Доклад «Великодушие», Алексей Худяков
- Подробности
- Опубликовано 29.08.2013 22:24
Обоснование темы
Великодушие — есть способность любви не позволить проявляться в душе злым чувствам, даже при явной вине против нас.
Н. Е. Пестов.
Для того, чтобы лучше разобраться в этой теме, постараюсь разобраться в себе. Т. е. найти те ситуации, в которых во мне проявляется великодушие, а затем те, в которых я не могу найти в себе силы для доброго поступка. Постараюсь увидеть, из-за чего это происходит и над чем мне нужно трудиться.
Бывает так, что поведение или грубое слово, сказанное в мой адрес ближним, задевает меня, и кажется, обида вот-вот заползет уже в душу… Но стоит этому человеку измениться и попросить меня о чем-либо, я тут же нахожу в себе силы, чтобы забыть свою обиду и исполнить просьбу. Так часто бывало в моих отношениях с родным братом. Он старше меня, и когда мы в чем-либо не ладили, у меня были причины для обиды. Но брат, бывало, тут же начинал со мной о чем-то говорить или что-то просить. И я старался не замыкаться в своей обиде, а налаживал отношения с ним. Иногда я вижу, что неправ, и поэтому не обижаюсь.
Николай Евграфович Пестов пишет о чуткости к ближним: «Мы должны разгружать друг друга: когда видишь, что человеку тяжело, нужно подойти к нему, взять на себя его груз, облегчить, помочь чем можно» («Современная практика православного благочестия», т. 2, стр. 150).
Если я вижу, что нужна моя помощь, то стараюсь обязательно сделать все возможное, не проходить мимо и жить правилом: «Видишь, что нужна твоя помощь — помоги».
Но бывают ситуации, в которых мне не хватает душевных сил, не хватает великодушия, чтобы позаботиться, потерпеть, понести немощь ближних.
Так, например, вместо того, чтобы понести немощь или поступок ближнего, я часто высмеиваю его. А может быть, у него такой характер, так его воспитали родители, а у некоторых был только один из родителей или вообще не было, и поэтому поступить по-другому он не может. Мое же высмеивание его — это пренебрежение.
Еще бывают случаи, когда мне надо что-либо сделать свое, а ко мне подходят и просят о помощи, и я встаю перед выбором, как поступить. И часто я выбираю свое, говорю, что у меня много дел. А ближнего не слышу, тем более не слышу за ним Бога, Который послал мне испытание. И я остаюсь в своем, не могу послужить ближнему.
Здесь, в докладе, я могу оправдывать человека и осудить свой поступок, но в жизни это делать очень тяжело. Нужно все время быть в напряжении, в чуткости, в попечении. А самое главное, в наблюдении Промысла Божия.
Из всего этого вытекает вопрос: как трудных ситуациях не впадать в свои греховные проявления, такие как пренебрежение, лень, обида, а выходить из них великодушно?
Основная часть
Друг друга тяготы носите.
Гал. 6, 2.
Сноси ближнего твоего в малом, когда Бог долготерпит тебя во многом.
«Диоптра, или духовное зерцало», стр. 315.
Чем же можно простить обиду? Во первых — оправданием ближнего. Святые отцы пишут: «Не осуждай ближнего твоего и не гневайся на него, но вообрази и уверь себя, что ты несравненно его немощнее. Если не можешь извинить дела его, то извини намерение. Сочти, что он совершил это по неведению» («Диоптра, или духовное зерцало», 315).
Во вторых — самоукорением.
- Услышать обличение, переспросить — правильно ли услышал.
- Согласиться с обличением.
- Признать вслух свою вину.
- Попросить прощения у ближнего.
- Покаяться Богу, услышать желание обличающаго.
- Впредь никогда так не поступать, исправиться.
При самоукорении не только видишь свою неправду, которая произошла сейчас и из-за чего у тебя конфликт с ближним, а слышишь, что Бог тебя вразумляет за прошлые твои дела.
В великодушии собрано множество разных нравственных добродетелей, и они подкрепляются духовными.
То есть если в самоукорении навыкнуть, то тебя уже не будет зацеплять никакая обида.
«Нет другого пути, кроме самоукорения, чтобы обрести покой» (преп. авва Дорофей).
И мне нужно над этим трудиться.
«Пренебрежение, — как пишет Н. Д. Гурьев, — это желание вести себя с окружающими в высшей степени небрежно, даже не давая себе труда оценить, насколько хороши или насколько плохи их качества и насколько они заслужили подобное отношение. Проистекает пренебрежение от гордости — самолюбия — самоуверенности — самомнения.
