Доклад «Быть или не быть»

(Размышления будущей матушки)

Ольга Кочубей, 2006 г.

«Ты, мое дыхание,
утро ты мое раннее
Ты и солнце жгучее, и дожди.
Всю себя измучаю,
Стану я самой лучшею.
И по такому случаю
Ты подожди…»

Яда Якушева

Обоснование темы:

В воспоминаниях матушки Галины Соколовой есть такие слова: «Я тогда и не представляла всего, что меня ждет на самом деле, какой крест несет матушка, какой она должна быть. Он-то знал, когда предостерегал меня, и знал не только по книгам. А я даже и не задумывалась о той огромной разнице, которая существует между женой священника и мирянина. Теперь-то я знаю, что заключается она не в привилегиях, а в обязанностях: как вести себя с людьми, как деток воспитывать. Слова апостола Павла „жена — слава мужа“ относятся ко всем женщинам, но в первую очередь к женам священника» [VI, стр. 161, 162].

«А я даже не задумывалась о той огромной разнице, которая существует между женой священника и мирянина». А надо ли задумываться? Опыт жизни показывает, что надо. О трудностях, ожидающих жену священника, мало кто знает, а в полной мере знают, наверное, только сами матушки. Сколько бытует мнений: «Матушка — королева на приходе, семьи священников обеcпечены и не знают никаких бед».

Количество распадающихся семей священников просто ужасает. Причины, конечно же, разные, но большую часть из них занимает неготовность жены священника разделить служение мужа, нести свой тихий, часто никому незаметный, но невероятно тяжелый крест — крест матушки.

Кто-то просто не задумывается, кто-то даже не догадывается о намерениях своего будущего мужа, а кого-то просто ставят перед фактом после нескольких лет супружеской жизни и самый крайний вариант — сознательное стремление стать матушкой ради материальных благ и положения в обществе, что, по большей части, себя не оправдывает.

Конечно же, Господь милостив, дает силы, утешает благодатными дарами, кроме последнего случая.

Но как важно знать, на что ты идешь не ради устрашения и последующего колебания, что тоже возможно, а ради сознания того великого предназначения, данного и благословленного Богом. И лучше поколебаться сейчас, пока ты еще не связана узами брака, и окончательно решить для себя, на что ты идешь? Пусть ты сейчас не слышишь в себе таких сил, но если ты слышишь, что Господь тебя к этому призвал и дает желание послужить Ему, то остается одно — уповать на слова «сила Божия в немощи совершается».

Обо всём, выше написанном, я долго размышляла, пожалуй, не один год своей жизни.

Первые размышления заключались в полном отрицании для себя такой судьбы, так как больше манила жизнь по ценностям мира сего, чем мнимые привилегии матушки. Было ясное сознание того, что слишком от много придется отказаться. Но по мере приобретения других ценностей, значительно превышающих своей красотой и силой, впервые изменилось и отношение к этому дивному служению.

Да, дивному, но не для меня, т. к. страх перед неизбежными трудностями, в этом случае был больше, чем решимость отречься от себя. Теперь уже, когда Господь явно благословляет на этот путь, остается одно — от меня согласие и упование на Его помощь и долготерпение, т. к. по-прежнему не слышу в себе сил и дарований.

Несказанно утешают слова одной удивительной матушки — жены священника: «Конечно, мы немощные и грешные, — говорит она, „но Бог избрал немудрое мира, чтобы посрамить мудрых, и немощное мира избрал Бог, чтобы посрамить сильное; и незнатное мира и уничиженное и ничего не значащее избрал Бог, чтобы упразднить значащее, — для того, чтобы никакая плоть не хвалилась пред Богом“ [I, стр. 27-29]».

