Августовский семинар по Детскому празднику

В 2014 году 17-й Августовский педсовет работал в форме методической секции с обучающим семинаром «Детский Рождественский и Пасхальный праздник в светской школе».

По традиции пятое число день заезда и шестого августа служился молебен на начало «всякого доброго дела». Потом побежали дни семинара — дни непрерывного празднования, когда каждый участник заложенное содержанием праздника переживает, как свою жизнь.

За шесть дней мы узнали: порядок устроения Детского праздника; затем пережили опыт участия в празднике, после которого изучение методики проведения и смыслов каждого праздничного действия получилось так живо, словно мы второй раз и по-новому потрудились в празднике. Затем было составление схемы и содержательные наполнения Рождественского и Пасхального праздников, методика проведения хороводов, игр и детского рисунка.

Всю вторую половину семинара его участники самостоятельно подготовили и провели своими силами детский праздник.

Среди приезжих на семинар были устроители воскресных школ, преподаватель музыки в православных гимназиях, методисты, учительница начальной школы.

В первый день мы рассмотрели детский праздник, как он устраивается в современных общеобразовательных и воскресных школах. Праздник в наше время — это сцена и зрители, выступление одних и зрелище для других. Чем талантливее выступают и увлекательнее живут одни на сцене, тем живее откликаются другие, переживая происходящее эмоционально, но не деятельно. Успех праздника достигается побуждением зрителя к ярким эмоциям. Много радости переживают и те, кто живет на сцене. Вместе с выступлением в атмосфере успеха, при дружных аплодисментах, в восторженных отзывах зрителей собирание их одобрений за успех дела, вместе с тем это и радость от самих себя.

За кулисами детей, выступивших на праздничном концерте или спектакле, встречают родители, друзья и хвалят, и одобряют, и гордятся ими. Ребенок счастлив, что все видят и признают его успех. Он гордится, тщеславится и возрастает в тонком или грубом самолюбии, видимом сразу или спустя месяцы, годы. Таков дух времени и победа этого духа сегодня во вседневном и всепроникающем торжестве зрелищ, которые стали источником радости и бодрости жизни.

И это с обеих сторон, как со стороны тех, кто выступает на сцене, на экране, позирует на фотографиях, так и со стороны тех, кто все это смотрит. Такая вот всеохватывающая стихия духа мира.

Но может ли быть что-либо иное, иная радость, иное пребывание людей друг с другом, иной дух, иной характер празднования? Да, могут быть.

В Свято-Сергиевском училище православной катехизации и церковной педагогики многие годы Рождественские и Пасхальные праздникидля светской школы проводят по-другому, чем везде принято.

Праздник — не зрелище, но празднование, когда каждый участвует вдругом и каждое задание праздника делают сообща. Есть в празднике игры, есть хороводы. В них участвуют все — и взрослые и дети. Как элемент, в празднике может быть сценка, спектакль на семь-десять минут, есть нравственный рассказ, который один из взрослых устроителей рассказывает, а все слушают.

Но и сценка, и спектакль, и рассказ — не только зрелище. Это призыв на искренний разговор о том, что увидели, что услышали. Сначала — чтобы уяснить, о чем была сценка, о чем был рассказ, а затем — чтобы увидеть себя и всех нас в своей собственной жизни, когда и с кем мы поступаем подобным образом. Два или три раза собираются группы по 5 — 7 человек в ходе праздника, чтобы выполнить эту работу. Но не в ответах на вопросы суть работы, а во встрече друг с другом, в общении, в знакомстве. В эту сторону ведут разговор в детских группах взрослые устроители праздника.

В таком праздновании нет зрителей, нет наблюдателей. Потому что устроители — воспитатели и участники — дети живут одной общей жизнью, одной большой семьей. Иногда из любопытства приходили к нам родители и учителя. Если они оставались только зрителями, им становилось скоро скучно. В первые годы по своей неопытности мы соглашались с их присутствием на детском празднике. От этого проигрывали все. Кроме того, что они были сами пассивны и скучали, дети, оглядываясь на них, смущались и не могли свободно слушать, говорить, играть, петь. Теперь мы либо вовлекаем гостей в сам праздник, либо просим подождать в коридоре. Люди не обижаются.

