Что надо знать о поминальной трапезе

Поминовение усопших в поминальные дни обычно сопровождается поминальной трапезой. Этот добрый обычай имеет основание в Церковном Устав, который трапезу поставляет в непосредственную связь с Богослужением.

Обычно перед поминальной трапезой совершается заупокойная лития. Если панихиды в храме не было, тогда она совершается перед трапезой, а лития читается по ее завершении. Самая трапеза начинается вкушением принесенной из храма освященной кутии.

Кутия — варенные зерна пшеницы или (риса), услажденные медом (или изюмом) — это своего рода малая трапеза в память усопших. По толкованию святых отцов, кутия имеет и символическое духовное значение — «человек, как семя… полагаемый в землю… опять восстанет Божественною силою и, как бы прозябший приведен будет ко Христу живым и совершенным (Симеон Солунский).

Мед знаменует сладость вечного блаженства праведников.

По обычаю, в Средней России принято подавать на поминках блины и кисель.

Если поминальная трапеза совершается в постный день, то стол должен быть постным.

Недопустимо ставить на стол и даже под иконы яства или напитки как бы для умерших. Это языческий обычай. Им оскверняется вера в отделение Души Богу. Попечение о душе — молитва — перемешивается с попечением о теле. Апостольские правила запрещают употребление вина и тем более крепких спиртных напитков на поминальных обедах. По слову св. Иоанна Златоуста, тот, кто поминает усопшего винопитием, ходатайствует не об избавлении от мук души усопшего, а об умножения ему огня геенского. Душа усопшего отягощается грехом пьянства и пьяного настроения участников помина.

Пищу на поминальной трапезе вкушай молча, творя в уме молитву о упокоении души представившегося.