Чтобы осознать и объективно рассмотреть служение матушки, хочу рассмотреть такие вопросы:

  1. Назначение матушки и качества, какими она должна обладать.
  2. Трудности, ожидающие жену священнослужителя.
  3. Место и роль в доме священника людей, не являющихся членами семьи.
  4. Особенности воспитания детей в священнической семье.
  5. И последний, невольно возникший у меня вопрос после прочтения необходимой литературы: «Ради чего женщина становится на этот путь или соглашается с ним, как с благословением Божиим, а, в некоторых случаях, сознательно стремится стать матушкой?»

Прежде всего я обратилась к книгам. Святые Отцы древнего времени не уделяли внимания этому вопросу, разве что какие-то вопросы, касающиеся женщины вообще — ее облика, поведения и места в обществе, семье и Церкви. Возможно, тогда этот вопрос так остро не стоял, как в наше время, имеется ввиду, дореволюционное, т. к. воспитание девушек и их нравственный и духовный уровень значительно отличался от сегодняшнего воспитания и образа жизни.

Возможно, говорилось и писалось об этом мало, но делалось значительно больше, чем теперь.

«До революции, — пишет Ольга Пономарева, — молодые девушки, оканчивающие епархиальные училища, получали необходимое образование и готовили себя для того, чтобы стать супругой священнослужителя. Они изучали богословские предметы, пение, рукоделие и домоводство. Такая опытная и образованная жена становилась надежной помощницей священнослужителя в его нескончаемом труде.

Своими знаниями, молитвенным настроением она была поддержкой мужу и образцом подражания для своих детей и для всех верующих». [II, стр. 208]

Но, все-таки, собрать малые крупицы удалось, благодаря тем людям, священникам, матушкам, которые, поделившись своим опытом и наставлениями, помогли нам приоткрыть для себя образ матушки, ее назначение и роль в приходе и семье.

Это труды м. Натальи Соколовой «Под кровом Всевышнего», где она рассказывает о своей простой, никому не заметной, но многотрудной и плодотворной жизни, это книга «Дар любви», где тоже идет речь о священнической семье, о служении батюшки и матушки. Немного внимания уделили этому вопросу свящ. Т. Тихомиров в книге «На приходе» в главе «Выбор жены» и свящ. Глеб Каледа в книге «Домашняя церковь».

Вероятно, и другие авторы посвятили этому вопросу главы, и даже книги, т. к., в нынешнее время этот вопрос становится все более актуальным. Хочу также указать еще один источник, можно даже сказать — основополагающий, т. к. именно прикосновение к нему приуготовило и правильно расположило к написанию этой работы.

Таким источником явилось общение с живым человеком — матушкой, которая прошла через немалые испытания и скорби, на счету которой не один восстановленный ею и ее мужем-священником приход.

До разговора с ней в моей голове кружилось множество вопросов: «Какой должна быть матушка, деятельной или сидеть дома и заниматься воспитанием детей?», «Где лучше жить, при храме или далеко от него?», «В чем плюсы и минусы того или иного места проживания?» Но после разговора с матушкой все эти вопросы отпали сами собой, т. к. ее ответы увели меня от рациональных рассуждений к сердечным чувствам.

Вывод, который я сделала из разговора с этой удивительной женщиной является таковым: «Ты будешь там жить, вести такой род деятельности, какой даст Господь. Главное здесь — искреннее желание послужить Богу, а не искание себе удобного места жительства или спокойной ниши, где тебя меньше всего будут трогать».

Чтобы более прочувствовать настроение и взгляд матушки на те вопросы, которые меня волновали, приведу наш разговор.

Первый мой вопрос был о роли матушки на приходе. Ответ прозвучал (для меня) совершенно неожиданный: «Господь Сам дает служение матушке».

Ну да, вроде бы надо согласиться, а все с тем же вопросом — что ждет матушку на приходе? Имея ввиду больше внешнюю деятельность. Но, как оказалось, эти слова означали совсем другое — внутреннее устроение души, расположение сердца.

