Отчет воспитателя о летнем служении

Антон Доценко, 2 класс, 2003 г.

Положительная часть отчета

Получилось ли общиноустроение?

Полно не могу ответить на этот вопрос. Считаю, что возобновление в «Стране Детства» категорий поселянин, житель, гражданин послужило благоприятно для общиноустроения. Было видно по детям, которые в начале смены равнодушно относились к тому, кто они — жители или просто поселяне, что к концу смены им захотелось стать жителями «Страны Детства». Еще лично я чувствовал, что мы все вместе устроители, делаем одно дело и помогаем друг другу в этом. Несмотря на это, почему-то эта смена выглядела мрачнее, чем две смены прошлого года. Причина этому не знаю в чем, сначала я думал, это зависит от моего внутреннего состояния. Но об этом же говорили и некоторые другие студенты. Община чувствовалась также на богослужении, когда все вместе собирались в храм.

В артели я общиноустроение не ощущал, чувствовалось видение своего «я» у каждого ребенка.

Что касается лично меня, то я старался не входить ни в какие зацепки с воспитателями, старался не идти наперекор укладу «Страны Детства». То есть быть в послушании укладу и страшим поселения.

Какие цели и задачи ставились тобою в служении?

  1. В духовном плане у меня была такая цель: не скатится ниже того уровня, на котором я был на момент начала служения.
  2. Цель относительно детей ставилась такая: трудиться с ними над добродетелью терпения. Чтобы они имели потребность в этой добродетели. Тем самым я хотел поучаствовать в ребятах для их духовного развития.
  3. Была еще цель научить ребят делу, которым они занимались все смену. То есть преподать основы рыболовного ремесла, и чтобы они увидели, что этим приносят пользу лагерю.

Из чего, откуда ставились тобою цели?

В духовном плане лично для меня этот вопрос является сложным. Стяжание благодати Святого Духа идет через труд над христианскими добродетелями. На защите доклада я понял, что то, как я тружусь над обретением добродетели, такой труд меня по Христу не ведет. Отсюда я сделал вывод, что тружусь чисто над нравственными качествами, не касаясь христианских добродетелей. То, что заставило меня поставить такую не продвигающую вперед цель, это незнание, как найти, а в какой-то степени неготовность войти в духовной сфере в труд. Вот в таком расстроенном виде я поехал на летнее служение воспитателя в «Страну Детства». Хочу здесь привести две единственные дневниковые записи.

4 июля

В целом артель ведет себя разболтанно. Часто получаем замечания на трапезе и на линейке. Окриками и замечаниями навожу тишину. Но эта тишина нестабильна, и вскоре шум и баловство начинаются снова. Основная проблема в том, что каждый ребенок хочет выставить себя правым. Каждый из девяти ребят артели старается поправить другого, из-за этого тот, кого легче задеть, кипятится, а ниекто хочет обратить на себя внимание, начинают подшучивать и подтрунивать. И тогда начинается представление.

В связи с этим на первом совете была проведена беседа. Ребята кое-как успокоились, и были в простой форме объяснены детям действия помысла, было донесено, как происходит навык слушания этого помысла и, следовательно, поступок. И то, что за каждый поступок отвечать будет лично каждый. И поэтому фразы: «Это не я, это он» или «А почему он делает, а мне нельзя» и так далее можно выбросить из употребления.

7 июля

В 5-30 на молебен Иоанну Предтече поднялись я, Артем, Павел и Александр, четверо — Илья, Алексей, Ярослав и Мизин Иван вовсе сказали, чтобы их не будили, Кобликов Иван и Штыков Алексей хотя и выразили желание идти, но утром подняться не смогли.