Так в уяснении двух подходов в устроении детских праздников прошел первый день семинара.

На второй день мы, устроители семинара, провели со всеми его участниками праздник, который назывался «Встреча с детством». Провели, чтобы у каждого появился личный опыт празднования. Результат превзошел все ожидания. Событие оказалось не просто интересным, но жизнеутверждающим и полным открытий… Невозможно было удержаться от впечатлений. Делились все, продолжая оставаться в жизни праздника, удивляясь пережитому, радуясь друг другу.

— Так вот почему дети любят играть…

— Но и вот почему дети не умеют играть…

— Так вот почему дети любят слушать жизненные истории…

— Надо же, до сегодня я никогда не задумывалась над талантами своих родителей…

— Теперь только вдруг открыла, за что дети любят своих родителей, за что и каких любят учителей.

— Оказывается, мы все любим петь детские песни, а их так много…

— И хороводы водить, мы в детстве не водили почти, значит ущерб… надо бы это восполнить теперь с детьми.

— Поразительно, мы молча рисовали, только переглядываясь глазами, целых 30 минут — шестеро — один рисунок. Дети тоже так?

— Да, конечно, и дети так. Их тоже трудно оторвать от совместного рисования, очень увлекаются.

Когда на следующий день мы занялись изучением методики каждого действия, получился многочасовой предметный разговор о каждом из них.

Если бы не было личного опыта празднования, разговор о методике был бы сухим, а порой и скучным. Но был живой праздник. Были открытия, была у каждого потребность устроить дома подобное. Поэтому так вдумчиво спрашивали, так серьезно обсуждали. По схеме праздника первой ступени, если его проводить в общеобразовательной школе, получается 15 динамично устроенных действий:

  • Гонцы зовут на праздник за 4 — 7 дней до него.
  • Гонцы в день праздника перед его началом приводят детей из классов в празднично украшенный зал.
  • Звучит песенная перекличка классов, хором произносятся девизы. В празднике одновременно могут участвовать 2 — 4 класса.
  • Затем приветственное слово ведущих.
  • Разучивание песен и приглашение в хоровод.
  • Общение в группах, знакомство друг с другом и темой праздника.
  • «Ступенчатая» песня.
  • Появление гостя (гостьи). Нравственный рассказ (сценка).
  • Затем общий для группы (5 — 7) человек рисунок.
  • По окончании — показ рисунков.
  • Потом игры.
  • Хороводы «змейкой», «ручеек».
  • Дети возвращаются вновь на исходные позиции: по классам.
  • Прощальное слово ведущих.
  • Прощальная песня и те же гонцы детей уводят из зала в свои классы.

Есть между всеми действиями последовательность эмоциональная, нравственно-смысловая, деятельно-подвижная. Все три последовательности дают цельность и единство празднику, наполняют его празднованием, т. е. жизнью вместе и сообща.

При этом каждое действие имеет также кроме общего и собственный смысл и цель. Например, знакомство с детьми в группе. Оно имеет три вида общения, которыми надо владеть воспитателю- устроителю. Первый, самый поверхностный — просто «пообщаться», «перекинуться» парочкой-тройкой слов — и уже «свои». Второй — глубже: познакомиться: и как зовут, и с кем живешь, и что любишь, и твое любимое занятие… А вот третий — «встреча» самый глубокий, когда жизнь другого становится твоей собственной жизнью. И чем глубже и искренне ты сам или другой живет, тем глубже его и твоя жизнь. Вместе со знакомством друг с другом нужно познакомиться и с праздником Рождества Христова или Пасхи. Для детей такое общение естественно, живо, притягательно и радостно.

При подготовке к празднику за 4 — 7 дней до него гонцы дают детям задание спросить у родителей или старших сестер-братьев, как они готовились к его собственному рождению. А затем уже на самом празднике детям задают вопрос без подготовки: «Как в вашей семье теперь готовятся к Рождеству Младенца-Христа».

Надо сказать, что содержание каждого праздника разрабатывается особо. Схема праздника задает последовательность действий, а наполнение их меняется из года в год. В таком движении праздников задается развитие и устроителям и детям, которые проходят за первые четыре школьных года восемь праздников первой ступени — полностью заданный от устроителей праздник.