Слова «Господь Сам устраивает» были ниточкой, которая тянулась через весь наш разговор. И какую бы я сферу ни затрагивала: приход, семья, прихожане, дети — везде Он, Его Промысел. «А как по-другому, — искренне недоумевала матушка? «Ведь мы живем по Евангелию, а там всё было: и Крестные страдания, и Гефсиманский сад и Кана Галилейская, всё Господь прошел. Так и мы. Всё бывает в семье священника, да и в любой семье, решившей идти за Господом. Только священнической семье благодати дается больше, зато спрос и ответственность тоже увеличиваются.

Так и получается, что служение дает Господь, например, активное участие в жизни прихода: клирос, воскресная школа, личные беседы с людьми. Или наоборот, замкнутая жизнь дома, воспитание детей» (то и другое было у матушки в связи с переводом на другие приходы).

«И везде разное отношение: там любят, а там просто жизни нет — все плохие: и батюшка, и матушка. А как иначе, — постоянно повторяет матушка, всё по Евангелию. И с людьми надо быть осторожной: где можешь — утешь, выслушай, помоги, а слышишь, что вопрос не по твоей части — отошли к батюшке, он-то уж точно разберется, а иногда съюродствовать приходится, люди разные бывают. А вообще матушка не должна представлять из себя ничего выдающегося. Главный человек — это батюшка, а жена его, лишь помощница, которая без его благословения ни шагу в приходе не сделает. И что тут голову ломать? Что батюшка, а через него Господь благословит, тем и будешь заниматься. Всё Господь устраивает, — не устает повторять матушка».

А как быть с людьми, насколько их к своей семье подпускать можно? (Привожу пример о. Феодора и м. Галины — обет с квартирой).

«А это как Господь на сердце положит, — последовал ответ. Надо будет — положит в свое время. Главное то, что нужно тут, самочинием не заниматься. Вот я решила, что буду так делать, а Господь не этого хочет, не для этого нас сюда поставил, и остается нам только слушать Голос Божий и исполнять, — так естественно говорит матушка, как будто по-другому и жить невозможно».

А что стоит за этими словами? Какая готовность принять волю Божию, сердечное внимание к Промыслу, смиренное принятие жизненных обстоятельств, немалыми трудами и скорбями приходит человек к такой простой жизни по Богу.

— А дети, — не унимаюсь я, как их оградить от привычки к храму? Матушка улыбается и я понимаю, как нелепо звучит для нее мой вопрос.

— Или это даже хорошо, что дети поближе к святыне, пытаюсь исправиться я.

— Конечно, ведь дело в самих родителях и в воспитании. Если родители сами не потеряют благоговения, то и детям оно передастся. Да и дети сами тоже Богом даются. Не было бы моей дочурки с ее капризами, я бы над многим и не задумалась бы. Всё от Бога.

— Самое главное, никогда не сравнивать, хочется иногда, чтоб батюшка был и таким, и таким, ни в коем случае нельзя этого допускать. Слушаться мужа — и всё, ведь ему сам Ангел на ушко шепчет, как поступать надо. Самое тяжелое, — говорит матушка — это то, что жизнь священника и его семьи у всех на виду происходит. И так бывает. Враг рода человеческого выставит священника с семьей, что и не придумаешь нарочно, поэтому и осуждать никого не надо. Та матушка так себя ведет, а эта — по-другому. Все мы разные и один Господь знает, почему так происходит? А самое радостное то, что люди такие простые встречаются, поговоришь с ними, а они себя и в этом, и в этом винят, „грехов много“, сетуют, а посмотришь — „Божий одуванчик“. Не надо их трогать. Их ни приближать, ни удалять от себя не надо, пусть так думают и живут, как жили.

Наш разговор приближается к концу и я слышу слова, которые, на мой взгляд, были итогом нашего разговора: «А что о себе думать? Конечно, мы немощные и страсти у каждого свои, „но Бог избрал немудрое мира, чтобы посрамить мудрых, и немощное мира избрал Бог, чтобы посрамить сильное; и незнатное мира и уничиженное и ничего не значащее избрал Бог, чтобы упразднить значащее, — для того, чтобы никакая плоть не хвалилась пред Богом“ [I, стр. 27-29].

