Доклад «Как задать и держать церковный дух при работе с детьми»
- Подробности
- Опубликовано 14.08.2013 12:00
Обоснование темы
Прошлогодний опыт участия в летнем лагере «Трудовой дружины» поставил передо мной вопросы:
Чем заниматься с ребятами? Куда их вести? — Ясно, что к Богу. Но как?
Что необходимо делать, чтобы в «Дружине» воцарился дух церковный?
Над чем работать?
Очень хочется, чтобы:
- Для «Трудовой дружины» летний лагерь имел ясный образ: ради чего мы (воспитатели и подростки) собрались?
- Ребята уехали от нас с пережитым чувством радости, узнали, что есть в полноте православная жизнь с Богом.
- Каждый подросток встретился с собой и задался бы вопросом: «Что мне необходимо делать, что бы жить в такой полноте всегда? Над чем в себе необходимо работать, чтобы обрестись в этой полноте и радости достойно?»
В прошлом году на летнем поселении сам я сильно страдал от неясности: куда идти с детьми? над чем трудиться? Так, чтобы взяться как следует и уже не отпускать.
Был сделан план-сетка жизни и работы летнего лагеря «Трудовой дружины», но мне было очень трудно вводить ребят в запланированные действия.
Первое, с чем встретился — это с реакцией подростков:
- Зачем нужно идти на кухню?
- А можно погулять?
- Почему мы сейчас не купаемся?
- Я не хочу это делать!
Последнее заявление меня вообще выбивало из колеи, и больше всего боялся именно такого возражения.
Внутри я даже был согласен с этим ребенком, потому что у меня самого не имелось
- ни ясной цели,
- ни конкретных задач,
- ни образа проведения.
Была лишь живая потребность найти ту мысль-девиз, которая должна проходить красной нитью через все время и пространство проживания. Так, чтобы окружающие условия поддерживали эту идею со всех сторон.
Чтобы воспитатели были единодушны:
- в поставленной цели,
- в выборе задач для ее достижения,
- в способах решения этих задач (этими способами нужно владеть).
Православный лагерь имеет 5 уровней:
- Дисциплинарный.
- Организационный.
- Содержательный.
- Нравственный.
- Духовный.
В ходе анализа проведенного поселения выяснилось, что под конец смены или лета наблюдается оскудение веры у некоторых воспитателей. И скатывание на дисциплинарный уровень.
Следовательно, оказалось необходимым продумать и составить уклад жизни таким образом, чтобы он постоянно освежал, ободрял веру в Бога, надежду на Бога.
Итак, маленький итог:
в летнем лагере должен быть
дух мирный,
дух богоугождения,
дух церковный.
Раскрытие темы:
откуда взяться названному духу?
Этот вопрос можно рассмотреть следующим образом.
В лагере есть:
- Подростки (с их особенностями восприятия).
- Воспитатели (несущие в себе должный образ, необходимые действия).
Подростки (12 — 16 лет) — это такой слой общества, которые очень чутко слышат:
- правду отношений в жизни;
- искренность другого человека.
По отношению к воспитателю правда жизни — это насколько для тебя Господь действительно ценен, насколько ты действительно дорожишь отношением с Ним. А потом уже: «С преподобным будеши», но есть и вторая часть этого выражения: «…а со строптивым развратишися».
Действительно, чтобы задать, насадить дух церковный в летнем лагере, необходима «закваска»-то есть реальный носитель этого духа.
Вспомните чудо претворения воды в вино. В присутствие Господа вода на празднике жизни претворилась в лучшее вино (да такое, что все удивились!).
Но давайте посмотрим на летний лагерь. Кто является носителем Духа Божьего — духа церковного?
Воспитатели? Да! Они призваны быть носителями, но на самом деле таковыми не являются. Часто совершающиеся обиды и распри, непочитание и тщеславие, впадение в уныние и прочее ясно свидетельствует об этом.
