Организация духовной жизни студентов епархиального училища православной катехизации и церковной педагогики преп. Сергия Радонежского

(доклад на Августовском педсовете — внутригодичной секции Международных Рождественских чтений)

Прот. Анатолий ГАРМАЕВ

За пять лет существования училища нами обретен небольшой и скромный опыт духовного попечения об учащихся. С одной стороны, за это время были разочарования, с другой, — есть реальный опыт духовной жизни и начального духовного делания. Этот опыт пережит всеми нами — студентами, сотрудниками и мною, духовником. Данное сообщение делается с тою мыслью, что кому то, начинающему труд на ниве приходского или епархиального обучения людей духовной жизни, изложенный здесь опыт, возможно, поможет избежать каких-то ошибок, которых не удалось избежать нам. В душепопечении нам много помогали книги святых отцов и отцов Церкви. В то же время мы увидели, что чтение книг никак не заменяет опыта. При руководстве ими опыт все равно нужно приобретать. При этом именно в опыте обнаруживается субъективный характер чтения нами книг. При первом чтении усвоишь одно, а спустя время через опыт открывается порой совсем другое, так что всякий раз книгу приходится перечитывать заново. Человеческое разнится от Божьего, и чем глубже воцерковление, тем большей открывается эта разница.

Благословение нашего владыки Германа, книги и практический духовный опыт — вот три начала нашего обучения духовному деланию, умению отличать Божие от человеческого и постепенно навыкать стоять в Божьем, а значит в расположениях ума, сердца и воли к Богу и о Боге.

Если столяр не распознает, где у него береза, а где липа, где дуб, а где сосна, и равно обращается с разными породами деревьев, то о его мастерстве трудно говорить. Если тем паче он не распознает, где у него дерево, а где металл и одинаковые инструменты пытается применить к тому и другому, то конечно же, в этом случае речь идет о подставном столяре, т. е. столяре, который даже не знает предмета своего дела. Духовная жизнь также требует четкого распознания предмета делания: если ты предмет не чувствуешь, то как будешь им заниматься? Это первое.

Второе — начальное состояние, в котором приходит к нам большинство студентов. На вступительных испытаниях мы присматриваемся к тому, насколько духовно приготовлен студент. За эти годы произошла некоторая эволюция вступительных испытаний. Первое время мы зачисляли на первый курс всякого, кто выказывал ревность к воцерковлению. При этом порой зачисляли не глядя на то, способен ли он к учебному делу, т. е. заниматься по предметам, читать книги, усваивать знания. Это мы воспринимали как несущественное. В итоге мы столкнулись с тем фактом, что, во-первых, ревность к воцерковлению не есть постоянное расположение сердца, во-вторых, не имеющий достаточной решимости к перемене своего нрава в конечном итоге погрязает в недостатках своего характера. Воодушевление после поступления скоро проходит, и начинается время будничных трудов.

Тогда обнаруживается, что такой студент к ним даже не способен приступить, ибо когда он, полный раздражения, начинает бегать от послушаний, о каком делании может идти речь? Или когда он, обиженный на кого-либо, сидит в своей комнате и не хочет выходить из нее? В добром расположении духа он может отвечать на экзаменах, покажет хорошие и даже отличные знания. Но в практической жизни он может и не вспомнить о том, что надо, например, обратиться к Богу, или, по меньшей мере, проявить начала нравственного приличия. Воспоминания об этом до обретения ясного навыка искать содействия и помощи Божией занимает у студентов очень разный период времени. Некоторые к этим навыкам приходят в течение полугода, другим требуется год и два, третьи только к четвертому курсу начинают вполне эти навыки усваивать. Оказалось, что такая продолжительность вхождения в навык обращения к Богу, хранения совести и нравственного приличия связана была еще и с недостаточной помощью нас, преподавателей и с моей стороны, как духовника училища. В то же время среди зачисленных студентов были такие, для кого напряженная жизнь училища была не по силам уже в первые месяцы и год.

Нарастающее раздражение, отвержение порядка, правил общежития и требований, которые предъявляются к его молитвенной жизни, к его обучению, приводили такого студента к срыву, и он уходил из училища. Встреча с самим собой в ходе жизни училища оказывалась для некоторых студентов потрясением, и иной раз настолько болезненным, что отчасти могло и повредить ему. Во всем этом мы увидели нашу очень серьезную недоработку. Ведь возможно было еще в период испытаний сразу сказать, что он не готов к такому объему трудов, который потребуется в училище, и поэтому надо побыть год-два в приходской жизни, и только затем уж поступать. При этом хорошо бы подсказать, над чем ему надо будет работать в отношении своего нрава и духовного состояния.