А самое главное — это семья. За нее Господь на Страшном Суде спросит».

Так постепенно стали появляться ответы на мои вопросы.



«Да будет украшением вашим не внешнее
плетение волос, не золотые уборы или нарядность
в одежде, но сокровенный сердца человек
в нетленной красоте кроткого и молчаливого духа,
что драгоценно пред Богом»

(1 Петр. 3; 3–4)

В связи с первым вопросом: назначение матушки и качества, какими она должна обладать, хочу особо обратить внимание на такие слова: «Нужно помнить, что жена для священника или поддержка в его священническом деле или помеха — середины не бывает» [III, стр. 34].

Из этих слов становится очевидной необходимость не только пастырю задаваться задачами подвижничества, но его жене смотреть на свое положение, как на «своего рода подвиг» [III, стр. 34], не имея такого настроения есть большая опасность стать преградой духовному возрастанию своего мужа. Известно, что и в духовной жизни нельзя стоять на одном месте. Если нет движения вверх, то неизбежно падение.

«Если священник и его жена лишены совместной духовной жизни, это порой приводит и к ослаблению человеческой супружеской любви, к уменьшению заботы друг о друге, человеческой ласки. Некоторые священники очень тяжело это переживают: после забот и трудов своего служения они нуждаются в отдыхе, в человеческом внимании, но встречают дома отчужденно-формальное отношение» [IV, стр. 228].

«Отсюда ясна необходимость искать в будущей жене человека сродного настроения, с готовностью при нужде жертвовать кое-чем из „своих сил“ для ближних» [III, стр. 34].

Чтобы оправдать возлагаемые на тебя надежды, нужно знать, какие качества души необходимо иметь или воспитывать в себе.

«Жена священника, с одной стороны, должна быть его нравственной поддержкой, с другой — в прямом смысле, помощницей в деле устроения прихода. Для того, чтобы она была его поддержкой, от нее требуется, конечно, душевность, чуткость и желание помочь мужу. Но никогда не лишним окажется здесь понимание его пастырского дела, внимание к нему, для чего требуется известная мера образованности и культурности» [III, стр. 35].

«Она умом, а главное, сердцем, делит тяготу жизни священника и, разделяя с ним радость и горе, не дает ему чувствовать одиночества как в собственном доме, так и в среде, его окружающей. Матушка имеет способность согреть душу, обновить настроение. Ее доброта, ее приветливость, жизнерадостность всегда прогонят печаль, смущение, гневливость, тот „дух уныния“, который так опасен для делания священника. Батюшка чувствует близкую душу и снова надеется победить, снова идет „по льду, хотя лед и режет ноги“ [III, стр. 36].

«Самый трудный женский крест — это путь жены священника; он больше пути монашеского» [IV, стр. 225],  — пишет профессор, протоиерей Глеб Каледа. И дальше продолжает: «Глубоко символично, что она продолжает носить обручальное кольцо, а с е мужа кольцо при хиротонии снимается, ибо он обручен Церкви и принадлежит прежде всего Церкви, алтарю, а не ей. Муж — в храме, с пасомыми, а она — дома, с детьми, с заботами о муже. Ей хочется светских развлечений, а муж на них не ходит. Выходных воскресных дней в общепринятом светском смысле не бывает… Дома при гостях она почти всегда в тени своего мужа, ибо люди идут к нему, а она должна сделать дом гостеприимным» [IV, стр. 225-226].

Но и все трудности и скорби не напрасны и безусловно имеют свою пользу. Таким образом и обретается новая глубина взаимоотношений, благодаря труду над собой.

