Учение о Церкви. Первый класс
- Подробности
- Опубликовано 30.06.2013 12:24
Специальность: церковный педагог
Пояснительная записка
В основу предмета положен огласительный принцип.
Замысел предмета — оказать учащимся помощь в их воцерковлении.
Плод изучения предмета — в жизненных буднях показывать возможность и искать церковного единства, то есть обрести себя членом Церкви — Тела Христова.
Данный предмет является базовым в формировании православного мировоззрения и воцерковления учащихся.
Учебная программа состоит из четырех разделов. При формировании разделов используется тематический принцип. В каждом разделе несколько тем, для раскрытия которых привлекается догматическое богословие Церкви.
Полный список основной и дополнительной литературы приводится в конце программы.
Изучение предмета будет способствовать выполнению выпускниками училища следующих типовых профессиональных задач:
- планирования и проведению учебных занятий по Закону Божию в воскресных школах и православных гимназиях;
- оказания помощи в формировании православного мировоззрения и воцерковления воспитанников;
- использования современных научно-обоснованных приемов, методов и средств обучения, информационных и компьютерных технологий;
- выполнения учебно-методической работы.
1. Цели и задачи предмета
Цели:
- изучить основные вероучительные понятия (догматы) и устроение Православной Церкви.
Задачи:
- показать, что Православная Церковь есть единственно истинная Церковь, основанная Господом Иисусом Христом;
- раскрыть православное вероучение, его духовно-нравственную сторону восприятия жизни.
2. Требования к уровню освоения содержания предмета
Студент, изучивший предмет, должен:
знать:
- основные вероучительные понятия и представления православного мировоззрения и его духовно-нравственную сторону восприятия жизни;
- классические теологические тексты;
уметь:
- ориентироваться в вопросах вероучения, мировоззрения и значения Православия, как в мировом историческом процессе, так и в жизненном пути человека;
- выделять характерные черты Православия и его отличия от других христианских конфессий, его несовместимость с тоталитарными сектами.
иметь навыки:
- пользования церковной терминологией и работы с источниками;
- изложить содержание и охарактеризовать суть канонических движений и споров, указав на принципиальное отличие церковного взгляда на проблему от еретического;
- изложить содержание и охарактеризовать суть канонических разногласий и споров, указав на принципиальное отличие церковного взгляда на проблему от раскольнического.
3. Объем предмета по видам аудиторных занятий и практике
Виды учебной работы | Объем предмета (час.) |
---|---|
Аудиторные занятия, в том числе: Лекции Практические занятия |
20 8 |
Самостоятельная работа, в том числе домашние задания: Подготовка к зачету |
>8 30 |
Общая трудоемкость | >66 |
4. Вид итогового закрепляющего действия по предмету
Класс/полугодие | Вид закрепляющего действия отчетности |
---|---|
1 класс | Экзамен/Собеседование |
5. Содержание предмета
5.1. Разделы предмета и виды учебной работы
№ | Разделы | Лекции Трудоемкость (час.) |
Практические занятия Трудоемкость (час.) |
---|---|---|---|
1. | Что есть Церковь? Догмат о Церкви. | 8 | 2 |
2. | Свойства Церкви. | 2 | 1 |
3. | Таинства и обряды Церкви. | 8 | 4 |
4. | Духовник и чада его. Идеал отношений. | 2 | 1 |
5.2. Содержание разделов предмета
Раздел 1. Что есть Церковь? Догмат о Церкви
Православное понимание мистической сущности Церкви. Образ Церкви, данный в первосвященнической молитве Иисуса Христа. Христианства нет без Церкви, вне Церкви — нет спасения. Догмат о Церкви, как самосознание Церкви. Значение догмата для современной потребности церковной жизни. Церковь видимая и невидимая. Жизнь и взаимоотношение членов Церкви как живого организма. Неизменность Православия как неизменность богочеловеческого организма Церкви.
Введение в учение о Церкви. Церковь — одна. Краткая характеристика каждой темы курса. Плод курса. Используемая литература.
А. С. Хомяков — русский богослов, основоположник славянофильства. Православное понимание мистической сущности Вселенской Церкви в работе «Церковь — одна: Церковь видимая и невидимая», — раскрытие церковного учения в Св. Писании и Св. Предании; критерий подлинной церковности.
Христианства нет без Церкви. Свщмч. архиепископ Иларион (Троицкий) — выдающийся церковный богослов и исповедник Православия. Что есть Церковь? Образ Церкви, данный в первосвященнической молитве Иисуса Христа. Единство Церкви в Теле Христовом. Действие Духа Святаго в Церкви. Христианства нет без Церкви. Вне Церкви — нет спасения.
