Учение о Церкви. Первый класс

Специальность: церковный педагог

Составила: преподаватель Л. Г. Гладкова

Пояснительная записка

В основу предмета положен огласительный принцип.

Замысел предмета — оказать учащимся помощь в их воцерковлении.

Плод изучения предмета — в жизненных буднях показывать возможность и искать церковного единства, то есть обрести себя членом Церкви — Тела Христова.

Данный предмет является базовым в формировании православного мировоззрения и воцерковления учащихся.

Учебная программа состоит из четырех разделов. При формировании разделов используется тематический принцип. В каждом разделе несколько тем, для раскрытия которых привлекается догматическое богословие Церкви.

Полный список основной и дополнительной литературы приводится в конце программы.

Изучение предмета будет способствовать выполнению выпускниками училища следующих типовых профессиональных задач:

  • планирования и проведению учебных занятий по Закону Божию в воскресных школах и православных гимназиях;
  • оказания помощи в формировании православного мировоззрения и воцерковления воспитанников;
  • использования современных научно-обоснованных приемов, методов и средств обучения, информационных и компьютерных технологий;
  • выполнения учебно-методической работы.

1. Цели и задачи предмета

Цели:

  • изучить основные вероучительные понятия (догматы) и устроение Православной Церкви.

Задачи:

  • показать, что Православная Церковь есть единственно истинная Церковь, основанная Господом Иисусом Христом;
  • раскрыть православное вероучение, его духовно-нравственную сторону восприятия жизни.

2. Требования к уровню освоения содержания предмета

Студент, изучивший предмет, должен:

знать:

  • основные вероучительные понятия и представления православного мировоззрения и его духовно-нравственную сторону восприятия жизни;
  • классические теологические тексты;

уметь:

  • ориентироваться в вопросах вероучения, мировоззрения и значения Православия, как в мировом историческом процессе, так и в жизненном пути человека;
  • выделять характерные черты Православия и его отличия от других христианских конфессий, его несовместимость с тоталитарными сектами.

иметь навыки:

  • пользования церковной терминологией и работы с источниками;
  • изложить содержание и охарактеризовать суть канонических движений и споров, указав на принципиальное отличие церковного взгляда на проблему от еретического;
  • изложить содержание и охарактеризовать суть канонических разногласий и споров, указав на принципиальное отличие церковного взгляда на проблему от раскольнического.

3. Объем предмета по видам аудиторных занятий и практике

Виды учебной работы Объем предмета (час.)
Аудиторные занятия, в том числе:
Лекции
Практические занятия
20
8
Самостоятельная работа,
в том числе домашние задания:
Подготовка к зачету
>8
30
Общая трудоемкость >66

4. Вид итогового закрепляющего действия по предмету

Класс/полугодие Вид закрепляющего действия отчетности
1 класс Экзамен/Собеседование

5. Содержание предмета

5.1. Разделы предмета и виды учебной работы

Разделы Лекции
Трудоемкость (час.)
Практические занятия
Трудоемкость (час.)
1. Что есть Церковь? Догмат о Церкви. 8 2
2. Свойства Церкви. 2 1
3. Таинства и обряды Церкви. 8 4
4. Духовник и чада его. Идеал отношений. 2 1

5.2. Содержание разделов предмета

Раздел 1. Что есть Церковь? Догмат о Церкви

Православное понимание мистической сущности Церкви. Образ Церкви, данный в первосвященнической молитве Иисуса Христа. Христианства нет без Церкви, вне Церкви — нет спасения. Догмат о Церкви, как самосознание Церкви. Значение догмата для современной потребности церковной жизни. Церковь видимая и невидимая. Жизнь и взаимоотношение членов Церкви как живого организма. Неизменность Православия как неизменность богочеловеческого организма Церкви.

Введение в учение о Церкви. Церковь — одна. Краткая характеристика каждой темы курса. Плод курса. Используемая литература.

А. С. Хомяков — русский богослов, основоположник славянофильства. Православное понимание мистической сущности Вселенской Церкви в работе «Церковь — одна: Церковь видимая и невидимая», — раскрытие церковного учения в Св. Писании и Св. Предании; критерий подлинной церковности.

Христианства нет без Церкви. Свщмч. архиепископ Иларион (Троицкий) — выдающийся церковный богослов и исповедник Православия. Что есть Церковь? Образ Церкви, данный в первосвященнической молитве Иисуса Христа. Единство Церкви в Теле Христовом. Действие Духа Святаго в Церкви. Христианства нет без Церкви. Вне Церкви — нет спасения.

