Замысел отдельных предметов
Особенности предмета «Учение о семье и аскетика»
- Подробности
- Опубликовано 16.11.2013 21:07
Другой предмет, который преподавал один год — это «Учение о семье и аскетика» для четвертого класса студентов. В этом году с пятым классом совместно. Его вел батюшка и потом передал мне. Первые полгода занятия шли полностью по его росписи, по заданию и выбранным темам в литературе. Другие полгода — уже с новым классом разрабатывал и составлял самостоятельно, исходя из опыта, по благословению батюшки. Конечно, данная разработка имеет лишь начальный, не совсем продуманный характер. Сам я еще слабо чувствую предмет в его цельности, полноте и замысле исполнения. Основная литература, которая использовалась — это «Культура семейных отношений» о. Анатолия, «Пропедевтика аскетики», «Что такое церковность» — книга преподобномученицы Марии Скобцовой, и документальный фильм о жизни старообрядцев в Сибири. Всего было девять тем в такой последовательности: «Значение семьи как малой Церкви», «Послушание в семье», «Три задачи супружества», «Апостольские благословения», «Таинство брака и семьи», «Аскетика как наука», «Три уровня общения», «Евангельский тип духовной жизни в семье», и — «Евангельские основания для семейной жизни как воцерковление жизненных призваний».
Характер урока был подобен урокам преподавания истории церковной педагогики, только больше времени было посвящено самостоятельной проработке студентами содержания под моим руководством и также вопросам из жизни по освоенному. Также были ресурсные круги, например: «Как я знаю аскетику в своей семейной жизни» — у кого из студентов своя семья уже есть, то писали про свою семью, а если нет, то из опыта жизни с родителями.
Ключевым моментом в освоении данного курса была итоговая работа. Было поставлено задание: проработать, внимательно читая и доводя до разума сердечного, Послания апостола Павла к колоссянам и коринфянам, а именно выбранные мною оттуда главы, найти и выписать стихи, которые являются обоснованием и фундаментом того или иного содержания данной темы предмета. И так по каждой теме, чтобы студенты еще раз нашли слова апостольские, где каждое слово истинно, на которых строится учение о семье. Для выполнения этого задания студенты должны были постепенно самостоятельно заполнять таблицу из трех колонок. В первой колонке они писали название темы по порядку изучения, во второй — ее основное содержание, которое находят самостоятельно. И третья — это уже главный труд — апостольские обоснования выделенному содержанию.
Здесь нужно, опираясь на правила чтения духовных книг, вникнуть и проработать предложенные Послания апостола Павла как первоисточник учения о семье, Духом Святым данного апостолу, являющегося частью учения Церкви. Замысел этой работы был в том, чтобы студенты прикоснулись к словам святого апостола и услышали силу и образ истинных оснований семейной жизни.
Например, Мария Тележникова так исполнила данную работу по теме «Послушание в семье». Она выделила основное содержание такое: первое — в семье послушание ближним проявляется в послушании слову ближнего, послушании действиям ближнего, послушании нраву ближнего. Одновременно послушание Церкви, живя семейно, — это послушание богослужебному кругу, послушание правилам Церкви и послушание людям в Церкви. И третий вид -послушание Духу Божьему в семейном укладе в молитве, личной аскетике, событиях жизни.
Степени труда над всеми видами послушания в их освоении. Первая степень — это послушание от знаний, или идеи что так правильно, что так надо. Вторая — это послушание, совершаемое от смирения и разумения писаний. «За смирением следует страх Господень, богатство и слава и жизнь». (Притч. 22:6) И третья — это послушание от любви, духовной мудрости и простоты.
