела видеть, что причина нестроений — я сама.

Еще я почти не молилась, чтобы все устроилось. Только в начале смены, а под конец совсем и забыла.

Часто веду себя безответственно, спихивая ответственность, дело, на других, когда в деле есть другие люди со мной.

Проскальзывало желание состояться как хороший воспитатель — из-за этой тайной гордости, вижу, Господь и подал мне все мои нестроения. И еще чтобы увидеть, что у других лучше, чем у меня, и смерить.

Было неверие, что Господь прямо сейчас может подать помощь, жизнь. Это самая основная моя ошибка. Неверие в себя, а вера в то, что я тупая, глупая, ни на что не способная.

Какие средства, инвентарь, книги себя оправдали?

Евангелие, семена (мы их все-таки посадили), «Искра Божия», книга о детстве царской семьи, детские книжки, инвентарь для обустройства комнаты.

Из чего видно теперь, какие цели для меня осуществимы?

Цель, поставленная в артельном деле, осуществима, если приложить к ней ревность и планировать каждый вечер артельные часы, продумывая все действия — свои и детей.

По проведению праздников то же самое. И еще два условия — цель осуществима, если на разработку уделить больше времени, и осуществима через одно-два поселения, когда наберусь опыта.

Цель наблюдать искру Божию в детях осуществима.

Цель вести к Богу в ту малую веру, какую я предполагала — осуществима.

Цель дарить жизнь, оживлять детей может осуществиться на вторую смену (если она будет), а первая смена была бы для меня раскачкой.

Все цели осуществимы при условии, что я буду обращаться к Богу за помощью.

Насколько предполагаемое «как осуществлять» подтвердилось? Каков положительный результат? Что в нраве, закладываемое для исполнения цели, состоялось, что умножилось?

То, как укреплять в детях веру, подтвердилось на опыте. В нраве закладываемое для исполнения этой цели умножилось — потребность живого общения с Богом стала больше, даже как испытание на «Капельку мужества» взяла молитву. Остальные цели, кроме наблюдать и впитывать добродетели, не оправданы средствами, которыми, я думала, смогу их осуществить.

Разумение себя

Из чего складывается в тебе полноценный образ твоего служения (знаний, советов, плана, умений, опыта жизни в истоках, собственных хотений, чаяний, притязаний, чувств, желаний делать, иметь)?

Образ служения складывается из образа служения воспитателей в предыдущие годы, которых я могла наблюдать. В основном этот образ отрицательный.

Положительный образ складывается из того, как в Отраде проводили игры. Из того, как воспитывают студентов в училище: не ругают сразу, пытаются найти причину дурных поступков, поговорить так, чтобы сам человек разумел, что он дурно делает, терпят, но не отвергают.

Образ служения складывается из правил сходов и других правил «Страны Детства», из уклада «Страны Детства».

Из тех редких случаев, когда мне удавалось увидеть человека, который не представлялся мне раньше ничем особенным, а он оказывался в сто раз лучше меня.

Из того, как воспитывали меня в детстве в семье.

Из того времени, когда я только пришла в Церковь, почувствовала близость Бога и по-иному воспринимала людей и их поступки — через совесть и веру. Я чувствую, что служение педагога должно также исходить из живой совести и веры.

Из рассказов, статей Марины Валерьевны. Я плохо их помню по содержанию, но сам дух их, живой и деятельный, наблюдения, связанные с Промыслом Божиим, горение в служении воспитателя ребенка — это сейчас составляет образ служения педагога.

Из рассказа одного японского автора. В рассказе идет речь об учителе рисования, к которому привели мальчика очень богатых родителей, очень замкнутого, вообще не общавшегося с другими ребятами в группе. Мальчик этот рисовал дорогие дома, кукол со стеклянными глазами и другое подобное. А у других детей тем временем шла богатая жизнь — они рисовали камыши, золотистых карасей в речке, солнце. Учителю было жаль замкнутого ребенка, и он все ловил случай, чтобы войти с ним в общение. Если не ошибаюсь, мальчик как-то раз спросил его, он подхватил разговор и повел его в другую область детства, в область радости. Наверно, среди блестящих зеркал, дорогих портьер ребенок забыл, что он не взрослый, ему не хватило любви и заботы. Смысл здесь в том, что учитель нашел в точку доверия и в том, что он полюбил этого мальчика.