Батюшка? Да, но он один. Конечно, хорошо жить постоянно рядом с духовным человеком и ловить каждое его слово. Но в истории немало примеров, когда нерадивый ученик жил рядом со святым, но сам святым не стал. Да и евангельский пример — Иуда среди апостолов — тоже является наглядным тому подтверждением.
Давайте еще раз обратимся к евангельскому чуду в Кане Галилейской. До того, как распорядитель вкусил воду, ставшую вином — что происходило?
«Глагола Мати Иисусова к Нему: Вина не имут. Глагола Ей Иисус: Что есть Мне и Тебе, жено, не убо прииде час Мой. Глагола Мати Его слугам: еже аще глаголет вам, сотворите. Беху же ту водоносы камени шесть. Лежаще по очищению иудейску, вместящыя по двемя или триемъ мерам. Глагола им Иисус: Наполните водоносы воды. И наполниша их до верха. И глагола им: Почерпите ныне и принесите архитриклинови. И принесоша…» (Ин. 2:2 — 9).
Из этого Евангельского чуда можно видеть:
- Бывшие на браке испытывали нужду в необходимом (ибо что за праздник без вина?).
Также и мы на летнем поселении все устраиваем ради самого необходимого — воспитания ребят в церковном духе, которого нам так часто недостает. - Мы видим, как Богородица обращается к Сыну Своему с просьбой о нуждающихся. Она, Заступница наша, ходатайствует непрестанно о наших нуждах перед Господом и Сыном Своим за нас.
Так и нам нужно в наших скорбях прибегать к молитвенному заступничеству Пресвятой Богородицы. И особенно в детских нуждах. - Господь отклоняет на время просьбу Ее: «…не убо прииде час Мой».
Взывать ко Господу нужно, но помощь Господь пошлет, когда Сам пожелает. Когда этот час настанет. - Богородица говорит слугам: «Еже аще глаго - лет вам, сотворите».
Вот здесь — корень всего: послушание. По послушанию слуги творят то, что Господь повелевает, и получают чудо, казалось бы, из совершенно простых дел. Но дел по вере.
Необходимым условием присутствия духа церковного является совершение дел веры:
- Первое, как мы видели — это послушание. Ребятам необходимо дать правильное представление об этом. Правильное направление «…быть послушным по Богу без всякого прекословия…», — как пишет св. Ефрем Сирин.
- Смирение.
- Терпение и мужество.
- Молитва.
Вот те минимальные дела веры, которыми будет держаться, храниться дух церковный. При этом внешние дела могут быть различными. Важно, чтобы они совершались ДЛЯ БОГА, В ПРИСУТСТВИИ БОГА.
Дух церковный:
- Послушание
- Смирение
- Терпение/Мужество
- Молитва
Если мы всерьез зададимся вопросами: что будет держать дух церковный? Где ему приятно быть?-то увидим, что без этих минимальных 4 свойств (качеств) души не обойтись. Причем это — независимо от любого собрания людей и возраста его членов.
Если собрание (общество) людей хочет жить в церковном духе, тогда ему (обществу) необходимо исполниться этими качествами, совершить эти дела веры.
Да, дух церковный будет держаться, если собравшаяся братия единодушна и согласна в достижении цели:
СТЯЖАНИЕ ДУХА СВЯТАГО.
Но у нас другой случай. В летнем лагере три категории собравшихся:
- Подростки.
- Воспитатели.
- Священники.
Какие особенности есть у каждой, и как можно прийти к единодушному осуществлению цели?
Подростки
В подростковом лагере «Трудовая дружина» есть два возраста ребят: 12 — 14 лет и 14 — 16 лет.
Сначала рассмотрим возраст 12 — 14 лет.
Вот какие особенности этого возраста заметил священник Анатолий Гармаев и подробно описал их в своей книге «Этапы нравственного развития ребенка».
«По психологическим критериям, это — время проявления или активизации самостоятельности. От 12 до 14 лет имеет место самостоятельный поступок, часто с горячностью и самоотвержением. Если до этого ребенок готов был прислушиваться к взрослым, присматриваться к ним и выбирать, за кем идти, то с 12 лет он готов делать сам. Отсюда необыкновенная активность, самостоятельность в этом возрасте.
