ДЕСЯТЫЙ Августовский педсовет 2007 года

С 6 по 12 августа 2007 г. благословлением архимандрита Иоанна (Экономцева), председателя синодального Отдела религиозного образования и катехизации, и митрополита Волгоградского и Камышинского Германа собрался очередной десятый Августовский педсовет, внутригодичная секция Московских международных Рождественских чтений. Он был весь посвящен «Программе целостного воспитания и воцерковления» на базе пяти направлений:

  • духовно-нравственное воспитание «Истоки»,
  • воспитание личности на основе Отечественного языка,
  • основы православной культуры,
  • приходская катехизация в Церкви,
  • общинноучительный трудовой уклад.

Содержание единой программы сильно укрепилось участием иерея Алексия Сысоева (г. Москва) и прот. Александра Зелененко, председателя отдела религиозного образования и катехизации Санкт-Петербургской епархии.

Наглядным и убедительным дополнением к программе «Истоки» были мастер-классы, проведенные с участниками педсовета и с детьми общины Мариной Юрьевной Дудкиной, преподавателем пос. Новоленское Волгоградской области, более десяти лет ведущей и разрабатывающей уроки по этой программе в начальной школе. Участвовало в Педсовете 50 человек из разных епархий, Киева и Минска. Среди них 12 священников.

Сопредседателям педсовета как всегда были иерей Игорь Киреев (г. Москва) и протоиерей Анатолий Гармаев (г. Волгоград).

Еще до Педсовета выстроилась очевидная последовательность освоения детьми и взрослыми каждой из программ независимо от того, в светской или церковной школе будут происходить занятия по ним.

Кратко раскроем содержание каждой из пяти программ.

ПРОГРАММА «ИСТОКИ»

В основу программы целостного воспитания всеми руководителями программ единодушно были положены «Истоки». В ней с дошкольного возраста по 11 класс в детях формируется стержневая ценностная основа личности. Программа построена так, что в ее освоении живое участие принимают дети, учителя и родители детей. Занятия обращают каждого человека к своим истокам — к родному очагу, Отечеству, нравственным качествам и свойствам (верность, мудрость, трудолюбие — до 80 наименований) духовным добродетелям (вера, надежда, любовь, софия).

Обращают не в отношении к ним как к знаниям, что происходит и в обычной современной школе, а как к истоку жизненности творческого деятельного начала, откуда человек черпает силы и возможности созидательно входить в жизнь, усваивая социокультурный опыт своих сверстников, родителей, своего рода, Отечества.

По ступеням классов с первого по одиннадцатый дети вместе со взрослыми идут к ценностям истоков и ценностям внешнего мира (родной очаг, родные просторы, труд земной), внутреннего мира (труд души, вера, надежда, любовь, премудрость), потом к истокам русских традиций (образа, слова, дела, праздника). В старших классах выходят к истокам Отечества (мудрость и память его, слово и образ Отечества, дело и подвиг) и к истокам творчества и т. д.

ВОСПИТАНИЕ ЛИЧНОСТИ НА ОСНОВЕ ОТЕЧЕСТВЕННОГО ЯЗЫКА

Обучение родному языку в отрыве от отечественного может быть чревато такими отрицательными последствиями, как патологическая внушаемость, чрезмерная зависимость от чужих мнений, хамство, оторванность от действительности и риск раздвоения личности.

Боле 10 лет идет разработка программы в гимназии «Гуманитарий». С 1 по 11 класс гимназисты учатся на каждом уроке всех предметов распознавать в словах, которые вводятся в речь, отечественные корни.

Оценка личностного роста является ключевой в школе. Ради ее повышения и совершается работа с языковой личностью. Поэтому перед учителями и воспитанниками поставлены задачи:

В поведении — прийти от неуправляемости и самоволия к послушанию.

В успеваемости — от возможного полного отсутствия интереса и невидения смысла к глубокому усвоению сути.

В личном росте — прийти от эгоцентризма к самоотдаче, безкорыстию и самопожертвованию.

Работа с языковой личностью «направлена на проникновение живого слова истины в сердце ребенка, чтобы оно не окаменело, но размягчилось и согрелось… и могло воспринимать не только слово человеческое, но и Божье слово…»

ОСНОВЫ ПРАВОСЛАВНОЙ КУЛЬТУРЫ

Много сделано за 10 лет: более десятка разработанных и рекомендованных курсов для всех возрастов школы; издано большое количество учебников, методических пособий; выданы сотни удостоверений на право преподавания курса в общеобразовательной школе; созданы инструктивные документы Министерства образования РФ, поддерживающие начинание. Каков же результат?

КАТЕХИЗИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ЦЕРКВИ

Обобщением опыта катехизаторской деятельности Церкви последних 15 лет является документ, который готовился для обсуждения и утверждения на Синоде Русской Православной Церкви.

Его цель — «констатировать состояние дел в области катехизации, оценить имеющийся опыт, поддержать все лучшее и продолжить адекватные меры по преодолению негативных тенденций, стать практической и теоретической базой для организации катехизации в наши дни».

Одно из важнейших назначений Положения — пробудить живое внимание верующих людей друг к другу, внимание одного прихода к другим приходам, одних делателей к другим ради доброго опыта жизни во Иисусе Христе.

ОБЩИННОУЧИТЕЛЬНЫЙ ТРУДОВОЙ УКЛАД

Община — это «общество особое, отдельное от всего мира, не сливающееся с ним» (прот. А. Шаргунов. «День Св. Троицы». — М., 2004, с. 43). Здесь общение святых, Христовой любовью живущих среди людей. В общине и через нее «осуществляется для каждого члена Церкви общение со всей Церковью» (Юбил. Архиерейский собор РПЦ).

Уклад — это порядок жизни, образующийся от любви, или просто порядок, образуемый любовью. Сюда входят традиции любви, обычаи любви, чин любви. Любовь творит отношения людей между собою. Разделение радости и горя, участие в ближнем, помощь ему, терпение, сочувствие, прощение, выручка, утешение, любое взаимообращение неповторимы в любви и непредсказуемы — ни в чувствах, какие придут, ни в словах, какие скажутся, ни в поступках, которые сделаются.

Почему трудовой уклад?

«Я думаю, — говорит прот. Анатолий Гармаев, — это одно из важнейших отличий жизни в миру от монастырской жизни… Если в монастыре преимуществует молитва, то в миру — труд, которые есть во Христе служение людям. В труде на благо ближних — начало общинности. Крепка община трудовыми семьями и трудовыми отношениями между ними. Труд истрезвляет человека. Благословленный труд верующего дает его духу свободу…»