По запланированному сходили на рыбалку. На рыбалке, как обычно, не обошлось без препирательств и обзывательств, присутствовали и ссоры. С моей стороны множество замечаний и словесных одергиваний. Телесные наказания не применяются. На завтрак, как и планировали, не пошли. Начались труды: чтобы дети начали трудиться, пришлось объяснить им, что если данную старшими территорию не убрать в положенное время, то придется убирать в артельное время. Работа пошла, но не у всех, некоторых, как например, Илью приходилось все время подгонять, но он так серьезно за труд и не взялся. А кто-то действительно трудился. Затем была проверка комнат, нашу комнату проверили и, обнаружив недочеты, не приняли, дети вместе со мной принялись их устранять. Затем пришла другая комиссия, которая вывернула из сумок детское белье, обнаружила много грязного. Собрав белье, пошли артелью стирать и купаться на речку. Многие, конечно, стирать не умели, стирал за них я. Тут еще начали баловаться, кидаться песком, двигаются в какую-либо сторону только с пятого замечания. Как наладить дисциплину нужного уровня, и не разберусь. Нужно посоветоваться. На обеде стою вместе с артелью, за плохое поведение поднятой Родионом Николаевичем. После обеда узнаю, что я в суматохе забыл отдать список детей Елене Михайловне, предупредить о том, что мы ушли за территорию лагеря. Получаю за это сто поклонов от о. Сергия. Правила на этот счет строгие.

Разбитый вдребезги на защите второго доклада и в тумане дальнейшего развития. Начинаю чувствовать давление всего извне и физическую усталость. После обеда появилось желание помолиться на тихом часе. Но дети этого сделать не дали, стояли на головах. Множество сделанных замечаний не помогали, Илья простоял в углу весь тихий час, и хоть бы что. Потом полдник, после него идем снова на рыбалку, где пропадает половина удочек, и я решаю, что делать они их будут сами. Затем ужин, на который трое не являются, потому что наелись пряностей из ларька, они же не являются на линейку. Прихожу, спрашиваю, почему не пришли, опять отговорки, сил разбираться нет. Потом играем в футбол, во время игры обдумываю, что сказать вечером. Моем ноги, галдеж страшный и сплошные словесные стычки между ребятами. После усаживается на «Морской совет». Задаю вопрос: кем я для них являюсь? Ответы: воспитатель, второй отец, учитель, старший друг, которого надо называть на Вы. Вопрос: почему тогда происходит такое непослушание и забвение того, какие беседы проведены о помысле и навыке? Ответы: трудно с собой справиться. Говорю о том, что я среди них, чтобы помочь им справиться с худым в себе, и что если они сами в добро не пойдут, никто им не поможет.

При всем этом прилагаю усилия, чтобы поддержать тишину и исключить перепалки. Половина воспринимает на совете все серьезно, у другой половины вдруг начинается неудержимый смех, который заражает других. Я при этом молюсь и молчу. Все-таки решают, что будут трудиться над собой. Становимся на молитву. Смех продолжается, я уже не знаю, что делать, решаю просто молиться по молитвослову. Это уже после отбоя. После молитвы выносятся с шумом в туалет, как будто никаких упреждений не было. И снова лишь на пятый раз слышат меня. После того, как заснули, иду в храм и делаю сто поклонов. Кладу поклоны за детей. Господи, помоги писать этот дневник. Сажусь, пишу, в час двадцать ложусь спать.

Увидел, что давление и усталость — это саможаление, и терпения, о котором я писал в докладе, нет. Малодушие лишь и маловерие. Как я вижу, вторая запись это попытка двинуться из этого состояния.

Вторая цель относительно труда над добродетелью ставилась из попечения о детях, из стремления им помочь и сделать так, чтобы хоть что-то доброе они увезли с собою домой и там не растратили.

Третья цель ставилась из моего желания вести детей именно этим делом в поселении, именно это дело привлекало много ребят, а улов реально давал увидеть плоды трудов, особенно, когда улова хватало на все поселение.

Как предполагалось эти цели осуществлять?

Первая цель планировалась осуществить простым держанием того уровня утреннего и вечернего правила, богослужений и участия в таинствах, молитвы за других, который был на тот момент.

Вторую цель я планировал осуществить так. Планировался цикл бесед, вводящих в смыслы добродетели терпения. Потом планировалось по этой добродетели провести педсобытие. Была подобрана литература о мужестве и терпении. На советах артели планировался разбор ситуаций за день относительно этой добродетели.

