Доклад «Труд и его устроение»

В. С. Музыкант, 2004 г.

Употреби труд, храни мирность — богат будеши: воздержно пий, мало яждь — здрав будеши: твори благо, бегай злаго — спасен будеши.

Свт. Митрофан Воронежский.

Обоснование темы

Взять эту тему меня подвигла встреча с самим собою, когда я еще учился в 3-м классе и был на летнем поселении старшим по труду. Столкнулся с тем, что не приучен к труду и не имею к нему вкуса, разве только ложного, когда трудишься и от этого получаешь удовольствие, а через некоторое время наступает пустота внутри. Нет именно стержня — ради чего труд в жизни человека? Что это за стержень, с которым будет правильное устроение в труде?

Иной раз сознаешь, что трудишься с чувством долга, это и подвигает меня в труде. И как мне видится, одна из основных причин труда — это именно чувство долга.

Что есть само чувство долга?

Что необходимо делать, чтобы долг поддерживать в себе?

Что запрещает мне долг?

Исходя из этого, какие нужны шаги, чтобы преодолеть то, что запрещает, и высвободиться?

И есть ли какая другая причина труда?

В прошлом году мною был написан доклад на эту же тему. Я писал, что труд есть прямое послушание Богу, что заповедь трудиться была дана Адаму еще в раю, и с помощью труда человек возвращается в рай. Рассмотрел, что есть два труда -внешний и внутренний, как труд Марии и Марфы.

Отметил, что в труде помогают особенно три добродетели:

  1. Самоукорение.
  2. Послушание.
  3. Воздержание.

К сожалению, доклад был написан без разумения себя в труде, о котором говорилось.

И в самом деле, какое место будет занимать самоукорение в работе с отвращением?

Как послушание научает ходить в согласии с основанием труда?

Как воздержание научает отлагать свое чувственное, телесное удовольствие и всего себя посвящать труду?

История вопроса

Ответы на возникшие внутренние затруднения я стал искать у св. Отцов, у святителя Феофана Затворника в его толкованиях посланий св. апостола Павла, где объясняется, как их приложить к нашей жизни.

В книге «Древние иноческие уставы» нашел устав св. Василия Великого, где он также раскрывает смыслы труда.

У протоиерея Анатолия Гармаева много лекций и статей на эту тему. Вопросы труда возникают очень остро при работе на поселение с детьми, с семьями и с воспитанниками училища: без труда никуда, и батюшка уделил этому большое внимание в своей педагогической деятельности.

Над этим вопросом особо трудился Василий Александрович Сухомлинский, который посвятил свою жизнь воспитанию детских душ, воспитанию их в труде. У него была трудовая школа, где было очень много кружков. И основной целью была гармония труда и познания. На его глазах сложились судьбы множества людей, и самыми счастливыми являются те, кто начал трудовую жизнь в детстве. И в своем докладе я обратился и к его опыту.

Основная часть

В начале своего доклада напоминаю себе, что доклад есть разумение себя, отчасти эту работу проделал (обоснование темы), оно есть уразумение учений Св. Писания и св. отцов Церкви и сообразование себя с этим учением. Эту работу, как видится, мне нужно сделать в основной части.

Предметом доклада является труд, а наболевшим вопросом в моей душе является причина труда. Чтобы узнать это, нужно посмотреть учение св. Отцов, в которых это ясно изложено.

Пророк Моисей в книге Бытия повествует: «И создал Господь Бог человека из праха земного, и вдунул в лице его дыхание жизни, и стал человек душею живою. … И взял Господь Бог человека, и поселил его в саду Эдемском, чтобы возделывать его и хранить его» (Быт. 2, 7, 15). Вот первая заповедь — «чтобы возделывать его и хранить его» — рай.

Пребывая в раю, человек трудился из любви к Богу, поэтому труд был для него в радость. Адам и Ева в раю были искренне обращены к Богу, но когда произошло грехопадение, то со всею искренностью обернулись к себе. Господь призвал человека к покаянию, но человек остался непреклонен. Это и стало началом себялюбия.

