Доклад «Как привить церковные ценности детям»

Мысник Алексей, 2005 г.

Обоснование

Основная цель нашей жизни -угодить Богу и прославить Его.«Вы есте свет мира… Тако да прославится свет вашпред человеки, яко да видят вашадобрая дела и прославят Отцавашего, иже на небесех».

Мф. 5, 14, 16.

Все у нас должно быть второстепенным в сравнении с заботой о детях и с тем, чтобы воспитывать их в учении и наставлении Господнем.

Еф. 6, 4.

В своем докладе мне хотелось бы как можно глубже раскрыть тему о церковных ценностях, а главное, уяснить для себя и своего служения, как можно и нужно прививать эти ценности детям.

Эта тема наверняка является актуальной для каждого родителя в наше время, потому что привить церковные ценности детям — это значит дать доброе основание на всю жизнь, воспитать во славу Божию.

Почти каждый из нас в своей сознательной жизни готовится стать отцом или матерью, чтобы исполнить свое предназначение на этой земле: «И благословил их Бог, и сказал им Бог: плодитесь и размножайтесь, и пополняйте землю, и обладайте ею…» (Быт. 1;28).

Для родителей на первом месте из ближних стоят дети и забота о их воспитании. Иначе говоря, нет у родителей более высокой задачи, чем воспитывать детей так, чтобы они стали истинными христианами и могли всю свою жизнь посвятить Господу.

В наше непростое время родители, уже имея немаленьких детей, сталкиваются со многими проблемами в их воспитании.

Многие удивляются, почему дети перестали слушать своих родителей, поступая вразрез с их волей.

Некоторые родители, не имея опыта, пускают в таких случаях все на самотёк, аргументируя свои действия тем, что ребенок вырастет и будет иметь возможность собственного выбора, а то, что сейчас он непослушен, это просто детские шалости, потом будет все по-другому.

Другие родители, не справившись со своим чадом, просто опускают руки, говоря: «За что мне такое несчастье досталось?»…

С такими и подобными трудностями сталкиваются не только родители, но и воспитатели, к которым попадают такие дети.

Прежде всего, и родителям и воспитателям необходимо уяснить одно, как пишет В. В. Зеньковский: «Нельзя воспитывать, не сознавая цели воспитателя. А цели могут быть различными, начиная от желания воспитать профессора наук или менеджера-экономиста, в конце концов, я уверен, нет на земле таких родителей, которые бы не хотели, чтобы их наследник стал просто хорошим человеком».

Главное всё же остается в том, что именно закладывается в основу воспитания. Какие ценности?

Все мы знаем, какими ценностями живет мир, об этом я не буду сейчас говорить.

В моем докладе речь пойдет о других ценностях — ценностях церковных, и раскрыть эту тему я хочу с таких сторон:

  1. Мое летнее служение; наличие церковных ценностей во мне.
  2. Цель воспитания и служения; способность преподать ценности детям;
  3. Участие Господа в ребенке; условия воспитания.

Основная часть

На данный момент описать различные состояния родителей и воспитателей не имею возможности, но разобраться в себе — это мой долг, с чего я и начну.

На детском поселении я буду нести служение старшего воспитателя дружины. Сама должность старшего уже говорит сама за себя, это значит быть ответственным в своих обязанностях к воспитателям дружины и прежде всего к детям-подросткам.

К этим обязанностям относится не только организационная сторона, но и ответственность за воспитателей и детей в физическом и душевно-духовном плане.

Физическом — это следить за состоянием здоровья, узнавать о достаточности пищи, беспокоиться о физическом состоянии (усталости), санитарных нормах и так далее. Душевно-духовное — узнавать о переживаниях, волнениях, трудностях, проблемах…

Все этомне незнакомо, и мне придется впервые осваивать эту область жизни.

Можно сказать, что к предстоящей смене мне нужно приготовить себя к настоящему подвигу отцовства.

Так как поселение у нас православное, то, конечно из всех обязанностей важнейшая для меня — душевно-духовная, так как это не просто вопрос требования, но в первую очередь это область исповедания. Я это хорошо осознаю потому, что настаршего все равняются, особенно подростки.

Недавно у нас проходил весенний сбор подростков, на котором проводился отбор ребят в трудовую дружину и главным критерием приема для нас были именно церковные ценности, которыми живут ребята; выявлялась главная цель приезда их на поселение: насколько они этим живут.

И к своему прискорбию, на этом сборе я осознал, что сам в достаточной мере не имею и не живу церковными ценностями. Я задумался над своей жизнью…

— Если я не со всеми, тогда где? И ведет ли нынешняя жизнь меня ко спасению?

Есть хорошая притча о трех путешественниках, которая и помогла мне увидеть свое состояние:

«Вот трое путешественников возвращаются домой. Один из них (третий) очень торопится, двое других не торопятся. Первый путник говорит:

— Как прекрасно это место! Необыкновенная красота! Встретится ли нам на пути что-либо подобное? Давайте отдохнём здесь, продлим удовольствие.