В силу вышесказанного сейчас мы стали уделять испытаниям больше внимания. Результаты не замедлили сказаться. Последние два года первый и второй курсы обучаются более устойчиво и крепче идут в училищной жизни, нежели все предыдущие.

Абитуриенты при поступлении приходят с разным духовным резервом и разной нравственной основой. Без этой нравственной основы духовное делание фактически невозможно. Первое время студенты пребывают в воодушевлении. И ревность к духовной жизни питается этим воодушевлением. Переход от него к духовному труду, т. е. духовному деланию есть целый этап в жизни человека, подобно переходу от детства к отрочеству или от отрочества к юности и от юности к зрелому возрасту. В этих возрастных переходах происходит глубокая перемена всего человека, начиная с телесного, и кончая его духовным устроением. Так же и переход от воодушевления к духовному труду есть серьезнейшая перестройка всего человека. А это значит, он должен быть приготовлен. Значит, период воодушевления есть время для перехода к духовному труду. Если это приготовление не произведено, то воодушевление у человека постепенно угасает, и его церковная жизнь выливается в исполнение чисто внешнего порядка уставов Церкви. Он ходит на службы, исповедуется, причащается, но в нем нет внутреннего труда. Внутреннее делание, т. е. внутренняя жизнь постепенно исчезает, а обращение к освящающим действиям становится всего лишь внешним навыком. Мы видим, как постепенно труд над собственным нравом и обретение Евангельского образа становится для человека чем-то сторонним или, в общем то, незначимым. В то время как собственный падший характер начинает приобретать все большую устойчивость.

Этапы воцерковления

Стратегию духовного воспитания мы стали выстраивать, исходя из представления об этапах воцерковления, взгляд на которые сложился у нас за последние два года. Из приходской жизни известно немало случаев, когда человек на десятом году своей церковной жизни перестает замечать, что все его внутренние переживания далеко отходят от нравственных евангельских установлений.

Это вначале, на первом этапе, по призывающей благодати Божией он, открывая свою греховную натуру, сильно переживал. Ужасался, приходил в потрясение от того, что, оказывается, то — грех, и это — грех, оказывается, я весь грешен. Такое состояние у человека обычно длится три, от силы пять лет. Дальше, если оно не подхвачено духовным трудом и начатками духовного делания, то человек постепенно выхолащивается. Оставаясь внешне церковным, он совершенно обмирщается по своему внутреннему устроению. Нечто подобное может происходить и со студентом и, действительно, происходит, если последний не руководим в своем духовном развитии.

Второй этап — этап нравственного труда. Как мать не все время носит младенца на руках, но в какой-то период ставит его на собственные ножки и оставляет для самостоятельного хождения, так и призывающая благодать Божия на втором этапе воцерковления уступает место собственным трудам человека, и как малое дитя постоянно падает и тут же, поднимаясь, шагает дальше, так и человек на пятом-седьмом году своей церковной жизни переживает неоднократные падения. Они неизбежны, но важны не они, а способность человека восставать, исполнять церковный порядок своей жизни, свои христианские обязанности, жизненные послушания, служения. Только теперь это становится во много крат труднее, ибо нужно прилагать свой труд. Памятуя образ воодушевленного делания по призывающей благодати, теперь подвигать волю, располагать сердце и хранить ум к исполнению уже преподанного Богом образа церковной жизни.

Нужно научиться по вере обретать и хранить нравственных порядок жизни, потому что Бог так хочет и так благоволит. Это время, когда человек заново навыкает ходить по десяти заповедям Божиим. В это же время Промысел Божий подает человеку самые неожиданные и порой непредвиденные искушения и скорби, в которых и проверяется его верность заповедям, упражняется его способность следовать им. При этом по премудрому Промыслу Божию искушения носят сугубо личный характер. На этом этапе почти нет покаяния. Есть только скорбь Богу за свое состояние, ревность о заповедях и упование на Него, отсюда — молитвы и труд над молитвой. Лишь серьезные, большие падения в этот период могут вылиться в живое покаяние.

Третий этап — содействующей благодати Божией. Нравственный и молитвенный труд начинают получать все более явную поддержку содействующей благодати Божией. В результате нравственное чувство и молитва получают новое качество и характер. Поначалу едва приметно, затем более явно. Человек при этом учится стоять по-прежнему в нравственном и молитвенном труде. Всякое устремление навстречу благодати Божией приводит к оставлению нравственного и молитвенного делания, т. е. к оставлению нравственных поступков, своих обязанностей, послушаний, служений, молитвенных правил. В ответ на такое оставление человеком нравственного порядка жизни благодать немедленно отходит от него. Он либо теряет ее, либо, продолжая к ней стремиться, впадает в разные ложные возгревания, в прелесть чувств и настроений.