Догматы Церкви. Догмат о Церкви. Происхождение и раскрытие догматов в Церкви. Догматы — «мысли ума Божия». Форма и содержание. Догмат о Церкви, как самосознание Церкви. История догмата о Церкви. Ереси. Значение догмата для современной потребности церковной жизни: протестантский и православный взгляд на историю догмата.
Церковь — Богочеловеческий Организм и организация. М. А. Новоселов и его «Письма к друзьям». Церковь-организм и Церковь- организация, их неслиянность и нераздельность, связь и различие. Что значит: «обрестись как меньшая ячейка (клеточка) в членство Церкви»? Из кого состоит Церковь? О законе благочестия и законе благодати. Богочеловек и Человекобог — два отношения к делу Христа. Жизнь и взаимоотношения членов Церкви как живого организма (против сектантов). Неизменность Православия как неизменность богочеловеческого организма Церкви.
Раздел 2. Свойства Церкви
Свойства Церкви — Единая, Святая, Соборная и Апостольская. Церковь едина по началу, основанию, устройству и цели. Учение о святости Церкви. Благодать Божия и святость человека. Мера личной святости человека. Церковь едина по началу, основанию, устройству и назначению. Соборность Церковь по пространству, времени и устроению. Участие в богочеловеческой соборности по свободной воле, через святые Таинства и святые добродетели. Человек — образ и подобие Троической соборности. Церковь Апостольская по началу, внешнему и внутреннему устройству. Апостольское преемство. Проявление свойств Церкви в общинном (церковном) человеке.
Свойства Церкви — Единая, Святая. Первосвященническая молитва Господа. Природа церковного единения. Единая — основополагающее свойство Церкви, Церковь едина по началу, основанию, устройству и цели. Учение о святости Церкви. Святость не есть безгрешность, она обретается по благодати Божией. Церковь свята по началу, основанию, устройству и назначению.
Свойства Церкви — Соборная, Апостольская. Церковь соборна по пространству, по времени, по устроению. Участие в богочеловеческой соборности по свободной воле, через святые Таинства и святые добродетели. Человек — образ и подобие Троической соборности. Церковь Апостольская по началу, внешнему и внутреннему устройству. Апостольское преемство. Святые отцы — «хранители апостольского предания». Апостольство во всем есть дар от Бога, принятие от Бога сил и помощи для богочеловеческого домостроительства спасения. Естественное проявление свойств Церкви в общинном (церковном) человеке.
Раздел 3. Таинства и обряды Церкви
Божественное установление Таинств. Внешняя (видимая) и внутренняя (невидимая) сторона Таинства. Число Таинств.
Таинство Крещения. О существе Таинства. Внешняя (видимая) и внутренняя (невидимая) сторона Таинства. Условия совершения церковных Таинств. Установление Таинства Крещения и его значение в деле нашего спасения и воцерковлении человека. Видимая и невидимая сторона Таинства Крещения. Условие принятия Таинства. Оглашение в древней Церкви. Обеты Крещения. Крещение младенцев.
Таинство Причащения как сердцевина в соединении людей в Тело Христово — Церковь. Какую честь подобает воздавать Святым Дарам. Достойное приготовление к Святому Причастию. Хранение себя в «состоянии Причащения».
Таинство Покаяния. Покаянная дисциплина. Епитимийный устав. Отношение Церкви к общей исповеди. Признаки истинного покаяния.
Таинство Священства. Три степени священства в Церкви Христовой. Неповторяемость Таинства. Видимая сторона Таинства Священства, его невидимые действия. Условия совершения Таинства.
Таинство Брака. Божественное установление Таинства Брака и его невидимые действия. Условия совершения Таинства.
Таинство Миропомазания. Божественное установление Таинства Миропомазания, его место в ряду других Таинств. Не повторяемость.
Таинство Елеоосвящения. Видимая сторона Таинства, его невидимые благодатные действия.
Виды обрядов и их значение. Право Церкви изменять обряды. Единоверие при разнообразии обрядов.
Раздел 4. Духовник и чада его. Идеал отношений
Древне-русский духовник. Нравственное, бытовое, житейское положение его в покаяльной семье. Учительские обязанности духовника. Дисциплинарная деятельность. Примеры известных учительных духовников древне-русских и известных нам современных.
Внутренняя организация покаяльной семьи в Древней Руси. Нравственные и религиозные связи покаяльной семьи. Действия формирования покаяльной семьи в жизни нашего прихода в честь 40 мучеников Севастийских.
