Воспитание православных педагогов и катехизаторов в Волгоградском епархиальном училище преп. Сергия Радонежского

Директор училища священник Анатолий Гармаев, 1998г.

Сегодня возрождение церковной общинно-приходской жизни как никогда нуждается в делателях. Ими могут быть люди знающие, преподающие, воспитывающие. Рассмотрим каждого из них. Знающих людей сегодня в Церкви много, но большинство из них имеет знания книжные. За короткий период потепления отношения к Церкви неоткуда было взяться опытно знающим. Поэтому сейчас их мало. Среди имеющих книжное знание немногие имеют знания систематические. Среди последних подавляющее большинство знает общие учения Церкви, основные богословия, и совсем немногие — церковную педагогику.

Если теперь обратимся к людям, способным к преподаванию церковных учений, т. е. владеющим методикой преподавания, умеющим организовать и поддерживать дело обучения, то сможем выделить из них две группы:

  1. ходящие в храм, прибегающие к Таинствам, но не знающие духовной жизни;
  2. знающие духовную жизнь, поэтому способные собирать и поддерживать в учебных классах: одни — церковную среду, другие — церковное попечение.

Наконец, люди, способные воспитывать, т. е. те, кто имеет знания, владеет преподаванием церковных учений, а главное — умеет побудить и сформировать нравственную и духовную жизнь детей, — также могут быть выделены в две группы:

Первая — побуждающие и понуждающие детей к нравственным поступкам, но сами пребывающие вне детской жизни, стоящие над нею, как управляющие и организующие ее извне, — такие воспитатели ходят в храм, прибегают к Таинствам, но церковного характера не имеют, часто и не ведают о нем. Обретя некоторые навыки церковной жизни, часто останавливаются на этом, о большем или не подозревают, или не хотят далее идти.

Вторая группа — воспитатели, имеющие церковный характер, духовную жизнь, пребывающие едино с детьми в Церкви. Таких воспитателей сегодня совсем мало. Если мы не поставим специальную задачу обучения, выращивания их, вряд ли получится как-нибудь скоро наладить дело церковного воспитания детей.

В настоящем сообщении мы хотим поделиться более чем скромным опытом устроения епархиального училища, призванного обучить и воспитать православных катехизаторов и церковных педагогов. Теперь исполнилось ровно пять лет, как этот опыт благословением Владыки Германа, архиепископа Волгоградского и Камышинского, начался на Волгоградской земле. Небесным заступничеством преподобных Сергия Радонежского и Серафима Саровского и покровом Пресвятой Владычицы нашей Богородицы совершалось учебное дело.

Училище по своему составу небольшое — на четырех курсах дневного отделении сегодня учится всего 44 человека. 37 учебных дисциплин ведут 19 преподавателей. Среди них библейскую историю преподает архиепископ Герман, остальные дисциплины ведут иеромонах Владимир (Перевертайло), протоиерей Николай Агафонов, три иерея, один дьякон, восемь преподавателей — церковных людей, и двое профессоров из светских вузов.

Все обучение подразделяется на две части — теорию и практику. В свою очередь, каждая из них имеет два цикла дисциплин — цикл церковных учений и служений и цикл педагогических учений и служений.

Перечислим церковные предметы: Новый Завет, догматическое богословие, нравственное богословие (в нем — учение о добродетелях), учение о спасении, пастырское богословие (так как большинство братии намереваются принимать по окончании сан), церковнославянский язык, церковное пение, богослужебный устав, литургика, библейская история, прообразования Нового Завета в Ветхом, ветхозаветная нравственность, история Церкви, история русской Церкви, катехизис, катехизаторское дело (в рамках его — основное богословие), апологетика, христианская философия, церковное искусство, богослужебное выражение учений о Церкви и о добродетелях.

Педагогический цикл включает следующие предметы: христианская антропология; церковная педагогика общая, практическая, возрастная, семейная и школьная; домострой, начала психиатрии и психотерапии; гигиена младенцев, детей и подростков (валеология), мировая культура, русская словесность, русский язык, рукоделие, церковные и народные обычаи.

Практика включает в себя пять видов служений: педагогическое — с детьми, катехизаторское — со взрослыми (двухгодичные курсы предоглашения и оглашения, практика в тюрьме), клиросное (чтение и пение), дело милосердия (в доме для престарелых и инвалидов) и церковные и народные обычаи и традиции.

Все 5 видов практики занимают большое место в учебном времени училища. Так, в 1997 году за три летних месяца студенты училища провели на педагогической практике три смены детских православных поселений по 100 детей в каждой. В дни школьных осенних, зимних и весенних каникул состоялись 4-5-дневные детские сборы «Страны Детства». В девяти местах — школах, центре для детей-инвалидов, детском приемнике-распределителе и онкологической больнице трижды в год прошли детские праздники, в том числе — Рождественский и Пасхальный. Раз в неделю студенты присутствуют в общеобразовательных школах на уроках с их последующим анализом или на самостоятельно проводимых занятиях — нравственных уроках.