Таким образом, Господь участием Своей благодати Сам хранит человека в преобладании в нем молитвенного труда и нравственного порядка жизни.

Четвертый этап — хранение содействующей благодати.

Пятый этап — совершенных добродетелей, или жизнь по совершающей благодати.

Эти этапы столь высоки, что описывать их в рамках настоящего доклада нет смысла. Отметим теперь продолжительность каждого этапа.

Первый, как уже говорилось, имеет протяженность в три-пять лет.

Похоже, что второй этап совершается десять и более лет. Есть люди, которые на этом этапе доживают до самой смерти.

Третий этап длится у сегодняшних людей 5 — 15 лет и больше, вплоть до конца жизни. Продолжительность четвертого и пятого этапов мы не знаем.

Как много людей достигают каждого из них?

Первый этап — призывающей благодати — испытывают на себе все воцерковляющиеся люди. На втором остается трудиться среди прихожан храмов едва ли пятая часть. На третий выходят единицы. Сколько сегодня достигают четвертого этапа, и есть ли люди, вышедшие на пятый этап, мы не знаем.

Воцерковление студентов

Богатое и обильное знакомство с учениями Церкви (в течение года студент осваивает 10–11 церковных предметов) вольно или невольно начинает иметь свое отрицательное действие. По этой причине работа преподавателей училища идет над тем, чтобы предметный курс помогал жизнелюбию, воодушевлял нравственный и духовный труд, формировал, с одной стороны, мировоззрение, а с другой — частью своего содержания был бы практическим руководством к жизни. Если курс правильно выстроен, он открывает пространство нравственного и духовного делания для обучающегося.

В этом направлении у нас предстоит еще очень много работы. Большинство преподавателей курсы церковных дисциплин осваивают впервые. Поэтому работа над курсом потребует, видимо, еще немало времени. Пока же студент за год получает некоторый объем знаний о церковных учениях, и на какой-то части учащихся это начинает сказываться, т. е. приводит к охлаждению их собственной духовной жизни.

Это нас сильно тревожит. Поэтому сейчас встал серьезный вопрос: как соразмерить знания и жизнь, как выстроить подачу знаний, чтобы они поддерживали жизнь? Над этим все пять лет идет работа, но то, что мы сейчас имеем, далеко от совершенства. А пока мы вынуждены наблюдать, как при умножении знаний у части студентов оскудевает и начинает засыхать жизнь духовная.

Здесь им нужна специальная помощь. Без нее невозможно поддержать их нравственную и духовную жизнь. В связи с этим весь порядок устроения четырех лет обучения специально выстроен, имеет свою последовательность, внутреннюю логику, как от первого и до четвертого года обучения, так и внутри каждого года. Выстроен таким образом, чтобы все стороны духовной жизни студента были поддержаны. Видно, что такой порядок устроения всего обучения и уклада жизни училища свое дело делает. При всех недостатках, о которых приходится говорить, тем не менее, в целом четырехлетнее обучение дает студенту встречу с духовным деланием, воспитывает некоторые начальные навыки. Для нас ясно, что вести человека просто на воодушевлении — дело безнадежное. Оно по естеству призывающей благодати Божией какое-то время происходит у человека, а дальше, если эта духовная энергия просто используется для усвоения лекций и книг и для исполнения разных житейских нужд, но никак не подготавливает его к серьезному духовному труду, то растрачивается и оскудевает, а мы фактически ему мало чем помогаем студенту в духовном смысле. Может быть, мы помогаем ему в его жизнелюбии, настроении, но ведь и неверующий, и язычник радость жизни тоже знает, а что есть жизнь по духу и бодрость духовная, студент может узнать только через духовный труд.

Душевный и духовный человек в училище.

В училище принимаются люди, имеющие минимум два года активной церковной жизни. Все они водимы призывающей благодатью Божией и, став студентами, продолжают свое воцерковление, еще долго оставаясь на первом его этапе.

Духовная жизнь студентов на этом этапе складывается по-разному и не зависит от времени обучения в училище, т. е. не зависит от усвоения церковных предметов.

