Роспись занятий по единодушию и единогласию

Занятие 1 по единодушию

С самого начала занятия выберите хранителя времени. На каждое задание выделяйте примерно 15 — 20 мин.

Задание 1:

Преподобный Макарий Египетский говорит: «При создании души человека Бог в естество её не вложил порока, напротив, сотворил её по образу добродетели Духа, вложил в неё законы добродетелей». Один из этих законов — единодушие. В твоём жизненном опыте, какими естественными добродетелями возникло единодушие между тобою и другими людьми? Поделитесь в свободной беседе.

Задание 2:

Авва Дорофей единодушие называет матерью добродетелей, т. е. оно первично по отношению к ним. Значит, единодушие и стремление к нему заложены от Бога. Оно влагает силы в добродетели, придаёт им подвижность — смиренномудрию, кротости, милости, снисходительности, человеколюбию, добру. Есть два единодушия — внешнее и внутреннее. Внешнее образуется как результат добродетелей. Внутреннее — само рождает добродетели. Знаете ли вы то и другое в опыте?

Задание 3:

Вера от Духа Божия. Он в ней открывает нам Христа. Он же и животворит единодушие и открывает сердцу взор на заповеди Божии, и оживляет волю к заповедям, влагает в неё желание творить их. Как вера, единодушие, добродетели и заповеди взаимодействуют между собою? Что будет результатом этого взаимодействия?

Задание 4:

За время работы над предыдущими заданиями пришёл ли ты к какому-либо единодушию с кем-либо из группы? Как ты это знаешь? Может ли быть одностороннее единодушие? Пришлось ли тебе что-либо преодолевать в себе? Что? К чему ты пришёл?

Задание 5:

В обращениях друг со другом к каким умениям приводят:

  • внимание ума;
  • чуткость сердца; - лёгкость воли?

Задание 6:

Расскажи о ситуации, о которой болит твоё сердце — в ней не было единодушия и твоего стремления к нему. Как теперь поправить?

Задание 7:

Бог благодатию Своею сообщает уму человека познания о Себе, или истины веры; чувству его показывает Свои блага в обетованиях, или истины надежды; воле его — изрекает Свою волю в поступках нравственных, или истинах любви. Следовательно, человек обязан — умом, питаемым совестью (укоренённым в совести) веровать в Бога, чувством — надеяться на Бога, волею — любить Бога. При содействии благодати Божией свою веру, надежду и любовь выражать в благочестивой жизни — в исполнении заповедей Божиих и в действиях и поступках богопочтения.

Прочтите и скажите, что из этого вы знаете опытно?

Задание 8:

Вернитесь к заданию 5. Кем оно было исполнено — христианами, добрыми язычниками, не имеющими веры, или грешниками (в чём грешниками?).

Если теперь соединить с содержанием 7-го задания, как будет выполнено задание 5?

Задание 9:

Если задание 5 соединить с содержанием задания 3-го и 2-го, как будет оно выполнено?

Задание 10:

Подведите итоги занятия. Пусть один скажет событийный ряд, двое скажут, дополняя друг друга, существенное содержание занятия, и каждый скажет, над каким умением единодушия ему получилось работать и что он теперь умеет?

Дома:

Прочтите выдержки V и VI из книги «Что такое жизнь и как должно жить». Вчитайтесь — что и как относится к вам, особенно в тексте VI.

Занятие 2 по единодушию

Задание 1:

Подведите итоги по прошлому занятию. Один пусть вспомнит событийный ряд. Двое, дополняя друг друга, вспомнят существенное содержание. Группа пусть поправит. Каждый пусть скажет, какие умения он осваивал в ходе занятия. Какие освоил? Как это видно по последующим дням, вплоть до сегодня. Применялись ли и закреплялись ли эти умения в ходе жизни?

Задание 2:

Рассмотрите, в чём разница между содержанием существенным и лично значимым? Что лежит в основе нашего восприятия, когда одно и то же содержание мы берём как существенное или как лично значимое? Чем в себе мы берём одно и чем другое? Могут ли существенное и лично значимое совпадать? В каком случае? Мировоззрение из какого содержания складывается? Истина — это лично значимое или существенное содержание?

