Доклад Владыки Германа на Рождественских чтениях 2003

Волгоградская школа православной педагогики

Герман, митрополит Волгоградский и Камышинский

Поскольку невозможно создать нормальную созидающую экономику на безнравственной основе, при отсутствии любви к народу и Отечеству, главная задача системы образования состоит в духовно-нравственном патриотическом воспитании молодого поколения. Для этого в учебных заведениях необходимо ввести предмет «Основы православной культуры».

Этот предмет должен иметь две разные программы. Одна программа предназначена для всех учащихся, независимо от религиозной ориентации родителей и детей. Цель этой программы — усвоение нравственных заповедей: почитай родителей, не убий, не прелюбодействуй, не укради, не лжесвидетельствуй, не завидуй; осмысление заповедей любви к Богу и ближнему и рассмотрение распространенных случаев их нарушения в современной жизни. Эта программа, несомненно, полезна, но она не имеет такой высокой воспитывающей эффективности по сравнению с другой программой, поскольку преподавание по ней не соединяет человека с Богом, не воспитывает к Нему почтения и любви и, соответственно, не пробуждает и не укрепляет в человеке стыда и совести — главной защиты от безнравственного поведения. Вторая программа предназначена только для желающих ее изучать учащихся и их родителей. Цель ее — религиозно-нравственное воспитание учащихся, сознательно избирающих православную веру, которая пробуждает и укрепляет совесть и стыд и дает более прочную защиту от нарушений нравственных заповедей. Занятия по ней не только формируют качественно более высокую нравственность человека, она позволяет воспитывать истинный патриотизм, без которого невозможно созидание и возрождение сильной России с достойным образом жизни народа.

Патриоты всегда отличались обостренной совестью, нравственным образом жизни, любовью к людям и самоотверженным служением общему делу. Мы должны, в первую очередь, воспитывать именно эти качества, и это в наибольшей мере возможно на основе православной веры.

Для преподавания основ православной культуры требуются педагоги, имеющие убежденную веру в Бога или возрастающие в православной вере люди, или имеющие убежденность разума в правоте и созидающей силе Православия. Если этого нет, то тогда нет смысла и даже вредно с холодным сердцем рассказывать что-то о православной культуре. Подготовку педагогов по основам православной культуры у нас ведет Институт повышения квалификации учителей совместно с Православным университетом. Этой теме посвящен реферат профессора Василия Ивановича Супруна, председателя волгоградского отделения Российского фонда культуры. Он пишет, что шум, поднятый в средствах массовой информации в связи с введением в школах факультатива по основам православной культуры, еще раз показывает, что в этих органах занимают ведущие позиции враги русского народа, враги России, враги Православия. И если они оказываются и в министерствах, и в Правительстве, в аппарате Администрации Президента, то это свидетельствует о том, что им нужна слабая, развращенная, безнравственная Россия. Нужен народ, не помнящий своей истории, своих корней, своих традиций. Однако эта прослойка незначительна. Она не затрагивает самого русского народа, фактически не соприкасается с ним.

В рядовых россиянах жажда знаний о Православии все более возрастает, все больше людей приходят в храмы, посещают курсы, семинары, посвященные нашей вере, беспокоятся о нравственном здоровье детей. В целом кампанию против основ православной культуры можно расценить как событие, принесшее вопреки ожиданиям организаторов положительный эффект. Стали ясны имена врагов Православия, определились недоработки и уязвимые места как самого курса, так и форм его введения в учебный процесс школ.

Одной из таких проблем является нехватка кадров специалистов, которые могут на должном уровне обеспечить преподавание основ православной культуры как курса, чрезвычайно значимого для современной школы. Без систематической профессионально-организованной работы по подготовке кадров для этого предмета невозможно его преподавание детям. Не умеющий, не знающий, методически безграмотный преподаватель способен нанести вред своей деятельностью. В будущем, возможно, будет организована специальная подготовка кадров по этой специальности в педагогических вузах. Скорее всего, это будет дополнительная специализация для студентов гуманитарных факультетов вузов. Возможна также организация обучения для получения второго высшего образования. Однако для осуществления этих форм подготовки специалистов понадобятся годы, тогда как потребность в кадрах преподавателей основ православной культуры уже сейчас исчисляется сотнями и тысячами человек. Так, например, в Волгоградской области насчитывается более полутора тысяч школ.