Можно выделить три группы студентов, находящихся на разных ступенях первого этапа. Первую группу, назовем ее условно «церковные обыватели», составляют учащиеся, для которых не начались отношения с волей Божией. Они ее не ищут. Они могут даже не подозревать, что есть воля Божия. Им кажется, что если они выполняют весь внешний порядок церковной жизни — молятся, постятся, исповедуются, причащаются, исправно ходят на службы, хорошо учатся и знают церковные учения, в том числе и учение о воле Божией-то это и есть для них достаточно полная жизнь в Церкви. На исповедь они приносят грехи, но не имеют покаяния, потому что не имеют желания и ревности о заповедях Божиих. Ревность о заповедях рождается любовью к Богу и желанием угодить Ему. Она ведет к изменению своего нрава в нрав христианский. Но студенты первой группы любят себя, довольны собой и если кому-то угождают, то либо людям, либо себе. Правда, они об этом не знают и себя так не сознают. Сознание и исследование себя им незнакомо или трудоемко. Поэтому они могут годами учиться церковным предметам, нисколько не меняясь в своем характере и важнейших проявлениях своей натуры. Они душевны, не духовны. При этом могут иметь очень богатую душевную жизнь. Одни по дарованиям (интеллектуальным, музыкальным, литературным, живописным, и др.), другие по склонностям своего характера (любители порядка, чистоты, уюта, душевного общения, либо постоянно обидчивые, самоедные, придирчивые, привязчивые, либо требующие справедливости, уважительного или культурного отношения, обходительные, многопопечительные и др.). К послушаниям и правилам общежития они относятся не как к воле Божией, а как к поручениям и регуляторам жизни для ее удобства и организованного характера. В духовных беседах и наставлениях нужды не имеют, либо, если и обращаются к духовнику, то не из страха не угодить Богу и не из потребности иметь евангельский образ действия, а из нужды удобства жизни, взаимодовольства с ближними. Держатся всегда своего взгляда, мнения, своего порядка жизни. Если и меняются в перечисленном, меняются не в связи с Евангелием или с заповедями Божиими, или с волей Божией. При том, что призывающая благодать подвигает их ко всем внешним церковным действиям, собственная воля и сердце их еще не пробудились навстречу воле Божией. Поэтому нет потребности следовать Евангелию волей и сердцем. В то же время содержание Евангелия подвигает их к исполнению только первой заповеди Божией, и то лишь по сознанию (сердце и воля остаются в своих привычках, похотях, и прихотях), и поэтому даже в сознании у них нет потребности искать волю Божию, а значит угождать Ему сначала исполнением правил общежития, церковного порядка и послушаний, а затем обретением богоугодного характера. Их жизнь протекает вполне безпечно относительно своего спасения. Они живут в своем.

Вторую группу назовем: кандидаты в послушники. Это студенты, которые в церковном порядке жизни участвуют по действующей в них призывающей благодати Божией. Но воля и сердце еще не просвещены. Только сознание усвоило содержание Евангелия и церковной жизни. Сознание у них уже проникается необходимостью искать волю Божию в правилах общежития и послушаниях. Но дальше сознания это не идет.

Если для студента первой группы правила и устав общежития и училища не более, как способ организации жизни, то у студента второй группы сознание, освящаемое верою, начинает соединять устав и послушания с волей Божией. Но дальше согласия с этим, что так должно быть, студент не идет. Ходить в этом по вере студенты не могут, они так знают, с этим согласны, но ходить так еще не хотят.

Третья группа — послушники первой степени. Для них устав, правила училища, распорядок жизни, послушания являются богодарованными условиями их спасения. Они находятся на том периоде своего развития, когда внешний порядок церковной жизни приемлется, как воля Божия о них. Ради нее начинается отставление своих хотений и желаний, но это происходит по действию сознания. Сердце и воля пока безмолвствуют.

Разве что временами возникает воодушевление, студент решается на перемены в жизни, но горит этим недолго. Скоро все возвращается на круги своя. Отсюда и нужда в духовном совете и обращении к духовнику не выходит за пределы внешнего порядка церковной жизни. Вопросов о внутреннем характере жизни, о поведении в различных обстоятельствах, о реальных отношениях с ближними нет. Естественно, что эта группа студентов вполне довольствуется общим наставлением, которое они извлекают в меру своей непритязательной нужды в занятиях, проповедях и книгах.

Группа четвертая — послушники второй степени. По этапам воцерковления это уже второй этап — когда призывающая благодать Божия уступает место собственным трудам послушника. Здесь у студентов в отношения с правилами и послушаниями начинает входить воля и сердце, но входят они тем содержанием, какое в них есть. Одних упрямством и самомнением, другие малодушием, третьи иными свойствами характера. Студент открывает сам себя. Начинается трудный период обретения навыка отсечения своей воли. Если во второй группе притязающим, гордым, тщеславным сознанием самохотения более или менее легко отрываются, то здесь на четвертом этапе, для многих отсечение себя трудно дается. Подчинить волю и сердце правилам и послушаниям можно только верою. Над этим и идет работа.