Догматы Церкви. Догмат о Церкви. Происхождение и раскрытие догматов в Церкви. Догматы — «мысли ума Божия». Форма и содержание. Догмат о Церкви, как самосознание Церкви. История догмата о Церкви. Ереси. Значение догмата для современной потребности церковной жизни: протестантский и православный взгляд на историю догмата.

Церковь — Богочеловеческий Организм и организация. М. А. Новоселов и его «Письма к друзьям». Церковь-организм и Церковь- организация, их неслиянность и нераздельность, связь и различие. Что значит: «обрестись как меньшая ячейка (клеточка) в членство Церкви»? Из кого состоит Церковь? О законе благочестия и законе благодати. Богочеловек и Человекобог — два отношения к делу Христа. Жизнь и взаимоотношения членов Церкви как живого организма (против сектантов). Неизменность Православия как неизменность богочеловеческого организма Церкви.

Раздел 2. Свойства Церкви

Свойства Церкви — Единая, Святая, Соборная и Апостольская. Церковь едина по началу, основанию, устройству и цели. Учение о святости Церкви. Благодать Божия и святость человека. Мера личной святости человека. Церковь едина по началу, основанию, устройству и назначению. Соборность Церковь по пространству, времени и устроению. Участие в богочеловеческой соборности по свободной воле, через святые Таинства и святые добродетели. Человек — образ и подобие Троической соборности. Церковь Апостольская по началу, внешнему и внутреннему устройству. Апостольское преемство. Проявление свойств Церкви в общинном (церковном) человеке.

Свойства Церкви — Единая, Святая. Первосвященническая молитва Господа. Природа церковного единения. Единая — основополагающее свойство Церкви, Церковь едина по началу, основанию, устройству и цели. Учение о святости Церкви. Святость не есть безгрешность, она обретается по благодати Божией. Церковь свята по началу, основанию, устройству и назначению.

Свойства Церкви — Соборная, Апостольская. Церковь соборна по пространству, по времени, по устроению. Участие в богочеловеческой соборности по свободной воле, через святые Таинства и святые добродетели. Человек — образ и подобие Троической соборности. Церковь Апостольская по началу, внешнему и внутреннему устройству. Апостольское преемство. Святые отцы — «хранители апостольского предания». Апостольство во всем есть дар от Бога, принятие от Бога сил и помощи для богочеловеческого домостроительства спасения. Естественное проявление свойств Церкви в общинном (церковном) человеке.

Раздел 3. Таинства и обряды Церкви

Божественное установление Таинств. Внешняя (видимая) и внутренняя (невидимая) сторона Таинства. Число Таинств.

Таинство Крещения. О существе Таинства. Внешняя (видимая) и внутренняя (невидимая) сторона Таинства. Условия совершения церковных Таинств. Установление Таинства Крещения и его значение в деле нашего спасения и воцерковлении человека. Видимая и невидимая сторона Таинства Крещения. Условие принятия Таинства. Оглашение в древней Церкви. Обеты Крещения. Крещение младенцев.

Таинство Причащения как сердцевина в соединении людей в Тело Христово — Церковь. Какую честь подобает воздавать Святым Дарам. Достойное приготовление к Святому Причастию. Хранение себя в «состоянии Причащения».

Таинство Покаяния. Покаянная дисциплина. Епитимийный устав. Отношение Церкви к общей исповеди. Признаки истинного покаяния.

Таинство Священства. Три степени священства в Церкви Христовой. Неповторяемость Таинства. Видимая сторона Таинства Священства, его невидимые действия. Условия совершения Таинства.

Таинство Брака. Божественное установление Таинства Брака и его невидимые действия. Условия совершения Таинства.

Таинство Миропомазания. Божественное установление Таинства Миропомазания, его место в ряду других Таинств. Не повторяемость.

Таинство Елеоосвящения. Видимая сторона Таинства, его невидимые благодатные действия.

Виды обрядов и их значение. Право Церкви изменять обряды. Единоверие при разнообразии обрядов.

Раздел 4. Духовник и чада его. Идеал отношений

Древне-русский духовник. Нравственное, бытовое, житейское положение его в покаяльной семье. Учительские обязанности духовника. Дисциплинарная деятельность. Примеры известных учительных духовников древне-русских и известных нам современных.

Внутренняя организация покаяльной семьи в Древней Руси. Нравственные и религиозные связи покаяльной семьи. Действия формирования покаяльной семьи в жизни нашего прихода в честь 40 мучеников Севастийских.

