Что такое жизнь и как должно жить

Составил по свв. Отцам еп. Иустин СПб, 1901 г., переиздано в 1994 г.

V.

Иисус Христос, будучи Солнцем, сияющим в душе, и Словом, в ней глаголющим, производит в ней внутреннюю новую жизнь. Из самых вод скорбей внутренних и внешних возникают живые и животворные дела любви, возрастают и умножаются; в тверди очищенного духа, в минуты восхищения, являются превыспренныя помышления.

VI.

Благодать и на мертвой прежде земле ветхаго чувственного, внешнего человека, час от часа более, полагает напечатление истинной жизни внутренней. И земные помыслы получают вышнее направление; и страсти проницаются Божественною любовию; а рабский страх очищается духом сыновней Богу покорности. Таким образом, весь человек возсозидается во образ Сына Божия и тогда совершенно в него вселяется, в нем живет, в нем владычествует, в нем покоится, его освящает Святый, во святых почивающий («Записки на книгу Бытия»).

Божественная благодать все это сделала над каждым христианином в первоначальных Таинствах — Крещении и Миропомазании. Начала возрождения каждому из нас даны; следовало бы каждому христианину развиваться по этим началам и постепенно возрастать в мужа совершенна, в меру возраста исполнения Христова, дабы образовать из себя новую тварь, совершеннаго Божия человека, готового на всякое доброе дело. Но, со стороны благодати Божией, возрождение наше сделано было над нами тогда, когда мы ничего еще не понимали, — в первом младенческом возрасте нашем: а родители и воспитатели наши, к величайшему нашему несчастию, не сказали нам, что с нами было сделано, не выяснили нам всей силы и значения нашего возрождения и не указали нам правил, руководствуясь которыми, мы постепенно сделались бы новою тварию. И вот мы, в совершенном неведении, жили сами по себе, да только то и делали, что грешили, имея самыя поверхностныя понятия о христианстве, и нагрешили так много, что сиявшая прежде в душе нашей печать дара Духа Святаго стала засыпанною в нас, как сором каким негодным, и не видно следов ея. — Наши небо и земля снова смешались, образовался хаос: нужны опять слезные воды, нужен Святый Дух, нужно слово Божие, нужен свет, нужна твердь, нужны светила и проч. для нашего возсоздания. Все это, по неизреченной милости Божией дается нам в новом возрождении, втором крещении, — в покаянии.

Поняв дух, силу, значение и требования христианства, чувствуем, что не так живем, как следовало христианам, — не христовы, не христиане, не новая тварь, а ветхая; чувствуем это и сознаем, что пора измениться, исправиться.