Катехизаторская деятельность Церкви

(Взгляд со стороны программы целостного воцерковления)

Прот. АНАТОЛИЙ Гармаев

Обобщением опыта катехизической деятельности Церкви последних пятнадцати лет является документ, который готовится для обсуждения и утверждения на Синоде Русской Православной Церкви. Это «Положение о катехизической деятельности Церкви». Его цель — «констатировать состояние дел в области катехизации, оценить имеющийся опыт, поддержать все лучшее и продолжить адекватные меры по преодолению негативных тенденций, стать практической и теоретической базой для организации катехизации в наши дни».

Известно, что не всякое плохое сразу оценивается человеком как плохое, но становится таким через открытие, познание хорошего. Так и здесь: неверное в катехизации открывается верному и верующему сердцу. Верность, потому что Он наш Творец, а вера — это отношения с Ним. Если катехизация — это возрождение, восстановление нашей веры и верности Христу, то чем дольше продлится время нашей религиозной свободы, тем явственнее будут видны два рода людей — одни, которые какими-то счастливыми обстоятельствами и благословениями Божиими с самого начала оказались на правильной стезе своего воцерковления, либо серьезно и практически трудились все эти годы над тем, чтобы следовать заветам святых отцов. Итог их работы — очищающаяся от греха возрастающая вера и верность Христу в Его Православной Церкви. Более того — способность исповедовать Его и следовать за Ним.

В то же время все более явственно будут проявляться другие люди, — уклонившиеся от Христа, от встречи с Ним и в итоге — от следования Ему и Его Церкви. Они из всей полноты жизни Церкви примут лишь часть, другую сократят или видоизменят ради своих немощей, а тем, что примут, пройдет время, тоже начнут тяготиться и оставлять, сокращать. И не только в богослужебной жизни, но и в повседневной, которая может так и остаться по характеру своему не христианской, светской. Такой итог на десятом, двадцатом году их церковной жизни будет в какой-то мере следствием катехизации. Так она была устроена, что в критические годы выбора жизненного пути — за Христом или за всеми — не дала нужных сил и опор.

Таким людям со временем осознать свое уклонение от Христа будет совсем не просто. Способность разумения себя, осознания своей жизни и жизненного пути не приходит сама собой. Требуется серьезный труд со стороны самого человека и искреннее желание встречи и общения со Христом. Но тогда встреч и общения с теми, кто живет верою и верностью Христу.

Естественно, что число людей, способных к труду над личной катехизацией, всегда было небольшим по сравнению с числом тех, кто шел по пути массового воцерковления. В итоге в массовом сознании складывается представление, что все, свойственное всеобщему воцерковлению, является нормой — мол, все так живут, все так делают. Сравните только цифры — число крестившихся в России и число приходящих хотя бы два раза в год на службу, в Рождество и Пасху, — разница большая. Число регулярно ходящих еще меньше. Среди них число, кто Великим постом не пропускает литургии Преждеосвященных Даров, совсем малое против тех, кто крестился. Не говоря уже о числе тех, кто осваивает внутренние делания — нравственное и духовное в сравнении с теми, кто живет внешней церковной жизнью. Разлет цифр будет от 100% до 0,1%, а то и 0,01%.

Чувство ложной нормы и в силу этого замкнутость в своем религиозно-душевном массовом сословии является тем опасным состоянием, о котором предупреждают все святые и особенно святители Игнатий Брянчанинов и Феофан Затворник. Выход из этой сословной замкнутости простой — обращение к опыту серьезно и давно воцерковляющихся людей, тем более общин, обращение к опыту наших современников, живших в условиях большевистских гонений, и через то — хотя бы разумно-сознательное восстановление общения между искренне верующими сегодня, к кому потянутся и искренние люди массового сознания.

Поэтому одно из важнейших назначений Положения — пробудить живое внимание верующих людей друг к другу, внимание одного прихода к другим приходам, одних делателей к другим ради доброго опыта жизни с Иисусом Христом, не боясь при этом поставить себя в положение вдовы, которая ответила Господу: «Ей, Господи, но и псы едят крохи, которые падают со стола господ их» (Мф. 15, 27).

«Наше время, — говорится в Положении, — дает право смотреть в будущее с оптимизмом… Но вызывает беспокойство, что мотивы крещения зачастую являются далекими от подлинного содержания веры, слаба ориентация на нравственную и духовную жизнь. Обычным явлением стало потребительское отношение к Церкви (например, место Евхаристии занимают в приходах молебны, как более ценимые — А. Г.). Недостаточен уровень пастырской подготовки (из-за этого нет стремления к общиноустроению, отсутствует опыт и сознание значения общиноучительного уклада в деле катехизации. — А. Г.).