Авторитет неправильно ведущих себя взрослых в этом возрасте падает почти до нуля, а авторитет сверстников резко поднимается, и этим обеспечена самостоятельность. Подсказки уже не требуется потому, что внутренне подросток освобождается от давления взрослого авторитета.
Это обезпечено психологической закономерностью становления подростка. Иначе он не обретет способности личного, или самостоятельного исполнения жизни. И в этом — удивительная мудрость, заложенная Богом в природу человеческого развития.
Хотят взрослые или не хотят, подросток будет расти в самостоятельном решении задач жизни.
Даже если взрослые не хотят его самостоятельности, это все равно произойдет, даже через конфликт со взрослыми.
Если взрослые, наоборот, хотят самостоятельности подростка, тогда с его стороны отношения со взрослыми будут складываться в мире, в дружбе с ними. И в этом случае действительно взрослые становятся старшими друзьями подростков.
То есть, со стороны педагога здесь возможны две позиции:
Одна — это позиция человека, который чувствует, что каждый подросток есть самостоятельно развивающееся лицо, которое имеет свой внутренний опыт, свой взгляд, оригинальный, непохожий ни на какой другой. И эту оригинальность принять, как самое драгоценное, и тогда двигаться в параллель с этим уникальным и вместе с ним творить.
Не „под себя“, а ТВОРИТЬ ВМЕСТЕ с подростками, причем творить так, как они поведут. А они ведут себя часто очень неожиданно и удивительно.
Но это уникальное может иметь ценности, не совпадающие с ценностями педагога. И дело не в том, чтобы уничтожать эти ценности, а в том, чтобы, поддержав личное подростка, ввести его в ценности нравственные.
Задача педагога в этом случае — правильно направить отношения между подростками, чтобы они научились примиряться, чувствовать доброе, особенное друг в друге, чтобы научились это ценить, а не подавлять.
Это очень трудная и сложная работа педагога, работа нравственная, где нужно СЛЫШАТЬ, что происходит между детьми.
Педагог или любой взрослый может подсказать ребенку: „Пойдешь направо, — будет это, пойдешь налево — будет то, а дальше решай, как быть“.
Может существовать и другой подход, когда педагог или учитель свято хранит некоторую норму поведения и положительный отклик на свои нормы и ждет этого отклика со стороны ребят. И там, где поведение ребят не совпадает с его нормами, в нем включается организационный механизм, с помощью которого происходит подавление всего неподходящего, непохожего».
У возраста 14 — 16 лет существуют свои особенности.
Первая особенность: «…Появляется разумный подход к жизни вообще, потребность осмысления всех событий, которые происходят и будут происходить в жизни. Оказывается, существует внутренняя, очень глубокая потребность у всякого подростка во взрослом. Без взрослого это осмысление или разумение себя исполнить нельзя».
Но реальность нашей жизни такова, что «большинство семей не дает возможности такого общения, и подросток начинает искать взрослых за пределами своей семьи. Увы, за пределами семьи он сталкивается с такими же взрослыми, как и его родители. В результате создалась одна из трагедий нашего времени — дефицит взрослого общения. Из-за несостоятельности взрослых авторитет их падает, а авторитет сверстников резко возрастает. Так происходит во внешнем плане.
В то же время во внутреннем плане назревает очень глубокая потребность в тонком, доверительном общении со взрослыми.
Именно один на один, не в массе, а индивидуально, потому что им открываются такие тайные тонкие проблемы, которые не всякому расскажешь, например:
- проблемы межличностных отношений;
- жизни и смерти;
- безконечности и конечности;
- любви и ненависти;
- есть ли Бог?
Это остро переживаемые вопросы, которые ставят на грань разлома соотношение себя и мира. Об этих порой болезненно тонких предметах он должен говорить наедине.