На катехизаторской практике в течение всего года студенты всех курсов раз в неделю участвуют в проведении занятий предоглашения и оглашения, помогая ведущему священнику в их устроении. В дни сессий заочного отделения (зимней и летней) проводят занятия с заочно учащимися. Летом участвуют в испытаниях абитуриентов, поступающих в училище.

На клиросном служении студенты читают и поют в зимнее время в больничном храме в честь иконы «Нечаянная радость», летом — в училищном храме преп. Сергия Радонежского.

В служении милосердия — по воскресеньям и особенно в дни больших церковных праздников посещают дом престарелых, читают и поют акафисты, каноны, беседуют с больными людьми, поздравляют с праздником, помогают в соборовании, исповеди, Причастии, предварительными беседами и молитвами подготавливая людей к Таинствам.

По церковным и народным обычаям и традициям в училище с первых дней его существования совершаются венчания студентов, крестины их детей, похороны и поминания усопших родных и близких, церковно-общинные трапезы в Рождество, Пасху и др. праздники. Но только в этом учебном году эта сторона жизни стала приобретать характер самостоятельной и специально подготавливаемой практики.

Несмотря на столь солидный перечень предметов, больше половины из них находится в стадии их начального освоения преподавателями. Преподавательский стаж многих из нас составляет всего два-четыре года. Поэтому часть предметов осваивается нами впервые. Это непросто и трудно. Немало сил забирает и освоение методики преподавания, тем более что в училище мы предъявляем к преподаванию целый ряд особых требований. С другой стороны, известно, что на формирование сколь-нибудь серьезно разработанного курса уходит от 10 до 17 лет. Поэтому многое, что у нас сейчас получается, носит начальный характер. В то же время за эти пять лет есть у нас какие-то первичные обретения, с которыми возможно было бы выйти для более широкого обсуждения учебного дела. Теперь время, когда дело это можно дальше вести при, мы надеемся, вдумчивом и заботливом суждении о нем духовно зрелых сил Церкви. Мы нуждаемся в этом обсуждении. Думаю, что взаимный обмен опытом будет всем полезен.

Ошибки нашего домостроительства

Прежде чем излагать небольшие обретения нашего опыта, я хочу остановиться на ошибках, через которые нам пришлось учиться церковному домостроительству.

1. Притязания на духовное знание.

Когда открылась возможность устроения духовного обучения, в радости и заносчивости мы решили, что все можем, — нужны только ревность и старание. Мы объявили об открытии факультета церковной педагогики в Царицынском православном университете, т. е. замахнулись сразу на университетское высшее образование. Теперь, спустя пять лет, мы видим, как непросто дается духовное знание. Сегодня едва хватает сил на среднее духовное образование — училище. Церковный возраст большинства поступающих учиться к нам едва превышает 2–4 года, а церковный возраст наших преподавателей составляет 6–8 лет. Почти во всех сферах жизни училища нам не хватает зрелых церковных людей. Людей именно церковного нрава, способных явить живой пример духовной ревности, смирения, послушания, хранения единодушия при деятельном служении и преданности Христу и Церкви. Большинство из нас не может причислить себя к таковым людям. Сегодня мы это сознаем и поэтому побуждаем себя внимательно и более точно трудиться над устроением учебного дела.

2. Притязания на высокий уровень духовного содержания.

С первых дней жизни в университете в ревности о духовной жизни мы бросились изучать Святых Отцов Церкви вместо того, чтобы кропотливо и не торопясь наладить в наших подопечных нравственную и посильную для них духовную жизнь. Не сразу мы заметили, что многие знания, которым мы научали студентов, остаются невостребованными их жизненным нравственным и духовным развитием, остаются непригодными для деятельного служения, неприменимыми в жизни. Поэтому они скоро забываются, а труд по их усвоению заглушает живое дыхание духа и на третьем курсе приводит к потере всякого желания в обретении новых знаний, охлаждению к молитве и в целом к церковной жизни. Пришлось заняться буквально расследованием таких результатов обучения, после чего учебную жизнь стало возможным выстраивать более ответственно. Мы применили к своему же учебному заведению знания педагогики, методики и устроения духовной жизни, и это дало добрые плоды.

3. Неразличение педагогического и духовного попечения об учащихся.

Из-за такого неразличения поначалу происходила подмена духовного педагогическим. При явно педагогическом попечении невозможно выйти за пределы нравственного усовершения, носящего преимущественно душевный, человеческий характер. По действиям наши студенты являли жизнь вполне благочестивую, церковную — молись, постились, ходили на все воскресные и праздничные службы, прибегали к Таинствам. Однако характер жизни оставался душевным.