Другие не согласились отдыхать и пошли дальше, а он остался на этом месте: поел, попил и…уснул. Другие путники идут-идут — устали. Второй и говорит:

— А зачем мы так спешим! Погода хорошая, мы на прямом пути…дойдем, если и потише будем идти. Третий отвечает:

— Погода не всегда бывает хорошая, может разразиться гроза, и если начнется буря, мы можем заблудиться. Надо спешить, пока есть возможность. Осталось мало идти, дома отдохнем.

Он быстро пошел вперед, а второй остался и пошел потише. Вдруг через некоторое время внезапно разразилась гроза. Раскаты грома переливались в небе и молнии сверкали безпрерывно. Солнце скрылось за тяжелыми свинцовыми тучами…все почернело, и стало темно. Поднялся сильный порывистый ветер, начался ураган.

Первый путешественник так и отошел в загробную жизнь спящим, второй заблудился и тоже погиб, а третий, который торопился, благополучно достиг своего жилища.

В этой притче первый путник изображает собой тех христиан, которые увлекаются разными приманками мира сего и как бы засыпают духовно на своем пути спасения. Они не хотят расстаться с тем, в чем находят удовольствие и развлечения для себя, не хотят думать о покаянии и о спасении. Такие христиане имеют только звание христиан, а по делам своим как язычники.

Второй путник изображает собой тех христиан, которые стоят на правильном пути, но идут по нему лениво, то есть в деле своего спасения проявляют нерадение и безпечность. Когда постигает их житейская буря, они по своей духовной неопытности теряются и блуждают по разным путям, отклоняются от прямого истинного пути, что и приводит их к гибели.

Третьему путнику подобны те христиане, которые на пути своего спасения спешат, торопятся делать добро и горячо жаждут скорее достичь вожделенного отечества, своего родного дома -Царства Небесного…»

Во втором путнике я явно узнал себя, вспомнив свое нерадение и лень.

Но не только в этой, но и во многих притчах все сводится к тому, что нерадивые теряют все, все таланты, дары телесные и духовные, благодать Святого Духа и остаются пустыми и не способными ни к какому доброму делу, более того — они теряют даже жизнь небесную, а некоторые и земную жизнь.

Что же остается делать? Отчаиваться? Нет! Избави Бог!

Как пишет Схиигумен Савва: «Надо сказать себе: „Поработал сатане — хватит! Теперь поработаю Богу“, — и надо начать ревностно с чистой совестью и добрым расположением исполнять заповеди Божии, но так, чтобы это было не из угождения людям, а с единственной целью угодить Богу и прославить имя Его святое. Да поможет нам в этом Господь».

К сожалению, в наше время не каждый родитель и воспитатель способен воспитать ребенка должным образом и преподать церковные ценности как свои собственные на своем личном примере. Но все же жизнь идет: дети появляются на свет, растут. И жизнь ставит не только родителей, но воспитателей в такие обстоятельства, в которых некуда деваться, как только взять себя в руки и с Божией помощью идти вперед.

И при всем этом каждый просто обязан помнить о том, ради чего он это делает. Апостол Павел говорит: «Каждый смотри, как строит. Ибо никто не может положить другого основания, кроме положительного, которое есть Иисус Христос…каждого дело обнаружится…у кого дело, которое он строит, устоит, тот получит награду, а у кого дело сгорит, тот потерпит урон» (1 Кор. 3, 10 — 15).

Итак, вооружившись терпением и упованием на Господа, как я уже говорил, нужно идти вперед.

Из личного опыта могу сказать, что собственного желания, ревности и попечения о детях недостаточно, чтобы достичь желаемых результатов в воспитании.

«Учитывая современную обстановку, важно проявлять осторожность в требованиях к детям, которые могут в ряде случаев давать не положительный, а отрицательный результат».

Ведь сколько мы имеем примеров таких случаев на сегодняшний день, когда дети просто не выдерживают напора запретов и ограничений со стороны неразумных родителей или воспитателей, и в конечном итоге то, что ценно их родителям, для них становится просто каторгой и при любом упоминании об этом дети теряют всякую жизнь.

Что говорить о детях, даже взрослые на начальном пути своего воцерковления по неразумию в воодушевлении от подвигов великих подвижников взваливают на свои плечи аскетические труды и не выдерживают. И только потом понимают, что это им не по силам.

Я сам имею такой опыт. И за годы своего воцерковления понял, что ко всякому делу нужно подходить с благоразумием, а главное найти свою меру.

Но это мы.взрослые, которые сами распоряжаются собой, а как же дети? Так вот, к детям нужен еще более осторожный подход.

