Отчет о летнем служении воспитателя, Мария Рязанова

Мария Рязанова, 2004

Положительная часть отчета

А. 1. Какие цели ставились мною в служении.

Я должна была быть воспитателем девочек с семи до двенадцати лет и вести у них рукодельный удел. Но на поселение ни одна девочка этого возраста не приехала. И меня поставили на возраст до семи лет. По состоянию своего здоровья я могла только подключаться в помощь Юлии Александровне на какое-то время. Иногда к нашей группе присоединялись мальчики до десяти лет.

В первой смене были дежурные родители, а во второй добровольцев не нашлось.

Цели:

  • Направленное устроение детей.
  • Сохранить малышей живыми и здоровыми.
  • Общение с мамами ради лучшего обоюдного узнавания детей и помощи друг другу.
  • Устроение эстафет и игры «Письмо».

2. Какие средства, инвентарь, книги ты привез с собою на поселение для осуществления своих целей?

Рукодельные принадлежности (ткани, иголки, крючки, нитки и так далее) — для девочек 7 — 12 лет.

Книги: Юдин, «Нечаянная радость», Лесков, «Христианские рассказы и предания», К. Лукашевич, «Заветное окошко», об апостоле Петре, «Жития для детей» (две книги), «Детская исповедь», архиепископ И. Сан-Францисский, «Апокалипсис мелкого греха».

Б. 1. Какие из поставленных целей получилось исполнить?

(Мои основания.) Из поставленных целей получилось — в первой смене контакт с родителями, в основном приезжающими не первый раз и в течение года занимающимися своими детьми — с Ольгой Константиновной Пакуловой, Ольгой Юрьевной Тюлькиной, ее супругом, который благодаря мудрому поведению своей супруги по ходу жизни стал брать ответственность за сына, его воспитание на себя.

Не получилось союза с супружеской парой Сергеем и Ксенией из Екатеринбурга (у них трое детей) из-за мощной защиты со стороны Ксении. Она ни в какой мере и форме не поддерживала наказание Никиты, если он не трудился, сказав, что, когда у вас будут свои дети, вот тогда и будете воспитывать. В храме, оба родителя, видя, что их старший сын Никита стал обижать Ивану Пакулову (я стояла за ними), дружно отвернулись.

Подготовили с Юлией Александровной игру «Письмо» — я ее устраивала, трудовую эстафету (первая смена) с помощью Александры Александровны Костылевой, подготовили с Юлией Александровной родовую эстафету, но она была отложена.

Ризничие служение (по силам).

2. В какую меру теперь видны неправильные основания? Чему научилась за две смены? (Сообразование.)

Основания мои — самоутверждение, самолюбие с мощной защитой, временами самонадеянность, когда подходила к детям от себя. Временами хотелось бросить служение, что все это не мое.

Однажды, когда на время родительской школы на меня оставили четырехлетнего Владика, но напрямую не успели передать его мне, а он не хотел идти, ревущих Олега (два года) и Кешу (трех лет), просящихся к мамам, я села в слезах и про себя сказала: «Все, уеду, ничего не могу. Господи, ничего не получается». Слышу Олег замолчал и никуда не уходит. Я встала и пошла. Проходя мимо песочницы, вспомнила прошлогодние слова Екатерины Таптыковны Байрамовой, что хорошо воспитателям вместе с детьми строить что-нибудь в песке. Я вошла в песочницу и стала делать дорогу. В песке оказалась детская машинка. Я стала с ней играть. Это заинтересовало Владика, и он пришел. Потом и Кешу. Олег не захотел играть, но и не уходил, и не плакал. Так у нас с Божьей помощью завязалась увлекательная стройка на песке. Позже я обнаружила на краю песочницы маленький пенек и говорю детям: «Давайте тянуть репку, как в сказке. Кто будет дедом (вызвался Влад)? А кто будет бабушкой?» Так мы два раза в разных ролях проиграли сказку «Репка». А потом пришла ко мне такая мысль: «Дети, а пойдемте-ка поливать настоящую репку на наш огород!» И малыши с радостью пошли.

Такая помощь Божия через неожиданно приходящие мысли — не от меня — была у нас в тот день.