Одновременно рождается вопрос: как нужно жить, чтобы исполнить волю Божию в своих отношениях с Богом, ближними и миром вещей. Евангельский образ начинает быть необходим воле и сердцу. Немаловажными и постоянными становятся отношения с духовником, от кого студент имеет живое наставление и благословение. Студентов четвертой группы у нас единицы.

Возрастание веры

Духовное возрастание, которое совершается при начале духовного делания, невозможно, если нет причины духовной жизни, т. е. веры, и поэтому поддержание веры является важнейшим в работе в училище. Веру должно и нужно поддержать. Значит, условия в училище должны быть такими, чтобы пребывая в училищной среде, студент имел поддержку в своей вере.

Среда нашего училища — это среда верующих людей. Но можно, учась в училище, не замечать, что живешь в среде верующих людей, а можно сам факт среды сделать важнейшим подспорьем в своем духовном возрастании. От чего это зависит? Оказывается, если студенту не открыть глаза, что рядом с ним живут верующие люди и что их проявления веры могут оказаться для него примером, от которого он может научиться, если не производить такую работу, то студент может два года проучиться в училище и на вопрос: «Знаешь ли ты примеры веры, проявленные в нашей среде?» -растеряется и не сможет ответить. Так как такие случаи у нас были, и это было неожиданно для нас, то с этого времени, года полтора назад мы начали обращать студентов друг к другу. Второй момент — встреча с церковными людьми в паломнической поездке. Прикоснуться в живом человеке к Церкви, самому Господу и через это испытать на себе действие Церкви — это ли не драгоценная возможность для чающей Царствия Божия души. Никакие книги не дадут этого. Единственно благодать Божия, врачующая всякого в Таинствах Церкви, может возродить и восстановить человека, жаждущего перемены своего характера. Человеку дана большая способность душевного восприятия, напечатления живого общения души с душою. Поэтому встреча с преданием Церкви составляет важный фактор в жизни студентов. Если человек не использует его для своего усовершения в церковной жизни, то он может долгое время ходить в прелести благополучия своей духовной жизни и не знать этого. Иметь книги, которые он прочитал и проповеди, которые услышал, беседы, Таинства. И при этом не иметь встреч с живыми церковными людьми и даже не обращать внимания на них. В то же время, встреча с церковным человеком для нас является одним из важных моментов поддержания веры. Опыт таких встреч показывает, что и в среде студентов мы обнаруживаем, если быть внимательным, что Господь в тот или иной момент дает дыхание своего содействия, присутствия. Важно не пропустить этот момент, почувствовать его, пережить его через своего брата или сестру, с которыми ты вместе учишься. При том, что брат и сестра в своей обычной жизни ничем существенным не выделяются, тем не менее, в какой-то момент они вдруг проявляются в поступке. Такое расположение друг к другу оказалось делом очень сложным. Призывы к этому, объявления — все воодушевляло на какой-то период. Будничность жизни, множество встреч в напряженных обстоятельствах послушаний, которые происходят в училище, часто приводят к тому, что человек встречается больше с безнравием друг в друге, нежели с нравом, и более с бездуховностью человека, нежели с его духовностью. Но, тем не менее, работа в этом направлении является одним из важных моментов нашей работы по поддержанию веры.

Другой факт укрепления веры — это обращение к Богу всем училищем в различных нуждах: кто-то тяжело заболел, с кем-то случилось духовное искушение с унынием, потерей сил или сильнейшим желанием оставить обучение, уйти из училища.

Бывали случаи, когда паломническая поездка могла состояться только благодаря материальной поддержке кого-либо из доброхотных жертвователей. Училище становилось на молитву, иногда несколько дней подряд, и не было ни одного случая, когда такие прошения были бы постыжены. Напротив, Господь никогда не оставлял безответно наши прошения, всегда при этом подавая точь-в-точь на саму нужду.

Послушания

Послушание — это ведь достояние только Церкви. Вне Церкви, весь остальной мир послушания не знает. Только Церковь знает этот удивительный высочайший факт жизни — послушание. Послушание — это отношения с Богом Отцом Небесным, поэтому без веры послушание исполнить нельзя. Основа послушания есть вера. Все установления Священного Писания имеют силу над тобою, если ты веруешь и имеешь по вере послушание. Всякая власть от Бога. Если ты веруешь, что Господь — Вседержитель и Промыслом Своим Он поставляет тебе старших и поставляет именно таковых, , именно в этот момент твоей жизни, то ты послушаешься Отца Небесного, это Его воля сейчас совершается через данного старшего. Научись принимать эту Божию волю, восприми из уст старшего содержание повеления. А все человеческое, в которое будет это повеление обернуто — тон, отношение к тебе, брань, неприличие, оскорбление — не спотыкаться об это и это есть начало твоего смирения. Тогда в словах старшего ничего, кроме простых повелений, ты не будешь слышать.