5.3. Тематическое планирование по содержанию предмета

Разделы Лекции Практические занятия
1. Что есть Церковь? Догмат о Церкви. 1. Введение в учение о Церкви, Церковь – одна
2. Христианства нет без Церкви.
3. Догматы Церкви. Догмат о Церкви.
4. Церковь – богочеловеческий организм и организация.
1. Выделить и устно донести в группе лично значимое содержание по работе А. С. Хомякова «Церковь одна».
2. Значение догмата для современной жизни Церкви.
3. Составление в тетради сравнительной таблицы свойств Церкви-организма и церкви-организации.
2. Свойства Церкви. 5. Свойства Церкви – Единая, Святая.
6.Свойство Церкви – Соборная, Апостольская.
4. Проявление свойств Церкви в общинном (церковном человеке).
3. Таинства и обряды Церкви. 7. Таинство Крещения.
8. Таинство Причащения.
9. Таинство Покаяния.
10. Таинства Священства и Брака.
11. Таинства Миропомазания и Елеосвящения.
12. Обряды Церкви.
5. Лично участвовать или созерцать Таинство.
Непосредственное участие в Таинстве.
Созерцание Таинства в Церкви.
Лично участвовать или созерцать Таинство.
4. Духовник и чада его. Идеал отношений. 13. Древне-русский духовник.
14. Идеал отношений духовного отца и чад. Покаяльная семья.
6. Действия формирования покаяльной семьи в жизни нашего прихода в честь 40 мученников Севастийских.

6. Учебно-методическое обеспечение предмета

Рекомендуемая литература:

Основная:

  1. Геннадий Нефедов, свящ. Таинства и обряды Православной Церкви. — М: 2004.
  2. Иларион (Троицкий), архиеп. Христианства нет без Церкви. — М: 1991.
  3. Илларион (Троицкий), архиеп. Очерки из истории догмата о Церкви, М., 1997.
  4. Прп. Иустин (Попович). Экклессиология. — М: 2005.
  5. Макарий, архиеп. Православно — догматическое богословие. Том I и II. — М: 1993.
  6. Новоселов М. А. Письма к друзьям. — М: 1994.
  7. Смирнов С., проф. Древне-русский духовник. — М: 1913.
  8. Хомяков А. С. Церковь одна. — Нью—Йорк, 1979.

Дополнительная:

  1. Афанасьев Николай, свящ. Вступление в Церковь. — М., 1993.
  2. Гармаев Анатолий, свящ. Матушка. — Волгоград, 2003.
  3. Пространный христианский катехизис. — М.,1907.

Учебно-методические материалы училища:

  1. Гармаев Анатолий, свящ. Воцерковление учащихся и сотрудников Свято-Сергиевского училища катехизации и церковной педагогики — как это трудно. Доклад на Международных Образовательных Рождественских чтениях. — Волгоград, 2007.
  2. Учение о Церкви. Учебное пособие. Ч. I и II. — Волгоград, 1997.

7. Содержание и методика текущего и итогового закрепляющих действий

7.1. Текущее закрепляющее действие

  • опрос по содержанию на лекциях и на практических занятиях,
  • опрос по содержанию домашнего задания.

Примерные темы домашних заданий, обращающие к применению содержания в жизни:

  1. Прочитать книгу архиепископа Илариона (Троицкого), «Христианства нет без Церкви», выделить лично значимое содержание и донести его слушателям (одноклассникам, близким и родным, общинникам) как «живое слово» в течении 2–5 минут.
  2. Сознательно найти и сформулировать свои жизненные вопросы к заданиям в лекциях с 7 по 14 (по указанию преподавателя).

7.2. Итоговое закрепляющее действие

— экзамен и собеседование.

Примерный перечень вопросов к экзамену:

  1. Святая Православная Церковь как истинный, единственный и верный путь к спасению рода человеческого.
  2. Смысл и значение слов: «Вне Церкви нет спасения» и «Христианства нет без Церкви»
  3. Догмы Церкви. Догмат о Церкви. Протестантский и православный взгляд на историю догмата.
  4. Церковь как живой богочеловеческий организм.
  5. Жизнь и взаимоотношения членов Церкви, как живого Организма.
  6. Свойства Церкви. Церковь — Единая, Святая.
  7. Свойство Церкви — Соборная и Апостольская.
  8. Церковные Таинства. Условия совершения церковных Таинств.
  9. Таинство Крещения.
  10. Таинство Причащения.
  11. Таинство Покаяния.
  12. Таинство Брака.
  13. Таинство Священства. Три степени священства.
  14. Таинство Миропомазания. Неповторяемость таинства.
  15. Таинство Еелеоосвящения.
  16. Нравственный идеал отношений духовного отца и чад. Покаяльная семья.
  17. Учительная и дисциплинарная деятельность духовника. Учительные древне-русские духовники.