Задание 3:

В обращениях друг с другом чем отличаются внимание совестливое и бессовестное; чуткость — совестливая и бессовестная, лёгкость совестная и бессовестная? Обсуждая этот вопрос, что говорите вы из знаемого, что из размышления, что из опыта? Можно ли в разговоре это сразу обозначить?

Задание 4:

С самого начала сегодняшнего занятия искали ли вы единодушие? Каким умением? С кем? Как вы знаете, что это было — единодушие, пристрастие или притязание? Как в умениях все три отличаются друг от друга?

Задание 5:

В обращениях друг с другом чем отличаются верующее и неверующее внимание; чуткость, имеющая надежду и упование на Бога и не имеющая; лёгкость, любящая Бога и не любящая Его.

Задание 6:

Что доброе вам более свойственно из того, что обсуждали?

Прежде в 5 задании и затем в 4-х предыдущих.

Задание 7:

Чем характеризуется человек, у которого внимание, чуткость и лёгкость воли живут порознь? Каков человек в поведении, в обращениях с людьми, если два из трёх в нём соединены? Рассмотрите разные варианты соединений. Наконец, каков человек в обращениях с близкими, если все три свойства в нём живут едино?

Задание 8:

Обсудите, может ли быть, чтобы все три или два из трёх свойств были в человеке едино и он был бы безсовестным, и второй случай — неверующим; третий случай — совестливый и верующий. Что в характере, поступках и поведении указывало бы на то, другое, третье?

Задание 9:

Господь о нас просил Отца Небесного — да будем мы в Них — Троице — едино. Какое отношение Его просьба-молитва имеет к единодушию? Какое отношение имеет к ладу? Какое — к укладу?

Задание 10:

Над какими умениями единодушия вы трудились в ходе сегодняшнего занятия? Над чем задумались?

Занятие 3 по единодушию

После выбора хранителя времени и определения времени на каждое задание,

Задание 1:

Подведите итоги по прошлому занятию. Один пусть вспомнит событийный ряд. Двое, дополняя друг друга, вспомнят существенное содержание. Один пусть проверит их, двоих, о существенном ли содержании они говорят или о лично значимом. Каждый пусть скажет, какие умения единодушия он осваивал в ходе занятия. Какие освоил? Как это видно по следующим дням, вплоть до сегодня. Применялись ли и закреплялись ли эти умения в ходе жизни? Какие заповеди умениями этими исполняются? Какие правила школы благочестия ими исполняются? (Время выделите, как на два задания.)

Задание 2:

Письменно для себя в тетради ответьте на следующие вопросы:

  1. Напишите имена людей из общины, которых вы любите по заповеди Христовой как самого себя.
  2. Напишите имена людей из общины, которых вы так не любите.
  3. Имеют ли они для вас те же права, что и вы, на Царствие в загробной жизни?

  4. Напишите имена людей из общины, в которых вы знаете совестливое внимание ума к истинам Божиим, или надеяние на Бога в чувствах, в сердечных настроениях, или любовь к Богу, проявляющуюся к ближним в поступках, т. е. в воле.

Задание 3:

Письменно для себя в тетради ответьте на следующие вопросы, испытуя самих себя:

  1. В уме твоём, более того — в сознании твоём светит ли свет веры как озаряющий все пути жизни; или ум и сознание мудрствуют по стихиям мира, по духу века, а не по духу Евангелия Христова. Как видно то и другое?
  2. В сердце твоём что более радует — следование добродетелям в обращениях с ближними или удачи в делах, земных предприятиях; победа над какою-либо страстью или исполнение прихотей, достижение честолюбивых и корыстолюбивых целей?
  3. Какими правилами ты руководствуешься в действиях, поступках, т. е. в движениях воли — взятыми из Евангелия и святых отцов или из обычаев мира и внушения гордости житейской. Испытай себя за время прошедшего месяца на конкретных обстоятельствах с ближними.

Задание 4:

Откройте задание 7 первого занятия по единодушию. Прочтите его и, помолчав, поделитесь с группой, как вы теперь разумеете прочитанное.

Задание 5:

Откройте задание 9 второго занятия по единодушию. Прочтите его и, помолчав три минуты, поделитесь с группой, как вы теперь разумеете прочитанное?