По-разному преодолевают трудности матушки, но и не без помощи мужа. «Многие матушки вначале плачут. Одна из них через месяц после хиротонии сказала мужу: „Я тебе отдала всё, а ты от меня ушел. Ты получил алтарь, а я осталась одна“. Муж ответил ей: „Подожди, — будем опять вместе“. Потом у них восстановились отношения: она стала верной и ревностной помощницей мужу. Их брак приобрел новую глубину прирастания друг другом» [IV, стр. 226].

А вот другой пример, из которого уже более виден внутренний труд души.

«Борьба шла всегда. Порой были трудности, с детьми тяжело. И я думаю: „Вот сейчас придет, и я ему покажу, что на него обиделась: сделаю лицо недовольное, не буду шутить. Сколько можно терпеть!“ Я так себя настрою, а потом хожу и думаю: „Как же я сейчас так сделаю? Ведь я же его так люблю. Как только увижу его глаза, я уже не смогу свой „обиженный“ вид сохранить! И брошусь к нему, обниму, начну целовать, он меня, и всё!“.

Все наши встречи юности перед глазами проходят; Господь напоминает, как он меня любит. И помогает преодолеть эту слабость, когда враг хочет, чтобы не было мира в семье. И если ты принял эти добрые мысли, что Господь посылает, значит, всё будет хорошо… И когда за целый день намотаешься, а он только один раз улыбнется — и всё, у тебя вся тяжесть дня моментально уходит, и всё прекрасно» [VII, стр. 28].

Немаловажен вопрос: «Какое место и роль занимают люди, не являющиеся членами семьи, в доме священника?» Многие семьи имеют печальный опыт и обращение к нему необходимо, я так думаю, чтобы не совершить подобных ошибок.

Прот. Глеб Каледа пишет об этом довольно жестко и категорично: «Крайне нежелательно вхождение в дом и семью священника случайных лиц. Оказав мелкую и даже большую услугу, некоторые начинают считать, что имеют особые права на внимание священника, а коль скоро находят, что его внимания недостаточно, распускают о нем слухи, обычно, очень далекие от истины. Есть примеры того, как это приводило к тяжелым последствиям. Будьте бдительны! Семьи духовенства, — пишет он, — должны быть свободны от опеки прихожан. Принимать бытовую помощь следует только от наиболее близких, а лучше — от старых друзей. Пусть семья своими силами делает все, что может (покупки, домашние дела и т. д.), либо прибегает к помощи друзей» [IV, стр. 227-228].

Но, несмотря на эти упреждения, возникает вопрос: «А как же быть, оградить свой дом колючей проволокой с табличкой „Опасно для жизни“, ведь в дом священника постоянно идут люди, кто знает, если сиюминутно не помочь человеку или просто не выслушать его, какие будут последствия, ведь за каждую душу спросит Господь. Одно дело гостеприимно встречать людей, а другое — допускать их во внутренние отношения семьи, да и мера приема в количестве может быть разной, соответственно силам. С другой стороны, и Господь выше меры не подает. А с нашей стороны может быть полная самоотдача или та, на которую мы сейчас согласны».

Еще один важный вопрос, который я хочу затронуть: «Особенности воспитания детей в священнической семье». Вопрос очень обширный и емкий, поэтому, затрону лишь маленькую часть его содержания. Хочется отметить, что эти особенности все-таки существуют. И если не раскрыть, то хотя бы обозначить их следует. Одна из них — это избалованность детей священников постоянным вниманием прихожан, а также, небрежное отношение их (детей) к вещам и продуктам. Вот что об этом пишет прот. Глеб Каледа: «Если в богатом приходе часто делаются подарки от прихожан и знакомых или часто поступает гуманитарная помощь, то у детей может появиться материальная избалованность, пропадают умение и желание ценить вещи, продукты и т. п., ибо изчезает соразмерность труда и вещей: „еще подарят“, „еще принесут“. Необходимо, чтобы дети в семьях духовенства сами умели давать, отдавать, заботиться о других. Много бывало священников с богатыми доходами, но нищих в своем доме: через их руки всё проходило к нуждающимся. Дети священника должны быть приучены к скромности и в своих потребностях, и в облике» [IV, стр. 229].