Когда обнаружился такой перекос в воспитании, была предпринята попытка исправить положение. В итоге возникла опасность с усилением духовного попечения скатиться в ложную духовность, духовность более по сознанию, нежели по нраву. Тогда вмешался могущественный Промысел Божий. На протяжении полутора лет педагогический факультет пережил два потрясения, результатом которых было выделение его из стен университета в самостоятельное учебное заведение (епархиальное училище), а в духовной жизни — обретение опыта действия на себе Промысла Божия и милости, опыт смирения, духовного рассуждения и покаяния.

Теперь видны необходимость и значение обоих попечений — педагогического и духовного. При этом желательно, чтобы они исполнялись разными людьми — воспитателем и духовником. Нужно заметить, что педагогическое — не есть инспекторское, в котором обычно видят дисциплинарное хранение порядка жизни учащихся. Педагогическое — это труд над формированием христианского нрава у подопечных. В нашем училище, призванном готовить воспитателей, педагогов, невозможно, чтобы среди сотрудников не было старшего педагога-воспитателя. Откуда же учиться педагогическому делу, если оно не будет реально совершаться в училище по отношению к самим студентам.

4. Неточность приема поступающих в училище.

Первое. При всей серьезности испытаний поступающих во время приема опыт показал целый ряд погрешностей, ведущих в дальнейшем к отсеву учащихся. Так, например, непосильно оказалось учиться в училище семейным людям. Их поступало много. Мы многих приняли. Но до четвертого курса дошел только один.

Второе. Неточен был отбор по педагогическому призванию. Более того, педагогика первые три года при вступительных испытаниях только объявлялась как предстоящая сфера обучения. Были люди, которые этого просто не услышали, или услышали, но словам о педагогике не придали значения. Они шли в училище ради воцерковления, а братья — ради подготовки к церковному сану. На деле же педагогическое служение сегодня занимает половину всего времени обучения. Не каждый ориентированный мимо педагогики мог это выдержать.

Третье. Не вполне точным был отбор по нравственной готовности к обучению в училище. Душевный подъем во время вступительных испытаний значительно сокрывает не только для приемной комиссии, но и для самих поступающих их нравственную готовность. После поступления достаточно аскетическая, сравнению со светской, жизнь в училище оказывалась для какой-то части студентов не по силам.

Четвертое. Недостаточно точно удавалось определить духовную подготовленность поступающих. Это также сказывалось на учащихся, вызывая сильное напряжение, ропот.

Пятое. Совсем упускалась из виду готовность к напряженным занятиям в училище. Теперь ясно, что учебные навыки, полученные до поступления в училище, имеют для учащихся немалое значение. Не усвоившие таковые навыки раньше встречаются с большими трудностями в ходе обучения и частью отсеиваются спустя полгода-год.

5. Изменение образа церковного педагога и пастыря в ходе обучения.

Поначалу отношения между священником и учащимися нам представлялись как стадо и идущий впереди пастух. Такой образ вполне возможен в светской педагогике. В церковной же жизни пастухом, за которым идут овцы, является Сам Господь. А церковные воспитатели и священники возвращают в стадо отбившихся, помогают хромым, слепым, уставшим. Они ведут не за собой, но обращают всех ко Христу. И в этом — их основное отличие от светских.

Теперь, после перечисления ряда основных ошибок, которых в действительности много больше, позвольте приступить к изложению духовно-нравственных и профессиональных оснований, кои мы на сегодняшний день полагаем в устроении дела воспитания и образования в своем училище.

Ведущие основания в деле воспитания и образования в училище

1. Кассиан Римлянин в своей книге приводит учения аввы Нестероя о деятельном и духовном звании. По этому учению духовное, или созерцательное знание невозможно приобрести, не положив сначала трудов по обретению деятельного, или практического (опытного) знания. В труде над обретением христианского нрава появляются вопросы, по которым душа, с жаждою деятельного совершения заповедей Божиих и церковных правил, обращается к знаниям и находит в них ответы. Такое знание освящает человека, т. е. открывает ему реальность исполнения нравственных действий и поступков. Знание, перестающее питать практическую нравственную потребность души, Святые Отцы называют суемудрием. Авва Нестерой о таком (книжном) знании говорит как о знании надмевающем. Он предостерегает, «чтобы не увлечься к учительству примером тех, которые, приобрев дар слова и искусство состязаться, слывут владеющими духовным знанием, слывут у тех, которые не умеют различать силу и качество его».