Апостольское обоснование этому содержанию она нашла такое: «Послание к Колоссянам», третья глава, стихи с 18 по 20, 22 стих и 4 глава, 2 стих, 3 глава, 12, 14 стихи: «Жены, повинуйтесь мужьям своим, как прилично в Господе. Мужья, любите своих жен и не будьте к ним суровы. Дети, будьте послушны родителям (вашим) во всем, ибо это благоугодно Господу. … Рабы, во всем повинуйтесь господам вашим по плоти, не в глазах (только) служа им как человекоугодники, но в простоте сердца, боясь Бога. … Будьте постоянны в молитве, бодрствуя в ней с благодарением. И так облекитесь как избранные Божии святые и возлюбленные в милосердие, в благость, в смиренномудрие, кротость, долготерпение… Более же всего облекитесь в любовь, которая есть совокупность совершенства». Подобным образом и далее ее работа выполнена.
Систематический перечень предметов
- Подробности
- Опубликовано 25.06.2013 12:00
Церковная педагогика — это образ и опыт воспитания детей, подростков и молодежи в общении и совместном жительстве с верующими и церковными (воцерковленными) людьми, где образ подается в живом примере христианских поступков и православных знаниях, опыт передается в церковном укладе (быт, одухотворенный свыше), который начинается от Таинств: Крещения, Покаяния, Причастия.
Церковные люди — это верующие боголюбивые, богобоязненные, человеколюбивые и совестливые люди или стремящиеся быть такими благодаря участию в богослужениях и Таинствах, благодаря молитве, православной аскетике и жизни по заповедям Божиим в подражание праведникам и святым.
Воцерковление — освоение жизни в церковном укладе, который включает в себя нравственно-духовный труд выхода на путь Господень и жизни в Иисусе Христе, плюс внешний порядок жизни, соответствующий внутреннему.
1. Богослужебные предметы
Богослужебные предметы:
- раскрывают содержание богослужений:
- литургика,
- богослужебный устав,
- дают практику храмовых служений:
- алтарное служение,
- церковное пение,
- церковное чтение,
- ризничное служение.
Изучение богослужебных предметов:
- служит воцерковлению учащихся в ходе обучения;
- позволяет выпускнику училища вести катехизацию детей, подростков и семей, опираясь на личный опыт устроения и участия в богослужениях;
- дает возможность церковному педагогу, зная теорию и практику богослужения, при необходимости совмещать педагогическое служение с клиросным и быть первым помощником настоятеля.
Замысел изучения богослужебных предметов и освоения богослужебной практики: за годы обучения усвоить образ следования за Христом, Божией Матерью и святыми в годовом богослужебном круге, получить опыт молитвенного пребывания на богослужении и благочестивого исполнения храмовых служений.
Плод изучения богослужебных предметов и освоения богослужебной практики: образ благоговейного и благочестивого служения в храме, верность Христу, Божией Матери и святым.
Цель преподавания богослужебных предметов: научить устроению богослужения в основных церковных служениях — уставщика, певчего, возможно регента, чтеца, алтарника, ризничих.
Задачи:
- Сформировать у учащихся ясный образ православного богослужения.
- Раскрыть смыслы и значения каждого из церковных служений, связанных с богослужением.
- Сформировать образ целостного православного богослужения, складывающегося из всех служений.
Во внутренней деятельности учащихся изучение богослужебных предметов способствует:
- осмысленному и разумному пребыванию на богослужениях;
- благоговейному и благочестивому исполнению каждого из служений;
- подвижнической ревности совершить служение Богу искренне и тщательно;
- обретению опыта и образа пути Господнего в жизненных путях каждого из учащихся.
Во внешней деятельности учащихся изучение богослужебных предметов способствует:
- освоению храмовых служений, обретению знаний, умений и навыков совершения богослужений;
- собранности и ответственности в исполнении всех храмовых служений;
- обретению знаний — во что в богослужении и в храме можно вводить детей, подростков и молодежь при катехизической работе с ними.
По предметам: богослужебный устав, алтарное служение, церковное пение, церковное чтение, ризничное служение учащиеся проходят богослужебную практику на клиросе.
1) График изучения богослужебных предметов.