Противостоять пренебрежению, — далее пишет Н. Д. Гурьев, — удобнее всего уважительностью, предупредительностью. Где уважительность — есть потребность признавать важность, значимость как человеческой личности, так и ее роли в миру и влияние на окружающее независимо от ее настоящего состояния.
Предупредительность же — это потребность помочь человеку, если он нуждается в этом, прежде, чем тебя попросили» (Н. Д. Гурьев. «Страсти и их воплощение в соматических и нервно-психических болезнях», стр. 101).
Еще всегда важно помнить, что человек создан по образу Божьему и от Бога одарен силами и способностями — одним словом, иметь почитание.
И, чтобы очиститься от этого греха пренебрежения — должно каяться Богу. Ведь два Таинства — покаяние и Причастие — лучшее средство для исправления человека.
Противоположное пренебрежению есть: благорасположение, благожелание, благопопечение, о которых пишет святитель Феофан Затворник.
«Благорасположение — есть ощущение обращения и общения с другим. Равнодушие же — есть первый шаг замирания любви и уклонения сердца от истины в отношении с другим.
Благожелание: кому приятен другой, тот желает ему всего хорошего. Оно изъявляется участием во всем, касающемся другого, сочувствием тому, принятием к сердцу, причтением того в свое состояние, разузнаванием, что где нужно, хорошо там или худо, с соответственною тому радостью или болезнованием и порывами на помощь и действие.
Благожелание обнимает все движения доброго сердца для других.
Благопопечение — есть деятельное и заботливое попечение о благе другого.
Христианину должно всех христиан ввести в свое родство и со всеми жить как с родными, должно довести себя до того, чтоб всех обнимать равною любовию…» («Начертание христианского нравоучения», стр. 438).
Еще святитель Феофан пишет о некоторых качествах, необходимых для общения с ближним.
«Должно иметь искреннее радушие — от сердца принимать всякого, чувствовать себя довольным в общении с ним, радоваться тому от души.
Любезность — надо сделать, чтобы другому с нами было хорошо, чтобы он находил у нас приятность, оживал, хорошо настраивался и никогда не отходит невеселым. Для сего нужны сговорчивость, приветливость, ласка и простота при приличии.
Скромность — скрывать свои преимущества и возвышать над собою другого.
Кроткое миролюбие — ни самому не оскорбляться, ни другого не оскорблять, а уметь содержать сердце свое в союзе с другим» (там же, стр. 460).
Таким образом, общаясь с ближними, нужно не только быть в заботе о таком отношении к ним, но помнить, как говорит святитель Феофан, о «главной цели христианской деятельности — богообщении в Господе Иисусе Христе… Христиане прочно соединены между собой бывают только тогда, когда преискренне соединены с Господом».
Старец Паисий Святогорец пишет об умственно отсталых детях.
«- Геронда, а может ли умственно отсталый иметь смирение и доброту?
— Как же не может! Вот взять хотя бы того умственно отсталого малыша, которого часто привозят сюда его родители. Какой разумный человек имеет доброту, которая есть у него? Как же он молится, как же он кладет поклоны! Когда, страдая от грыжи, я не мог делать поклоны, родители сказали ему: „Батюшка заболел не может делать поклоны“. — „Я за него их сделаю!“ — сказал малыш и начал совершать за меня поклоны! И он продолжал совершать за меня эти поклоны, обливаясь потом. Сколько же у него было любочестия, сколько великодушия! Как-то один из соседских детей его поколотил, а он, в ответ на побои, протянул ему руку и сказал: „Будь здоров!“ Кто из людей „разумных“ так поступает, даже если читает Евангелие и целую кучу духовных книг?» («Семейная жизнь», стр. 262).
Работая над докладом, я все больше и больше начинаю замечать свои поступки и отношения с ближними. И оказывается, что во мне больше обращения к самому себе, пребывания в своих немощах, чем великодушного общения с ближними. Для того, чтобы поступать так, как пишет свт. Феофан, мне нужно прилагать большие усилия. И похоже, что положив большие усилия, тогда только начну пробираться из своего к ближнему, к Богу, начну становиться великодушным. Таким, какого описывает святитель Феофан:
«У великодушного душа столь крепка и мощна, что никакая неприятность от других не производит в нем никакого потрясения и изменения.
Великодушные суть самые мягкосердечные: от них веет теплотою. В чем секрет такого состояния? — Это благодать Божия. Дается же дар сей за подвиг над собою.
Следовательно, великодушие — это не естественное проявление души, а должно прилагать силы, то есть переламывать себя, перешагивать через свое худое, а это и есть жертвенность.
