Доклад «Решительность отвернуться себя»

Цыпина Якова, 2012 г.

Обоснование темы

С данной темой я столкнулся, причем именно столкнулся, совершенно недавно. Возраст моего воцерковления достаточно мал. Я только сейчас начинаю понимать смысл того, к чему раньше относился скептически (взять, к примеру, необходимость ежедневного утреннего и вечернего правила). И только сейчас начинаю понимать, почему Христос называет своего иго легким тогда, когда легким оно, для грешных людей, вовсе не является.

Я сознательно столкнулся со своим ветхим человеком только сейчас. Начало моего воцерковления скорее всего было случайностью, в которую я попал не по своей воле. Я не знал ни куда я иду, ни чего мне будет это стоить, ни как трудно будет в пути. Силы мне предавала установка, которая стала для меня в некотором роде пособием для прохождения жизни в Отраде. Эта установка была «не знаю, и потому не отказываюсь». Но сейчас это совершенно не так.

Я думаю, что к решительному шагу поехать в Отраду меня привело желание сбежать. И как выяснилось потом, сбежать от себя. Сбежать от себя такого, какого я не хотел ни видеть, ни слышать. Мой ветхий человек стал мне настолько ненавистен, что я, от малодушия своего, решил просто сбежать. Ни бороться с ним, ни договариваться. А просто сбежать.

Мотивацией и причиной моего недовольства своим состояние была совесть. Она ясно звучала во мне. Она призывала меня к лучшему, к светлому, и чистому. Чего нельзя было сказать о том, в чем я был в момент побега.

И сейчас я опять столкнулся с тем, кого не хотел видеть.

Слава Богу я испытал легкость и благость ига Христова. И то, только благодаря тому, что ненадолго Господь удалил от меня тяжкое бремя грехов моих. Он дал мне попробовать, благость той жизни, к которой призывает Церковь, перед тем, как пустить меня на войну с тем, что не дает мне возможности это сделать.

Самое страшное то, что я, как бы разделся сам в себе. Половина меня стонет в мольбе к Богу о помощи, а другой половине вполне нравиться то состояние и обстановка, в которой я сейчас нахожусь.

История вопроса и основная часть

История и важность данного вопроса открывается еще в начале человеческой истории. Вспоминаю тот момент, где Господь говорит Каину следующие слова: «почему ты огорчился? и отчего поникло лице твое? Если делаешь доброе, то не поднимаешь ли лица? а если не делаешь доброго, то у дверей грех лежит; он влечет тебя к себе, но ты господствуй над ним». Но что сделал Каин. Он, не смотря на зов своей совести, восстал на брата своего и убил его. Очень ярко откликается этот момент с Евангельской историей, когда к Христу подошел некий богатый юноша и спросил Христа, что ему сделать доброго, чтобы иметь жизнь вечную. Христос ему ответил, чтобы он соблюдал заповеди. На что юноша сказал, что сохранил их от юности своей. На что Христос указал ему избавиться от того, что покоилось на сердце этого юноши, то есть на богатство. Ибо где сокровище ваше, там будет и сердце ваше.

У Каина поникло лицо, а юноша отошел с печалью. А все потому, что им оказалось очень трудно, почти невозможно отказаться от того, что было им дорого.

Я обратился к толкованиям. Толкование Щедровицкого на книгу Бытие говорит следующее:

«Как только человек перестает обращаться к Богу за помощью, оставляет добродетель, забывает заповеди Божьи, он тотчас начинает чувствовать, что „у дверей грех лежит“. Здесь употребляется древнееврейский глагол ‹рава?ц› — „лежать“, который применяется только по отношению к животному, но не к человеку. Грех — это „лежащее животное“, потому что низшее начало, начало скотское, находится „у входа“ в человеческое сознание, пребывая как бы в его преддверии, в подсознании, и стремится овладеть человеком, его чувствами и разумом. Поэтому и сказано: „...у дверей грех лежит...“, т. е. грех очень близок — стоит только впустить его, как он войдет и овладеет тобой. „...Он влечет тебя к себе, но ты господствуй над ним“ — до того, как Каин осуществит свое намерение убийства, грех ему не вменяется. Бог говорит: „...ты господствуй над ним“ — ты можешь им овладеть, ты можешь победить! Здесь описывается та внутренняя, духовная борьба, которая не прекращается до тех пор, пока человек не выйдет из нее победителем или не будет одолен».