Из этих назиданий Святых Отцов мы извлекли для себя несколько выводов, которые, будучи подтверждены в нашей практике, убеждают нас и далее следовать им:

  1. теоретические знания, к которым относятся учения Церкви, должны предваряться деятельной практикой, в ней появляется и накапливается жажда знания;
  2. недостаточно, если практика будет иметь чисто профессиональный характер — она должна включать труд над обретением церковного, или христианского нрава и духовный труд (об этом подробно я скажу позже);
  3. духовные или теоретические знания, которые мы даем студентам на лекциях, должны иметь три вида содержания: первое — знания, которые отвечают уже накопленным потребностям, церковной жажде и нуждам профессиональной жизни и сразу дают ответы на жизненно важные вопросы; второе — знания, трудные в воплощении и поэтому обращающиеся в практическое их исполнение лишь к концу обучения в училище; и третье — знания, которые в практике за годы обучения нереализуемы, неисполнимы, но они указывают направление профессиональной, нравственной и духовной жизни и составляют основу общецерковного мировоззрения (при этом на младших курсах преимуществуют знания первые и вторые. На старших — вторые и третьи. Но всегда, на любом курсе, подаются все три вида знаний.);
  4. если внимательно учесть наставления аввы Нестероя, то последовательность теоретических дисциплин по годам обучения нужно будет поставить в свой порядок. Так, если историю Церкви давать студентам на первых курсах, она воспринимается на уровне интереса и любознательности. Если же история подается на третьем и четвертом курсах, она начинает наполняться в сознании учащихся многими смыслами церковной жизни — начинает быть виден Промысел Божий о человеке; открывается духовная глубина совершающихся в истории событий; становится явной духовная вражда зла против Бога и божественных установлений и порядка жизни; многие события становятся научающими в исполнении собственной духовно-нравственной и общественной жизни слушающего или читающего в книге курс истории.

2. Каждое из четырех служений, принятых в училище, имеет в себе три начала — профессиональное (знания и умения), нравственное и духовное (молитвенное). Полнота служения и его церковный характер появляются там, где все три начала дополняются одно другим (как бы три матрешки, вложенные одна в другую). Так, клиросное служение есть пение (профессиональное начало), исходящее из души, имеющей церковный нрав (нравственное начало), и совершаемое молитвою (духовное начало). Чтобы воспитать в студентах такое служение, нужно развивать в них все три деятельных, опытных начала. Это не знания только, но прежде всего — опыт, обретаемый трудом служения, многих упражнений, послушанием и способностью молиться.

Если обратимся к педагогическому служению, увидим, что оно вне нравственного и духовного начала не может быть церковным. Педагогическое служение особенно требует развивать в будущих воспитателях церковный нрав и веру, а в ней — молитвенное дыхание к Богу. Без этого невозможна никакая церковная педагогика и неоткуда взяться церковному педагогу. Также обстоит дело и с другими служениями — катехизаторским и милосердия.

Откуда же взяться церковному нраву и духовному началу? Обретению церковного нрава много служит общежитие с его церковным укладом. Послушание правилам общежития, терпение характеров друг друга, перенесение различных неудобств, тесноты быта, необходимость ежедневного служения друг другу и всем проживающим, общая молитва, трапеза — все сие создает множество непредсказуемых возможностей непрерывного труда над усовершением своего нрава. Замечено, что студентам, живущим в городе (в своих квартирах), труднее даются учения Церкви в части сокровенного знания, а некоторые до старших курсов так и остаются в нечувствии к ним. По этой причине в училище принято правило обязательного проживания в общежитии на первом и четвертом курсах.

Духовное начало обретается в богослужении, труде над молитвой, правильном приготовлении к исповеди, трудом над обретением и хранением в себе покаянного чувства, приготовлением к Причастию и способностью хранить его. В последний год мы много стали посвящать времени и внимания духовному деланию, которое выливается в три действия — послушание старшим, исполнение дела и хранение правил общежития. Все три, совершаемые верою, и становятся духовных деланием. По свт. Иннокентию Московскому — это терпение, молитва, деятельность и смирение, которые, как он пишет, необходимы всякому духовному училищу.

Однако одно есть знать обо всем сказанном, другое — деятельно исполнять. Опыт показывает, что без специального побуждения со стороны старших по училищу сами студенты не могут совершать ни труда над церковным нравом, ни, тем более, духовного труда. Поэтому важным служением в училище являются должности старшего воспитателя и духовника, усилиями которых и совершается тот и другой труд. При исполнении каждого отдельного служения все три начала сугубо развиваются и усовершаются руководителями практических служений. Так что на каждом из них студент встречаемся со своим нравом и состоянием своей духовности. Не работая над собой, исполнить служение качественно оказывается невозможным. Какие бы способности и дарования профессионального характера учащийся ни имел, исполнить церковным образом свое служение он не может. Эта особенность обучения в училище первые три года становилась причиной значительного отсева студентов, пока не стали налаживаться условия приема в училище и не был приобретен опыт педагогического и духовного попечения об учащихся в первые два года их обучения.

3. Два года назад мы начали различать понятийное и разумное восприятие мира. О Священном Писании в трудах Святых Отцов в основном встречается слово — разумение Писания. В последние два столетия все чаще стало применяться другое слово — понимание Писания. В наше время уже окончательно принято последнее слово — понимание. При внимательном изучении открылась большая разница между значениями этих слов. Не имея возможности раскрывать здесь все исследование, скажем об основном.