№ | Предметы | Класс/полугодие | |||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
1 класс | 2 класс | 3 класс | 4 класс | 5 класс | |||||||
1 | 2 | 1 | 2 | 1 | 2 | 1 | 2 | 1 | 2 | ||
1. | Литургика | т | т | ||||||||
2. | Богослужебный устав | тп | тп | п | п | п | п | ||||
3. | Церковное пение | тп | тп | тп | тп | тп | тп | п | п | п | п |
4. | Церковное чтение | тп | тп | тп | тп | тп | тп | п | п | п | п |
5. | Алтарное и ризничное служение | тп | п | п | п | п | п | п | п | п | п |
6. | Церковнославянский язык | п | п |
т – теория, п – практика
2. Богословские и исторические предметы
В цикле богословских предметов учащимся преподаются:
- Священное Писание (Евангелие, Апостол, Библейская история, Библейская история и прообразования);
- основные вероучительные знания (катехизис);
- догматическое богословие (учение о Церкви, учение о благодати, учение о Святой Троице и практическая катехизация;
- основы нравственного богословия (учение о добродетелях в жизненных призваниях, жизненные призвания в свете Священного Писания).
- иконопись.
Исторические предметы (история христианской Церкви, Русская Православная Церковь в истории Российского государства) преподаются в старших классах и завершают формирование целостного церковного мировоззрения в свете места и влияния христианства на мировую историю и историю России.
Замысел изучения богословских и исторических предметов: раскрыть, как Евангелие и Апостол реализуются в Церкви и церковном человеке — ныне и в ходе церковной истории, благодаря чему у учащегося формируется образ Церкви как организма-организации и определяется его место в ней.
Плод изучения всех предметов богословско-исторического цикла: сознание себя, как клеточки церковного организма — Тела Христова, призванной к благодатной жизни, к спасению, то есть изведению из греха, проклятия и смерти к церковному единению — «… да будут все едино, как Ты, Отче, во Мне, и Я в Тебе, так и они да будут в Нас едино, как Мы едино» (Ин. 17, 21).
Цель: сформировать православное целостное церковное мировоззрение.
Задачи:
- В каждом предмете преподать существенное содержание, как системное знание.
- Раскрыть внутрипредметные связи между темами курса и межпредметные связи.
- Помочь учащимся в разумении содержания, уразумении смыслов и сообразования жизни с изучаемым содержанием.
Во внутренней деятельности учащихся изучение богословских и исторических предметов способствуют:
- воспитанию религиозной ревности, ее поддержанию, воодушевлению к личному и общинному совместному спасению;
- трудам подвижническим — открытию пути, поприща, этапа и действия на пути;
- дает образ жизнедеятельности организма и организации Церкви — Тела Христова;
- проявлению чуткости и веры в церковно-педагогическом служении и служении катехизатора.
Во внешней деятельности учащихся изучение богословских и исторических предметов способствует:
- личному воцерковлению, усвоению уклада церковной жизни;
- грамотному устроению служения катехизатора и церковного педагога;
- умению согласовать собственные действия воцерковления других с их возможностями, готовностью, запросами.
2) График изучения богословских и исторических предметов
№ | Предметы | Класс/полугодие | |||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
1 класс | 2 класс | 3 класс | 4 класс | 5 класс | |||||||
1 | 2 | 1 | 2 | 1 | 2 | 1 | 2 | 1 | 2 | ||
1. | Евангелие | т | т | ||||||||
2. | Апостол | т | |||||||||
3. | Библейская история и прообразования | т | т | ||||||||
4. | Катехизис | т | т | ||||||||
5. | Учение о Церкви | т | т | ||||||||
6. | Учение о благодати | т | |||||||||
7. | Практическая катехизация | т | |||||||||
8. | Учение о добродетелях в жизненных призваниях | т | т | ||||||||
9. | Жизненные призвания в свете Священного Писания | т | |||||||||
10. | Учение о Святой Троице | т | |||||||||
11. | Иконопись | тп | тп | п | п | п | п | п | п | п | п |
12. | История христианской Церкви Русская Православная Церковь в истории Российского государства |
т | т | т |
4. Церковно-педагогические предметы
Церковная педагогика имеет в своем составе следующие предметы:
- общая церковная педагогика;
- практическая церковная педагогика;
- возрастная церковная педагогика;
- семейная церковная педагогика;
- коррекционная церковная педагогика.
