Ход урока нацелен на результат

Преподаватель Утарбаев Борис Хайдарович

Прот. А. Гармаев:

— Мы будем сегодня анализировать ход урока, оценим наше присутствие на уроке, потому что от того, как мы присутствуем на уроке, зависит его результат и, особенно, плод урока. Я полагаю, что результат урока, в основном, зависит от того, как мы его построим, потому что ход урока у нас нацелен прежде всего на результат. А вот как мы присутствуем на уроке, какими мы пребываем со студентами — от этого зависит плод.

Мы исходим из евангельских благословений, которыми Господь нас препроводил: «Идите и проповедуйте Евангелие всему миру», и наш выход к студентам и есть исполнение этого благословения. Если мы осознанно из этого исходим, то благословение Божие с нами.

Еще Господь сказал, что «вы — свет миру». Но светом является Сам Господь, и свет миру — это тот, который несет в себе Христа. И если свет возжен, то не должно его ставить под лавку — он должен быть видим для всех. Поэтому несите Евангелие, одно — словесное Евангелие, а другое — несите Меня Самого, ибо Я с вами благословением Своим, и, более того, — как свет, который в вас, ибо вы — участники таинства и потому носители света. Поэтому вы — свет миру, и всегда будьте таковыми.

Он благословил нас быть солью земли. Ибо несем в себе добродетели, с которыми мы — соль земли. И по тому узнают нас, что мы — Его ученики, какую любовь имеем к тем, к кому мы пришли, т. е. к нашим студентам, к ученикам нашим.

Поэтому будьте солью земли, т. е. будьте добродетельны с ними. Свет с небес, а соль на земле — вы, люди, исполненные добродетелей.

Из учений и практики Святых Отцов и подвижников мы знаем, что христианская добродетель является тогда, когда добрые расположения человека, дарованные ему Богом, очищены и исполнены благодати. Добродетель, не исполненная благодати, христианской не является. Нравственной добродетелью — да, это наше человеческое достояние, правда, испорченное. Его надо, очистить. Это очищение происходит в Церкви. Будучи очищены в нравственных добродетелях, вы идете проповедовать Евангелие уже как носители добродетели христианской, т. е. исполненной благодати Духа Святаго. И потому вы становитесь солью земли.

Но вот в какую меру это нам удается? Там, где мы — свет миру и соль земли там, конечно же, наше присутствие со студентами рождает плод. Не только от хода урока рождается плод, не только от правильно выстроенного порядка усвоения знаний, которые мы им сообщаем, но преимущественно от нашего обращения с ними и их обращения с нами. Вот это единение их и нас, оно и рождает плод. Как этот плод можно увидеть, как узнать, что он действительно был?

Я вспоминаю, как несколько лет тому назад мы проводили праздники в школах, а потом спустя два-три месяца я пришел по каким-то рабочим вопросам в школу «Дарование». И вдруг в коридоре, узнав меня, несколько детишек бросаются ко мне с большой радостью. В школе происходит много разных добрых событий, много доброго участия проявляют к ним учителя, но та радость, с которой они встретили меня спустя уже несколько месяцев, свидетельствовала о том, что в праздники они пережили с нами нечто такое, что при встрече восстанавилось и доставило им радость узнавания.

Вот признак плода, признак того, что в детском празднике в школе мы действовали не только как устроители, но действовал Господь, Который как Свет вошел вместе с нами, и этот праздник, и то доброе, что в нас было, освятил в соль жизни. Дети соприкоснулись с этим светом и добродетельным благодатным устроением нашим, которое мы в себе могли даже и не подозревать. Мы просто были исполнены радостью Рождества. И дети восприняли эту радость, радость узнавания света, т. е. Христа. По-другому ничем не объяснить ту необыкновенную радость, с которой дети меня встретили.

Поразительно, что все наши студенты, особенно учившиеся лет 5–7 назад, говорили, что дети встречают их после праздника каким-то особенным узнаванием. Конечно, не все, но та часть, которая пережила, видимо, эту встречу со светом. Со студентами это также происходит.

Каждый раз, когда я вижу после проведенного занятия, уже просто в бытовых обстоятельствах эту радость, с которой они встречают меня или же обращены ко мне, я вижу, что эта радость не просто от человеческой благодарности, от наших светлых человеческих взаимоотношений. В этой радости непременно присутствует неосознанное участие и присутствие в нас Господа, оживляющее сердца навстречу друг другу. Если говорить о главном предназначении наших занятий, то оно таково.

Конечно, исполнение занятия и наше присутствие в нем бывают разные и зависят от того, в какую меру мы готовы к занятию, и в какую меру мы сами являемся христианами и совершителями как раз этой заповеди Божией: «Идите и проповедуйте Евангелие всему миру».

Сегодняшнее внимание к урокам Бориса Хайдаровича и Александра Борисовича — это начало нашего искреннего и ревностного собирания в то, чтобы наше служение отвечало благословениям Божиим, и чтобы благодаря урокам, которые сейчас услышим, мы усовершенствовались в своем служении. Начнем с Бориса Хайдаровича.