Осуществить третью цель планировалось просто: мастерить вместе с ребятами удочки. Причем я только показываю, как их делать, а делают они это сами, с трудностями подходя ко мне. Сразу с упреждением, что рыбу будем ловить на общую трапезу. Для осуществления этой цели я на свои средства купил снасти.

Из чего видно, что цели и задачи осуществимы?

То, что первая цель осуществима, я мог лишь предполагать, чувствуя силы, которые есть на данный момент. И уже исходя из этого рассуждать о реальности ее исполнения. Больше ни на что я не опирался.

Осуществимость второй цели виделась по опыту прошлогодней работы с детьми. Но виделась эта осуществимость в очень малой степени и также радужных представлений, как в предыдущие годы, не было. Была вера в то, что-то получится.

Касательно третьей цели, в ее осуществлении я был почти уверен, потому что в прошлом году она получилась почти на сто процентов. Не удалось только накормить рыбой все поселение.

Какие из поставленных целей удалось исполнить?

Как я вижу, первую задачу получилось исполнить. Это видно из того, что и внутреннее устроение, и внешнее соблюдение норм духовной жизни держалось на одном уровне. Мне это, конечно, радости никакой не приносит, потому что стояние на одном месте ни к чему не приводит. Мне хотелось на поселении двинуться вперед, но сил не хватало, и попытки заканчивались неудачно.

Вторую цель выполнить не удалось. Труда над добродетелью как такового не было и педагогические события по добродетели терпения не удалось провести. Оно закончилось на лоне отношений, да и само лоно отношений с ребятами было недостаточно глубоким. С ребятами не над добродетелью пришлось трудиться, а приучать их к дисциплине. А вот как раз эта добродетель была для них, особенно в терпении друг друга. Сколько было ссор, потасовок и обзываний, и никто другого терпеть не собирался. Однажды ко мне подошел Кобликов Иван из моей артели и говорит:

— Антон Павлович, они надо мною издеваются, обзывают и бьют.

Я знаю, что он сам любитель позадирать других, отвечаю:

— Твоя проблема не очень сложная, но только в том случае, если ты будешь слушать и делать то, что я тебе скажу. То есть когда к тебе задираются или обзываются, ты должен это потерпеть, а потом прийти и сказать об этом мне, чтобы я уже сам наказал виноватых, а не ты сам чинил разборки и сам потом от этого плакал.

Через некоторое время подходит ко мне снова с той же жалобой. Спрашиваю:

— Как я тебе говорил, сделал?

— Нет.

— А чего тогда пришел, мне сказать нечего, когда сделаешь, как сказано, подойдешь.

Но он так ни разу за смену и не сделал, как ему говорили, а разбирался сам. Для меня это непонятно, то ли это уже потребность такого именно общения, то ли еще что-то. Причем большинство ребят закручено именно на этом. Поэтому терпению в этой смене обучался я, а не дети. Время вечерних советов артели уходило на то, чтобы разобрать поведение ребят за день. Причем в задаваемый на советах труд они не шли, а следующий день проводили так, как будто ничего не говорилось. В чем причина — в беспечности, забывчивости или вообще несостоятельности труда над добродетелью в данный момент.

Третью цель осуществить удалось. То, что было запланировано, ребята усвоили и научились начальному умению рыболовного дела. Удалось также подать улов на общую трапезу.

Разумение себя и своего служения

Что тобою движет в служении?

В служении мною движет чувство серьезности данного служения, чувство ответственности, которая лежит на мне за детей и сознание того, что я за все служение в первую очередь несу ответ перед Богом.

Образ служения у меня складывается из нескольких источников. Это, конечно же, из опыта уже прошедших смен, с учетом бывших ошибок. Из советов старших и прочитанной на данную тему литературы, а именно тех знаний, которые стали частью моего мировоззрения как воспитателя. В образ служения входил и личный план, в котором были и личные хотения и притязания, которые в большинстве своем развивались, одни в конце смены, другие в начале. В служении я чувствовал, что на то, что им нужно, у них пойдет реакция отторжения. В этом году я отдал служению намного больше сил, чем в прошлом году.