Пятые-шестые классы уже можно вводить во вторую ступень — праздник, заданный частично, в котором уже есть и творчество самих детей — в 11 — 12 лет они более свободны и хорошо ориентируются в празднике. Они умеют общаться, слушать, играть по правилам, мириться и просить прощения, петь в хороводах и «ручейках», и много еще чего уже умеют делать в празднике. Так в углубленной работе над каждым действием из пятнадцати прошел третий день семинара.

Весь четвертый день ушел на составление схемы и содержательного наполнения Рождественского и Пасхального праздника на 2014 — 2015 учебный год. Ставилась задача увезти домой с семинара две готовые разработки праздника.

На пятый день приезжие держали экзамен. Им нужно было теперь уже самостоятельно приготовить и провести детский праздник с нами, т. е. устроителями семинара и всеми свободными жителями Отрады — взрослыми и детьми разного возраста.

В ходе семинара состоялось две беседы с протоиереем Анатолием Гармаевым. В них он раскрыл праздник как событие уклада, т. е. жизни в ладных отношениях между воспитателями, родителями и детьми — сверстниками и между разновозрастными детьми. Праздник — это событие, в котором каждая из сторон активно осваивает лад, учится его искать, затем быть в нем, т. е. в ладу, и далее хранить лад как в празднике, так и особенно между ними в буднях жизни.

Особо говорил отец Анатолий о религиозно-церковном укладе и в нем значении церковного празднования, как обращения к боготварной личности друг друга, как исполнения завета Христа, данного нам всем: «По тому узнают вас, что вы Мои ученики, какую любовь будете иметь между собою». (

Вторая беседа, вопросно-ответная во второй части осветила много из того, что мы в современной стихии жизни не замечаем и не подозреваем того нравственного задела и богатства, которые не востребованы в нашем общении, не заданы в развитии современного человека и потому образ жизни сегодня явственнее начинает быть вне укладным, где живое ладное общение людей заменяется экраном, интернет-контактом или форумом, концертом, спектаклем.

Праздник как празднование, как часть уклада, вытеснен из жизни. Он не совпадает с нею ни темпом, ни ритмом. Но это значит, что из жизни ушла жизнь. Та настоящая, которая делает людей, детей чистыми, едиными, верными.

Беседа звала идти к детям в настоящий праздник, идти вместе с ними от праздника в праздник, от одной ступени нравственного развития к другой, от душевного к духовному, от одного события жизни к другому. Детский праздник предваряет праздник семейный. Дальше идут праздники в день рождения, когда поздравляют не сына-дочь, а родителей с рождением сына-дочери, потому что это их праздник, их радость. А дети в этот день стараются послужить, подарить, приготовить угощение, и так устроить день, вечер, чтобы по-новому встретиться друг с другом, узнать заново, полюбить друг друга. Другие праздники — проводы в армию, свадьба, крестины, именины. И везде — не только праздник, но празднование, не только радость, но заново знакомство, общение, встреча.

Детские же праздники в школе с возрастанием детей прямо обращаются к их гражданскому призванию. Тема Родины, Отечества, верности, школьного сообщества, классного единства в средних и старших классах может звучать все более явственно.

Итоговое занятие семинара было посвящено углублению и развитию Детского праздника.

Августовский педсовет в православной Отраде всегда проходит в укладе церковной общины. Это богослужения, общие трапезы с их молитвой и в обед с чтением житий святых, и беседой батюшки об услышанном в чтении; ужин, который завершается песенным вечером: вечер детской песни, вечер духовной песни, вечер народной песни.

Девятого августа наши гости в день святого великомученика Пантелеимона подготовили и во время обеда прославили святого.

Всякое доброе дело заканчивается благодарением Господу. После благодарственного молебна участники семинара разъехались по домам. Они увезли с собой тепло встреч с жителями православной Отрады, радость и глубину жизни в празднике и вместе с разработкой Рождественского и Пасхального праздника чаяние по-новому на местах устроенной жизни с детьми.

Секретарь Августовского педсовета Оринчай О. П.