Задание 6:

Прочтите выдержку № 32 о подражании христианина Христу. Скажите, что вам ясно, что нет, что понятно, что нет. После этого ответьте на вопрос: «Как вы знаете разницу между ясно и понятно»? Затем найдите в тексте слова, которые побуждают «ясно» и слова, которые побуждают «понятно». Разумеете ли, что понятно — это подъять и передать опыту, разуму, ведению, но не оставаться в чувстве «понятно», «довольно» — довольства?

Задание 7:

Прочтите «Размышления кающегося грешника» — V, VI. О чём нам надо было знать и что надо было делать, чтобы с нами не случилось того, что случилось? Ответ в группе давайте, обозревая всё сегодняшнее занятие.

Задание 8:

Святитель Игнатий Брянчанинов сердечную силу души называет духовным чувством, как силу называет её мужеством, характером, твердостью, силою духа. (В книге «Слово о человеке», СПб, 2010 г., стр. 58) в отличие от называния её силой раздражительной. (Кто-то так перевёл из святых отцов на русский язык это слово. Но раздражительность, как и ожесточение и малодушие — суть болезненные состояния сердечной силы или характера). Что теперь для тебя сердце, сердечная сила?

Задание 9:

Прочтите о христианине — дите, отроке, юноше, девушке, зрелом. Определите, в каком возрасте находитесь вы сами? К чему вы чувствуете потребность в возрасте следующем? Смотрите, к чему по уму, к чему по сердцу, к чему по воле?

Задание 10: Над чем вы теперь задумались?

Занятие 4 по единодушию

После выбора хранителя времени и определения времени на каждое задание,

Задание 1:

Подведите итоги по прошлому занятию. Один пусть вспомнит событийный ряд. Двое, дополняя друг друга, вспомнят существенное содержание. Один пусть проверит их, двоих, о существенном ли содержании они говорят или о лично значимом. Каждый пусть скажет, какие умения единодушия он осваивал в ходе занятия? Какие освоил? Как это видно по следующим дням, вплоть до сегодня. Применялись ли и закреплялись ли эти умения в ходе жизни? Какие заповеди умениями этими исполняются? Какие правила школы благочестия ими исполняются? (Время выделите как на два задания.)

На задание 2 и 3 нужно отвечать, не заглядывая в ответы прошлого занятия.

Задание 2:

Письменно для себя в тетради ответьте на следующие вопросы:

  1. Напишите имена людей из общины, которых вы любите по заповеди Христовой как самого себя;
  2. Напишите имена людей из общины, которых вы так не любите. Имеют ли они для вас те же права, что и вы, на Царствие в загробной жизни?
  3. Напишите имена людей из общины, в которых вы знаете совестливое внимание ума к истинам Божиим, или надеяние на Бога в чувствах, в сердечных настроениях, или любовь к Богу, проявляющуюся к ближним в поступках, т. е. в воле.

Задание 3:

Письменно для себя в тетради ответьте на следующие вопросы, испытуя самих себя:

  1. В уме твоём, более того — в сознании твоём светит ли свет веры, как озаряющий все пути жизни; или ум и сознание мудрствуют по стихиям мира, по духу века, а не по духу Евангелия Христова. Как видно то и другое?
  2. В сердце твоём что более радует — следование добродетелям в обращениях с ближними или удачи в делах, земных предприятиях; победа над какою-либо страстью или исполнение прихотей, достижение честолюбивых и корыстолюбивых целей?
  3. Какими правилами ты руководствуешься в действиях, поступках, т. е. в движениях воли — взятыми из Евангелия и святых отцов или из обычаев мира и внушения гордости житейской? Испытай себя за время прошедшего месяца на конкретных обстоятельствах с ближними.

Задание 4:

Прочтите три выдержки 14, 15, 21 из «Размышлений кающегося грешника» свт. Филарета Московского о том, каким Господь видит христианина. Что здесь для вас знание, что умение, что образ, что сила? Поделитесь в группе. Побеседуйте и послушайте друг друга, что значит: знания и умения подаёт Церковь, а образ и силу подают и Церковь и Господь в личном общении тогда, когда есть единодушие и единогласие. Понимаешь ли ты, что как написано в трёх выдержках о христианине, таким видит тебя Господь?

Задание 5:

Откройте задание 7 первого занятия по единодушию. Прочтите. Письменно для себя в тетради напишите один случай за прошедшие 7 дней, когда вы сделали по единодушию и один случай, когда вы не сделали. И так два случая по каждой силе души — по уму, сердцу, воле.