Иоанн Златоуст в своем толковании о богатом юноше говорит, что юноша подошел к Христу с искренним желанием иметь жизнь вечную. И подошел к нему без лукавства, хотя и не в чистоте. Юноша имел пристрастие к земному богатству. После вопроса «чего еще недостает мне», которое, как говорит златословесный, было знаком сильного желания им вечного спасения, Христос изобличает его страсть. Причем именно страсть, а не его богатство. И тем самым указывает юноше его путь: «Если хочешь быть совершенным, пойди, продай имение твое и раздай нищим; и будешь иметь сокровище на небесах; и приходи и следуй за Мною». Думаю, что человек не может иметь богатство, потому что его фактически не существует. То, что человек считает своим, его на самом деле его не является. Так как все принадлежит только Богу. Единственное, что человек может иметь, так это страсть к богатству. Богатство может доставлять человеку сладость. Сладость иметь много денег, сладость от тех удовольствий, которые эти богатства ему обеспечивают. Имея миллион долларов, мы не наслаждаемся тем, что они у нас есть. По сути это бумажки. Мы можем наслаждаться только тем, что имеем то, что моей гордости или обществу очень ценно, либо тем, чем эти миллион долларов могут нас обеспечить (сладость жизни в комфорте и достатке, и власть). В одном из толкований притчи о десяти девах, говорится, что нищие в ней, это бесы, которым девы должны продать свои грехи и страсти, за что взамен получают самое ценное для души — свободу от грехов и страстей, которые и не дают Господу быть с нами. И когда становимся свободными, то получаем от Господа елей, то есть его милость, из-за которой можем быть принятыми в Царство Небесное. Когда юноша сказал, что соблюдает от юности заповеди Божии, то Христос возлюбил его. Десять Моисеевых заповедей были даны еврейскому народу для того, чтобы оградить и приготовить их к принятию заповедей Христовых. Это только первый рубеж, который стоит преодолеть на пути в Царство Небесное. Помню, в одной статье читал, что Европейское законодательство руководствуется большинством заповедей из десяти, и не спасается этим. Потому Христос и просит у юноши быть совершенным, и указывает ему путь: «пойди, все, что имеешь, продай и раздай нищим, и будешь иметь сокровище на небесах; и приходи, последуй за Мною, взяв крест». Что в другом месте звучит как: «Кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною».

Заповедь «отвергнись себя» вижу, как оставление всего того, что я вижу своим, от чего получаю усладу и что имею у себя только ради себя.

Вспомнились слова Серафима Саровского, где на вопрос о возможности стать современным мирянам святыми, он ответил, что могут, но им не хватает решительности. От чего я обратился к книге Феофана Затворника «Путь ко спасению» где есть такая глава «Восход до решимости оставить грех и посвятить себя богоугождению». Самое поразительное для меня оказалось то, что первая часть главы оказалась для меня узнаваемой в своей жизни. Вначале он описывает состояние призывающей благодати, и в первом же абзаце говорит итог такого состояния, цитирую: «Человек стоит теперь точно между двумя распутиями, и ему предлежит решительный выбор». В следующем абзаце он сразу же показывает нам, что должен сделать человек в сем труде над собой или как дойти до решимости, а именно: Первое. Склониться желанием на этот труд; Второе. Удалить препятствия внутри образованию решимости. И третье. Решиться. После увещает нас, что действие благодати пусть и поставляет дух в возбужденное состояние, но все же влияет на него только через помышление оставить свой грех. После этого рассказывает про борьбу греха с человеком, который уже предпринимает усилия следовать благодатному зову.

Далее он пишет о том, что является препятствием к решительности оставить грех и идти за Богом, цитирую:

«Какие это главные возбудители греха и главные воители в защиту его, это указал Спаситель, когда призвал идти вслед Себя. Кто хочет идти вслед Меня, говорил Он, да отвержется себе, — отворотится от себя, сочтет себя будто чужим для себя, не стоящим внимания и сочувствия, за которого стоять не стоит. Это предполагает, что в сердце грехолюбивом постоянно живет и качествует противоположное сему расположение саможаление, как оно и есть на самом деле. Человек-грешник обходится с собою, как мать с нежно любимым детищем: жаль в чем-нибудь отказать себе, в чем-нибудь поперечить; не может одолеть себя, чтобы в чем-нибудь поднять на себя руку. Далее Спаситель обязует отказаться от всего, что в мире, для спасения души: Кая бо польза человеку, аще приобрящет мир весь, и отщетит душу свою? (Мк. 8, 36). Мир есть совокупность вещей вне нас, видимое, осязаемое, чувственное. Следовательно, приведенное обязательство предполагает в сердце человека склонность к вещественному, падкость на осязаемое, некоторую страсть питать себя и услаждать только видимым, чувственным. И действительно, в грехолюбце качествует чувственность: не имеет он вкуса к невидимому и духовному, а все чувственное так известно и так переиспытано. Потом внушает Господь, чтобы не стыдились Его в роде сем прелюбодейном и грешном. Это заставляет предполагать в грехолюбивом сердце стыдение людей в ущерб добру и правде. Так оно и есть. Живет обычно человек этою ненарушимостью заведенного вокруг порядка или установившихся отношений, оттого робеет поколебать их и для поддержания их готов бывает скорее покривить душою, нежели сделать кому-либо что наперекор, не уважить, войти в неприятности. Это — человекоугодие: „Что скажут и как быть, если придется разорвать связи?“ Должно быть, это самая чувствительная уза греха, если для того, чтобы разорвать ее, он угрожается за сей стыд пристыжением на всеобщем суде: Иже аще постыдится Мене и Моих словес в роде сем прелюбодейнем и грешнем, и Сын Человеческий постыдится его, егда приидет во славе Отца Своего со Ангелы святыми (Мк. 8, 38). Это заключительное обращение к веку грядущему указывает в грехолюбивом сердце отсутствие чувства будущей жизни, заставляет предполагать, что той жизни для него будто нет, а оно все погружено в жизнь настоящую. Так это и есть. Живет обычно человек на земле, будто тут вечно жить, а о будущем забывает; знает счастие только земное, и все цели сходятся у него в одном, как бы здесь хорошо прожить, а что дальше будет, о том и думки нет. Итак, саможаление, чувственность, человекоугодие и земность суть характеристические черты грехолюбивого сердца, — следовательно, и коренные возбудители греха и главные за него воители».