Мало кто понимает, как сделать семейную жизнь богообщением, путем спасения. Отсутствует социокультурная религиозная среда для подростков и молодежи. Отсутствует штатная должность катехизатора, нет и соответствующей подготовки таковых (совсем мало тех, кто видит и знает образ практической подготовки катехизатора, действующего в условиях общины. — А. Г.). Не удается сместить акценты распределения материальных средств Церкви с ремонтно-строительных и храмоустроительных работ на устроение миссии, катехизации и благотворительности».

В послании юбилейного архиерейского собора РПЦ говорится: «Мы вступаем в новую эпоху, когда от количественного роста необходимо перейти к качественному, когда основное внимание должно быть уделено воссозданию человеческой души».

Переставляя акценты усилий в пользу спасения и воспитания, «христианин призван искать эффективные формы, уточнять их, совершенствовать, сверяя со Священным Писанием и святоотеческой традицией, не боясь применять все лучшее в своей практике, по принципу, выраженному бл. Августином: «В главном — единство, во второстепенном — свобода, во всем — любовь“. Нужно, чтобы дело катехизации стало общецерковным».

Далее в Положении дается богословское обоснование катехизации.

«Умилившись сердцем» от учения апостола Петра, слушатели спросили: «Что нам делать, мужи братия?» — и услышали: «Покайтесь, и да крестится каждый из вас во имя Иисуса Христа». Как видим, научение перед крещением совершенно естественно. Но оно не прекращается и после крещения. Уверовавшие и крестившиеся постоянно пребывали «в учении Апостолов, в общении и преломлении хлеба и в молитвах» (Деян. 2, 37–38, 41–42). И до того, как последователи Христа стали называться «христианами», они назывались именно «учениками» (Деян. 6, 1; 9, 25, 38).

В книге Павла Гаврилюка «История катехизации в древней Церкви» (М.: Свято-Филаретовская Московская высшая православная школа, 2001. — С. 30), читаем: «Катехизис, обращенный к язычникам, имел в качестве вступительной «молочной» части воспитание совести и выполнение заповедей, после чего можно было приступать к «твердой пище», т. е. к учению о воскресении мертвых и о различении духовных даров. В послании к евреям апостол Павел пишет: «Всякий, питаемый молоком, не сведущ в слове правды; потому что он младенец. Твердая же пища свойственна совершенным, у которых чувства навыком приучены к различению добра и зла» (Евр. 5, 14).

Мы вновь видим, что практика катехизации направлена у древних к воспитанию совести и выполнению заповедей. По-видимому, знания и учения Церкви придавались к практическому воспитанию. У нас же сейчас знания вытесняют воспитание, а на курсах катехизации и в воскресных школах ничего, кроме усвоения знаний и не происходит. Если совесть в повседневной жизни не воспитана к выполнению заповедей, как же чувства навыком будут приучаться к различению добра и зла? А ведь это две ступени катехизации, и обе практические, дающие опыт.

В Положении о катехизации в главе «Экклесиологическое обоснование катехизации» пишется следующее:

«Дать исчерпывающее определение Церкви так же невозможно, как дать „определение“ Бога. „Определить“ значит окружить пределами, отделить от всего остального. Обратим внимание, как в Священном Писании говорится о Церкви. Она есть „тело“ Христово, „полнота Наполняющего все во всем“ (Еф. 1, 23). Она же есть „Столп и утверждение истины“ (1 Тим. 3, 15).

В Символе веры мы равно выражаем веру как в Бога, так и Церковь. Мы, все стоящие в храме, не называем себя «церковью», но поем: «Верую… во едину Святую, Соборную и Апостольскую Церковь…». Иными словами, верую, что она Духом Святым едина, и потому единственная и не может быть двух Церквей, как не может быть двух тел при одной главе. Верую, что она святая, то есть нет в ней ничего нечистого и несовершенного, ничего от мира, который есть «похоть плоти, похоть очей и гордость житейская» (1 Ин. 2, 16). Верую, что она соборная, то есть вмещает в себя всех верных Иисусу Христу людей всех времен и народов, живущих на земле или пребывающих на небе. Верую, что она апостольская, то есть на земле она может быть только там, где есть видимое апостольское преемство и апостольское попечение о ищущих воцерковления. «Только через связь с конкретной общиной осуществляется для каждого члена Церкви общение со всей Церковью» (юбилейный Архиерейский Собор РПЦ). Верую, что есть люди, которые всецело находятся в ней (о некоторых нам уже открыто: это те, которых мы называем «святыми»). Верую, что и для меня это возможно. Верую и всеми силами стараюсь тоже войти в нее воспитанием в себе характера христианина через учение поступкам, через покаяние и исправление жизни по заповедям, через участие в Таинствах, установленных Самим Господом Иисусом Христом. Как писал апостол Павел: «Братия, я не почитаю себя достигшим; а только, забывая заднее и простираясь вперед, стремлюсь к цели, к почести вышнего звания Божия во Христе Иисусе. Итак, кто из нас совершен, так должен мыслить» (Флп. 3, 13 — 15).