„Терпите друг друга любовью“. Великодушие и долготерпение спокойно переносят оскорбления и обиды. Но во взаимном общении могут встречаться неприятности, отталкивающие нас. Сюда могут относиться недостатки душевные и телесные, сплетения обстоятельств, по которым иной становится помехою в делах — св. апостол Павел заповедует терпеть все любовью.
Отсюда видно, что великодушие есть жертвенность, преходящая в любовь. Потому что терпеть вышеуказанное можно сначала стиснув зубы, потом это переходит в навык, и жертвенность становится любовью».
Далее свт. Феофан пишет:
«Греческое слово и означает — не сносить только, но и поддерживать: скорбящего утешить, неразумного вразумить, грешнаго исправить, бедного ссудить нужным, обижаемого защитить, т. е. всячески друг другу вспомоществовать и содействовать» (свт. Феофан. «Толкование на послание св. а. Павла к Ефесеям», стр. 263 — 264).
Образ кротости, долготерпения и великодушия показывает нам Сам Господь наш Иисус Христос в обращении к Иуде:
«И, тотчас подойдя к Иисусу, сказал: радуйся Равви! И поцеловал Его. Иисус же сказал ему: друг, для чего ты пришел? Тогда подошли и возложили руки на Иисуса, и взяли Его» (Мф. 26, 49, 50).
Для меня это высокий образ. Образ Того, кто всю свою земную жизнь исцелял, помогал, терпел, прощал…
Заключение
Великодушие — «это свойство переносить кротко все превратности жизни, прощать все обиды, всегда доброжелательствовать и творить добро» (В. И. Даль).
- Переносить кротко превратности жизни — какая бы ситуация ни произошла в моей жизни, какой бы человек ни встретился на пути — видеть за всем этим Промысел Божий и стараться с кротостью все переносить. Хотя вижу, что мне делать это очень трудно.
- Прощать все обиды:
- к ближним относиться с уважительностью и предупредительностью; т. е. не допускать насмешки над человеком;
- в ответ на обличения:
- услышать, что пытаются донести;
- не оправдываться;
- если слово обидное:
- стараться оправдать человека;
- трудиться над самоукорением.
- Всегда доброжелательствовать:
- трудиться над:
- благожеланием;
- благопопечением;
- благорасположением;
- при общении с ближними не забывать о радушии, любезности, скромности, кротком миролюбии.
- Творить добро:
- откликаться на нужду, при этом думать больше не о себе, а о попросившем.
- Просить помощи у Бога в трудных ситуациях. Каяться перед Ним, когда во мне:
- насмешка;
- самолюбие;
- дерзость.
Трудясь таким образом в ситуациях, которые посылает Господь, стараться не впадать в греховные настроения, а для каждого случая находить нужную добродетель.
Работа с детьми
Постараюсь расписать педсобытия, в которых буду трудиться с детьми над великодушием.
- Лоно отношений. Думаю, что нужно хотя бы дня два или три, чтобы хоть в какой-то мере наладить лоно отношений:
- любовь к ребенку;
- вера в его исправление;
- наблюдение Промысла Божия о ребенке.
- Со стороны ребенка:
- доверие — искреннее расположение;
- любовь;
- почитание.
- Показать зовущий и созидаемый образ. Дать попробовать добродетель, чтобы у детей появился вкус.
-
- упражнение в добродетели:
- призывать ребят к отклику на нужду;
- призывать к прощению обид;
- призывать к стойкости в трудностях;
- искушение:
- видеть, где Господь подает искушения, говорить об этом ребятам, призывая к стойкости в добродетели; в некоторых случаях самому применять испытания, например, после тяжелого дня позвать ребят в доброе дело — помыть посуду и др.
- упражнение в добродетели:
Кульминацию, надеюсь, устроит Сам Господь, может быть, дома с родителями. И насколько я им привил эту добродетель — значит, настолько они будут стоять в ней.
Самому великодушно терпеть детей, верить в то, что они будут трудиться над тем, к чему я их призываю.
Богу нашему слава всегда, ныне и присно и во веки веков. Аминь.
Список литературы
1 Евангелие.
2 Н. Д. Гурьев. Страсти и их воплощение в соматических и нервно-психических болезнях. — Изд. Макариев-Решемской обители, 1998 г.
3 Паисий Святогорец. Семейная жизнь. — Изд. «Святая Гора», 2004 г.
4 Свт. Феофан Затворник. Толкование послания Св. Апостола Павла к Ефесеям.
5 Свт. Феофан Затворник. Начертание христианского нравоучения. — Изд. «Правило веры», 1998 г.