Церковно-педагогические предметы служат практическому воцерковлению учащихся и формируют педагогические умения и навыки для дальнейшего служения в Церкви.
За годы обучения учащиеся получают и теоретические знания, и практический педагогический опыт церковных отношений, катехизации и воцерковления детей, подростков, молодежи и взрослых.
Замысел изучения предметов церковно-педагогического цикла: ввести учащихся в мир церковного уклада, то есть в мир церковных отношений с Богом, с ближними и с детьми разных возрастов.
Плод изучения предметов церковно-педагогического цикла: формирование желания учащихся быть с детьми, подростками и молодежью к их пользе и спасению и желания катехизаторско-педагогического служения в Церкви и в семье, как малой Церкви.
Цель: сформировать целостное церковно-педагогическое мировоззрение.
Задачи:
- Преподать содержание предметов к усвоению и закреплению.
- Помочь учащимся в разумении содержания, уразумении смыслов и сути явлений, в сообразовании практики воспитания с изучаемым содержанием.
- Сформировать ясное различение церковной педагогики и ее применения к реальной жизни в церковном укладе и светской педагогики, исходящей из воздействия одной личности на другую.
Во внутренней деятельности учащихся предметы церковной педагогики способствуют:
- возрождению, восстановлению и воцерковлению жизненных призваний сына, семьянина, гражданина и христианина;
- церковно-укладному взаимодействию с детьми, подростками и молодежью согласно их возрасту и с учетом особенностей каждого из них;
- возрастанию ревности к уподоблению и умения поддерживать такую ревность в подопечных;
- возрастанию ревности и умения поддерживать в подопечных труд над свойствами призваний и добродетелями.
Во внешней деятельности учащихся предметы церковной педагогики способствуют:
- осуществлению учебных педагогических практик в общеобразовательной школе по предметам: практика праздников, практика нравственных уроков;
- осуществлению учебных педагогических практик в православных летних детских и семейных поселениях;
- подготовке к собственному супружеству и родительству;
- формированию образа жизни в церковном укладе и устроения его в приходе, в воскресной школе, в православной гимназии и в семейных объединениях (с целью практического воцерковления) по окончании училища.
По церковно-педагогическим предметам учащиеся проходят педагогическую практику в школе (практика праздников, практика нравственных уроков), в семейном поселении и в духовно-нравственном военно-патриотическом учении «Горлица».
3) График изучения церковно-педагогических предметов.
№ | Предметы | Класс/полугодие | |||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
1 класс | 2 класс | 3 класс | 4 класс | 5 класс | |||||||
1 | 2 | 1 | 2 | 1 | 2 | 1 | 2 | 1 | 2 | ||
1. | Общая церковная педагогика | тп | п | п | тп | п | п | п | |||
2. | Антропологическая педагогика | тп | п | п | п | п | п | ||||
3. | Практическая церковная педагогика | тп | п | п | п | п | |||||
4. | Возрастная церковная педагогика | тп | п | тп | тп | п | тп | п | |||
5. | Учение о семье и аскетика | тп | т | ||||||||
6. | Семейная церковная педагогика | п | тп | п | |||||||
7. | Христианская антропология | т | т | ||||||||
8. | Практическое воцерковление | тп | тп | тп | тп | тп | тп | тп | тп | тп | тп |
9. | Методика и практика работы с детьми в семейном поселении |
тп | тп | тп | тп | тп | тп | тп | тп | тп | тп |
10. | Практика праздников | п | тп | п | тп | п | тп | п | п | п | п |
11. | Практика нравственных уроков | п | тп | п | тп | п | тп | п | п | п | п |
12. | Устроение и методика урока, праздника, поселения | п | п | п | п | тп | п | п | п | п | п |