Отрада Православная

Труды Великого Поста

Не
объясняйся
Не
пререкайся
Не укоряй Кротость
Прости Отдай
свое, себя
Уступи Смирение
Утешь Сделай за другого Устрой Любовь
Вместе Сообща Едино
Лад Уклад

Скачать таблицу в формате Word

Церковь в Евангелии упреждает, наставляет и зовет: «Научитесь от Меня, — говорит Господь, — ибо Я кроток и смирен сердцем». Значит тогда от этого сердца, смиренного, от этого характера кроткого, в котором происходит действительно стяжание Духа Святаго и будьте между собою. Не торопитесь отвечать, как бы вас не задели и не пытались задеть. Не торопитесь реагировать, как бы на вас не наехали. Не торопитесь тут же вступать в ответную брань. Прежде, чем отвечать — услышьте дыхание Святаго Духа на сердце вашем.

И это наставление евангельское. Важнейшее из важнейших наставлений. Если ты его услышишь, то ты станешь другой человек, ты начнешь становиться христианином. И тогда те правила, которые мы пытаемся сейчас осваивать, они станут насущной твоей практикой жизни: не объясняйся, не пререкайся, не укоряй.

А что же делать в ответ, если я кроме этого ничего другого не знаю? Мне говорят: «Ты что тут наделала?» А я давай объясняться. Мне говорят: «Ах, ты такая-сякая», а я давай в ответ пререкаться. Мне говорят: «Да знать тебя не хочу», а я давай его укорять. Это нам свойственно. Ты усвой это правило — не надо этого всего делать. Что бы с тобой ни происходило, как бы по отношению к тебе люди и ближние, тем более, ни обращались — не объясняйся, не пререкайся, не укоряй.

И однажды ты вдруг сообразишь: но ведь это же невозможно без кротости сделать? Так об этом и речь. Чтобы ты, кротости ища, эти упражнения выполнял. А второе правило? Прости, отдай, уступи. Ну ни в какую. У тебя такой характер. Простить, да это такое, ты будешь годами лучше носить какое-нибудь злопамятство — нежели прощать. Уступить — да с чего ради, да какое право она имеет? Почему я должна или я должен ему и ей уступать?

А, тем не менее, правило — уступи. А еще плюс — отдай. Да что ж это такое, как это — отдай, это же мое последнее. Нет, правило — отдай. Просят, требуют — отдай. Да-ка же так можно? И вдруг однажды ты вдруг сообразишь: чтобы исполнить это правило, ничем другим нельзя его, кроме как если ты начнешь искать смирения и, наконец, смирением ты всё это сделаешь.

Если в тебе будет смирение, то ты простишь. Если ты смирением исполнилась, ты отдашь. И если ты смиренный человек — то ты уступишь. Смирение это терпит. Оказывается, это правило для того, чтобы смирение обрести. «...ибо Я кроток и смирен сердцем», — говорит Господь.

А у нас же еще и третье правило: утешь, сделай за него, хотя это он должен делать. Нет, ты возьми, сделай. Ну что ты ругаешься с ним, что ты укоряешь его, ты возьми да сделай. И, наконец, еще и третье, еще и устрой его жизнь. Как это его жизнь? Да он должен был мою жизнь устраивать. Нет, ты устрой. И вдруг однажды ты смекнешь, и сообразишь, вдруг придет тебе на сердце. Оказывается, чтобы исполнить это правило, утешь, сделай, устрой — надо иметь любовь. Значит это правило к любви. И без любви это правило действительно невозможно исполнить.

Мы уже три года трудимся, казалось бы, над этими тремя правилами. Или можно наоборот сказать: три года я вам уже говорю об этих правилах, а вы — в одно ухо вошло, в другое вышло. И продолжаете жить мимо этих правил. И объясняться, и пререкаться, и укорять, и не прощать, и не уступать, и не отдавать, и не утешать. Тем более, он меня обидел, что я пойду его утешать? И не делать вместо него, потому что это его дела, его обязанности, это его черед.

И тем более, не устраивать ему жизнь. Как этому пьянице устраивать его жизнь? Да не буду я ему женою, иди, валяйся. Вот порог, вот твои вещи — всё за порогом. Больше домой не приходи. И рассталась. Не хочу устраивать его жизнь. Он мою жизнь всю вымотал.

Да, если от себя, то да, это так и будет если идти только собою, то откуда взять силы? Собою, это же значит, своим естеством, но оно у нас падшее. Всё повреждено самолюбием, самоугодием, гордостью, самомнением. Откуда же здесь силы взять?

И только если ты верующий, если ты действительно хочешь быть Божьим, то ты начнешь искать, будешь искать и обретешь, ибо даст Господь Свою, Божественную Любовь. Ту Любовь, которая чиста, которая имеет силы это правило выполнять. И утешить, хотя, казалось бы, невозможно идти к нему. А, тем не менее, ты пойдешь. От себя невозможно, а по-Божьи — можно. И устроишь, и сделаешь за него. Оказывается, это правило к любви. Это не просто к нашей естественной любви, тем более не к страстной, а Любви Божьей.

Положите себе на сердце: прежде, чем отвечать — возжелайте Духа Святаго. И когда придет благодать на сердце, тогда уже из этого благодатного, блаженного устроения своего, настроения своего, говорите те слова, которые не от вас будут, а придут от Духа Святаго. И то будет Его Божественная премудрость. И не только те, которые там будут потом испытывать, стращать и пытать и мучить, но и сегодня ближние наши не смогут устоять против этих слов. Ибо они будут не только верны, точны к ним, но они будут исполнены еще и любви, кротости, смирения, а значит, благодати и силы Божьей. Благодати — значит силы Божьей. Но ведь это надо обретать сейчас. Услышьте слова Евангелия. Аминь.

Из проповеди прот. Анатолия Гармаева от 7 декабря 2015 г. «Не торопитесь отвечать».