Так что вхождение в Церковь или, как сейчас говорят, «воцерковление», — непрерывный процесс, и крещение — не завершает этот процесс, но всегда лишь начинает его».

79% крещеных из всего населения страны после крещения не начали воцерковления, фактически отпали от Церкви. Если теперь, по каким-то причинам пробудившись от сна греховного, кто-то из них вознамерится входить в Церковь, с этого момента только и начнется для него вхождения в нее. От того, как это будет совершаться в условиях конкретного прихода, общины, катехизического окормления, во многом зависит как продолжительность его церковной жизни, так и, особенно, последующее развитие в ней. По этой причине в Положении особое внимание уделяется принципам катехизации и ее педагогическим аспектам. Важнейшие принципы — христоцентричность, сосредоточенность жизни на Евхаристии, общинность, радость полноты жизни во Христе, активная открытость миру, неидеологизированность.

«В задачи катехизации не входит воспитание „книжников и фарисеев“ (Мф. 5, 20) и „обрядного благочестия“. Вся церковная жизнь направлена ко Христу и имеет значение лишь в той степени, в которой помогает быть с Ним. Обряд же, это именно „обряд“, он обряжает, дает форму выражения нашей любви ко Христу и ближнему. Чтобы человеку, входящему в церковную жизнь не остаться на уровне обряда, нужно, чтобы его сопровождал в его воцерковлении человек, искренний ко Христу. Появление таких людей в приходе и полагает начало общине и вместе с этим начало собственно церковной катехизации. Без людей, искренних ко Христу и от Него ищущих перемены своего характера на Христов, без таких людей катехизация будет иметь аудиторно-обрядовый порядок. В аудитории — знания, в храме — обряд.

Общинность — это когда тот, кто приводит человека креститься (катехизатор, церковный педагог или крестный), говорит ему: „Отныне во всем будем вместе“. Общинность пробуждается в приходе по мере того, как люди очищаются от духа индивидуализма, закрытости, сепаратизма и сектантства в любых его проявлениях». Начинается общинность с Евхаристии.

Евхаристия — это осуществление новой жизни, данной нам в крещении. Это когда мы все вместе собрались в любви и радости: и Сам Христос посреди нас, и уже составляющие церковную общину, и еще только входящие в нее.

Запрещает общинность дух обособления и разделения. Ради преодоления его нужно прививать людям потребность быть соревнителями в церковной жизни. Это значит, возрастать в трех свойствах — в трудах о личном спасении, в помощи ближним ради их спасения, в любви к ближним.

Начала общинности в катехизическом назначении свода к общиноучительности церковного уклада, в который входят катехумены (воцерковляющихся). Влиянием самого уклада преимущественно совершается практическая катехизация. Внешне они входят в разнообразие дел — служений Христу и ближним в церковной общине, участие в событиях, т. е. специально устроенных эпизодах жизни, в которых начинает совершаться нравственная и духовная перемена человека как участием людей общины, так и присутствием Святого Духа. Внутренне — это различные виды освоения нравственных и духовных деланий, которыми человек входит в отношения и с ближними, и с благодатью, в итоге в богообщение, в тайну. В связи с этим созидание и формирование общиноучительного уклада — в его сугубой направленности к катехуменам, т. е. воцерковляющимся.

Важный принцип — поэтапность, ступенчатость катехизации. Воцерковление — это процесс, не враз совершающийся. В нем есть своя постепенность. Это путь и поприща на нем. Этапы катехизации можно определить как постепенно совершающиеся изменения восприятия человеком строя и характера церковной жизни и своего участия в ней. Это происходит благодаря его нравственной перемене под влиянием благодати и добровольных личных его трудов навстречу Богу, навстречу благодати.

Катехизация имеет в себе две цели — знания и перемену характера на христианский. Характер — это слово, поступок, поведение, которые приводят к, собственно, христианскому характеру человека. Многолетняя катехизация будет совершаться в том случае, когда из года в год церковной жизни у человека меняется восприятие одних и тех же содержаний и действий Церкви — Евангелия, знаний, ближнего, себя, Бога, Церкви, богослужений, Таинств, поста, самой общины. Для успешности дела катехизатору или сопровождающим, равно как и членам общины, нужно опытно знать этапы воцерковления, средства, условия и личный труд на каждом этапе, иметь самим свойства церковного человека, т. е. образ и силу добродетелей, благодаря которым формируется общинная среда и усвояется человеком евангельская нравственность и богообщение.

