Программа семинара

Программа научно-практического семинара

ШКОЛА «ГУМАНИТАРИЙ»

Корнесловный смысловой метод преподавания различных учебных дисциплин в современной в школе.

Составитель: директор школы «Гуманитарий»,
преподаватель СПбАППО, к. п. н. В. В. Семенцов, 2007 год.

Пояснительная записка.

Цели семинара:

  1. ознакомить слушателей с методом и приемами совершенствования языковой личности учащегося в работе с этимологическими корнями и с ассоциативными связями ключевых слов урока;
  2. подготовить учителей к работе с ключевыми словами и терминами различных предметных областей;
  3. содействовать более глубокому осмыслению формирующегося ученического лексикона, а также формированию единого школьного корнеслова, систематизирующего ключевые слова и термины различных предметных областей.

Ключевые слова семинара: язык, личность, корнеслов, смысл, образец представления, живое слово, впечатление.

Слово язык в своей этимологии восходит к тому же корню, что и слова связь, вязать, узы, яз, я. Слово личность происходит от более древнего однокоренного слова лик. Собрание людей одного рода, звания и достоинства традиционно именуется ликом. «Лик ангельский — собрание ангелов одного достоинства и звания» (прот. Григорий Дьяченко, Полный церковнославянский словарь, с. 283). Следовательно, человека, связанного корнесловными узами родства с ликом предков, можно называть языковой личностью. Общий корень родственных слов личность, лик, лицо по мнению некоторых этимологов, в частности, Н. М. Шанского, восходит к образу литья, отливки. Глагол лить, в свою очередь, согласно словарю П. Я. Черных, связан с индоевропейским корнем *lei\loi — «течь», «капать». Образные устойчивые выражения типа он — вылитый отец; они похожи, как две капли воды также отражают живую корнесловную связь личности с образом капли.

Подобно капле, отражающей свойства всего океана, личность отражает в себе все мироздание, народ и общество. Подобно капле воды личность оценивается по степени внутренней чистоты и проницаемости для света — просвещенности. Одна капля яда может отравить весь колодец. Одно ядовитое слово может отравить целую душу. Один злой язык может отравить много душ. Наконец, путь и судьба дождевой капли во многом схожи с личной жизнью человека. Разумеется, корнесловная связь слова личность с образом капли — в большей мере субъективная метафора, чем объективный научный факт. Главное в этом примере — преодоление неопределенности, оторванности слова личность от живых природных образов — образцовых представлений — метафор человеческих отношений и взаимосвязей.

Конкретная живая образность — образцовость — есть непременное условие для установления личного творческого отношения, «привязанности» человека к тому, что названо словом. Потеря интереса к тем или иным учебным темам, урокам и предметам обусловлена именно их неопределенностью, обезличенностью; отсутствием связи с реальной жизнью, буквально, безобразностью. Как уже было показано выше, безобразность, неопределенность и безжизненность возникает там, где теряется связь с отечественным языком корнесловных образцовых представлений. Следовательно, чтобы вернуть и повысить интерес учащихся к изучаемым школьным предметам, нужно обратиться к отечественному языку метафор, притч и цельных корнесловных образцов.

В течение курса слушатели совершенствуют свои умения объяснять учебный материал при помощи запоминающихся корнесловных метафор, переносного смысла, аллегорий. В итоге слушатели учатся такому ведению урока, при котором становится возможным направлять ассоциативное образное мышление учащихся на живое творческое восприятие учебного материала и содействовать формированию устойчивых и богатых словесных ассоциаций, свойственных нашему отечественному языку.

Учебно-тематический план.

Тема 1. Понятие о корнеслове. Отличие корнеслова от этимологических, толковых итерминологических словарей. Ключевое слово и термин. Отличие ядра лексикона от терминологии предметной области. Принципы построения и описания корнеслова предметной области. — 2 часа.

Тема 2. Живое слово в его отличии от знака. Смысл и значение слова-термина. Причины возникновения смысловых барьеров у учащихся. Смысловой барьер как лингво-психологическая основа дислексии, дисграфии, логоневроза, синдрома повышенной активности с ослабленным вниманием («гиперактивности»). — 2 часа.