В этом возрасте подростки в своих первых порывах очень доверчивы. Они не различают, где ложная расположенность взрослого (последний „зарабатывает“ себе подростка), а где взрослый искренен с ним. Отсюда они отвечают первому, кто проявил к ним расположение. Вскоре обман взрослого обнаруживается.
Через это совершается сегодня еще одна трагедия: надлом у доверчивых подростков. Большинство из них проходят через это. С этого момента все их общение со взрослыми вместо углубляющейся открытости, вместо углубляющейся искренности переходит в состояние очень тонкого наперед различения: КТО ЕСТЬ КТО.
И вместо того, чтобы становиться человеком, подросток начинает становиться психологом. В этом психологическом знании людей юношество имеет преимущество перед взрослыми.
У последних острота ощущения окружающих людей пригашена, а в подростковом возрасте она очень обострена. Пережив обман взрослых, ребенок начинает четко раскладывать: вот с этим взрослым можно в одних обстоятельствах сотрудничать, вот с этим — в других. Но дальше — ни-ни, не пускай».
Вторая особенность: «Поскольку в общении у подростков имеется опора на авторитет сверстников, в их среде выражено интенсивное образование различных групп. Такое групповое поведение особенно ярко проявлено именно в этом возрасте. В 14 — 16 лет подросток тянется в группу потому, что это единственное место, где он обретает внутреннюю опору. Подростки „кучкуются“ вокруг лидера, которого принимает данная группа.
Кто такой лидер? Лидер — это не тот, кто кем-то поставлен держать власть, а тот, вокруг кого „скучковались“ подростки в своей группе. Когда же подростки выбирают кого-то из взрослых в качестве своего лидера, они выбирают его по принципу поддержки их собственных ценностей.
Кто-то из взрослых поддержал их ценности, они чувствуют, что он их понимает, и тогда начинается общение с этим взрослым на групповом уровне — это то, что происходит во внешнем плане. В результате могут появиться удивительные подростковые клубы, студии, потрясающие спортивные подростковые секции и т. д.».
Третья особенность: «одновременно это и возраст выбора, потому что именно в этом возрасте подросток более всего может перестроить ход событий в себе. Он может начать работу над укреплением совести, над укреплением таинственного и непонятного, едва мыслимого в нем, глубинного своего „я“.
В структуре человеческого „я“ можно выделить 7 уровней:
- Рассудок.
- Эмоциональность.
- Способности.
- Добродетельные силы души.
- Воля.
- Совесть.
- Страсти.
Подросток очень нуждается в поддержке со стороны взрослых людей, поддержке именно таких людей, которые сами живут на этом уровне. Здесь действует закон резонанса: на каком уровне я предстаю перед подростком, на таком уровне он и отвечает мне. Безполезно говорить ребенку, подростку о совести, если ты сам находишься в страстях!
Очень значима в этом возрасте правда отношений с подростками. И если эта правда возникает, они за таким взрослым, авторитетным для них, готовы пойти хоть на край света».
Воспитатели и священники
Священники — наиболее близки к духу церковному.
Воспитатели — средняя категория между священниками и подростками, которые слышат одновременно и тех, и других. При этом воспитатели по разности воцерковления и характеров могут не совпадать друг с другом по цели и способам ее достижения. Но все-таки воспитатели более подростков восприимчивы к духу церковному. На них лежит больше ответственности, чем на подростках. А ответственность отрезвляет. Как мы видели из описания, подросткам нужна правда отношений. Они пойдут за воспитателем, если Господь для последнего действительно ценен. Если он дорожит отношениями с Богом, хранит и приумножает их.
Поэтому нужно позаботится о хранении духа церковного среди воспитателей.
Этому может помочь:
- 1. Ежедневные встречи с носителем духа, то есть с батюшкой.
Во время встречи нужно замечать за собой: - в каком духе я нахожусь?
- что мне нужно делать в работе и с ребятами, и над собой лично, чтобы вернуть дух мирный (дух церковный).
- Совместная молитва батюшки с воспитателем за воспитателей и за детей.