«Надо бояться пересолить больше, чем не досолить. Так и у всякого своя мера на молитву, лишь бы она шла от сердца и горела любовью к Богу, чтобы религия была юной душе отрадой и опорой, руководством в жизни, а не тяжким бременем, мешающим идти».

Никогда не нужно забывать, что ребенок рождается уже личностью, и воспитание ни в коей мере не должно разрушать того, что Господь уже заложил в ребенке. А быть лишь смеренными сотрудниками Господу, только дополняя, укрепляя и украшая душу ребенка.

И всякому воспитателю нельзя подходить всегда лишь схематично к вопросу воспитания детей. Надо учитывать еще и наследственность, и то, что сами родители без конца падают (греховно), и дети с пеленок видят вокруг себя грех.

Следует обратить внимание еще на одно неотъемлемое условие воспитания. В наше время, когда в современной семье возникает вопрос о рождении ребенка, то первое, на что обращают внимание будущие папы и мамы, это свое материальное положение: «А сможем ли прокормить, одеть, дать образование и так далее».

О самом воспитании вообще не задумываются, а готовятся к этому совсем редко и то все сводится к покупке букваря и счетных палочек.

В общем, несмотря на то, что многие побаиваются заводить детей из-за материального недостатка, можно сказать твердо, что в наше время ни в еде, ни в одежде, ни в образовании дефицита нет. Двадцать первое столетие имеет острый недостаток лишь в одном, что действительно мешает воспитанию — это любовь.

«Без Меня не можете делать ничего», — говорит Бог (Ин. 15, 5).

Но «Бог есть любовь». Любовь в лице Христа явилась в грешный мир, и любовь победила и возродила мир (Ин. 16, 33).

Ею побеждали апостолы, ею во все времена побеждали пастыри Церкви и ученики Христовы. И ею, только ею можем и мы обезпечить себе доступ к сердцу ребенка на всю нашу жизнь.

Господь дал мне в жизни возможность проверить эти слова на собственном опыте: практически невозможно понять ребенка — чем он живет, прав он или виноват, и что ему нужно, что будет полезно в данный момент, если нет к нему любви.

«Так в истинно христианской любящей семье отец живет не собою, но женою и детьми, жена — мужем и детьми, а дети душою неотделимы от любимых родителей».

То, что мне удалось написать в своем докладе, лишь малая часть того, что вмещает в себя педагогическое учение. В написании доклада я лишь руководствовался своими личными затруднениями и потребностями.

Но даже если учесть все вышесказанное, думаю, удастся избежать некоторых ошибок и затруднений в деле воспитания детей, особенно когда речь касается церковных ценностей.

«На страшном суде родители не предстанут пред Господом одинокими. И как Каин услышал вопрос: «Где твой брат?» - так и они будут спрошены:«Где дети ваши?»

Счастье и спасение их в том, что, представ пред Господом, они могли бы сказать спокойно за себя и за детей: «Вот я и дети, которых дал мне Бог» (Евр. 2, 13).

Заключение

В своем докладе я попробовал раскрыть вопросы, которые меня волнуют на данный момент и сделать размышление о себе и о своем предстоящем служении.

Первая область — это разумение себя для определения того, в каком состоянии я нахожусь.

Вторая — разобраться, в какую меру во мне живут церковные ценности, чтобы не повредить своими притязаниями детям.

Третье — уяснить для себя, с какой целью мне необходимо пребывать в своем служении к детям.

Четвертое — разобраться и понять, при наличии, каких условий совершается угодное Господу воспитание детей.

Пятая область — это участие Господа во мне и в детях, насколько это возможно (мне на данный момент).

Как вывод из всего доклада отметил для себя шаги труда над своими недостатками, над которыми я буду сугубо трудиться на летнем поселении и не только.

Шаги труда над собой в обретении церковных ценностей

  1. Обнаружив в себе нежелание, нерадение к делу спасения, не унывать и не отчаиваться, а разобраться в себе и найти причину, обратиться к Господу за помощью.
  2. Выбрать свою меру молитвенного правила и пребывания на богослужениях, понуждать себя к вниманию в это время (с духовником).
  3. В течение дня стараться понуждать себя помнить о Господе и ради чего мы живем на свете. Молитвенно воздыхать, хотя бы кратко: «Господи помилуй» (память смертная).
  4. В начале в конце всякого дела или трапезы помолиться и поблагодарить Господа.
  5. Никогда не забывать об исповеди и причастии, слушаться совести, и все прегрешения нести на исповедь, как ко врачу.

Список литературы

1 Мф. 5, 14 — 16.

2 Ин. 15,5; 16, 33.

3 Быт. 1, 6, 28.

4 Еф. 6, 4.

5 Евр. 2, 13.

6 1 Кор. 3, 10 — 15.

7 Схиигумен Савва. О нерадении ко спасению (с. 99).

8 Н. Е Пестов. Путь к совершенной радости (с. 9, 28, 198).

9 В. В. Зеньковский (с. 40).