Тема 3. Язык как идеологическая связь между поколениями предков и потомков одного рода — народ. Родные языки, язычество и неоязычество. Отличие отечественного языка образцовых представлений от родных языков лексических значений и понятий. Православные языковые корни русской патриархальности. — 2 часа

Тема 4. Корнесловный метод осмысления учебного материала «от образцовых целостных представлений к современным понятиям и значениям». Развитие образного корнесловного мышления на уроках различных предметных областей. Способы совершенствования умений символизации и десимволизация в ходе урока. — 2 часа.

Содержание учебной программы.

Тема 1. Понятие о корнеслове.

Корнеслов определяется учеными как «Словарь, в котором указывается происхождение слов от первоначальных корней» (Словарь русского языка АН СССР, 1958, т. 2, с. 137). Корнеслов — это система народных образных представлений о мироустройстве. Подобно сказочным, былинным, песенным и другим фольклорным образам корнесловные образы — это живые архетипы, лежащие в основе субъективного психического отражения действительности. Утрата представлений о каких-либо корнесловных образах (феномен «не имею представления») ведет к превращению живых слов в условные обозначения — сложные знаки; к обеднению образного мышления и к постепенной деградации языковой личности. Обращение к этимологическим корням ключевых слов урока развивает способности образного творческого осмысления. К примеру, указание на единый этимологический корень терминов предложение, подлежащее, предлог, залог, слог позволяет учащимся живо и образно представить себе процесс порождения речи; дает пищу для самостоятельных догадок о правилах построения предложений. Дальнейшее указание на тот же корень в слове ложь способствует уже не просто тренировке ума, но воспитанию мудрости и способности к глубокому философскому восприятию высказываний, к примеру, строк из стихотворения Тютчева «Silentium» («Мысль изреченная есть ложь»).

Тема 2. Живое слово в его отличии от знака. Смысл и значения слова-термина. Причины возникновения смысловых барьеров у учащихся.

Живое слово, как и живой человек, заключает в себе четыре уровня глубины смысла: 1) поверхностный, или плотский; 2) содержательный, или душевный; 3) сущностный, или духовный; 4) прообразующий, или священный. Соответственно, каждое живое слово нашего отечественного языка воспринимается и усваивается нами 1) буквально, или в прямом смысле и современном значении; 2) аллегорически, или в переносном смысле; 3) этимологически, или в историческом смысле; 4) благоговейно, или в священном смысле.

Главное отличие живого слова от знака заключается в его способности передавать от предков к потомкам традиционный переносный смысл, определяющий личное отношение субъекта к предмету обсуждения. Смысл слова конкретен, а значение абстрактно. Смысл субъективен, а значение объективно. На уровне значений слов — лексикона — формируются понятия и происходит понимание обозначенного. На смысловом уровне (логическом) формируются личные отношения-установки. Осмысление слов направляет волю и побуждает человека к совершению поступков. На уроке русского языка может и должна решиться воспитательная задача стимулирования личностного роста учащихся и направления их волевых устремлений на службу отечеству, на верный нравственный выбор жизненного пути, на благородные поступки.

Тема 3. Отличие отечественного языка образцовых представлений от родных языков лексических значений и понятий. Православные языковые корни русской патриархальности.

Отечественный язык не просто качественно отличается от родного языка и речи как дух от плоти и как небо от земли. Он главенствует и является источником истинных смыслов слов родного языка. В отличие от родного языка отечественный язык — это язык наглядных живых образцов взаимодействий и отношений (эйдосов), наследуемых от предшествующих поколений. Иерархическая структура образцов отношений, содержащаяся в корнеслове языка — упорядоченное представление о мироздании — связывает нас с предками по духу, а через них — с началом и концом жизненного пути:

«Глаголаху убо Ему: ты кто еси; И рече им Иисус: Начаток, яко и глаголю вам…» (Ин. 8, 25). «…не бойся: аз есмь первый и последний и живый: и бых мертв, и се жив есмь во веки веков, аминь: и имам ключи ада и смерти» (Откр. 1, 17–18). «Аз есмь алфа и омега, начаток и конец, первый и последний» (Откр. 22, 13).