«Пойди и вымой пол, наколи дрова, помой посуду» — ты прими это просто, сделай так — и ты послушен. Но так делать можно только в том случае, если ты действительно верующий и видишь в действиях старшего, да и любого человека, что в них Божие, и что человеческое. Поэтому послушание становится важнейшим способом возрастания в вере. Только верою можно отсечь все человеческое в отношениях со старшим. Равно как и старший, подавая послушание, должен делать это просто, т. е. ничего не добавляя к повелению. Он должен уйти от человекоугодия, от слов и словечек: пожалуйста, милый, дорогой, не сделаешь ли, не возьмешь ли… Старший может просто сказать: «Брат, возьми ведро, вымой пол» или «Полей огород, сходи в магазин».

Оказалось, что как быть старшим, так и быть послушником — дело чрезвычайно трудное. Человекоугоднические отношения, заискивание, страх перед разными характерами настолько сильны, что постепенное освоение простоты церковных обращений оказалось целым периодом в жизни каждого студента.

Муки совести и исповедь

В духовной жизни студентов открылась одна особенность, которая сильно вредит им. Неверующий человек знает в своей жизни моменты мучительного томления совести. У него нет другого способа утолить эту муку, кроме как носить это мучительное ее повеление и в конечном итоге исполнить так, как совесть велит. Бывает, что совесть мучает неделю, годы. Особенно остры муки совести, когда ближний умер, а ты чего-то не сделал для него или сделал не так. Эта мука совести может сопровождать человека многие годы. С этой мукой неверующий человек, конечно же, не будет делать тех поступков, из-за которых он мучим совестью. Равно и после, когда совесть успокоится, он долгое время не подступит к греховному делу. С приходом в Церковь эта мука совести усугубляется его отношениями со Христом, страдающим за него на кресте. Господь невинен. Все грехи, которые вызвали Его мучительные страдания на кресте, являются грехами твоими, это ты, человек, совершил эти грехи. Эти страдания должен бы ты понести, ибо нет другого пути примирения с Богом Отцом, кроме как через страдания, но ты их не несешь и не сможешь понести, и потому Господь принимает на Себя этот невозможный для тебя труд, принимает по любви к тебе. Когда человек церковный переживает это своим сердечным чувством, как страдание сердца за Христа распятого… — это приходит через долгий путь воцерковления. Но только обретение этих прямых отношениях с Господом, Который за нас принимал страдания, примиряет нас с Богом Отцом, только через эти сердечные отношения, через эти сердечные страдания человек в Церкви приобретает вторую муку, он начинает нести муку своей любви к Богу, Богу страдающему. Переживание этой муки рождает покаяние. Такой человек уже не совершит греха вторично или долгое время не подступится к этому греху, не впадет в него.

Т. о., неверующий человек спасается от греха муками совести. Верующий спасается и муками совести, и покаянием. Что же происходит у нас сейчас в Церкви? Человек, придя в Церковь, находит здесь средство утешения совести и избавления от ее мук. Этим средством оказалась исповедь, т. е. достаточно прийти на исповедь, признать вслух свои грехи, батюшка совершит разрешительную молитву над тобой — и ты теперь свободен от греха, ты от него разрешен и можешь теперь спокойно жить, ибо никаких мук совести у тебя больше нет. Если ты, будучи неверующим, мог ходить и неделю и месяц, мучимый совестью, то теперь, став церковным человеком, ты, едва согрешив, тут же исповедался, и с тебя слетело все мучительное, дальше ты можешь совсем не думать о мучении. А через это остаешься открытым для последующего греха.

Почему так происходит? Потому что такой порядок церковной жизни и исповеди освобождает человека от мук. У него остается только давление сознания, что он совершил грех, но и оно снимается исповедью. За время своей церковной жизни он постепенно совсем теряет покаяние.

Сегодня, когда наблюдаешь приходскую жизнь и видишь давно пребывающих в Церкви зрелых и старых людей, которые воспринимают исповедь только как необходимость перед Причастием, потому что батюшка не допустит, становится горько. Такой же ход событий обнаружился и у нас в училище. Он заставил нас всерьез взяться за труд над покаянием.

