Вопросы на углубление сути услышанного

Прот. А. Гармаев:

— У нашей работы будет три ступени.

Первая — это экспертиза, вопросы на углубление того, что мы услышали.

Вторая ступень — наше отношение к этому.

А третья — что для себя каждый из нас выносит для своего преподавания.

Итак, первая ступень. Пожалуйста задавайте вопросы экспертного совета.

У меня вот такие вопросы.

Знаешь ли ты признаки того, что у студента происходит встреча с Евангелием в ходе урока?

И как внимание к этим признакам руководит тобою при проведении урока?

Как отражается появление этих признаков на ходе урока, на твоем присутствии в нем?

Я сейчас, относительно своих уроков, вдруг вспоминаю, что нередко, увлекаясь самим уроком и даже своим развитием внутри урока, я совсем теряю из виду студентов. Просто внешне вижу, что да, они внимают, но до такого попечения, до такой чуткости, чтобы внимать признакам, которые бы мне говорили о глубине их восприятия — это я упускаю.

И в результате, порою даже не могу сказать вообще, а были они у меня на уроке или не были? То, что сидели — да, что молча слушали или даже активно задавали вопросы — вроде бы тоже, но в какую меру они присутствовали в том, что я давал и в том, что мы вместе изучали, я не могу сказать. Потому что я, оказывается, признаков этих не имел в виду, и эти признаки, даже если и появлялись, не руководили ходом моего урока и моим присутствием на уроке. Т. е. получается, что я, вольно или невольно, но шел мимо студентов.

Поэтому у меня еще вопрос к тебе: а как ты определял эти признаки для себя, благодаря которым студенты становятся центром твоего попечения, центром твоего вообще присутствия на уроке?

Утарбаев Б. Х.:

— Признаки я для себя определил. Признаками исполнения цели будут: внешние — исполнение дел веры, внутренние — потребность в Боге. Это такие признаки, которые на уроке трудно увидеть. Вы говорите именно об уроке, как на уроке эти признаки проявляются. Я держусь все-таки того, что это потребность в Боге и желание потом исполнить. Исходя из этого, я пытаюсь прямо задать вопрос: зачем тебе эти слова нужны?

Прот. А. Гармаев:

— Но у меня-то вопрос именно к уроку. Если эта потребность в Боге начинает на уроке появляться, то какие будут признаки этого?

Утарбаев Б. Х.:

— Признаком тому были вначале ответы. Но это отчасти.

Прот. А. Гармаев:

— Ответы — это не признак, это действие. И в этих ответах появились какие-то признаки: поверхностность, неточность, что-то еще?

Утарбаев Б. Х.:

— Поверхностность, может быть, неточность в ответе на конкретно поставленный вопрос, не прямые ответы были. Ну и некая тишина вначале, которая может объясниться глубиной — так бывает всегда, когда есть непонятность. Это тоже надо учитывать, остановиться немножко на этой тишине. И это даст больше плодов.

Прот. А. Гармаев:

— Когда произошла перемена? Планировалось одно, а ты поменял. Что же планировалось и во что поменялось?

Утарбаев Б. Х.:

— У меня был один из, скажем так, вариантов — сказать об Иоанне Предтече, какой он имеет прообраз. Я этого не сделал, а стал пытаться открыть, что у вас после этой тишины родится, каков Иоанн Предтеча для вас.

Прот. А. Гармаев:

— Т. е. чтобы мы это уразумели, а ты бы сопровождал наше разумение?

Иванов Р. Н.:

— Как построить тему, соблюсти цельность курса, какой здесь есть принцип вообще?

Утарбаев Б. Х.:

— У нас было всегда восемь уроков, у меня было несколько тем, я держался разделов. Я отвечал на вопрос в первом разделе за два урока: что это? Тема у нас была — «Нагорная проповедь». Об Иоанне Предтече в этом году говорили первый раз.

Следующий вопрос — насколько ты доверяешь этому человеку. Мы отвечали на вопрос о личности Христа.

Третий вопрос — это тоже два урока. Здесь же о Царствии Небесном. Это была нравоучительная часть.

А теперь идет вероучительная часть. О чем она говорит? Тут тоже о Царствии Небесном, но не по нагорной проповеди, а по Тайной Вечере, это с 13 главы по 17.

И заканчивается первосвященнической молитвой. Это еще два урока. Там мы говорим о том, каким надо быть учеником, т. е. какие свойства имеют ученики, о чем говорит Господь в этой проповеди. И могу примерно сказать, как я лично услышал эти главы.

Если вы как-нибудь потом прочитаете, попробуйте сопоставить все. 13 глава — очищение. Помните, Он умыл ноги ученикам. Смирение Господа и смирение учеников. 14 глава — уверение Господа, укрепление в вере учеников, ответы на их вопросы. Помните: «Покажи нам Отца». Очищение, потом уверение было, потом усвоение Господом Своих учеников (15 глава здесь ключевая), обретение их, когда Он говорил, что вы теперь уже веруете в Меня.

Дальше 16 глава — наставление о верности в гонениях — там Он уже говорил, что вас будут гнать. И от главы к главе все больше говорил о Духе Святом.

Последняя, 17 глава — совершение. О чем это? Это совершение единения через Христа, т. е. Христос через Себя совершил единение учеников с Богом. Это есть примирение. Помните, в богословии: Господь примирил нас — молитва за учеников и всех, кто им поверит, первосвященническая молитва, — очищение, уверение, усвоение, наставление, совершение.

Какими мы их видим в 13 главе, и какие они в 16-й. Все это не удается, конечно, охватить. На уроке мы стараемся, больше содержание читать, и ответы какие-то я отсюда пытаюсь давать.

И последнее. Хорошо, что теперь мы поняли, куда Он нас ведет. Поняли, что Он сделал для нас тогда. Но этого же мало. Душа еще чего-то просит.

И тогда мы уже обращаемся к самой главной теме — искупление. Здесь два урока у нас всегда было: искупление, смерть и воскресение. Все это благодаря святителю Василию, епископу Кинешемскому. Он очень хорошо раскрывает, кто мы в отличие от китайцев, откуда все философии идут, которые не знают Христа, не знают воскресения.

Я потом искал, но к сожалению, не до этого, а после этого. У Аверкия и Иоанна Златоуста этого нет, в основных источниках этого нет. Я думаю, что это дал мне Господь по моей немощи. И первой моей целью было — делать все, что могу, чтобы люди полюбили Евангелие, просто полюбили Евангелие читать, полюбили вообще, благоговея перед ним, чтобы не могли даже что-то на него положить. И второе, чтобы научились пользоваться им как учебником. То же самое и с Ветхим Заветом, чтобы могли открыть и чему-то научиться.

Сейчас у меня курс — 14 тем, я его разрабатываю. Я думал, что если в первый год изучения Евангелия все силы направить на то, чтобы привить любовь к нему, то потом будет происходить более глубокое проникновение в него. Я считаю, что, во-первых, надо полюбить, а не просто изучать как предмет, как это делается в других учебных заведениях. Так может и в душе-то ничего не остаться.