Задание 6:

Откройте в методичке по собеседованию внешние умения единодушия. Прочтите их. Скажите в группе — в течение прошедшего месяца в ходе 4-х занятий по церковному общению и между ними по ходу жизни применяли ли вы эти умения? Или учились им?

Задание 7:

Ответьте про себя сами себе: пытались ли применять внешние умения единодушия исходя из христианского устроения ума, сердца, воли? Если применяли не из христианского устроения, что тогда для вас любовь к себе? И как вы тогда собираетесь выполнять или выполняете заповедь «возлюби ближнего»? Откуда вы берёте образ этой любви? Откуда силу? Откуда умение? Откуда знание об этом?

(Десять минут работы в тишине.)

Задание 8:

Над чем задумались? Как теперь будете жить дальше?

Задание 9:

Обозревая всё сегодняшнее занятие, что бы вы хотели пожелать себе, всем нам и кому-нибудь отдельно? Скажите.

Прежде выполнения задания уточните, что каждый разумеет под словом «обозревая». Затем помолчите три минуты, чтобы собраться с пожеланиями. Затем скажите их.

Занятие 1 по единогласию

Правило: пока не выполните предыдущего, не читайте следующего.

Задание 1:

В течение ближайшего часа возьмите на себя труд над десятисекундной паузой: прежде чем сказать что-либо, даже если это просто «да» или «нет», помолитесь Богу Иисусовой молитвой. Сначала помолитесь, потом скажите.

Задание 2:

«Ибо вы вкусили, что благ Господь» (1 Пет. 2, 3). «Если духом умерщвляете дела плотские, то живы будете» (Рим. 8, 12–13). «Когда просим чего по воле Его, Он слушает нас» (1 Ин. 5, 14). «Если пребудете в слове Моем, то вы истинно Мои ученики» (Ин. 8, 31). «Блажены нищие духом, ибо их есть Царствие Небесное» (Мф. 5, 3).

Какие из наставлений апостольских говорят об одном и том же? О чём? Обсудите, придите к согласию.

Задание 3:

В ходе чтения и обсуждения какие из наставлений апостольских вы старались исполнять? Какие брали только к размышлению? Какие созерцали чувством? От каких пережили изменение в духе? Поделитесь в группе.

Задание 4:

В прошлом учебном году были занятия по единодушию.

  1. Повлияли ли они на ваши отношения с близкими и ближними (в течение всего времени, вплоть до сегодня). Как?
  2. Что при этом вы переживали в духе — восстание, обострение, различение движений духа и души — неразличение, равнодушие, окаменение, ожесточение, умирение, смирение…

Задание 5:

Если прошёл один час и больше от начала занятия, скажите всем, как получалось выполнять 10-секундную паузу? Что обнаружили в себе такого, чего не знали?

Задание 6:

Прочтите каждый про себя слова преп. Макария Египетского о первозданной душе человека.

«Господь благоволил только о человеке, с ним вступив в общение и в нём почивая. Почему Апостол говорит: „Егоже дом мы есмы“ (Евр. 3, 6). Господь сотворил душу по образу добродетели Духа, вложил в неё законы добродетелей, соделал её удободвижною, даровал ей мыслию служить Ему, когда хочет Дух. Чтобы Ему быть в единении с нею, и ей быть с Ним в единый дух, как сказано: „прилепляйся Господеви, един дух есть с Господем“ (1 Кор. 6, 17). В Адаме пребывало Слово, и имел он в себе „Духа Божия“. Слово было для него всем: и ведением, и ощущением (блаженства), и наследием, и учением».

В чём данное описание совпадает с наставлениями апостольскими из задания 2? Подумайте каждый сам, затем обсудите в группе.

Задание 7:

Скажите друг другу — остается ли с вами Иисусова молитва перед тем, как сказать что-либо другому? Что отменяет её, или мешает ей или противится?

Задание 8:

Сокровенный сердца человек это и есть Адам в нас. Прочтите о нём у свт. Иннокентия Пензенского, из книги «Богословие деятельное», части IV и VII.

Задание 9:

На какие вопросы вашей жизни, т. е. пережитого, бывшего в опыте, вы нашли ответы? Поделитесь с группой.