Если предположить, что для каждой из них нужен будет, как минимум, один преподаватель основ православной культуры, а для крупных учебных заведений потребуется по два или три таких преподавателя, и кроме того, существуют детские сады, технические училища, учреждения дополнительного образования и тому подобные учебные заведения, в которых тоже может, да и должно, осуществляться преподавание этого предмета, то в результате набирается целая армия педагогов в 2–3 тысячи человек. Ясно, что подготовить их в короткие сроки вряд ли удастся. Наиболее реальный путь обеспечения учебных заведений преподавателями основ православной культуры — это организация работы курсов повышения квалификации и переподготовки педагогов. Эти курсы можно проводить не только в областном центре, но и в районах и городах. Именно этим путем пошла наша епархия, заключив договор с областным Институтом повышения квалификации работников образования о проведении курсов для преподавателей основ православной культуры. Ежегодно проводятся 5–6 курсов этого направления, в которых проходят обучение до двухсот человек.

Нередко работа по повышению квалификации начинается с районной конференции. В ней участвуют руководители образовательных учреждений, учителя, родительский актив. На этой конференции определяются задачи нравственного и патриотического воспитания подрастающего поколения, намечаются пути по преодолению негативных последствий кризисов во всех сферах социальной жизни. Одним из таких путей намечается введение районом в школах курса основ православной культуры. Конференция ставит задачу и проведения курса повышения квалификации учителей по данному предмету. В Волгоградском Институте повышения квалификации работников образования созданы две бригады педагогов, которые обеспечивают реализацию этого курса. Первую бригаду возглавляет доцент Галина Петровна Максимова. Занятия проводятся прежде всего для учителей города. Подготовлен учебный план, содержащий дисциплины мировоззренческого, психолого-педагогического и культурологического направлений. Вторая бригада во главе с ректором Института профессором Василием Ивановичем Супруном в основном работает для области. Обычно курсы осуществляются совместно — районным органом управления образованием и местным благочинным. Для чтения лекций в райцентр выезжают профессора и доценты вузов, методисты по этому предмету из епархиального Отдела образования и Института повышения квалификации педагогов, опытные преподаватели основ православной культуры из различных учебных заведений. В состав бригады входят проректор Царицынского Православного университета, доктор наук, заслуженный деятель науки, профессор, иерей Александр Иванович Половинкин и кандидат наук, доцент, докторант волгоградского Университета, пресс-секретарь епархии Сергей Михайлович Иванов, другие сотрудники. В 2002 году прошли курсы для учителей Алексеевского района. Подготовлено 36 человек. На открытии присутствовал председатель Комитета по образованию. По окончании курсов учителя получили свидетельства о праве преподавания основ православной культуры в школе. Подобные курсы проводились в Жирновском районе.

В Волгограде также проходит постоянно действующий семинар на базе муниципального образовательного учреждения «Воскресенье», в Кировском районе. Раз в неделю учителя собираются на занятия, в рамках которых анализируются наиболее интересные темы и разделы курсa, проводятся посещения практических занятий в школе. По итогам семинара выдается свидетельство государственного образца. Важной частью программы является организация для слушателей курсов паломнических поездок для посещения святынь, расположенных в епархии и во всей стране. Так, по окончании курсов в Головлинском районе все участники курсов во главе с благочинным выехали в паломничество по монастырям области. Для алексеевцев поездка была осуществлена уже спустя некоторое время по окончании семинара.

Проводятся также различные семинары для учителей. Осуществляется включение тем основ православной культуры в курсы для учителей разных предметов. Так, в январе 2003 года в лицее № 4 Красноармейского района Волгограда были проведены для учителей курсы по краеведению с внедрением духовно-нравственного образовательного профиля. Специалисты подсчитали, что в Волгограде 1967 учащихся изучают основы православной культуры. Преподавание этого предмета ведется в 35 городских школах.

Вот таково живое многообразие нашего волгоградского опыта. Тут и Царицынский Православный университет, Свято-Сергиевское училище православной катехизации и церковной педагогики, школьное преподавание, православноориентированные детские поселения для летнего отдыха, детско-семейные центры и разного рода другие виды педагогической деятельности.