К сожалению, сегодня, «как это ни парадоксально, проще привлечь к общественной активности неверующих людей доброй воли или неофитов, нежели укорененных в церковной традиции людей» (Положение о катехизации, с. 6).

Это прямое следствие аудиторной и книжной катехизации, когда знания даны, а труда над христианским характером не было. Половинчатая катехизация оборачивается для человека в будущем безсилием перед своим падшим человеком, перед развивающимся обмирщением. И это вместо труда и усилий по переходу от воодушевления в период призывающей благодати к собственно воцерковлению, т. е. периоду, когда благодать содействует или споспешествует собственным трудам человека.

В качестве педагогических аспектов катехизации в Положении выделены прежде всего личность, диалогичность, добровольность, системность, современность, смирение; затем ответственность, компетентность, адекватность, свобода в определении форм катехизации.

«Все должно быть направлено к тому, чтобы пробудить в ребенке ощущение реальности Бога. Это подлинный критерий успешности всех наших преподавательских и воспитательских трудов. Мы все собраны вокруг Бога. Мы суть одно: одно Тело, одна Церковь. Проходят годы, многое из того, чему мы учили детей, может забыться, но если они ощутили, что принадлежат к единому Телу, если у них завязались личные отношения внутри той группы, которая отождествляется ими с Церковью, то мы заложили прочное основание для православного христианского воспитания.

В церковной жизни должна участвовать вся семья. Особенно участие в Евхаристии должно быть общесемейным, постоянным делом, и, конечно же, не раз в год, и даже не раз в каждый пост, а гораздо чаще, чтобы сердце не успевало охлаждаться. Настоящее воспитание происходит только тогда, когда семья искренне живет Христом, когда все вместе молятся, читают, а главное — любят друг друга, но не от себя только, а по заповедям Божиим. Ребенок должен видеть: в семье Христос, потому что в семье — рай.

Религиозное воспитание связано с внутренним ростом. Рост происходит в глубинах личности: возрастают понимание, силы, разум, чувства. Если роста нет, наступает застой. Искусство воспитания может быть определено как „содействие росту“. Это звучит тривиально, но это один из самых верных и стойких критериев воспитательного процесса.

Существенная часть веры — ощущение священной тайны, благоговения или страх Божий. Христианская вера признает наличие тайны Бога, наличие тайны в мире и в жизни. Эта тайна превосходит человеческое понимание, и у ребенка должно выработаться ощущение этой тайны».

При этом нужно ясно сознавать, что присутствие взрослых, искренне верующих людей — важнейшее условие воспитания в детях, подростках и молодежи страха Божия, т. е. присутствия тайны. В этом случае верующий взрослый является не только примером для детей, но и той реальной силой, которая оградит и отвратит ребенка от неверия и неверных Богу поступков. Более того, придаст силы остаться верным Богу, сохраниться в вере и поступать по ней. Следовательно, ради воспитания детей необходимо воспитание таких воспитателей, а в общине и семье — таких ее членов.

Если теперь говорить о катехизации в целом, то нужно сознавать, что собственно воцерковляющей деятельностью у самих катехуменов будет их личный труд над сообразованием Христу всей своей жизни и поэтому труд над внутренним человеком, т. е. с самого начала труд над внутренними деланиями, в которых совершается обращение к благодати и к богообщению. Под сообразованием Христу нужно разуметь подражание Ему, «следование примеру Его земной жизни во всем, и в первую очередь, в любви — любви-благодарности к Богу, любви-служении, любви-сострадании, любви-милосердии, любви-прощении, любви-бескорыстии, любви-благотворительности и любви-жертве. Не случайно исполняющих заповедь любви апостол Павел даже назвал новым словом «богонаученные» (θεδιδακι, 1 Фес. 4, 9; ср. Ин. 6, 45. П. Гаврилюк. История катехизации в древней Церкви. М.: Свято-Филаретовская высшая школа. С. 33).

Помощь, сопровождение и руководство в сообразовании и деланиях является сегодня наиболее трудной областью катехизации. Но там, где это никак не происходит, более всего возможно с течением времени оскудение духовной жизни, веры и ревности по Богу, обмирщение, переход к теплохладности и даже отпадение от веры и Церкви. А уж что будет в годину испытаний, то «Бог весть».