Отчет о летнем служении воспитателя детей

Елена Коваленко, 2004 г.

Положительная часть отчета

Цель: принять ребенка таким, какой он есть.

Задачи:

  1. Услышать ребенка.
  2. Не навредить.
  3. Радение о спасении ребенка.

Тема моего доклада — «Любовь как ответственность», где у меня были взяты шаги самоутверждения и чуткость к ближнему. Осуществить их в полноте помогли курсы сестер милосердия, где приходилось встречаться со своим падшим, преодолевать себя, прибегая к помощи Божией через самоукорение и мольбу о прощении и исправлении.

Приведу пример сидящего во мне тщеславия, когда во время служения в больнице встречалась с больными изо дня в день, искала их одобрения, и как было тяжело, когда меня не принимали радушно. Господь через конкретное обстоятельство и людей открывал всю или часть айсберга во мне сидящей страсти. Это особенно явно было, когда первое вдохновение прошло, свои силы закончились, и тут происходила встреча с собой, начался труд преодоления себя и самоотвержения. Увиделась своя расслабленность, так как жизнь в мире совсем иная, там за тебя и для тебя нет людей, радеющих о твоем спасении. Есть условия, где ты должен работать, а все остальное в твоих руках. А это задача жить, храня совесть и веру, не попускать расслаблениям, иначе водоворот суеты собьёт с ног. Это особенно чувствовалось, когда удавалось побывать здесь на поселении, в тишине благодатных трудов и молитвы. Но эта школа помогла мне и дала легкость души, тела и духа и свои какие-то трудности — это мелочь в сравнении с тем, какие бывают у людей, вчера еще живших беззаботно и радостно, а сегодня прикованных к постели и безпомощных. Меня это трезвило, а также упражняло, воспитывало в чуткости к ближним, это капелька, даже не глоток, показывающий вкус к милосердию, но даже эта капля показывает всю сидящую во мне эгоистичность, самолюбование и скудость в самопожертвовании.

Что касается служения на поселении, где я была воспитателем младенцев, то курсы мне дали легкость, решимость и не давали поддаваться своим мелочным хотениям.

В течение двух лет я была воспитателем девочек-подростков, а в этой смене я была с малышами, и почти все они мальчишки. Трудность была в том, что очень маленьких приходилось носить на руках. Одни с удовольствием слушали сказки, а постарше требовали рассказы. И получалось, что возьмешь одних в попечение, другие выпадают.

Понять ребенка мне помогла книга Ю. Б. Гиппенрейтер «Общаться с ребенком как?». В ней говорится: доказано, что потребность в любви, в принадлежности, то есть нужности другому, одна из фундаментальных человеческих потребностей. Её удовлетворение — необходимое условие нормального развития ребенка. Она удовлетворяется, когда вы сообщаете ребенку, что он вам дорог, нужен, важен, что он просто хороший. Такие сообщения содержатся в приветливых взглядах, ласковых прикосновениях, прямых словах: «Как хорошо, что ты у меня есть, у нас родился, я рада тебя видеть, мне хорошо, когда мы вместе».

Дети это очень чувствуют, дорог ты ему или нет. Мое внутреннее приятие ребенка.

И далее автор рассказывает главную причину, почему мы не можем безусловно принять «своего собственного ребенка — это настрой на воспитание. Как я буду его обнимать, если он еще не выучил уроки. Сначала дисциплина, а затем добрые отношения». Где же ошибка? Ошибка была в самом начале: дисциплина не до, а после установления добрых отношений и только на базе них. И еще, тон важнее слов, и если он резкий, сердитый или просто строгий, то вывод один: «Меня не любят, не принимают», ощущение себя плохим, не таким, несчастным.

Увиделось, что дети как бы боялись или стеснялись быть хорошими.

Применять к ним просто дисциплинарные, организационные приемы, не вслушиваясь в их нужду, их состояние вызывало отторжение, особенно у мальчиков десяти — двенадцати лет.

Я поняла, что важно не только вести детей к своей цели, а и то, чтобы они стали сродни им.

Трудность была в принятии ребенка таким, какой он есть, не цеплялась своим худым за его худое, и совет Светланы Николаевны помог мне в этом: «Воспринимай их худости как болезнь».

А второй способ — это принимать их с таким расположением сердца, как если бы видел перед собой самого дорогого человека «Это чувство излей на ребенка до появления других слов и вопросов. Хорошо, если вы продолжите эту встречу в том же духе в течение еще нескольких минут. Не бойтесь „испортить“ его в течение этих минут, это совершенно немыслимо».

Во всех детях чувствуется какая-то недолюбленность, выраженная в страхе остаться без мамы, замкнутость на себя. Драчливость, если чего-то хочется, то легче кулаками, чем просить, еще увиделась их леность: легче сидеть и ничего не делать, игры, рыбалка не радовали таких детей десяти — двенадцати лет.