Слово «понять» означает: взять, схватить, усвоить, овладеть каким-либо знанием. Понял, значит — предмет, явление исследованию, изучению более не подлежит. Понял, значит — взял во владение, в собственность. Благодаря такому способу действия нашего рассудка можно взять во владение землю, вселенную, атом и даже Бога. Но ни Священным Писанием, ни Богом человек владеть не может. Сколько бы он ни ограничивал своим пониманием Евангелие, оно останется для него непостижимым. Поэтому Церковь о духовных явлениях и об Истине говорит как о подлежащих уразумению, т. е. безконечному, неограниченному постижению. Разумеющее сознание отлагается от самости, гордыни, смиряется перед величием Божественной истины и из этого-то смирения трудится над ее разумением. Тогда человек исполняет три последовательных этапа.

Первый — усвоение услышанных или прочитанных знаний.

Второй — размышление, духовное рассуждение над ними. При размышлении мы привлекаем об этом же предмете суждения других Святых Отцов. Их духовным разумением вглядываемся в тот же предмет.

Третий — проверка жизнью, испытание, исполнение в жизни. Душа, исполненная смирения, приобретает благодатное освящение и через то начинает иметь духовное разумение о том или ином предмете.

Понятийное сознание обычно останавливается на первом этапе и им удовлетворяется. Более того, полагает, что предмет действительно есть то, что содержится в понятии. Здесь начинает быть надмение, самоуверенность, самодовольство. В то время как разумение и рождается в смирении, и им же совершается в своем развитии, углублении, или восхождении к Богу. Понятийное сознание скажет: я понял. Разумное скажет: мне ясно.

Мы ведем сейчас работу над тем, чтобы программу знакомства с церковным учением вывести на три этапа уразумения. Поэтому на первом курсе предмет может усваиваться первично. На втором курсе студент работает над докладом или рефератом, куда привлекает по данному учению труды других Святых Отцов. При этом часть знания он исполняет в собственной жизни. Через такое исполнение знание начинает становиться деятельным. При возвращении вновь к теоретическому знанию, т. е. при вторичном чтении той же книги, прослушивании той же лекции два-три года спустя он может читать ее как новую. Вкус к уразумению позволяет сместить акцент с усвоения знаний к деятельной практике.

4. Свт. Феофан Затворник в своей книге «Что есть духовная жизнь и как на нее настроиться» описывает пять этапов усвоения дара благодати.

Первый этап: сознать присутствие в себе дара благодати.

Второй — уразуметь драгоценность ее для нас, так что без нее жизнь не жизнь.

Третий — возжелать усвоить себе сию благодать.

Четвертый — решиться самим делом достигнуть этого.

Пятый — привести решимость в исполнение, предав сердце свое всеведению Божией благодати.

Последовательное движение по четырем этапам позволяет построить четыре года обучения в училище, определив каждому году присущее ему действие. Так, первый год — преимущественное знакомство с учениями Церкви. Второй — параллельно с освоением предметов ведущее действие — устное размышление, собеседование и написание докладов и рефератов. При этом темы выбираются самим студентом как жизненно важные. Важные для них либо для училища, страны, Церкви. Нужно, чтобы не было формального или механического выбора темы, чтобы жизненную необходимость студент действительно чувствовал и мог объяснить ее. В течение второго года он пишет 3–4 письменные работы небольшого объема. На третий год он выбирает одну из уже описанных им тем как лично значимую для него самого. И пишет по ней исследование (одно за весь год). Разница между двумя видами тем в том, что жизненно важная тема по мере работы с нею исчерпывается и заканчивается решением всех поставленных вопросов. При этом какая-то из жизненно важных тем может развиться в лично значимую. Свойство последней таково, что по мере работы над нею вопросы не решаются, а умножаются и углубляются. Тема становится все более неясной, и неясность эта влечет работать над нею: тема становится лично значимой. Мы знаем, что все какие-либо серьезные труды в истории человечества возникали из таких лично значимых тем или дел. Промысел Божий влагает в душу какого-либо человека неутолимую жажду узнать или сделать там и то, что еще не известно людям. Этою-то жаждою, или призванием человек движим в своей жизни и успокаивается тогда, когда получает искомое. Как важно пробудить, взрастить и сохранить это живое свойство всякой личности. Одни призваны трудиться в богословии, другие — в воспитании собственных детей, третьи — в ремесле и все — в обретении Бога, живого с Ним общения. Начало такой возможности для наших студентов полагается в стенах училища.

На четвертом курсе лично значимая тема рассматривается в возможности применения ее в жизнь. Не вся, но отдельные ее разделы испытываются в жизни.