Образ служения складывается из того, что однажды сказала мне Надежда Николаевна — люди перестали жить, как в сказке. Настоящая жизнь — сказка, в ней нет серости, однообразия и тусклости, все вокруг играет красками. Так, я помню, было в детстве. У каждого человека есть чутье, как жизнь по сердцу, а я забоялась так жить, потому что многие крутили у виска, я боялась их скептики. И у меня не хватило ума и мужества отстоять свой способ жизни, и я в нем умерла, но хочу ожить. А дети ведь так и живут. Если я хочу их понимать, мне надо по-ихнему и мыслить.

Образ служения складывается из тех моментов, когда я была с людьми от искреннего сердца и в единодушии, когда я вижу в человеке все его самое лучшее, а не только плохое, как это у меня обычно. Хотелось бы быть так с детьми. Если подвести итог, то образ служения складывается в основном из моих личных истоков.

В каких действиях, поступках, событиях служения я была нечестной, неискренней, неправдивой? Как я это знаю?

Я нечестно один раз играла с детьми в «Золотые ворота».

Неискренне задавала детям вопросы на разумение — я обращала их к другому поступку, сама же себя в этом, может, не рассматривала, каковы мои поступки, и не имела в себе укорения, и дети упорно не отвечали или обвиняли других. Когда же укоряла себя — дети признавались.

Некоторые обещания не исполняла, дети, думаю, во многом перестали мне доверять из-за этого.

Один раз обвинила при детях вслух старшую поселения.

Был момент, когда во всех бедах обвиняла обстановку, людей, всех, кроме себя, и другие моменты, которые написаны в других местах отчета.

Разумение служения

У кого в артели у есть потребность правильной дружбы, нравственного развития, тяга к церковному, духовному, у кого и в чем несостоятельность, что обрелось за время поселения? Как ты это знаешь?

Иванова Анастасия: у нее есть трудолюбие, делает очень хорошо, добросовестно, есть ответственность (она из деревни, там ухаживает за барашками и другой живностью, которой весьма большое количество).

Потребность правильной дружбы есть, она очень любит своего брата, любит делать подарки, но ее сильно обижали в школе, сделали ей множество всяческих несправедливостей, и теперь у нее обида на людей.

Когда я общалась с ней не как воспитатель с воспитуемым, а как человек, который почитает все доброе в ней и с трепетом относится к этому добру, она сразу открывалась мне навстречу и совершенно переменялось в поведении. Обычно она ноет и жалуется, ведет себя несдержанно и внешне расхлябанно, а в эти моменты не было ни одной жалобы, и я даже услышала почитание с ее стороны и удивительное послушание. Настя благодарит за вещественные подарки, сама любит дарить. По поводу ее нетерпения, например, на трапезе — ей надо непременно не тянуть руку, а вытянув, держать, да еще все тело при этом сотрясается, а горло производит некие гортанные звуки — по поводу вот такого ее нетерпения она даже взяла испытание на «Капельку мужества» (накладывать пищу всегда последней), то есть она понимает, что это нетерпение не соответствует должному поведению человека. А сознание таковое — это уже много и очень важно.

Вот еще черта в ее характере. Однажды вечернее правило у нас в семейке задержалось, мы ждали кого-то из девочек. Я села на стул, свет был погашен, горела только церковная свеча, освещала иконы. И я тогда стала рассказывать детям что-то о вере и между прочим вспоминала пророка Моисея, от лица которого исходило такое сияние, что люди не могли смотреть на него. На следующий день Настя мне говорит, что не могла заснуть, ей все казалось, что это сияние на нее светит, и было страшно. Я так понимаю, что это проявление страха Божия. Еще она говорила, что подобный страх у нее на исповеди.

Скрябина Елизавета. Она из детского дома, чувствуется, что там учат детей вере, и она в семейке отличалась набожностью и с большим удовольствием рассказывала о всяких бывших с ней маленьких чудесах. Из детдомовских опекала Алексея из «Лесников», играла с ним, лечила.

У нее есть яркая художественная способность. Может, благодаря тому, что в предыдущем поселении Лиза была в художественной артели у Анны Рудольфовны Большевской. Эту способность она использует, чтобы делать подарки людям.

Привязывается к людям, которые делают ей добро.

Еще мне понравилась ее прямота. Она мне заявила, как и думала: «Вот вы нас тираните, не даете купаться по полчаса, а три минутки — и на берег, да еще так жестоко: „Быстро на берег!“ Нет чтобы сказать: „Через три минутки, девочки, выходили на солнышко, погреться, потом опять в водичку пойдете“». (Тогда все дети молчали и ничего не говорили, а Лиза не стала таиться.) Конечно, больше она живет справедливостью к себе, а если она не соблюдается, то у окружающих начинаются проблемы от ее претензий.