Духовная беседа

Что служит этому труду? Во-первых, молитва. Необходимо хранить живые отношения с Богом. Во-вторых — необходимо церковное отношение к фактам жизни. Этому служит духовная беседа. Поэтому у нас студенты на втором, на третьем курсе уже приучены к духовной беседе, как необходимости. Попадая в ту или иную жизненную ситуацию, студент ищет, как ее исполнить угодно Богу и часто не находит, как, тогда приходит с вопросом. В духовной беседе помогаешь ему обрести правильное духовное расположение к конкретным событиям, в отношениях друг со другом, в отношениях к предметам труда или послушания, в отношениях с самим собой. Так много сложностей возникает в отношениях братьев между собою, сестер, а равно между братьями и сестрами. Направить эти отношения в нравственные и духовные чрезвычайно важно. Польза наставлений и бесед усваивается всеми студентами, и поэтому потребность в духовной беседе у всех в училище есть. Со временем студенты обретают и собственный навык распознания и различения своих настроений и движений души.

От общений с духовником появляется вкус к духовному и навык исполнения его. Тогда и книга начинает приносить такую же пользу. Покаянию очень много служат наказания, налагаемые духовником — епитимии.

О практике епитимий много говорить не буду, но насколько я сейчас вижу, без внимательного и точного врачевания через епитимию часто нельзя вовремя подать нужную помощь. А помощь, подаваемая в епитимиях, оказывается очень нужной, особенно в некоторых случаях, когда человек уже овладеваем той или иной страстью или когда он сильно согрешил и глубоко скорбит об этом. Чтобы поддержать и умножить его сердечные, искренние отношения с Богом, нужна правильно наложенная епитимия. Точная по содержанию молитвенного труда, она должна совпадать с настроением сердца и содержанием скорби, точная по времени, чтобы перебором не охладить, а недобором не оставить неудовлетворенного чувства.

Причастие

Первое время я следовал практике московских духовников и духовников древней Церкви. Благословлял причащаться как можно чаще (раз в две недели). В результате человек начинает выполнять регулярность Причастия, а за сердечным настроением перестает следить. Оно выходит за пределы его внимания, а соответственно выходит за пределы его труда. Пришлось отказаться от регулярности причастия. Теперь сам студент решает, когда ему причащаться. Естественно, появилось внимание к словам «Да не в суд или осуждение…», стала усиливаться подготовка к Причастию, внимание к сердечному настроению. Важным стало состояние на исповеди, переживание на исповеди действительного покаяния. Бывает, что студент приходит на исповедь с хладным сердцем, но с сознанием, что он должен прийти. «Батюшка, я два месяца не исповедовался, что мне теперь делать?» — «Почему ты не исповедовался, ведь тебе надо было прийти, припасть к Богу именно потому, что у тебя такое состояние. Становись на колени перед Евангелием и перед крестом и Господу помолись: Господи, пришел к Тебе, дотащил себя до исповеди, но стою перед Тобой совершенно холодный и ничего не чающий, не чувствующий, не знающий… Пусть ты пришел такой, но ведь теперь, когда ты пришел, ты уже не один, мы с тобой вдвоем, а там где двое об имени Моем, сказал Господь, Он будет с тобою, веруешь ли ты этому?» — «Верую». — «Так вот из этого сейчас помолись, и я буду молиться сейчас вместе с тобою».

В скором времени мы оба видим: да, действительно, Господь непреложен в Своих словах, и Он участвует и приходит на помощь. Студент начинает постепенно размягчаться сердцем, и, глядишь, от исповеди он отошел уже в некоторой теплоте. Конечно, это требует от духовника большого времени, внимания, знаний и опыта.

О духовнике

Духовник в училище нужен как человек, несущий самостоятельное и важное служение, свободный от всех других послушаний. Какое духовное руководство необходимо студентам? Первое — наставление, как нести послушания. Послушания занимают у нас в училище очень много места, порой по объему времени больше, чем учебные занятия. Поэтому студенты со своим нравом в послушании встречаются постоянно. Нрав, или характер студента имеет особенность постепенно проявляться. Как фотография, которую бросили в проявитель. Если ты передержишь ее, она совсем почернеет. До такой же черноты может проявляться и нрав студента, если вовремя не остановить. Причем до поступления в училище он в себе такого характера мог не знать, а в училище он вдруг встречается с такими его проявлениями, что сам ужасается от самого себя. Поэтому наставления в исполнении послушаний — это важный момент духовного руководства. От духовника нужна бывает помощь в преодолении отрицательных свойств характера. В приобретении правильных отношений с ближними: брат — брат, сестра — сестра; в исполнении поста, богослужений, личного правила. У нас многие студенты имеют личное правило. Кто-то Псалтирь читает, кто поклоны кладет. От духовника требуется не только благословить, но очень важно еще руководить им, определить срок, затем время, когда нужно отложить правило, отдохнуть или заменить другим.