Тогда Бог изгнал полностью повернувшегося к себе человека из рая. И теперь, чтобы возвратиться в рай, нужно вновь обратиться к Богу. Бог дает новое благословение: «В поте лица твоего будешь есть хлеб…» (Быт. 3, 19). Это благословение дано потому, что только через труд в поте лица возможно выправление человека. И обретение им смирения, покаяния и через то возвращение в райский первообраз.

Жизнь человеку дается даром, и если такое дарование в раю было оправдано взаимной любовью человека к Богу, то теперь, когда человек отказал Богу в любви, эта даром обретаемая жизнь оказывается долгом пред Богом. Этот долг обязывает к благодарному расположению, и из этого расположения рождается любовь к Богу.

Все имеет свою ценность. Чувство цены является важнейшим свойством и открывает меру долга. Например, человек сделал что-то незначительное, а другой говорит: я обязан тебе всей жизнью. Мера взаимодавства зависит от меры благодарности. Взаимодавство лежит в существе чувства долга. Вот откуда трудишься с чувством долга. Долг бывает к Отечеству, к семейству, родителям и т. д. Например, обрабатываю огород с чувством долга, чтобы все были накормлены зимой. И так много можно привести примеров. А иной раз не хочешь ничего делать, даже подвигать себя в эту сторону. Что это во мне сидит что запрещает идти по чувству долга? Когда прочитал о труде и чувстве долга у В. А. Сухомлинского, увидел проблему в себе. Василий Александрович говорит, что человек, не научившийся в детстве управлять своими желаниями, не переживающий их нравственной оправданности и обоснованности, становится социально ненадежным, он вступает в конфликт с общественными требованиями. Это ценность себя, ценность своих именно желаний. Тот, кто в детстве, образно говоря, не сел за ту парту, за которой происходит длящееся всю жизнь воспитание культуры желаний, у кого над диким кустом желаний не работают мудрые ножницы садовника — труда, того в зрелом возрасте ой как трудно посадить за эту парту.

Что мне необходимо теперь делать?

Нужно постоянно проводить труд над собой, т. е. отслеживать, что сейчас ценно мне, моим близким, соизмерять ценность свою, семьи, училища, родины….

По рассказам своего дедушки знаю, что раньше люди с пеленок воспитывались и жили так: ставить выше своих желаний потребности своих ближних. А мне приходится идти только знаниями. Вот тут и должен происходить труд над самоукорением. А поскольку хожу я всегда довольный собою, то иной раз и не видишь, что идешь мимо человека, мимо своего долга, идешь за своею ценностью. А ближний тебе иной раз напоминает: где ты? Куда идешь? Вот тут нужно осознать себя: где я? Куда направляются мои ноги? Это будет действие самоукорения. Из этого вытекает, что мне необходимо сослагатся с основанием труда, те чувством долга, отсюда послушания.

Но чтобы послушание было полным, нужно приложить труд над воздержанием, т. е. отказаться от своих желаний и ценностей. Как говорит об этом св. апостол Павел: «Дело же свое да искушает кийждо, и тогда в себе точию хваление да имат, а не во инем» (Гал. 6, 4). Апостол говорит, что нам должно быть судьями своей собственной жизни, исследуя соделанное нами, и не слегка, но со тщанием. Ибо как золото, хотя кажется блестящими и прежде, чем положено будет в огонь, но совершенно познается на огне по отделении всякой примеси от чистого золота; так и наши дела тогда только откроются в настоящим виде, когда со тщанием будем испытывать их. Вот основное, в чем я определил себе труд на данный момент.

В обосновании темы был задан вопрос: есть ли другие причины труда? Над этим вопросом размышлял очень долгое время. Чувство долга — это нравственное чувство, а должно быть и духовное. Это, как понимаю, отношение с Богом, когда вниманием своим и сердцем погружен в Бога. А как Бог хочет? Угодно ли это Богу или нет? В основном что и не хватает. Когда трудишься с молитвою и с размышлением над евангельскими словами, то внутри полнота, себя чувствуешь целым, а не разбитым. А когда труд идет без всякого внимания, и мысли парят, и желания, то находит усталость, не можешь собраться. Как сказал святитель Феофан Затворник: «Точка опоры для нравственной жизни неизменно есть чувство зависимости от Бога, и существо ея — пожертвование свободы Богу». Именно пожертвования Богу, когда всецело доверился Ему. И в этом случае поможет правило, которое вывел свт. Феофан:

«В каждом действии, которое исходит от твоего сознания, спеши сознать волю Божию и не иначе приступай к совершению его, как по точном определении, что оно не только не противно воле Божией, но и угодно Ему; действие же не определенное законом запечатлевай сам сею волею, чтоб таким образом вся жизнь твоя была по Богу. Средство, чтобы узнать это:

1. Совесть, просвещенная Словом Божьим и благодатию Божиею руководимая.