Вообще о плохом писать не хочется. К чему плохое, если в детях столько хорошего. Плохое всю картину портит.

Опиши реальное людей: а) Наиболее характерные проявления самостоятельности, а значит и ответственности, и, напротив, несамостоятельности, безответственности в действиях, в областях жизни. В чем эта самосостоятельность свободна, в чем нет, чем она перехвачена, увлечена. Когда она разумна, когда нет?

Удивительно, но у меня не было проблем с уборкой комнаты. Дети очень хотели убираться. Они сами мыли полы, находили весь нужный инвентарь и не лентяйничали, пока я была с остальными в трудах. Да и всю смену, когда я куда-нибудь уходила и оставляла дело на детей, чаще всего они выполняли его с ответственностью, потому что нет воспитателя, которому можно пожаловаться, поныть.

б) Наиболее характерные проявления жизненности в подопечных за время поселения. Примеры, случаи, когда человек совершенствовался через свои произведения (действия, поступки, поведение).

Яркий пример был с Чадовой Дарьей. Я однажды, не ожидая, от себя в беседе с детьми обратилась к ней и сказала (просто надо было привести пример услужливости): «Вот Даша любит разливать суп». Я сделала акцент на ее добрые качества, и Даша откликнулась на это и обрадовалась, что в ней есть хорошее, что его (хорошее) в ней видят, и с тех пор с удовольствием очень часто разливала на обеде суп всем, а себе в последнюю очередь, потом с супа это перешло на раздачу всем сладостей, потом на мытье посуды поздним вечером и другое. Тюрина Дарья удивляла меня своей готовностью послушно идти в любое место и делать там, что скажут, не проявляя при этом ни капли недовольства, находя в деле всегда жизнь, в то время как другие изнывали от якобы непосильности труда.

в) Что было существенным в подопечных — их настроение, желание, стремление; их нравственные и духовные истоки (добродетели, вера); на что можно было опираться, что реально получилось развивать, какие результаты?

Я теперь вижу, что в Ирине Буртовой есть сострадание, и на него я могу опираться. Она часто упрямилась. О. Сергий посоветовал, что делать. Я так и сделала. Когда она опять впала в свое упрямое состояние, я ей говорю: «Вот ты говоришь — ты бедная, несчастная. А вот я…» — и давай все свои беды описывать. Она все равно упрямится, а потом между делом и спросит: «А что, правда, не выспались?» Оказывается, в Ирине могу опереться на сострадание.

Во всех детях можно было опираться на доверие, когда мне удавалось его заслужить.

Чем целое семейки А. собирается; Б. разрушается, растаскивается на уровне, а) событий; б) личных действий, поступков, поведения участников; в) отношений друг к другу; г) отношений со старшими; д) отношений с Богом. Какое место в собрании целого имели в моем служении христианские добродетели, духовный труд, молитва, самоукорение (разумение себя)?

  1. А. Это было на «Горлице» в начале разведки, когда мы сидели в кустах на расстоянии от лагеря нашей артели, девочки боялись каждого шороха — здесь опасность их объединяла, я не слышала обычных препирательств — это уже много, так как некоторые из них без препирательств вообще общаться не могли.
    Уклад дня также собирает: если все вместе семейкой быстро утром встали, помолились, то легче вести детей в следующее действие. Если одна девочка выпадает, то из-за этого все остальные дергаются и нервничают.
    Хорошо собирают маленькие сборы семейки. Например, я собираю детей вместе после обеда и говорю: «Мы сейчас делаем то и то…» — все действия их по порядку излагаю — «А мне надо сделать одно дело».
    Прихожу до начала тихого часа, а они уже в кроватях, ноги все сами помыли, лежат в кроватках молча. Я была очень удивлена, так как обычно детей приходится одергивать, подталкивать, уговаривать. В этом случае еще, видно, сыграло роль то, как я говорила детям во время этого сбора — не давя на них, а обращалась к их ответственности, и не как старшая, а больше по-дружески, доверительно. Когда я так была с детьми — это хорошо их собирало.
    Хорошо собрало всех, когда все дети исповедовались и причастились. Только я не исповедовалась и не причастилась и чувствовала себя выпавшей.
    Одну девочку очень собрало, когда она ныла, то, что я в шутку тоже начала ныть и ее нытье тоже перестало быть серьезным, и она легко пошла в дело, которое тогда надо было делать.
  2. Б. Целое семейки разрушается:
    1. На уровне событий. Много огорчений принесло наше утреннее сражение на «Горлице». Все девочки в голос твердили, что противоположная армия нечестно играет. На примирительном ужине они очень не хотели ни с кем мириться и даже отпросилась до окончания его, то есть не было интереса сидеть дальше. Каждая сидела сама в себе, надувшись на всех окружающих.
    2. На уровне личных поступков, поведения участников. Целое семейки разрушалось, когда одна девочка хочет быть в событии, другая не хочет наотрез. Так было во время подготовки к «Горлице». С одной девочкой, Ириной надо было сидеть в комнате из-за того, что она наотрез отказалась участвовать в учениях и устроила истерику.
      Целое семейки разрушается, если девочки постоянно ссорились. А я больше читала им мораль, чем решала ситуацию. Теперь я вижу, что мне не надо было злиться и раздражаться на детей, а с добротой и юмором их мирить.