А матушка Наталья Соколова в своей статье «Легко ли быть женой священника» обращает внимание на такую немаловажную, и даже основополагающую сторону отношений в семье священнослужителя: «Часто бывает, что любовь к ребенку (особенно первенцу) отодвигает заботу о муже на задний план. Этого не должно быть. К приходу мужа матушка должна подготовиться и приучить к этому детей: „Соберите игрушки, сложите книги, помогите мне помыть посуду… Скоро придет папа, надо, чтоб он был нами доволен. Отец придет уставшим, его надо пожалеть…“. Матушка приводит себя в порядок. Благоговение перед саном священника передается и детям: „Поправьте одежду, умойтесь и с чистыми руками подойдите под благословение“. Любовь и благоговение перед священническим саном может улучшить характер мужа» [VIII, стр. 34, 35].

Также есть опасность привычки к храму, потеря благоговения от частого, иногда без особой нужды забегания в храм. Такая опасность существует и у взрослых, здесь очень важно самим родителям не потерять должного отношения к дому Божьему. А детям в помощь дать определенные правила, да и взрослым они не помешают:

  1. Перед порогом храма остановиться, утишиться внутренне и внешне, перекреститься, помолившись, сделать поклон и тогда только входить.
  2. Помнить, что переступая порог земного храма, ты переступаешь порог храма небесного, чтобы предстать раю.
  3. Бояться своим недолжным поведением оскорбить Бога.

Очень важно, чтобы у детей не сложилось впечатление, а затем и мнение, что папа ходит на работу. Благоговейное чувство зависит от самого отца, от его отношения к своему служению и отношения матушки к служению мужа.

Еще матушка Наталья делает очень ценные упреждения: «Хорошо, если есть близкая родственница, иначе найти помощницу для дома — проблема. Поэтому матушке нельзя ни на кого надеяться. Новый человек невольно, даже стараясь помочь, приносит дисгармонию в дом. Батюшка с матушкой скоро увидят в своих детях новые манеры, услышат новые слова, которые не соответствуют их воспитанию» [VIII, стр. 35].

И последний вопрос, который возник у меня: «Ради чего женщина становится на этот путь или соглашается с ним, как с благословением Божьим? Неужели не устрашают ее те трудности, дополнительные обязанности, которых можно избежать в обычной семье?»

Размышляя над этим вопросом и всматриваясь в судьбу двух матушек, полюбившихся мне за время знакомства с их биографиями, я пришла к выводу, что женщина становится на этот путь из любви к Богу и к мужу. Что-то из них может доминировать, а может и укреплять друг друга. Именно любовь и дает силы, она является источником радости, покрывающей все тяжести и труды служения людям и Богу, но часто бывает, что любовь к Богу недостаточно сильная, а к мужу, по большей части, самолюбивая и себеугодная. Тогда возникает вопрос и даже крик души: «Ну сколько можно, я всё отдаю и отдаю, когда же начну получать взамен?»

Тогда, пожалуй, поможет понимание своей неправоты, покаяние в самолюбивых проявлениях и твердое упование на помощь Божию, так как «дорогу осилит идущий».

Душа слышит красоту и добродетель того пути, на который призывает Господь и не услышать этого просто невозможно, а потому и идут.

«Я знаю одно, Федюша, ты у меня есть, и я буду стараться вести себя так, как ты мне будешь подсказывать и все силы приложу к тому, чтобы тебе никогда не пришлось за меня краснеть» [VI, стр. 162].

А вот отрывок из воспоминай м. Натальи Соколовой: «Вот сколько пережила моя мама, — сказал Володя, — в какие времена мы живем… Но мама моя не упала духом, молилась, верила и жила надеждой… А Вы смогли бы пережить такие испытания?