5.3. Тематическое планирование по содержанию предмета
№ | Разделы | Лекции | Практические занятия |
---|---|---|---|
1. | Что есть Церковь? Догмат о Церкви. | 1. Введение в учение о Церкви, Церковь – одна 2. Христианства нет без Церкви. 3. Догматы Церкви. Догмат о Церкви. 4. Церковь – богочеловеческий организм и организация. |
1. Выделить и устно донести в группе лично значимое содержание по работе А. С. Хомякова «Церковь одна». 2. Значение догмата для современной жизни Церкви. 3. Составление в тетради сравнительной таблицы свойств Церкви-организма и церкви-организации. |
2. | Свойства Церкви. | 5. Свойства Церкви – Единая, Святая. 6.Свойство Церкви – Соборная, Апостольская. |
4. Проявление свойств Церкви в общинном (церковном человеке). |
3. | Таинства и обряды Церкви. | 7. Таинство Крещения. 8. Таинство Причащения. 9. Таинство Покаяния. 10. Таинства Священства и Брака. 11. Таинства Миропомазания и Елеосвящения. 12. Обряды Церкви. |
5. Лично участвовать или созерцать Таинство. Непосредственное участие в Таинстве. Созерцание Таинства в Церкви. Лично участвовать или созерцать Таинство. |
4. | Духовник и чада его. Идеал отношений. | 13. Древне-русский духовник. 14. Идеал отношений духовного отца и чад. Покаяльная семья. |
6. Действия формирования покаяльной семьи в жизни нашего прихода в честь 40 мученников Севастийских. |
6. Учебно-методическое обеспечение предмета
Рекомендуемая литература:
Основная:
- Геннадий Нефедов, свящ. Таинства и обряды Православной Церкви. — М: 2004.
- Иларион (Троицкий), архиеп. Христианства нет без Церкви. — М: 1991.
- Илларион (Троицкий), архиеп. Очерки из истории догмата о Церкви, М., 1997.
- Прп. Иустин (Попович). Экклессиология. — М: 2005.
- Макарий, архиеп. Православно — догматическое богословие. Том I и II. — М: 1993.
- Новоселов М. А. Письма к друзьям. — М: 1994.
- Смирнов С., проф. Древне-русский духовник. — М: 1913.
- Хомяков А. С. Церковь одна. — Нью—Йорк, 1979.
Дополнительная:
- Афанасьев Николай, свящ. Вступление в Церковь. — М., 1993.
- Гармаев Анатолий, свящ. Матушка. — Волгоград, 2003.
- Пространный христианский катехизис. — М.,1907.
Учебно-методические материалы училища:
- Гармаев Анатолий, свящ. Воцерковление учащихся и сотрудников Свято-Сергиевского училища катехизации и церковной педагогики — как это трудно. Доклад на Международных Образовательных Рождественских чтениях. — Волгоград, 2007.
- Учение о Церкви. Учебное пособие. Ч. I и II. — Волгоград, 1997.
7. Содержание и методика текущего и итогового закрепляющих действий
7.1. Текущее закрепляющее действие
- опрос по содержанию на лекциях и на практических занятиях,
- опрос по содержанию домашнего задания.
Примерные темы домашних заданий, обращающие к применению содержания в жизни:
- Прочитать книгу архиепископа Илариона (Троицкого), «Христианства нет без Церкви», выделить лично значимое содержание и донести его слушателям (одноклассникам, близким и родным, общинникам) как «живое слово» в течении 2–5 минут.
- Сознательно найти и сформулировать свои жизненные вопросы к заданиям в лекциях с 7 по 14 (по указанию преподавателя).
7.2. Итоговое закрепляющее действие
— экзамен и собеседование.
Примерный перечень вопросов к экзамену:
- Святая Православная Церковь как истинный, единственный и верный путь к спасению рода человеческого.
- Смысл и значение слов: «Вне Церкви нет спасения» и «Христианства нет без Церкви»
- Догмы Церкви. Догмат о Церкви. Протестантский и православный взгляд на историю догмата.
- Церковь как живой богочеловеческий организм.
- Жизнь и взаимоотношения членов Церкви, как живого Организма.
- Свойства Церкви. Церковь — Единая, Святая.
- Свойство Церкви — Соборная и Апостольская.
- Церковные Таинства. Условия совершения церковных Таинств.
- Таинство Крещения.
- Таинство Причащения.
- Таинство Покаяния.
- Таинство Брака.
- Таинство Священства. Три степени священства.
- Таинство Миропомазания. Неповторяемость таинства.
- Таинство Еелеоосвящения.
- Нравственный идеал отношений духовного отца и чад. Покаяльная семья.
- Учительная и дисциплинарная деятельность духовника. Учительные древне-русские духовники.