5. Следующее основание — условия научения воспитателя. Чтобы сформировать человека, знающего церковные учения, нужны аудиторные занятия: лекции и семинары. Для формирования преподавателя церковных предметов нужно, кроме знаний, научить человека методике преподавания. Если же мы хотим формировать воспитателя, необходимо к знаниям церковных учений дать знания педагогические: кто есть ребенок (детская антропология); потребности его души, тела, духа, его способности к развитию естественных и приобретаемых в ходе воспитания потребностей (возрастная церковная педагогика); степень поврежденности грехом и возможности преодоления этой поврежденности в условиях церковного развития ребенка (различная церковная педагогика: семейная, практическая, общая, школьная). Помимо знаний педагогики, воспитателя необходимо научить методике воспитания, т. е. тем воспитывающим действиям и приемам, которыми он, как профессионал, независимо от своих природных и церковно обретаемых дарований должен владеть. Чтобы воспитывать, недостаточно быть просто хорошим человеком, а чтобы что-то хорошо делать, недостаточно быть просто церковным. Наконец, чтобы наш воспитатель был не просто воспитателем в Церкви, но воспитателем действительно церковным, его нужно воспитать в церковной среде, где он имел бы о себе еще и церковное попечение. Т. е. он на себе должен испытать, будучи студентом, внутренние отношения воспитанника с педагогом (старшим воспитателем в училище), испытать их церковный характер, благодатный дух этих церковных отношений, плюс ко всему этому на своем церковном опыте он должен знать:

  • первое — во что он будет вводить ребенка, когда вводит его в Церковь (ведь недостаточно рассказать ему о Христе и добавить: веруй и радуйся, — как это делают евангелисты); следовательно, он сам должен жить освящающими средствами и событиями церковной жизни, особенно исповедью, богослужением и Причастием;
  • второе — воспитатель должен иметь личный опыт православной аскетики: молитвы, веры, воздержания, смирения, работы над обретением христианского нрава, — без всего этого педагогика не сможет быть церковной, она будет в лучшем случае нравственной, душевной, а в худшем — протестантской, или, хуже того, сектантской; но православной (духовной) она не будет;
  • третье — воспитателю необходимо испытать на себе постепенность вхождения в Церковь, как во внешние ее действия (молитвы, Таинства, богослужения, посты и др.), так и во внутренние (благодатный опыт, духовную аскетику), пережить во времени и по качеству за четыре года обучения хотя бы два-три этапа нравственного и духовного возрастания (преодоления искушения, скорбей, хранения верности, преданности заповедям Божиим, хранения веры, надежды, упования на Бога и др.);
  • четвертое — в таком возрастании иметь опыт участия в себе собратьев по духу, старших в Церкви, духовника.

Значит, училище должно обезпечить все вышесказанное. Только в этом случае оно выполнит задачу выращивания именно церковного и именно педагога. Задача, по нынешним временам, как оказалось, — не из простых.

6. Одно из важных свойств православного человека — его христианское самосознание. Без этого самосознания не может быть личности, не может быть духовной свободы, свободы во Христе. Таково учение Церкви о личности. Чтобы обрести самосознание, необходимо знание о духовном сделать достоянием своей жизни, т. е. пережить его как деятельное, опытное знание. В таком случае оно становится самосознанием и открывает путь к духовному, созерцательному знанию. Нам далеко до последнего, — нам, людям нынешнего времени, малодоступно даже деятельное знание. Нам сегодня хотя бы войти в начало этого труда по обретению самосознания как деятельного знания, преодолеть собственную косность, инерцию, довольство своей внешней церковностью и знанием о духовной жизни, которое в действительности никаким самосознанием не является.

Свт. Феофан Затворник пишет, что православное мировоззрение и самосознание обретаются:

  1. всем порядком и строем личной церковной жизни и
  2. специально совершаемым трудом воспитания своего сознания.

Этот труд святитель подробно описывает в своей книге «Путь ко спасению». Наш опыт показывает, что нынешний церковный человек без сторонней помощи не способен подъять такой труд. Для его неофитской детскости он и громоздок, и неясен, а церковных напечатлений из своего детства, которые бы помогали его душе, неофит не имеет.

Перед училищем встала задача чисто методического характера: как условиями обучения помочь студентам обрести начальные навыки самособирания и в них — навыки самосознания. В поисках методов мы пришли к трем способам. Первый: задания на самособирание и самосознание, разрабатываемые и задаваемые каждым преподавателем на занятиях по своему предмету. Это входит в методику проведения аудиторных занятий. Второе: анализ отдельных событий практических служений, который проводится по завершении, например, детского праздника, или занятия с оглашаемыми взрослыми, или после летнего детского поселения, или после посещения урока в общеобразовательной школе, и т. д. Третье: семидневный семинар, позволяющий, отложив всякое рассеяние, сугубо собраться для ревизии своей внутренней жизни.

Свт. Феофан Затворник пишет, что «не всякий возбужденный благодатью приступает к делу перемены жизни на лучшее, это всякому известно». Здесь нужен навык, нужно усилие. И усилие именно устоять в действии благодати. Не воспарить в легковесную радость жизни, после чего придет рассеяние и охлаждение. И в пришедшем охлаждении не пойти путями падшими. Не начать отвлекаться от мрачных мыслей будто бы невинными развлечениями — беседой, чтением. И не пуститься в исследование томительного чувства, «чтобы доискаться, отчего и как могло оно образоваться. В первом — сторонние впечатления, во втором — разлагающие действия исследования; и то, и другое изглаждают спасительное (благодатное) изменение, происшедшее внутри». Что же делать? Св. Феофан пишет:

«Испытав благодатное возбуждение,

  1. поверь, что оно от Бога,
  2. не позволь пропустить действие милости Божией,
  3. употреби старание и усилие, чтобы сохраниться в нем,
  4. устрани все, что может погасить его».