— Очень тяжелые испытания веры, — ответила я, — только с Божьей помощью это возможно. Но я знаю, что Господь никогда не пошлет нам страданий выше наших сил, Он всегда укрепит и поможет.

— Тогда нам с вами можно будет идти по одному пути, — радостно сказал Володя.

И мы пошли молча, пока не поймали машину, на которой я уехала, пожав жениху руку.

От избытка чувств не говорят, но молча открывают свои сердца перед Господом. И Господь, всегда пребывающий с нами, наполняет душу вверившихся Ему, неизреченной радостью, блаженством… Так было и с нами.

Видно, такой радостью сияло мое лицо, когда я, до смерти голодная, вернулась домой… Маме всё хотелось узнать, что у нас было: „объяснение в любви“ или „предложение“, как это бывает в романах. А у нас с Володей ничего не было.

Было одно желание — исполнить волю Божию» [V, стр. 104].

Заключительная часть

«Двоим лучше, нежели одному;
потому что у них есть
доброе вознаграждение в труде их:
ибо, если упадет один, то другой
поднимет товарища своего»

(Еккл. 4; 9)

Чтобы быть поддержкой, не помехой мужу, чтобы самой спасаться и вести к Богу детей, необходима духовная жизнь, без которой назначение матушки теряет свой смысл. Сюда входят: молитва, участие в таинствах, труд над добродетелями, без которых просто невозможно выполнить свое служение. Такими добродетелями являются: самоотвержение, милосердие, душевность, чуткость, а также искреннее желание помочь мужу, доброта, приветливость, жизнерадостность и, что касается внешней души, образованность и культурность.

Как бы ни было самой трудно, всегда надо найти в себе силы, даже не в себе, а у Бога, т. к. свои рано или поздно заканчиваются, а у Бога их хватит не на одну матушку. Кто, как не она сможет поддержать и одушевить, подобно епископу Никандру своим дивным посланием к труженикам Божьим:

«Пусть ноги устали, болит твоя грудь,

И спину ты можешь едва разогнуть,

И пусть бы хотелось тебе отдохнуть,

Работы так много еще впереди.

Иди и буди!


Иди и буди ты уснувших людей,

Скажи им, что враг среди Божьих полей,

И хочет засеять травою своей…

Когда лишь разбудишь — тогда отойди.

Иди и буди!


Иди и буди равнодушных людей,

Глаголом их жги вдохновенных речей,

Зови их к подножью святых Алтарей…

Буди равнодушных, их сна не щади.

Иди и буди!


Пока еще враг дожидает зари,

Пока не погасли совсем Алтари,

Пока не свалился — иди, говори…

Работы так много еще впереди…

Иди и буди!»

еп. Никандр

«В завершение хочется сказать, что Господь снова и снова призывает уже новое поколение молодых людей на служение себе и своей Церкви. И в этом стремлении посвятить себя целиком служению Господу большую роль играет женщина — жена или невеста будущего священнослужителя»[II, стр. 209], — Ольга Пономарева.

И еще: «Давая согласие стать женой будущего священника, нужно многократно и тщательно проверить себя; здесь должна быть решимость, подобная решимости к монашескому подвигу» [VI, стр. 226].

Список литературы

1. Новый Завет.

2. Ольга Пономарева. Во имя Твое… — Курган: «Звонница», 2003.

3. Т. Тихомиров, священник. На приходе. — М.: Православный Свято-Тихоновский Богословский институт, 2002.

4. Глеб Каледа, протоиерей, профессор. Домашняя церковь. — М.: изд-во Зачатьевского монастыря, 2001.

5. Н. Н. Соколова, м. Под кровом Всевышнего. — М.: изд-во Православного братства св. ап. Иоанна Богослова, 2002.

6. Дар любви. — М.: Русский хронограф, 2003

7. Наследник, ж. № 2, — М.: Ново-Спасский монастырь, 2005.

8. Отрок, ж. № 6, — Киев: Свято-Троицкий Ионинский монастырь, 2004.