С дежурными родителями Юрием Васильевичем и Натальей Царьковой был у нас научающий меня новому опыту и полезный для детей день. Мы пошли на озеро Гадючка. Купаться было еще холодно, и до обеда оставалось мало времени. По возвращении группа детей была смешанная — Владу и Никите по четыре года, Федору Лукину, Саше Царькову и Коле — по 6–7 лет. Федору и Коле поручили смотреть за младшими. Но занятые своими забегами, старшие упустили из виду младших и были посланы вдогонку за ними. Через некоторое время мы увидели ревущего и испачканного в глине по щиколотку и запястья Никиту и Владика, слегка запачканного. Никита очень боялся, что за испачканные вещи ему очень попадет от мамы. Юрий Васильевич предложил в наказание и вразумление старших детей — Федору и Коле помочь стирать вещи и чистить обувь младших. Самих Влада и Никиту купали мы, взрослые. А младшие уже сами себя наказали. Принесли воду, тазы и начали помывку и стирку. Юрий Васильевич неоднократно спрашивал детей, почему им пришлось стирать, — закреплял. А Наталья Царькова своим материнским участием смягчала ситуацию, обращая детей к помощи не ради наказания, а ради самих младших детей.

А для Никиты это было еще и вразумление, так как перед прогулкой он изувечил бабочку (папа его при этом был и не отреагировал, если не сказать, что молчанием поддержал Никитину безжалостность). Ольга Юрьевна была поражена поведением Никиты и его отца. Во время нашей прогулки проходил совет в роду Виктора Музыканта (а Ольга Юрьевна и Сергей с Ксенией из его рода). Ольга Юрьевна задала вопрос, как взрослые, родители могут помочь ребенку сохраниться в добром, — точно вопрос не помню, но в итоге Ольга Юрьевна рассказала об этом случае, что хоть немного заставило задуматься Сергея — отца Никиты.

А я, сколько ни пыталась Никиту остановить, не помогало, тогда у дверей комнаты (мама Ксения была внутри, но не вышла узнать, что происходит) я сказала ему: «Как ты поступаешь с другими, даже с бабочками, так и с тобой будет происходить в жизни». И тут Промыслом Божиим как раз получилась эта прогулка. И после я ему сказала: «Вот видишь, что произошло с тобой после твоего поступка». (Наблюдение Промысла Божия).

В первой смене дети становились неуправляемыми в то время, пока их папы и мамы учились быть родителями. Во время родительской школы Влад и Никита были детской комнате. Никак не могли успокоиться и начать мыть полы. Или давалось время и поиграть, и даже пошуметь. Но дети вошли, что называется в раж. Ничего не помогало — и молилась, искала, что делать? Тогда я шлепнула по разу по попкам Влада и Никиту, говоря: «Что это такое? Олег младше вас, и один моет полы, а вы…» Было видно, что они считают себя напрасно наказанными. Тогда я обратилась к ним с неожиданно найденными словами: «Я от вас не ожидала такого. Влад, я от тебя такого не ожидала (Владик у нас уже во второй раз). Да и от тебя, Никита, тоже».

И Владислав услышал и пошел мыть полы. Но Никита пошел сел в уголок и сказал: «Родители меня не любят». Я подумала, что ослышалась и переспросила. Ответ был тот же. Я его убеждала, что нет же, они тебя любят. И братишку твоего, и сестричку. Но он не верил. И убежал. Были потеряны уже начавшие обретаться отношения. Я очень сокрушалась об этом. Видимо, в наказании увидел аналогию с домашними ситуациями, увидел только внешнее наказание. А Влад за наказанием и строгостью почувствовал скорбь о нем (о них), за их поведение. Потому что мама (и папа теперь тоже) радеют о нем, любят его.

Бывало, что, не собравшись, без молитвы, не имея сил физических и душевных, но видя, что нельзя пройти мимо неладных отношений детей по отношению к строящемуся храму, подходила, говорила, что на этом месте нельзя так себя вести. Но меня не слышали, в ответ я цеплялась на дерзость и непослушание, говорила неразумно. Размышляла, почему именно такой получился разговор, находила свою вину в том, что без расположения к детям не надо подходить. Было удивительно услышать в конце смены от Саши Юрука (я мимо шла и услышала), что он ребятам объяснял, что у храма (где стройка) того-то и того-то делать нельзя, хотя в начале смены он сам говорил, что стройка — это еще не храм, и все можно. И это заслуга всего поселения.

Разумение себя

1. Что мною движет в служении?