Тема 4. Развитие образного корнесловного мышления на уроках различных предметных областей. Способы совершенствования умений символизации и десимволизация в ходе урока.

Образы, которые используются отечественным языком в качестве живых образцов, берутся из природы. Все они хорошо знакомы и близки каждому ребенку, не оторванному от действительности. К примеру, образ сети (мережи) — образец улавливания мысли; быстро бегущая мышь, или перелетающая с ветки на ветку белка (мысъ) — образец полета мысли; образ могучего многолетнего древа — образец древности, здравия и дородности.

Современное образование почти целиком построено на развитии вербального понятийного мышления. Тем самым преимущественное развитие получает доминантное левое полушарие головного мозга и подчиненные ему психофизиологические процессы.

При этом тормозится и подавляется развитие образного правополушарного мышления; снижается общий творческий потенциал и уровень эмоциональной восприимчивости, чуткости и отзывчивости человека. Изучая речь и мышление людей во время афазии, нейролингвисты пришли к выводам, неоспоримо доказывающим опасность «левополушарного» школьного образования для становления личности школьника: «Когда угнетено правое полушарие, то… количество слов и длина высказывания увеличиваются; при этом абстрактная лексика превалирует над конкретной; усиливается тенденция к рубрификации, к наложению абстрактных классификационных схем на внешний мир. Человек с угнетенным доминантным левым полушарием ведет себя как реалист-сангвиник, а человек с угнетенным правым — как аутист-шизоид. Мозговые структуры правого полушария, как известно, древнее, чем структуры левого. Соответственно, в онтогенезе дети гораздо более правополушарны, чем взрослые.

Взросление не обязательно предполагает нарастающее и необратимое доминирование левого полушария. Напротив, обладая высокоразвитой способностью к абстрагированию, научному анализу и совершению формально-логических операций, совершенномудрый взрослый человек должен уметь синтезировать все данные анализа и разрешать все свои левополушарные сомнения. Способность к синтезу и простому целостному восприятию действительности как раз относится учеными к правому, «более древнему» полушарию нашего головного мозга. Целостные первообразы правополушарного отечественного языка буквально исцеляют от болезненных сомнений, неуверенности и внутренних противоречий, позволяя оставаться «реалистами-сангвиниками» — жизнерадостными людьми: «Кто не примет Царства Божия, как дитя, тот не войдет в него». На основе правополушарных связей десимволизации в психике человека устанавливаются словесные ассоциации «знак — живой образ представления»; «живое представление — сопереживание»; «сопереживание — сострадание»; «сострадание — любовь». Таким образом, в учебном процессе осуществляется целенаправленная профилактика равнодушия, безразличного отношения к жизни, депрессий и других психопатологий. Корнесловный смысловой метод обучения также способствует исцелению учащихся, страдающих от аутизма и от различных форм патологических зависимостей.

Формы итогового контроля.

По окончании обучения планируется выполнение практических письменных заданий и написание курсовых работ.

Темы практических заданий: составление структурированных словников — перечней ключевых слов учебных курсов русского языка на основе анализа учебников (с 1 по 11 класс — по выбору слушателя). В структуре словников, включающих примерно по 80 — 00 слов для каждого учебного курса, выделяются имена существительные двух-трех степеней абстракции; глаголы; наречия.

Примерные формулировки тем курсовых работ слушателей курса:

  1. Корнесловное описание ключевых слов и основных терминов предметной области «Чтение» для учащихся начальной школы (1 — 4 класс).
  2. Корнесловное описание ключевых слов и основных терминов предметной области «___________________» для учащихся 5 — 8 классов.
  3. Корнесловное описание ключевых слов и основных терминов предметной области «___________________» для учащихся 9 — 11 классов.

Требования к содержанию курсовых работ предусматривают не только отбор ключевых слов и основных терминов с выявлением их этимологических корней, но и выборочное описание конкретных метафорических образов, придающих переносный смысл этим словам.

В результате выполнения практических заданий и курсовых работ слушатели подготовятся к качественно более эффективному, увлекательному и личностно-ориентированному преподаванию своих учебных предметов с учетом особенностей восприятия учебного материала различными категориями учащихся.