Умеешь ли ты выделять угодные и неугодные Богу действия твоего служения?

Я вижу, что угодные Богу действия это те, которые я совершал, но когда поступал по голосу совести и по Божьей воле, то есть следуя Промыслу Божию. Например, запланирован рано утром крестный ход. Утром звенит колокольчик, вставать страшно неохота, а совесть говорит: ты должен сам встать и еще детей повести на крестный ход, которые просили их разбудить, а самость говорит другое: лучше выспись и наберись сил на день, ты вчера был на педагогическом совете до двух часов ночи, да и дети пусть поспят. Послушание совести угодное Богу дело, а самости напротив.

Умеешь ли закреплять угодные Богу действия?

Вижу, что закрепление у меня есть, только не во всех сферах, а в разных сферах по-разному. Например: в одном случае нужно было сказать правду о том, что в этой оплошности я виновен и понести наказание, при этом возможность выкрутиться была, пересилил желание сказать ложь, сказал правду. В следующий раз повторил, то есть взял труд говорить правду. А вот на трапезе один раз вкусил по чувству воздержания, а другой раз объелся, здесь нет стабильности, значит и закрепления.

Меня только гложет сомнение, на самом ли деле совершаемое дело, например, говорить правду, угодно Богу, если при этом нет мысли и чувства «Тебе, Господи, сие творю». Если это так, то у меня угодные Богу дела одно из тысячи.

Из каких оснований формировались твои отношения с другими устроителями?

Дисциплинировать других и производить организацию я в какой-то степени умею. На «Горлице» организация в моей артели была выше, чем дисциплина. Из этого вывод, что дисциплина у меня хромает, причем и личная тоже. Себя дисциплинировать тоже слабо получается, думаю, причина этого в расслабленности воли и слабости духа. В некоторых действиях кажется, что совесть как бы огрубевает. Это происходит таким образом. Сделал дело не по совести, она обличает, повторил, обличает, еще раз повторил — уже не обличает, а я помню, что раньше обличала, и уже задумался: до чего же я дошел, и это тревожит, наводя на мысль так больше не делать. Присутствует в отношениях человекоугодие. Заметил, что тянусь за плохим в других, то есть это человекоугодие приводит к тому, что я не защищаю правду до конца, а малодушествую, предпочитая авторитет человека правде.

Разумение служения

Что есть существенное, что обслуживающее в твоем служении?

Как я понимаю, в моих отношениях с Богом существенным является молитва, то есть само общение с Богом. А обслуживающим мои настроения, обстановка или среда, в которой я нахожусь.

В отношениях с подопечными существенным является то устроение, с которым я к ним подхожу. То есть то настроение, то содержание, то расположение. А обслуживающим является та среда, в которой дети пребывают, мои знания и умения.

Существенным в целях является конечный результат, то, для чего эти цели поставлены, а обслуживающим те цели и способы, которые применены для достижения плода цели.

Какое место в твоем служении занимают христианские добродетели?

Могу сказать, что я старался быть в послушании укладу «Страны Детства» и старшим поселения. Самоукорение было только в таком виде: в чем обличала совесть, я просил прощения у Бога о своей худости. В такой степени было самоукорение. Но сугубо труда ни над одной из христианских добродетелей не прилагал.

