Богослужебный устав. Третий класс
- Подробности
- Опубликовано 06.08.2014 14:32
Специальность: церковный педагог
Пояснительная записка
Предметом изучения Богослужебного устава являются содержание и формы христианского богослужения, которые складывались на протяжении двух тысячелетий истории Церкви.
Предмет Богослужебный устав опирается на Литургику, а также на все предметы богословского содержания.
Содержание данного предмета является основанием и базовой составляющей для более глубокого освоения церковного пения, чтения, а иакже алтарного и ризничного служения.
Данный предмет изучается в течение третьего курса, как обязательный. На четвертом и пятом курсах более глубокое и детальное обучение Богослужебному уставу учащиеся проходят индивидуально по их желанию.
Предмет Богослужебный устав состоит из разделов, которые формируются от частного к общему. За основу берется годовой Богослужебный круг.
Учебной богослужебной практикой по предмету является участие учащихся в Богослужениях в качестве алтарников, чтецов, певцов и ризничих в третьем классе и в качестве уставщиков в четвертом и пятом классах.
Предмет способствует внутреннему и внешнему развитию учащихся.
На внутреннем уровне помогает собирать внимание в молитву, так как учащийся уже осознанно стоит на Богослужении, понимает суть происходящего, входит в смыслы содержания Богослужебных текстов. В самом служении на практике учащиеся развивают чуткость и внимание к служащим с ними на клиросе и к священству.
Во внешней деятельности предмет ориентирует учащихся на более глубокое освоение различных видов церковного служения:
- после трех лет обучения — алтарника, чтеца, певца, ризничей;
- после пяти лет обучения — уставщика и первого помощника священнику в устроении Богослужения.
Предмет Богослужебный устав стройный, четкий и ясный. Он на практике во время Богослужений способствует формированию организационных навыков. Зная особенности каждого Богослужения учащийся учится точно и в свое время предупредить об этом священство, клирос, чтецов, алтарников и ризничих, а также вовремя найти и подать нужные тексты, что создает на клиросе атмосферу слаженности и помогает избежать суеты и рассеяния.
1. Цель
Научить учащихся составлению хода церковного Богослужения годового круга (для трех лет обучения) и практического устроения Богослужения (для пяти лет обучения).
2. Требования к уровню освоения содержания предмета
Студент, изучивший предмет, должен:
знать:
- историю православного Богослужения и Богослужебного устава;
- структуру Богослужения и особенности в различные периоды (посты, праздники);
- содержание Богослужебных книг, чтобы легко находить в них нужные указания и сведения;
- толкование смысла отдельных церковных понятий и частей Богослужения;
уметь:
(после трех лет обучения)
- расписать ход будничного и воскресного Богослужения и провести его практически;
(после пяти лет обучения)
- расписать ход Богослужений церковного года и провести их практически в качестве уставщика;
- организовать слаженное служение Богу на клиросе;
иметь навыки:
- работы с Богослужебными книгами и текстами.
3. Объем предмета по видам учебных занятий
Виды учебных занятий | Объем предмета (час.) |
---|---|
Практические занятия | 28 |
Учебная практика во время богослужений (в четвертом и пятом классе) | 12 |
Самостоятельная работа в том числе домашние задания: | 20 |
Общая трудоемкость | 60 |
4. Вид закрепляющих действий по предмету
Класс/полугодие | Вид закрепляющих действий |
---|---|
3 класс 1 полугодие |
Зачет — допуск к учебной богослужебной практике в качестве уставщика |
5. Содержание предмета
5.1. Разделы предмета и трудоемкость по видам учебных занятий
№ | Разделы | Практические занятия (час.) |
---|---|---|
1 полугодие | ||
1 | Введение в Богослужебный устав. | 4 |
2 | Будничные Богослужения. | 10 |
3 | Воскресные Богослужения. | 10 |
4 | Великопостные Богослужения. | 4 |
Общая трудоемкость | 28 |
5.2. Содержание разделов предмета
Раздел 1. Введение в Богослужебный устав.
Богослужебное время. Некоторые сведения из истории Устава. Уставы кафедральные и монастырские. Основные Уставы на Руси. Богослужебные круги. Годовой богослужебный круг. Седмичный круг. Осьмогласие. Дневной круг. Порядок служб дневного круга.