Одно дело прочитать об этом, другое — встать и начать так делать. Делаю ли я, ценно ли для меня это действие, если ценно, почему не делаю, что отвлекает, рассеивает, обращает в иное… Отложись иного и начни делать.

«Уединись, молись и с самим собою поразмысли, как быть». Лучшие средства самособирания — уединение, молитва и размышление. «Самое удобное время к перемене своей жизни должно счесть время поста какого-нибудь, особенно же Великого».

Семидневный семинар — и есть время такого самособирания, которое с учебными целями училище организует для своих студентов. Опыт показывает, что легче всего избежать привычной суеты и бытового рассеяния, если на время семинара уехать за город, сменив привычные условия. Таких семинаров за год достаточно устроить три раза.

Первый семинар осенний. Его тема — «Ввод в предстоящее обучение». Нужно увидеть задачи училища на предстоящий год, задачи каждого курса и личные задачи студента — в сфере профессионального развития, нравственного преображения и духовного возрастания. Затем нужно уяснить себе, на каком поприще и на какой версте личного развития каждый из нас находится. Далее — что каждому нужно приобрести за предстоящий год; какие к тому могут быть средства.

Второй семинар проходит Великим постом. Первая седмица — богослужебная. По полному чину, без сокращения совершаются все службы. Затем вторая седмица — семидневный семинар с воскресным богослужением и одной Литургией преждеосвященных Даров. И третья седмица вновь — богослужение. На семинаре в дни Великого поста студенты и преподаватели обращаются к Евангелию и к возможностям исполнения его в своей церковной жизни.

Третий семинар завершает учебный год. Его тема — «Практические служения предстоящего лета». Чтобы собраться к летнему поселению, детскому и взрослому, нужно вспомнить основные темы различных церковных и педагогических учений, которые были усвоены за год. Подытожить опыт педагогической практики, бывшей в течение учебного года: уроки в школах, детские праздники, каникулярные сборы «Страны Детства», опыт воскресной школы, которую весь год вела часть студентов. Для устроения взрослого поселения подобным образом обобщается вся катехизаторская практика и занятия по катехизаторскому делу. Одновременно на итоговом семинаре уточняется образ православного педагога и катехизатора и личные обретения и недостатки каждого студента.

Таким образом, многодневный семинар мы видим как серьезную и углубленную работу преподавателей и студентов по самосознанию себя каждым из них в трех сферах обучения: профессиональной, нравственной и духовной.

7. Еще одним основанием устроения учебного дела в училище является выделение в осваиваемых служениях двух частей — обязательной и свободной, или естественной. Это основание вводится решением зимнего педсовета училища с нынешнего года. Теперь учебная программа каждого служения будет состоять из двух частей. Каждая часть включает в себя теоретические дисциплины и практику. Обязательная часть — это тот минимум знаний и практических действий, без которых невозможно данное служение. Обязательная часть поставлена в расписание занятий, строго контролируется и оценивается зачетами, экзаменами, контрольными работами. Она обязательна для всех студентов. В практике по обязательной программе ставится перед студентами следующая задача: первично испытать себя в основных действиях всех пяти служений.

Свободная, или естественная часть программы включает в себя те дисциплины, темы занятий и практических действий, куда студенты идут по собственному желанию и отклику. Детский праздник, устраиваемый студентами по желанию, сильно отличается от такого же праздника, проводимого по обязательной программе. Совсем иное дыхание жизни, радость, полнота, единодушие устроителей, взаимоподдержка, уверенность друг в друге, надежность, — все на порядок, а то и на два выше обязательного события. У преподавателей и руководителей служений работа со студентами в области естественной программы происходит значительно глубже, полнее, чем в области обязательной. Результаты работы намного весомей. Но и труда естественная программа требует вдвое, а то и втрое больше. Особенно требует от преподавателя и руководителя служений самоотдачи, ревности о служении, большой заботы о каждом студенте и большой любви к Богу, детям, оглашаемым, престарелым, прихожанам и к самим студентам.

Каждая часть учебной программы — и обязательная, и естественная — включает в себя профессиональные, нравственные и духовные

  1. знания,
  2. умения,
  3. события.

(Событие — развернутое действие, которое студент должен уметь провести самостоятельно от начала до конца, например: урок, трехчасовой детский праздник, четырехдневный сбор, детское или взрослое летнее поселение на 24 дня, или по оглашению — одно занятие, собеседование с оглашаемым, вводный этап — 1 месяц и др.)