Опиши реальное людей

Лапшин Илья. Наверное, из всей артели у него самая выраженная болезнь — это неспособность наблюдать за тем, что от него исходит. То есть безконтрольность над словами и поступками. Именно это его качество и послужило тому, что именно он в основном был зачинщиком всех перепалок в артели. В тоже время при конфликтности чувствуются в его душе резервы чего-то доброго. В его характере можно отметить такое качество, как бесстрашие, что выявилось и в походе, когда он порезал ногу, и во время «Горлицы», когда он пошел на чужую территорию, и в испытании на «Капельку решимости». Интересно Илья реагировал на наказания, которые давались ему за проступки: он открыто протестовал. Причем когда исходило требование, чтобы он исполнил наказание, то начиналась какая-то торговля, и торговался до последнего, иной раз пока я не вставал с места и не вел на место наказания. Обнаружена в нем способность и тенденция к исправлению. Но продвижение к исправлению возможно только под контролем воспитателя, сам он не может. Подвержен влиянию совне, это послужило тому, что он с внешней среды нахватал много дурного и на него сильно влияет среда современной школы. Но это же делает возможным влияние со стороны воспитателя для исправления. Применительно к Илье нужно каждодневное выполнение определенных упражнений с анализом в конце дня, чтобы научить следить за своими поступками и помогать избавиться от зависимости и влияния внешней среды. Он однажды сам сказал, что на детском поселении, когда все идут и зовут в доброе, он может поступать так же, но среди своих друзей он не может поступать по-другому, чтобы не выглядеть белой вороной.

Бокланов Ярослав: про этого парня я мало могу сказать, что он жил в артели полувиртуальным миром и внутреннее его состояние было от меня скрыто, потому что эмоционально он его не выражал. Его бабушка, когда его привезла, сказала, что он дома в Старом Осколе ходит в церковную школу. Но я заметил у него выполнение только внешнего правила церковного этикета, а отношений с Богом не обнаружил. Вместе с тем в его характере можно отметить незлобивость и отсутствие явной жадности. Если я давал наказания, то он молча делал, но по виду, можно сказать, был себе на уме. Любил подурачиться с остальными ребятами. Для меня в смене он был самый отдаленный мальчик и на контакт не шел.

Уразумение учений

Что из содержания учений данного или предыдущих лет, каких именно учений, подтвердилось на опыте, что открылось по-новому благодаря опыту?

Подтвердились и помогли знания из курса общей педагогики и влияние церковной и нецерковной среды. Знания из возрастной педагогики о том, как влияет воспитание и атмосфера в семье на развитие личности ребенка, что при этом он запечатлевает. Знание из антропологии и антропологической педагогики о типах детей и состоянии трех составов человека в современном поколении. А в общем, пригодились крупицы и из других учений.

Сообразование

1) Чему ты научился за две смены, за год как церковный педагог?

За это время я научился более трезво смотреть на сложные ситуации с детьми и не впадать при этом в раздражение и суету, то есть это не совсем изжилось, но стало в меньшей степени проявляться.

Научился более свободно общаться с детьми и не теряться при виде их, не зная, что делать. Тружусь в наблюдении Промысла Божия. Не могу сказать, чему я здесь научился, так как не могу выделить ступени в данной сфере труда.

Выводы из работы над отчетом

Работа над отчетом была для меня сложной, на некоторые вопросы я вообще не смог ответить, так как не от чего было оттолкнуться. Эта работа очень полезная, но требует от меня столько усилий, что если бы написание отчета было необязательным, я бы не писал. Трудна тем, что приходится производить непривычный для падшего человека труд над разумением себя, который не производился в повседневной жизни по лености и безпечности. Какой я вижу труд на будущий год — это труд терпения и мужества стояния в добре до конца, не поддаваясь позывам малодушия. Благодаря второму докладу удалось хотя бы заглянуть в сферу добродетели терпения, а уже из наблюдений за собой выяснилось, что добродетели этой у меня ой как мало, хотя раньше казалось, что ее много, а она просто подменялась терпимостью.

Относительно служения мне думается, что за двадцать дней ввести детей в какой-либо труд просто сверхсложно. Возможно только позвать их труд, но как я ни звал, мне это не удалось. Лично мне для дальнейшего служения нужно углубление и расширение знаний по тем предметам, которые изучаются в училище, одни из которых для личного благочестия, а другие для педагогики. Иначе как самому слепому вести других. Для собственного развития нашу общину я считаю идеальным местом. Хоть этот год и был для меня сложнее двух предыдущих, но пользы я получил больше, а главное, есть потребность движения вперед.

Богу нашему слава всегда, ныне и присно и во веки веков. Аминь.