Это могут быть Псалтирь, акафисты Богородичные, каноны святым (желательно два раза в неделю). - Частое, раз в две недели, а то и чаще, причащение всех воспитателей. Это условие нужно поставить как обязательное, ибо где нам еще искать силы и самого духа церковного, как не в Господе? А где мы можем его ощутить (осязать) в нашей жизни реально? Конечно, в Причастии. И встретиться с Господом первыми должны воспитатели, чтобы ясно было видно — куда вести детей? А у нас зачастую было так, что мы не за собой ведем детей в Царство Небесное, а толкаем впереди себя, сами еще не вступив на этот путь.
Как солдат может научиться вести военные действия у инструктора, который сам никогда не бывал на поле боя? Как можно научиться делать хирургические операции у хирурга, который прочитал много книг, но сам никогда операций не делал? Вот то, что касается дел земных. А что же говорить о делах Небесных?
Воспитатель, который призван вести за собой и указывать путь в Царствие Небесное, не может быть равнодушен к Источнику Жизни, на который указал Сам Господь: «Истинно, истинно говорю вам: если не будете есть Плоть Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизнь» (Иоан. 6:53 — 54).
Воспитатель обязан быть для ребенка добрым примером жизни с Богом. Из тех немногих житий святых, в которых удалось заглянуть, видно, что будущие святители или игумены совершили свой духовный подвиг благодаря тому, что находились среди глубоко верующих людей. Или имели общение с таковыми, или постоянно имели их перед глазами.
Родители, няни, дяди, бабушки и дедушки были для них образцом живой веры, настоящих живых отношений с Богом. Ибо только твои реальные, честные отношения с Богом могут изменить ближнего.
Эти люди отличались искренней, простой верой, глубоким благоговением перед Богом и любым человеком.
Ребенок, отрок постоянно находился в атмосфере искреннего, благоговейного богопочитания. Самой жизнью он учился богопочитанию. Жизнью своей он проверял опыт своих учителей. Видел истинность их веры. И сам утверждался на «камене веры», принося плод с избытком.
Если мы хотим, чтобы те ребята, которые приедут к нам в лагерь, а именно в «Дружину», действительно попали в Церковь, где свободно дышит дух церковный, то нам придется начать с самих себя.
«…не может Сын творити от Себе ничесоже, аще не еже видит Отца творяща» (Иоан. 5:19).
Сами воспитатели должны быть искренне стремящимися к Богу. Внимание: сказано — не добившиеся каких-либо добродетелей, а достаточно того, что воспитатель будет искренне стремиться к Богу, к познанию Его Воли, притом, что сам воспитатель может быть и на нулевом уровне. Важна не степень духовной жизни человека, а искренность и неотступность в богопознании.
А возрастать в духовной жизни поможет взятие на себя ответственности перед Богом за тех ребят, которые к тебе пришли. Ответственность в том, чтобы принять их такими, какие они есть, и начать их вести к Богу. Из истории мы знаем: когда появляется искренний делатель, который заботится и болеет о том, чтобы у его пасомых появились новые свойства души и духа, когда он действительно хочет получить плод, тогда он старается упредить каждый их шаг, контролировать их состояние, создать условия, которые формируют желаемые новые свойства.
Хорошо, когда у тебя два-три человека (твоя семья, например), тогда эту работу можно исполнять лично и постоянно, воспитывая где словом, а где собственным примером, где напоминанием. И таким образом создавать для них нужную среду (условия).
Но когда твоих пасомых больше 10 человек, а то и все 50, за каждым не уследишь, а соблюдать необходимые условия нужно, тогда приходишь к необходимости соблюдения определенных правил, инструкций, распоряжений, объяснений. Их нужно исполнять каждый день, чтобы вырабатывались необходимые свойства.
А если при этом правил много, и все не запомнишь?
