Сопровождение нужно всегда

Прот. А. Гармаев:

— Можно привести пример окольных путей?

Воротникова Н. П.:

— Я просто задаю какой-то вопрос. Ну, сейчас, например, Люба Богословская что-то делает. Я обращаюсь к ней с вопросом: «Как ты можешь объяснить то, что ты сейчас делаешь?» Таким образом вытаскиваю ее из состояния внутреннего погружения в себя. И она начинает трудиться, работать. После этого задаю конкретное задание.

Прот. А. Гармаев:

— Это уже конкретное задание, связанное именно с предметом, а не со словами Любы, с содержанием, а не с ним самим, не с его невниманием, леностью?

Воротникова Н. П.:

— Потом, когда я уже вытащила его из этого улиточного состояния, тогда я уже начинаю с ним работать. Выясняю, почему он сейчас взял и отключился? Понимаете, это сам момент, как происходит это действие. Здесь нельзя схему, последовательность построить. Т. е. я вижу его состояние и на этом основании в настоящий момент я ему начинаю задавать вопросы.

Прот. А. Гармаев:

— Так ты приводишь его к разумению того, в чем он был с тем, чтобы он второй раз туда не завалился.

Воротникова Н. П.:

— Да, и если он заваливается, я снова его оттуда вытаскивать начинаю. Первое занятие так постоянно происходит.

Прот. А. Гармаев:

— Потому что одно дело — вытащить его дисциплинарно — цыкнуть, как-то наказать, привести его в порядок. Можно и организационно — ввести заданием в саму канву урока, а можно через нравственное, через разумение себя, или через содержательную рефлексию.

Воротникова Н. П.:

— Я это делаю все сразу вместе, и в итоге возвращаю его к тому, чтобы он начинал внутренне разуметь, что с ним происходит.

Прот. А. Гармаев:

— Т. е. владел бы собой?

Воротникова Н. П.:

— Да, владел бы собой, в этом всегда присутствует постепенность. А уже в последующем он сам начинает тормозить себя, сам начинает работать, трудиться. Все это сразу не происходит, всегда я несколько раз напоминаю. Сразу это не может произойти в силу того, что вы не были поставлены в такие необходимые условия, и потом не трудились над этим.

Когда человек трудится, он обретает какой-то навык постепенно, а скорость потом увеличивает. Так что, не надо удручаться в том, что я сейчас чего-то не могу, сижу в кисельном состоянии и готова расплакаться. Я тогда говорю: а ведь жизнь дальше все равно продолжается, она же будет идти вперед, а ты сидишь. Это сопровождение, если можно так сказать, оно нужно все время.

Прот. А. Гармаев:

— Сопровождение их бодрости или внимания?

Воротникова Н. П.:

— Главное, чтобы труд происходил. Если я вижу, что труд пошел, хоть и медленно, я всегда стараюсь его поддержать, чтобы ученик все время был в этом труде. Самая основная задача — ввести учащегося в Богослужение, это очень трудоемкий процесс.