Как вижу, это высокая для меня жизнь. Но это необходимо, чтобы было куда стремиться. Нужно читать Слово Божие, и через то будет происходить образование совести.

2. Послушание духовному наставнику.

Иной раз в сердце бывает побуждение, а то наоборот упадок, т. е. берешься за какое-либо дело с ревностью, а через некоторое время она охлаждается. И это у меня постоянно. Что тут нужно, чтобы поддерживать ревность? Как пишет св. апостол, «не учащайте ревность…»

Свт. Феофан Затворник говорит, что нужно сердце и волю побуждать такого рода мыслями и истинами, «кои имеют силу разварять сердце, — делать его мягким и удобосклонным».

Такие мысли, которые побуждают веру, есть у св. Василия Великого:

«Цель, какую надо держать в сердце при работе — надобно знать и то, что занимающийся рукоделием должен работать не для того, чтобы изделием своим удовлетворить своим потребностям, но чтобы исполнить заповедь Господа, сказавшего: „взалкахся бо, и дасте Ми ясти…“ — и проч. (Мф. 25, 35). Ибо безпокоиться о себе совершенно запрещено Господом, сказавшим: „не пецытеся душею вашею, что ясте, или что пиете: ни телом вашим, во что облечетеся“, и присовокупившим: „Всех бо сих языцы ищут“ (Мф 6, 25, 32).

Посему каждый в деле своем должен поставлять целию вспоможение нуждающимся, а не собственную свою потребность. Ибо таким образом избежит осуждения за самолюбие и примет благословение за братолюбие от Господа, который говорит „понеже сотвористе единому сих братий моих меньших, Мне сотвористе“ (Мф 25, 40)».

Это все сказанно св. Василием Великим в памятование иноком, но к чему же нам стремиться, как не к такой подвижнической жизни.

Заключение

Рассмотрели в Св. Писании и у св. Отцов, откуда пошло, что нужно трудиться. Заповедь была дана еще в раю Адаму и Еве «возделывать и хранить» рай.

По грехопадении человек обратился к себе, и теперь, чтобы восстановиться и обратиться к Богу, человеку нужно трудиться в поте лица.

Жизнь человеку дана даром от Бога, и поэтому за пределами рая у человека долг пред Богом. И этот долг обязывает к благодарному расположению, и из этого любовь к Богу. Из этого следует, что трудится человек с чувством долга, а существом чувства долга является взаимодавство, а мера взаимодавства зависит от благодарности.

Что запрещает во мне долг? Одно из основных — это себялюбие, ценность своего.

Какие нужно предпринять шаги, чтобы высвободиться:

  1. Следить за каждым своим действием.
  2. Самоукорение.
  3. Послушание.
  4. Воздержание.

Есть внутренняя причина труда.

«Трудись, дабы имать подаяние нуждающимся».

И работать Богу.

Нужно слушать свою совесть, духовного наставника и побуждать свое сердце и волю мыслями и истинами Св. Писания, св. отцов и Отцов Церкви.



Литература

1 Св. Писание — Ветхий и Новый Завет.

2 Свт. Феофан Затворник. Начертание христианского нравоучения, стр. 66 — 86. — Изд. «Правило веры».

3 Свт. Феофан Затворник. Толкования посланий апостола Павла. Галатам, стр. 426. — Изд. «Правило веры».

4 В. А. Сухомлинский. Избранные педагогические сочинения, т. 3, стр. 526. — Изд. «Педагогика».

5 Протоиерей Анатолий Гармаев. Лекции. — Аудиозапись (I ступень, 2003 г.).

6 Древние иноческие уставы. Собраны свт. Феофаном Затворником. Стр. 361. — Изд. Спасо-Преображенского Валаамского монастыря. М: 1994 г.