При обращении к живым истокам я увидел, что они довольно похожи. Когда я старался уточнить момент решительности преодолеть себя, то мне часто отвечали «не знаю». Мне кажется, что в этот момент, который мне и был нужен, невозможно описать словесно. «Не знаю. Я просто решился и сделал» — отвечают мне. Тайна, которая происходит между решительностью что-то сделать, и непосредственное исполнение задуманного лежит, видимо, глубоко в сердце. Правда, мне указывали на предваряющие действия, которые помогали им решиться. Это такие действия как молитва, упование на Бога, терпение и нахождение сильного стимула. Причем стимул был разнообразным, начиная от простого желания «надо» и заканчивая радением о ближних.

Мой личный исток различает два момента отвержения себя. Причем первый момент скорее отложение, чем отвержение. Первый момент это когда ты хочешь что-то сделать, а тебя просят помочь, и тебе приходиться отложить задуманное на потом. А второй момент, это когда от тебя требуется отрешиться от того страстного состояния в которое ты по неразумию своему впал. К примеру, как обида, гнев. Которые, скорее всего появились от задетого самолюбия, гордости или тщеславия. В таких случаях я не показываю проблему своим видом, а она кипит и тяготеет внутри. В одном случае, когда человек задел меня своим неправильным поведение, даже молитва об избавлении меня от гнева и раздражения, не помогла. Видимо эта боль должна была быть, ради моего вразумления и спасения. Потому и терпел. Обычно это продолжается недели две, а потом опадает в осадок, с возможностью вернуться снова.

Мой нравственный и деятельный уровень достаточно силен, чтобы в просьбах о помощи и участии преодолеть мешающего тому индивида в себе. Но их не хватает в том случае, когда требуется бороться с внутренними страстями. И даже не знаю, что делать.

Заключительная часть.

Итоги

Подведу итоги. Важность моего вопроса сопоставима с важностью моего спасения. Правда не только моего, но и каждого человека. В Ветхом завете Господь призывает меня господствовать над грехом, который влечет меня. А также обозначает границы, которые являются десятью заповедями Моисея. В Новом Завете Христос призывает меня к большему, к полному отсечению от себя грехов и страстей, а также к совершенству ради Царства Небесного. Серафим Саровский указывает мне на мой первейший недостаток, а именно отсутствие решимости идти к Богу. А Феофан затворник упреждает меня о тех препятствиях, которые мешают мне решительно встать на этот путь. А именно саможаление, чувственность, человекоугодие и земность. А мои ближние подсказывают мне, что верными помощниками в преодолении этих препятствий являются молитва, вера (а следовательно упование на Бога) терпение всего посылаемого Богом и воспоминание того, ради чего или кого я решаюсь совершить что-то богоугодное.

Вывод

Главный вывод, который я могу сделать из этого доклада, есть то, что не стоит мне снова сбегать от самого себя, а стоит мужественно и решительно следовать за Господом, Который указал мне путь моего спасения через Свое Писание, святых и ближних. Сделать более конкретные и решительные выводы я не могу, так как писал я доклад с большим нерадением. А также из послушания, невзирая на то, считаю ли я это для себя нужным или нет.

«Помилуй мя, яко немощен есмь, и душею, и плотию, и разумом, и помышлением, и имиже веси судьбами спаси мя, недостойнаго раба Твоего, молитвами Пречистыя Владычицы нашея Богородицы, и всех святых, от века Тебе благоугождших: яко благословен еси во веки веков. Аминь»(Молитва по 18-й кафизме).

Список литературы:

  1. Книга Бытие из пятикнижия Моисея.
  2. Следованная Псалтырь.
  3. Евангелие.
  4. «Путь ко спасению» свт. Феофан Затворник.
  5. «Введение в Ветхий Завет. Пятикнижие Моисеево». Щедровицкий Д.В.
  6. Творения Святого Отца нашего Иоанна Златоуста Архиепископа Константинопольского. Т. 7: Книги 1–2. «Толкование на Святого Матфея Евангелиста».
  7. Проповедь на праздник «Всех святых, в земле Росссийской просиявших» Игумена Мелхиседека (Артюхина).