Основные сферы жизни в училище

Теперь возможно рассказать об основных сферах жизни и обучения в училище. Здесь многое находится в начальном формировании, только-только подытожилось, собралось.

1. Важнейшая сфера — духовная жизнь. В ней, как и в любой, описываемой ниже, есть обязательная часть и свободная, естественная. Это богослужение, молитвы, Таинства, духовное делание. Обязательность участия в перечисленных церковных действиях можно достигать дисциплинарными средствами, можно побуждать сознание учащихся и, наконец, можно поддерживать участие в них по нраву, когда богослужение, например, нравится, оно по сердцу. Мы заметили, что наилучшая обязательность достигается в том случае, когда усилиями духовника и старшего воспитателя побуждается чувство необходимости богослужения, Таинств, утреннего и вечернего правила, когда не пойти на воскресное богослужение человек чувствует делом невозможным. В таком случае дисциплинарных действий применять почти не приходится. Но если на первом курсе сразу так не поставить, то второй и третий курс становятся временем собирания в духовной жизни. Дело очень трудное как для духовника, так и для самих учащихся. Мы пришли к выводу, что обязательная часть может быть небольшой, но она должна быть действительно обязательной и хорошо поставленной, т. е. преимущественно по сознанию и по нраву.

Естественная часть духовной жизни — это все, что сверх обязательного студент исполняет добровольно. Здесь-то как раз и начинается настоящая работа как для духовника, так и для самого подопечного. Каждое из названных церковных действий требует внимания и своего труда. Здесь нужно время и последовательность работы, терпение и опыт, особенно там, где начинается охлаждение к духовной жизни.

2. Следующая сфера — нравственная жизнь. Это способность к послушанию, терпению, опыт смирения, умение обращаться с братьями и сестрами, нести свои обязанности по быту. В течение полугодия часть студентов является ответственной за тот или иной участок жизни в общежитии. Есть старейшина и хозяйка из числа студентов — они отвечают за весь порядок жизни. Их помощники — келарь, ответственные за уборку, стирку, проверку комнат. Приготовление завтрака и ужина, а в воскресные дни и обеда лежит на студентах. Оказалось, что многие из учащихся совсем не умеют или мало умеют нести такие послушания. За пределами общежития — это обязанности ведущих детского сбора, праздника, в летнем поселении — старейшина и хозяйка взрослого и старшие воспитатель и воспитательница детского поселений.

Всему нужно учить. Помимо чисто профессиональных умений, есть много нравственных. Как быть с непослушными, нерадивыми, неисполнительными, нечестными, грубыми, дерзкими? Как быть с самим собой, когда кончается терпение, когда поступаешь по своему нраву, а он неправильный, как изменить свой нрав?

Если бы мы готовили только преподавателей Закона Божия, можно было бы всю бытовую сферу как-то обойти, и в ней специальным обучением студентов не заниматься. Но для церковного воспитателя неумение жить в укладе общежития обрекает на безсилие в воспитании детей, у которых быт и отношения друг с другом в быту в том же детском поселении занимают большое место.

Поэтому нравственной сферой в училище с этого года призваны заниматься три человека — старшие педагоги училища, мужчина и женщина (один опекает братьев, другая — сестер). Третий человек — педагог по быту — обучает всех ответственных.

3. Пять профессиональных служений — педагогическое, катехизаторское, клиросное, милосердия, церковных и народных обычаев и традиций. О них в своем месте мы уже говорили.

В этом году стали набирать девушек, желающих заниматься на ремесленно-педагогическом отделении. Первые два курса они будут учиться вместе со всеми. На третьем начнется уже специализация. Девушки будут заниматься шитьем, машинной вышивкой, фриволите, коклюшками.

Обезпечение жизни училища

Этот участок на сегодня у нас самый слабый. Нужны заведующий хозяйством, завуч, специалист-оператор по видеоаппаратуре, т. к. очень многое в практиках требует видеозаписи и, в дальнейшем, анализа студентами своих действий и поступков, слов, нужен специалист по компьютерному набору, редактированию и верстке, т. к. идет много методического материала, требующего тиражирования.

В училище есть подсобное хозяйство, призванное обезпечивать студентов, сотрудников и летние поселения мясо-молочными продуктами и овощами. Здесь тоже еще многое не налажено. В то же время последние два лета в наших поселениях, где общая численность детей и взрослых иногда доходила до 200 человек, мы не покупали овощей. Помидоры, огурцы и зелень все лето поставляло наше подсобное хозяйство.

На этом, пожалуй, можно закончить сжатый обзор жини Волгоградского епархиального училища. Пройден первый этап устроения учебного дела. Милостью Божией, заступничеством Матери Божией и Святых покровителей — преподобных Сергия Радонежского и Серафима Саровского — мы трудимся, учимся жить церковно, восставая из своего не имеющего образа окаянного жития. Сколько предстоит нам идти, известно только Богу. Помолитесь о нас и приезжайте к нам: кто — помогать, кто — учиться. Всем будем рады.