  1. Представление о своем служении — оно мне больше мешает слышать детей, так как ведет к притязанию.
  2. Чувство служения или чувство подопечных — чувство подопечных бывает в редкие моменты полноты жизни и детей, и моей. В остальное время чувство себя.
  3. Деятельное осуществление (оно из чего исходит?) — из прошлого опыта, знаний, полученных от Екатерины Таптыковны еще перед поступлением в училище и опробованных. В этом году из-за состояния здоровья я не вела отдельную группу, а в основном делала по совету Юлии Александровны то, что было необходимо: например, пойти за иголками с детьми, сходить на Гадючку с дежурными родителями, порисовать, приготовить игру «Письмо», провести молитвенное правило.

Во мне полноценный образ служения складывается: из знаний, советов старших, плана-сетки, расширяющего поле деятельности, дает многосторонность жизни и упорядоченность; из умении, опыта, собственных хотений, редко будто от Ангела Хранителя, неожиданная мысль — помощь, подсказка; притязаний, так как образ на уроках дан высочайший — должна столько уметь, а этого у меня нет — и меня это давит, просто иду, как могу; из чувств, иногда желания делать (после удачного опыта).

Реальное служение исполнялось из: знаний, советов старших, плана, собственных хотений, подсказки от Ангела Хранителя, притязаний, чувств, желания делать.

Разумение служения

Существенное в моем служении — нравственное усовершение детей.

Обслуживающее - то, что этому помогает: чтение, правило, труды, прогулки, трапезы и так далее.

Описание реального людей (семейное поселение)

Тюлькина Ольга Юрьевна приезжает второй год с сыном Владиславом. В прошлом году много трудилась над отношениями со своим сыном. В этом году приехала с мужем. Своим разумным, мудрым поведением пробуждает в муже ответственность за воспитание сына. По их словам, здесь у них появилась возможность увидеть сына в других разнообразных обстоятельствах, с другими детьми — увидеть больше, чем дома.

В смене из-за доверия к ребенку иногда можно пропустить важные моменты в его поведении. Но благодаря союзу с родителями, радеющими о чаде, этого не происходит. Например, ребенок говорит, что взял эту вещь там-то и у того-то или дали. Не верить нет повода. Ольга Юрьевна попросила обращать на это особое внимание, так как Владик иногда берет чужие вещи. Взаимная помощь и поддержка между родителями и воспитателями очень важны.

Никита (четыре года) из Германии второй раз на поселении — в этом году в начале смены трудно расставался с мамой, а оставшись, все просил пойти искать маму. Я стала ему говорить: «Маме ведь нужно кушать, иначе у нее не будет сил, и она может заболеть. Что ты будешь делать без мамы?» И Никита услышал. В первый раз на все время его не хватило, и мы все-таки пошли искать маму (ждать к трапезной). Позже он мог все больше быть без нее. А в последние дни радостно носился по площадке, пробежав несчетное число кругов.

Еще в первые дни смены дети рисовали. И у Никиты рисунок представлял собой сплошной черный лист. (Он смешал все цвета прямо в коробочке с красками, темными покрыл все яркие). «Никита, что это ты нарисовал, расскажи?» Ответ был: «Это человек», «Никита, а где у него лицо?» Он провел произвольно круг. И другие приехавшие только что на смену дети рисовали приглушенными тонами, недетскими. Я стала рисовать яркий цветок, говоря: «Посмотрите, какой яркий может быть цветок (рисунок)» И дети тоже потянулись к радостным тонам. К сожалению, в конце у нас не было последнего рисунка, чтобы можно было сравнить.

Выводы из работы над отчетом

Важнейшие мысли, которые ты выносишь из работы над отчетом.

В конце работы я осознала, что мне мешает трудиться мощная защита самолюбия. Постепенно стала жалеть об этом, до этого я с ней соглашалась, оправдывала ее, поняла, что не надо перед Господом (или от Господа) защищаться, не для этого Он пришел (приходил), а просто Ему признаться в своей страсти, грехе и просить помощи.

При подготовке был кризис в написании — никак не могла сесть, да и у Лены Коваленко то же было. Мы решили вместе помолиться о помощи, а потом писать, что придет, просто сесть и писать. Так и сделали. Дело сдвинулось. Вывод: упование на Господа.

Над чем трудиться в ближайший год?

  • Над искренностью, сердечным обращением к Богу (то есть молитвой).
  • Над упованием на Него, отлагаясь от мыслей о своих немощах, сомнений, уныния, самонадеянности.
  • Научиться молчать — не лезть со своими замечаниями, мнениями.
  • Не требовать от себя невозможного, не по силам.