Богослужебные книги. Минея месячная, праздничная, общая. Триодь Постная, Цветная. Октоих, Часослов, Служебник, Типикон, Следованная Псалтирь. Ирмологий.
Богослужебные тексты. Тексты Священного Писания за богослужением: Евангелие, Апостол, Паримии, Псалтырь, Библейские песни. Гимнографические тексты: тропарь, стихира, ипакои, седальны, светильны, кондак. Канон: структура и место в богослужении.
Знаки праздников мясецеслова. Часы обычные. Классификация праздников Месяцеслова. Типикон — глава 47-я. Виды вечерни. Виды утрени. Разбор значения знаков. Виды часов, случаи их совершения. Литургические темы часов. Чинопоследование обычных часов. Небольшое практическое занятие по составлению обычных часов.
Раздел 2. Будничные Богослужения.
Будничные богослужения. Вечерня. Типикон, глава 9-я. Чтение, комментарий. Темы вечерни. Изменяемые и неизменяемые части вечерни. Чинопоследование вечерни. Чин отпуста.
Будничные богослужения. Утреня. Типикон, глава 9-я. Чтение, комментарий. Темы утрени. Изменяемые и неизменяемые части утрени. Чинопоследование утрени. Структура и состав канона. Общее сравнение чинопоследований вечерни и утрени.
Раздел 3. Воскресные Богослужения.
Воскресное богослужение. Великая вечерня. Воскресная служба в Типиконе. Значение воскресной службы. Гимнография Октоиха. Чинопоследование воскресной вечерни.
Воскресное богослужение. Утреня. Чинопоследование воскресной утрени. Гимнография Октоиха. Непорочны на воскресном богослужении. Назидательные чтения на воскресной утрени. Каноны. Воскресное бдение в соединении с различными типами служб месяцеслова.
Раздел 4. Великопостные Богослужения.
Великопостное богослужение. Вечерня в неделю и в будние дни.
Значение вечерни в недели Великого Поста. Отличия последования вечерни в неделю и в будние дни поста. Великий прокимен в неделю вечера. Паримии на вечерне в будние дни. Гимнография Триоди.
Великопостное богослужение. Утреня с аллилуиа. Особенности чинопоследования великопостной утрени. Гимнография Триоди. Тексты Октоиха на великопостной утрени. Канон Минеи и Трипесицы на Триоди.
5.3. Тематическое планирование по содержанию предмета
№ | Разделы | Практические занятия |
---|---|---|
1 полугодие | ||
1 | Введение в Богослужебный устав. |
|
2 | Будничные Богослужения. |
|
3 | Воскресные Богослужения. |
|
4 | Великопостные Богослужения. |
|
6. Учебно-методическое обеспечение предмета
Рекомендуемая литература:
Источники:
- Богослужебные книги: Триоди, Минеи, Октоих, Типикон, Часослов, Псалтирь.
Основная:
- Кошкин А., Устав православного богослужения. Учебное пособие по Литургике. Саратов, 2010.
- Никольский К., прот. Пособие к изучению устава богослужения Православной Церкви. СПб, 1907,
- Розанов В. Богослужебный устав Православной Церкви. Опыт изъяснительного изложения порядка богослужения Православной Церкви. М, 2000.
Дополнительная:
- Скобалонович М. Толковый типикон. Объяснительное изложение типикона с историческим введением. М, 2008.
- Субботен К., свящ. Руководство к изучению Устава богослужения Православной Церкви. СПб., 1994.
7. Материально-техническое обеспечение предмета
- Схемы-плакаты:
- богослужебных кругов,
- дневного круга богослужения,
- знаков типикона.
- Таблицы:
- последовательность чина богослужения Вечерни, Утрени, Литургии.
8. Текущие и итоговые закрепляющие действия
8.1 Содержание и методика проведения текущих закрепляющих действий:
- опрос по содержанию на практических занятиях,
- опрос по содержанию домашнего задания.
Примерные темы домашних заданий:
- Расписание служб определенных с помощью учебных таблиц.
8.2. Содержание и методика проведения итоговых закрепляющих действий:
- зачет — допуск к учебной богослужебной практике.