Свято-Сергиевскому училищу православной катехизации и церковной педагогики в этом году, 8 октября, в Сергиев день, исполняется 10 лет. В его составе сегодня 2 священника, 3 дьякона, 17 церковных преподавателей и воспитателей, 22 сотрудника различных обслуживающих отделов, 66 учащихся дневного и подготовительного отделений, 67 учащихся заочного отделения и 130 учащихся заочных родительских курсов. В училище три храма. Один из них летний, действует во время летнего детского поселения, с июня по август. Два других действуют круглый год. Училище готовит церковных воспитателей, катехизаторов и кандидатов в священство.

Одними из наиболее ярких событий, к которым мы готовимся задолго, являются проводимые с детьми рождественские и пасхальные праздники — дни радости рождественской и пасхальной. Эти праздники продолжительностью от полутора до трех часов, и их особенность - в активном участии в них детей. Нет сцены и зрительного зала. Дети то собираются в группы, то становятся в круг, то поют, то беседуют с кем-то из устроителей праздника. На одного устроителя приходится 5 — 7 детей. Дети рисуют, играют, водят хороводы или смотрят какую-нибудь сценку. Праздник пронизан нравственным и церковным содержанием, и очень нравится всем детям. За год на этих праздниках побывало около двух тысяч детей. Все рождественские святки, пасхальную седмицу группы студентов и сотрудников проводили такие праздники в станицах области и в самом Волгограде, в общеобразовательных школах и школах воскресных, в детском приюте, у детей-инвалидов, в детской онкологической больнице, в доме престарелых.

Летом училище организует две смены православного детского лагеря «Страна детства». В июне в нем отдохнули 80 детей и подростков. В июле — 110. Помимо своего лагеря, этим летом двое наших сотрудников ездили в Германию. Здесь приход священника Леонида Цыпина в городе Вупперталь собрал лагерь числом в 90 человек — взрослых, детей и подростков. По их просьбе лагерь был устроен по образцу волгоградских лагерей. Многое, что они там пережили. было для них впервые. Прощались и провожали наших в Россию с большой теплотой и благодарностью.

В течение трех летних месяцев проходило и традиционное семейное поселение «Отрада». Это рядом с Бекетовкой, где находится храм прихода преподобного Никиты Исповедника. Там за лето побывало 210 человек из самых разных городов России и ближнего зарубежья. Много добрых отзывов оставлено о прожитых сменах, смена — 21 день. Состоялся пятый Августовский педсовет, который училище ежегодно организует вместе с Синодальным отделом религиозного образования и катехизации как внутригодичную секцию Московских Рождественских чтений. Тема педсовета — «Учебное дело в Церкви». Собралось около пятидесяти человек из разных городов — священников, дьяконов, руководителей и учителей православных гимназий, воскресных школ, курсов катехизации. Это всегда очень серьезный и обстоятельный разговор о методах, церковном духе и содержании учебного и воспитательного процесса.

Результаты Педсовета выносятся в виде докладов на нынешних Рождественских чтениях. Они о себе уже заявили. Со стороны училища доклады по методике воспитания представлены в виде брошюр, о них я уже упоминал. Их можно приобрести у сотрудников и студентов училища. В этом году в училище вышли два журнала, где размещены труды сотрудников и студентов о практике церковного воспитания. Один из них — «Студенческий альманах», другой -«Вестник церковной педагогики». Все, кто успел познакомиться с ними, дают им хорошую оценку за живые практические рекомендации, так нужные современным воспитателям. Это труды, вышедшие из живого дела, которое Господь благословил выполнять на волгоградской земле.

Директор училища священник Анатолий Гармаев был в этом году в течение 13 дней на Святой горе Афон. В результате по волгоградскому телевидению демонстрировался фильм с рассказом об этой поездке. В сентябре о. Анатолий был участником пятидневной конференции в Киеве «Семья в постатеистических обществах» где он делал доклад на тему «Семья и община в жизни приходов». В декабре, по благословению владыки Филарета, митрополита Минского, он был участником и ведущим семинара о проблемах семьи, алкоголизм, наркомании и СПИДа в городе Минске; с лекцией о воцерковлении семьи выступал в минской Академии министерства внутренних дел перед курсантами и церковной общественностью города.

Педагогический состав училища в этом году трудится над двумя важнейшими темами: «Исповедание веры как цель и плод учебного процесса» и вторая — «Действия и условия воцерковления студентов и сотрудников». Результаты этой работы мы надеемся доложить на нынешних Рождественских чтениях.