Задание 10:

Вернитесь к заданию 3 и повторите его.

Задание 11:

Вернитесь к заданию 7 и повторите его.

Задание 12:

Скажите, какую пользу вы получили в сегодняшнем занятии?

Занятие 2 по единогласию

Правило: пока не выполните предыдущего, не читайте следующего. Если вы работаете с сопровождающим, и вас, не считая его, больше трёх человек и задание требует высказаться отдельным людям (не свободная беседа), тогда пусть скажут только три человека из тех, кто не говорил по предыдущему заданию. Если работа идёт без сопровождающего, тогда соберитесь в группы по три человека и пусть говорит каждый.

Задание 1:

В течение ближайшего часа возьмите на себя труд над десятисекундной паузой: прежде, чем сказать что-либо, даже если это просто «да» или «нет», помолитесь Богу Иисусовой молитвой. Сначала помолитесь, потом скажите.

Задание 2:

В промежутке от первого до сегодняшнего занятия вспоминалась ли 10-сек. пауза и труд над ней? Если нет или редко, что было тому причиной?

Задание 3:

Испытай себя как можно яснее — причиной редкого прибегания к 10-сек. паузе или отсутствия её и труда над ней было ли

  • нерадение;
  • порождение в душе и давление вместо слов Иисусовой молитвы других слов — от плоти, от взаимообращений мира, от дьявола, привычность в этом, расслабленность ума и неискусность к слову Божию, отсутствие вкуса к нему;
  • нечестие со всеми делами плоти;
  • неверие и легковерие.

Исповедуйте это испытание друг другу.

Задание 4:

Испытай себя, что могло бы быть причиной твоего с хотением, с охотой прибегания к Иисусовой молитве как 10-сек. паузе? Скажи об этом.

Задание 5:

Откройте правила усвоения умений единогласия (в листочке «Церковное общение. Умения единогласия»). Какие из этих правил ведут тебя к причине твоего с охотой прибегания к 10-сек. паузе?

Задание 6:

В ходе занятия прибегал ли ты к 10-сек. паузе? Скажи, когда это получалось, когда нет? Что было причиной тому и что было причиной другому?

Задание 7:

В выдержках из книги св. Иннокентия Пензенского «Богословие деятельное» в главе «Враги внутреннего сокровенного человека» прочтите абзац третий со слов «Второй враг человека…" до слов «Третий враг…" Уясните для себя, т. е. доведите до опытного узнавания все неясные для вас слова, в свободном обсуждении.

Задание 8:

Прочтите следующий абзац со слов «Третий враг…" и проделайте такую же работу, как в задании 7.

Задание 9:

Теперь уясните для себя, кто такие «подвизающиеся в духовной брани». Для этого прочтите следующую главку из 8 строчек, обсудите, придите к согласию. Какую меру опытной ясности прочитанных слов вы можете иметь исходя из характера вашего и вашей жизни?

Задание 10:

Откройте листок «Умения единогласия». Прочтите первое умение. Что из перечисленного вам свойственно по жизни? Что исполняли в ходе занятия? Как вы это знаете?

Задание 11:

Вернитесь к заданию 6 и повторите его.

Задание 12:

Откройте выдержки книги св. Иннокентия главу «Оружие брани духовной». Прочтите первый абзац «Оружие брани…" и последний «Оружие врагов…" Что из сказанного является для вас причиной редкого или принудительного применения 10-сек. паузы?

Задание 13:

Скажите, в ходе занятия над чем задумались? Над чем будете думать дальше?

Занятие 3 по единогласию

Правило: пока не выполните предыдущего, не читайте следующего.

Задание 1:

В течение ближайшего часа возьмите на себя труд над десятисекундной паузой: прежде, чем сказать что-либо, даже если это просто «да» или «нет», помолитесь Богу Иисусовой молитвой. Сначала помолитесь, потом скажите.

Задание 2:

В промежутке от первого до сегодняшнего занятия вспоминалась ли 10-сек. пауза и труд над ней? Если нет или редко, что было тому причиной?