Разумение себя и своего служения

  1. Что тобою движет в служении?
    До последнего времени у меня внутренне не было цели быть педагогом, не было веры в себя.
    1. В представлениях о своем служении я не брала в труд весь опыт и навыки, как не мне нужное и поэтому в служении большею частью шла от души с минимальным использованием обретенного багажа.
    2. Чувство служения (чувство себя или чувство подопечных).
      Как я понимаю, был труд в слушании детей, но здесь меня перекрывало чувство самолюбования, не в самом служении, а потом, когда получался какой-то плод, то есть всю похвалу я присваивала себе, а не Господу;
    3. Деятельное осуществление (из чего оно исходит)?
      Из чего осуществлялось реальное служение?
      До последнего не было уверенности, какие дети у меня будут. Подростки, девочки, мальчики, про малышей я вообще не думала.
      Эта смена была встречей с детьми от года до двенадцати лет, и большей частью это мальчики.
      Здесь в служении мне помогали советы и образ служения моего куратора Юлии Александровны, знание, как вести беседы, умение проводить игры, скорого плана, опыта, который у меня обрелся на праздниках нашей общины в общении с ее детьми — это дало мне уверенность и открытость с малышами; было чаяние о спасении душ, но это появилось, когда произошло хоть какое-то лоно отношений, когда ребенок, доверяя тебе, идет за тобой. Но здесь у меня была большая ошибка, когда мама млад. Романа четырех лет Ирина Александровна, не доверяя нам как воспитателям, противопоставляла нам своего ребенка. Я за это зацепилась и оставила Романа без всякого попечения или имела просто холодное попечение о нем, не участвуя в нем душой. Это мой грех, Господи, прости меня.
      Из этого складывается мой полноценный образ? До этого времени я ощущала себя, «как собака на привязи», то есть не знала, будет ли во мне нужда кому-то. А теперь я знаю, что пусть во мне недостает многого, но я буду трудиться из всех сил, и еще очень важно, когда кто-то в тебя верит, верит авансом, и ты уже ради этого готов на все трудности. В служении шла из чувств долга и ответственности.
  2. Умеешь ли ты выделять угодные и неугодные Богу действия твоего служения? Чем ты это знаешь — рассудочным знанием, совестью, верой?
    Как я думаю, чувством совести, а рассудочные знания помогают разобраться, какое основание и грех проявился в этот момент.
  3. Умеешь ли закреплять свои угодные Богу действия?
    1. В памяти — да.
    2. В чувствах долга — только сознаю важность, серьезность закрепления. Это действие — хождение по канавке с детьми.
    3. В вере, что Господь и Матерь Божия не оставит их без своего покрова и защиты.
  4. В каких действиях, поступках, событиях служения ты был нечестным, неискренним, неправдивым? Как это знаешь?
    Это то время, когда дети находились с родителями. Меня удерживало быть с детьми то, что они должны быть с родителями.
  5. Насколько в своем служении (в каких именно действиях, поступках, событиях) ты действовал из духовных, нравственных и церковно-профессиональных оснований? Какими основаниями ты был в других действиях?
    Это служение на клиросе, а также, когда мы ходили походом в храм Святого Никиты исповедника на богослужение, где чувствую церковно-профессиональное и нравственное основание, пребывая в этих событиях. А также беседы с детьми перед вечерним правилом, чтение Евангелие помогало выводить детей хоть на минимальный уровень духовного.
  6. Как менялись взрослые и дети при твоих действиях, поступках, поведении
    1. Когда ты действовал от угодных Богу оснований?
      Это был вопль к Богу о помощи, когда дети пришли на правило, а вели себя, как бесноватые.
      Тут была скорбь за них, и тогда Господь подал слова, которые привели Гошу, Данила, Володю в трезвение:
      — Если вы не хотите молиться, не надо, Господь всех любит, но Он никого насильно не тащит за Собой, не хотите, как хотите, хочешь жить без Бога, пожалуйста, Он отойдет в сторону.
      Тогда только они присмирели, и стало возможно молиться.
    2. От не угодных Богу оснований?
      Это случай с Павликом трех лет, когда он кинул совок, поленясь подойти и дать его в руки. Это действие привело меня в замешательство и проявилось мое самолюбивое основание, благо, что быстро отлегло и не захватило. Он заметил, что поступил нехорошо, бежит ко мне: приму я его или нет.

Опиши реальное людей

Наиболее характерные проявления самостоятельности и, напротив, несамостоятельности в действиях, поступках, поведении, в событиях, в областях жизни. В чем эта самостоятельность свободна, в чем — нет, чем тогда она перехвачена, увлечена. Когда она разумна, когда — нет?

Это Паша, когда сам захотел пойти на крестный ход, шел молча, неся икону, хотя была уже ночь, видна была естественность в этой самостоятельности. И когда мы впустили маму и она, соскучившись, начала его хвалить и обнимать, он перешел в чувственность, и все обретение было частично потерянно. Поняла, что нам и мне нужно быть сдержанными в проявлениях своих чувств, а все успехи возносить с благодарностью Богу.

Чувственность перекрывает самостоятельность и разумность ребенка, его свободу.

Это было явно видно на Володе шести лет, где он боялся нарисовать рисунок, боясь, что его отругает бабушка. За него решались все вопросы, упреждалось каждое действие. И это не воспитывало его в хорошем, хотя он все о нем знал, а проявлялось в худостях, с каким-то удовольствием.

Ребенок не имеет стержня, когда его чересчур, опекают. Это было видно, когда он общался с бабушкой.

Выводы

  1. Важнейшие мысли, которые ты выносишь из работы над опытом.
    Это то, что чувственность перекрывает в ближнем разумность, самостоятельность, жизненность, как и во мне самой.
    Брать в жизнь все, что дается в училище, как для воспитания ближних, так и себя.
  2. Над чем нужно трудиться в ближайший год? Что развивать, что преодолевать?
    Над разумностью, набираться мастерства, преодолевая чувственность, но возрастая в чуткости к ближнему.
  3. Каких знаний тебе недостает для последующих служений?
    Практически; как ребенка вывести на разумение себя (Марина Юрьевна) как привить детям, чтобы старшие имели попечение у младших (Екатерина Таптыковна), разные события с подростками (Алексей Викторович) события, воспитующие сердце в милосердии (Светлана Николаевна).

Богу нашему слава!