Большой областью духовного наставления является умение приложить Евангелие, Псалтирь, Ветхий Завет, притчи к событиям жизни, чтобы получить правильный образ поступков, сердечных настроений и мыслей. Несмотря на то, что многое объясняется на занятиях преподавателями, оказалось, что приложить объяснения к личной жизни не всякий студент может, и для большинства это целый этап в воцерковлении. Встреча с той или иной притчей или с тем или иным местом Евангелия в своей личной жизни оказывается для него откровением. Эта встреча происходит и Промыслом Божиим, но оказывается, в этом можно помогать, и помогать достаточно ощутимо.

Наконец, от духовника нужно исправление сознания от неправильных житейских установок, ложных ценностей, жизненных ориентиров, смыслов, детских запечатлений, обид. Здесь помощь духовника тоже очень важна. Незаменимо участие духовника в обретении духовного делания. Оно начинается с факта, когда человек, пережил помощь Божию в своей немощи.

Многие люди под действием призывающей благодати легко идут в церковную жизнь, им легко молится, легко стоится на богослужении, идется к исповеди, Причастию, читаются книги — все легко. Но если эту легкость человек сделает основанием своей духовной жизни, то в скором времени он придет к оскудению и потере ее. Поэтому, пока таковое дается человеку, ему нужно обязательно обратить внимание на моменты, когда он в немощи или когда грех начинает над ним довлеть. В какой-то момент, если он обратится к Богу, попросит Его помощи и получит ее, с этого опыта начинается духовное делание. Задача духовника — помочь ему в этом. Это значит, что начало духовному деланию еще не положено, но будет когда-то момент, когда он явно переживет в себе содействие Божие, потому что он молился, и от содействия Божьего грех отступил. Если он пережил, как отпал грех — это начало духовного делания. Вот задача духовника, чтобы внимание человека обратить к этим моментам. Второе — обязательно дать ему тот труд, который необходим для этого, т. е. молитвенное обращение к Богу своими словами, чтобы была искренняя потребность освободиться от этой немощи и этого греха. В какой-то момент он может пережить начало — отпадение греха. Пережить начало — это еще не значит трудиться над духовным деланием. Оно обретается по мере навыкания в прибегании к этому началу. И это тоже время, и это труд.

Педпрактика и каникулы

Когда студенты попадают в детское поселение, многие настолько увлекаются этим служением с детьми, что невольно забывают вообще всякое обращение к Богу. Мы обнаружили, что к концу смены часть студентов теряет вообще всякие отношения с Богом, поставленные в необходимость хотя бы удержать детей в некотором порядке, в добром настроении, в добром мире. Они добиваются этого, то есть летнее поселение у нас к концу смены всегда заканчивается серьезнейшим умирением детей, практически все дети не хотят уезжать из летнего поселения, у многих происходит перемена настроения, но стоит это просто невероятных сил со стороны студентов. Это связано еще и с тем, что студенты еще неустойчивы в своей духовной жизни.

По завершении летнего поселения, оглянувшись назад и обнаружив себя отпавшим от духовной жизни и погруженными в чисто нравственно-душевное и житейское попечение о детях, он начинает смотреть, а что же с ним произошло. Это тоже факт жизни, т. е. мы это не считаем чем-то страшным. Просто это факт его собственного духовного возрастания, и нужно через это пройти, чтобы увидеть, что он не может удержаться в своей нужде в Боге, т. е. пока уклад училища удерживает его в этом мирном устроении жизни, постоянном молитвенном правиле при участии духовника и преподавателей в нем, то он как-то храним в этом внимании к Богу, но вот попал на детское поселение или уехал домой на каникулы… Каникулярный месяц тоже для нас важный момент в воцерковлении студентов, их способности исповедания Христа характером своей жизни. Во время каникул они обнаруживают свои реальные силы, насколько они без общинного устроения способны хранить молитвенный уклад. Один обнаружил, что вообще отпал от молитвы, другой — наоборот: именно на каникулах молитвенно удержался и благодаря молитве сохранился в духовной бодрости. Такие переживания в умении и способности исповедовать Христа в жизни — очень важное обстоятельство. Потом со всеми студентами идет разговор о том, что было пережито в духовном отношении и над чем нужно теперь работать.