Задание 3:

Быть в единодушии с домашними, сотрудниками (соклассниками), с братьями, сёстрами общины — как это? А с теми, кому и дела до тебя нет — как с ними быть в единодушии? В единодушии и от всей души — это одно и то же или разное? А в душе ведь три состава — лёгкость воли, чуткость, мужество сердца, внимание ума. Что с ними происходит в единодушии? Всё, о чём ты будешь говорить в разговоре по данному заданию — как ты это знаешь? Не что знаешь, а как?

Задание 4:

В сердце нашем живут нам неведомые страсти. Зато они ведомы Богу. Как Бог делает эти страсти ведомыми нам? Как ты знаешь в сказанном помощь Божию в своей жизни, в только что прожитой седмице? Какое отношение разговор о ведомом и неведомом имеет к равнодушию? Равнодушие и мир сердечный могут ли быть одно и то же? Если да, в каком случае?

Задание 5:

Единодушие внутреннее и внешнее или единодушие внутреннего человека и единодушие внешнего человека — в чём разница? Единодушие в семье и единодушие с домашними; в трудовой бригаде и с сотрудниками; в общине и с братьями, сёстрами; в Отечестве и с соотечественниками; в Церкви и с христианами. Что знакомо по опыту, что составляет цель твоей жизни? О каком единодушии ты говоришь — внутреннем или внешнем?

Задание 6:

В ходе работы над заданиями прибегал ли ты к Иисусовой молитве? Зачем? Если нет — почему? Что могло быть причиной с охотой прибегания к Иисусовой молитве? Охотой правдивой.

Задание 7:

Душевный человек и пребывающий в единодушии — какая разница?

Прочти у свт. Иннокентия Пензенского (из 1 занятия) в разделе «Состояние духовной брани» главу «Искушение» первые два абзаца и последний (об искушении с самого рождения). Душевный и пребывающий в единодушии — что из них есть искушение? Как ты это знаешь?

Задание 8:

Какая причина на занятии по единогласию говорить о единодушии, равнодушии, душевности?

Задание 9:

Проверьте себя и помогите друг другу уразуметь, в чём из четырёх состояний, перечисленных в 8 задании, вы пребывали во время работы?

Задание 10:

Прочтите из главы «Враги внутреннего человека» последние два абзаца со слов «Третий враг…». К какому из предыдущих заданий вы находите для себя ответ, уточнение, предмет для размышления? Поделитесь.

Задание 11:

В главе «Оружие брани духовной» прочтите второй абзац — «Оружие подвизающихся…" в) обутие ног и ж) прочее оружие. К какому из предыдущих заданий вы находите здесь ответ, побуждение к переосмыслению своих поступков (каких?), пробуждение к переменам в характере?

Задание 12:

Во время занятия кто вы были — семьянин, гражданин, христианин; фарисей-законник, язычник, маловер. Как вы это знаете?

Задание 13:

Что вы пожелаете каждому из своей группы (класса)? На какой срок?

Занятие 4 по единогласию

Задание 1, 2:

Как и в 3-ем занятии.

Задание 3:

Прочтите в главе «Оружие брани духовной» абзац «Оружие врагов» а), в). За время прожитой седмицы насколько свойственно было вам носить в себе эти оружия врагов против сокровенного человека?

Задание 4:

Прочтите в этой же главе второй абзац «Оружие подвизающихся» а), б).

В беседе уясните для себя — о чем здесь говорит святитель?

Задание 5:

Два умения духа: 1) держаться Божьего духа; 2) по духу быть в простоте и благорасположении. Было ли в ходе занятия непроизвольное исполнение какого-либо из них? Какие из оружий врагов запрещали это делать? Что за враги восставали против этих умений? (смотрите соответствующую главу у свт. Иннокентия).

Задание 6:

В ходе работы над заданиями прибегали ли вы к Иисусовой молитве как десятисекундной паузе? Зачем? Что могло быть причиной охотного прибегания к ней?

Задание 7:

Прочтите в абзаце «Оружие врагов» пункты б), г). Какие из них вам были свойственны в ходе занятия? Какие вообще свойственны вам в жизни?

Задание 8:

Прочтите в начале главы о состоянии разума и совести сокровенного сердца человека. В беседе уясните их содержание.

Задание 9:

Прочтите 5 правил труда над единогласием. Каких из них вы непроизвольно держались? Каких нет? Какие враги и оружия врагов мешали вам?

Задание 10:

С чем вы идете теперь в последующую жизнь?