Что из содержания учений прошедшего года понадобилось, но не было применено, с каким результатом?

Понадобилось пять уровней пребывания с детьми: с дисциплинарного, организационного и выше. Но я почти не применяла и из-за этого редко поднималась в нравственно-духовный уровень.

Понадобилось обращение к Богу во время разговора с ребенком, и обращаться к Промыслу Божию — это тоже не применяла почти, и многие ситуации повисали в воздухе неразрешенными, так как свои силы не помогали, и во многих ситуациях я не видела руки Господней по неверию.

Понадобилось бы педсобытия, особенно лоно отношений, и я помнила о педсобытии, но не применила, сразу стала строго относиться к детям и наказывать, не войдя в доверие и поэтому в начале смены у нас не было дружбы.

Что из учений подтвердилось, открылось по-новому благодаря опыту?

Открылись дети в образе Божием — увидела многие добродетели и могла их отличать (одну от другой) благодарна учению о добродетелях.

Что из содержания доклада вошло в служение? Какие результаты?

Применяла всепобедительнейшие мысли, хотя, теперь сознаю, иногда я их боялась и отпугивала, потому что пришлось бы себя бороть. Эти мысли весьма жестокое действие производят на самолюбие и самоугодие. Они заставляли меня время от времени жить заново, решительно хранить дух ревности и жить по-христиански. Память Божия была какая-то механическая, и я до сих пор в поиске истока этой памяти.

Выводы из работы по отчету

Важнейшие мысли, которые я выношу из работы над отчетом.

— Сейчас я пришла к выводу, что я часто игнорирую веление совести или иду по совести, но делаю вполсилы, не до конца. То же было на поселении — делала очень многое вполсилы, а многое вовсе не по-христиански, не по принципу: живи сейчас в полную меру, не откладывай на потом решение проблем и не говори себе: «Ничего страшного, если я сейчас допущу эту слабость» — это принцип жизни по совести. Мне необходимо трудиться над этой инертностью, преодолевать ее.

  • Пришла к выводу, что к поселению надо готовиться весь год и к праздникам тоже;
  • В поселении анализировать день и готовить следующий.
  • ОПС надо проводить в начале, в середине и в конце смены для поддержания и ободрения устроителей;
  • Важно в детях видеть искру Божию и именно ее раздувать;
  • Идти от любви к детям, а не от одной дисциплины.

Над чем тебе нужно трудиться в ближайший год? Что развивать, что преодолевать?

  • Чаще участвовать в Таинствах, так как через них Господь дает возможность более чисто жить.
  • Труд над качеством молитвы.
  • Слышать совесть и по ней поступать.
  • С людьми стараться быть в единодушии и дружелюбии.

Как ты знаешь, что потребность этого труда — не вспышка на один миг?

Потребность труда у меня все время есть, но я не всегда могла ее исполнить.

Каких знаний тебе недостает для последующих служений?

  • Живых рассказов о воспитании детей (книга, общение, чтение отчетов), о выходах из трудных ситуаций.
  • Как проводить советы смены.
  • «Общаться с ребенком как?»
  • Почитать Пестова.
  • «Этапы нравственного развития».
  • Что-нибудь интересное про детей. Например, как ребенок хотел завести дома слона, и что отец при этом сказал.

С какими людьми ради каких оснований тебе нужно пожить вместе («С преподобными преподобен будеши»)?

После поселения у меня была идея пожить с Евгенией Юрьевной, Надеждой Владимировной — у них много опыта в проведении поселений.

С моими сестрами из класса — они все замечательные, у них у всех есть чему поучиться.

Да и у любой сестры из училища можно много перенять — у каждой свое.

А вообще я хотела бы провести еще одну смену.

Богу нашему слава всегда, ныне и присно и во веки веков. Аминь.