ТРЕТИЙ Августовский педсовет 2000 года

Направления работы Педсовета:

  • Подготовка и переподготовка православных педагогов и преподавателей Закона Божия.
  • Устроение учебного дела в Церкви.
  • Устроение воскресной школы.

На Педсовете обсуждались следующие темы:

  • основы устроения воспитательного и образовательного дела;
  • духовное образование и воспитание церковных педагогов и пастырей в учебном учреждении;
  • нравственное воспитание и образование (педагогическое мастерство);
  • организация образовательного дела;
  • воскресная школа, ее возможности, нынешнее состояние, нужды;
  • концепция единого церковного образования;
  • организационные, юридические и экономические вопросы.

Из 39 приехавших на Педсовет — 6 священников и 17 педагогов, бывших и на первом, и на втором педсовете. Больше всего педсовет занимался устроением учебного дела в Церкви. Пленарные доклады, экспертные советы, «Горницы», круглые столы, 3–4 «огонька» каждый вечер — все на одну эту тему. Согласились с приглашением на вечерний «огонек» «Воскресная школа на приходе» всего 4 человека, и он состоялся, был настолько живым, что многие влились в их сообщество с тех «огоньков», которые уже закончились. Рассказывают трое участников из киевской гимназии: «Закончился наш „огонек“. Возвращаемся из библиотеки, где собиралась наша группа из 9 человек, глядим — свет в трапезной, постояли под окнами: через тюлевые занавески видно хорошо, а слышно плохо. Зашли и остались. Закончился этот „огонек“ в первом часу ночи. Читали вечернее правило в трапезной 22 человека».

Из папки материалов 3-го Августовского педсовета приведем такой документ:

ОСНОВАНИЕ УСТРОЕНИЯ УЧЕБНОГО ДЕЛА

  1. Что есть дело?
    Не всякое дело есть дело. Важность определения для себя дела. Нужно помнить слова Господни: «По путям твоим и делам твоим будут судить тебя, говорит Господь Бог» (Иез. 24, 14). Без делателя нет дела. Делатель сознает существо дела и выстраивает по нему свое дело. Четыре уровня существа дела: от сознания, от страстей, от сил души, от Духа Божия.
  2. Что значит учебное дело?
    Учить — довести человека до способности так делать, так жить, как это умеет учитель. Прежде нужно пробудить в ученике желание учиться, потом задать труд и научить его сознавать себя. При этом ученику должно всегда быть в чувстве благодарности воспитателю, учителю, родителям, Богу.
  3. Что есть устроение учебного дела?
    Пять условий (уровней) устроения учебного дела:
    Дисциплинарный — это распорядок жизни школы, правила поведения и т. д. Особое значение дисциплины в Православии, четыре причины падения дисциплины в православных школах.
    Организационный — это обязанности каждого участника учебного дела и организация учебного процесса.
    Содержательный — это содержание, по которому развивается в ребёнке его тело, эмоциональность, способности, силы души и дух ребёнка, а также те условия, которые предъявляет жизнь.
    Нравственный — значение и действия по силам души ребёнка. Характеристика сил души. Каждая сила имеет свое существо и энергию. Силы души: творческая, нравственная, деятельная, созерцательная, сила почитания, сила жизнелюбия, попечительная, разумная и сила любви.
    Основание есть то, что определяет жизнь, дает ей содержание, становится или является причиной, источником энергии. «Никто не может положить другого основания, кроме положенного, которое есть Иисус Христос» (1 Кор. 3, 11). Вся аскетика есть борьба за это основание против собственного падшего человека. Не зная этого, учебное дело строят на интересе, гордости, тщеславии, жажде развития по способностям.
    Разность детей по основаниям. Разность потребностей возраста по основаниям.

Доклады на пленарных заседаниях:

  • «Праздники „Страны Детства“» — А. Акжигитова.
  • «Детский православный лагерь „Страна Детства“» — А. Седов.
  • «Нравственное воспитание детей в летнем православном поселении» — С. П. Попов.
  • «Работа воспитателя детской семейки в детском летнем поселении» — А. Седов.
  • «Критерии поступающего, учащегося и выпускника воскресной школы» — А. Храмова.
  • «Основания и основы устроения воскресной школы» — М. Афанасьева.
  • «Требования к законоучителю и преподавателю воскресной школы» — иерей А. Гармаев.
  • «Нравственное воспитание студентов в епархиальном училище православной катехизации и церковной педагогики» — Л. Попова.
  • «Семейное поселение, как помощь в воцерковлении» — Р. Рахматуллина.
  • «Внутренние причины двух направлений устроения учебного дела» — иерей А. Гармаев.