Поэтому пришли к необходимости свести правила жизни в один свод, который называется устав. В нем говорится, по каким правилам живем, как и что делать, с каким расположением сердца. К необходимости писаного устава пришли: М. В. Ломоносов — когда устраивал обучение юношества; А. В. Суворов — когда создавал Суздальский полк, а потом заботился о внесении этого духа в армию в целом; свт. Тихон Задонский — когда вступил в управление Воронежской епархией, которая к моменту его вступления в должность находилась в упадочном состоянии нравственном и в духовном.
Все монастыри имеют устав.
Исполнение устава есть важнейшее из условий для насаждения новых свойств души.
Тут начинаются проблемы. Подростки в этом возрасте ничего директивного не воспринимают. С другой стороны, в православном лагере им нельзя позволять жить тем, чем они живут в миру.
Выходит, что элемента принуждения не избежать, но это нужно сделать как-то с их согласия. Так как у подростков также есть живая потребность разобраться в глубинных вопросах о мироздании, смыслах жизни, отношениях друг с другом, то выполнение устава нужно сопроводить толковыми беседами, но не в обычной аудиторной форме. Это должны быть беседы и диспуты, устроенные в режиме исследования, когда ребятам дается возможность самостоятельно и свободно прийти к необходимости существования каждого пункта устава.
Важно в каждой беседе искреннее участие старшего, который должен давать правильный образ обсуждаемого пункта устава.
Вообще, во время всего пребывания с ребятами, нужно показывать им то пространство жизни, в котором они будут трудиться душой. Чтобы они попробовали, встали в него, освоились. Толковать и разговаривать нужно их языком и из их нужды, использовать те образы и действия, которые им уже давно известны. Например: «Если бы ты был в спортивной школе борьбы, ты бы каждый день отрабатывал приемы и богател бы телесно тем, что каждый день упражнялся и приобретал бы в скорости, в технике, в силе и т. д., то есть в тех качествах, которые ценны для этой области жизни. То есть в тех качествах, ради приобретения которых ты бы приехал в спортивный лагерь.
В обыкновенной школе обучаются и приобретают различные знания. Ребята ради этого сюда и собрались — для приобретения знаний.
Можно каждый день ясно видеть, что ты приобрел за сегодняшний день, и сколько еще предстоит узнать и разобраться.
В православном лагере тоже есть свои предметы, ради которых ребята собрались сюда. Но здесь уже не математики и физика — как в обыкновенной школе; не сила и выносливость — как в спортивной школе.
Здесь ребята трудятся над тем, чтобы вырастить в себе
веру в Бога,
надежду на Бога,
любовь к Богу и ближним.
И тут тоже есть свои качества, которые ценны в этой области жизни — добродетели:
- вера в Бога,
- надежда на Бога,
- любовь к Богу,
- милосердие,
- смирение,
- кротость,
- воздержание,
- терпение,
- единодушие,
- мужество,
- послушание,
- молитва,
- сострадание,
- незлобие
- и т. д.
Здесь собрались для приобретения этих (!) свойств и умений души. Ради этого все здесь работают. Трудятся ради этого. Употребляют усилие на всякое доброе дело.
Только уроки здесь необычные. Нет 45 минут, после которых можно отдохнуть. Нет книжек, которые можно прочитать, сдать экзамен и забыть. Здесь книги — это сама жизнь, а учебные экспонаты — события и ближние твои. И богатеешь и вырастаешь ты здесь не в хорошего токаря, инженера, спортсмена, а в хорошего, доброго христианина.
Когда приходишь в обыкновенную школу, чтобы чему-то научиться, необходимо:
- ходить на уроки,
- слушать преподавателя,
- делать то, что он говорит
и в итоге согласиться и жить по законам школы, в которую ты пришел.
Чтобы научиться тому, что ты не умеешь, ты соглашаешься с законом жизни в школе, спущенным тебе сверху. Если ты хочешь научиться чему то, ты будешь слушаться учителя, может быть, даже вопреки своему „не хочу“.
Послушание необходимо для приобретения любых качеств. В противном случае обучения, и приобретения, и богатения — не будет.
Как ты преуспел, как продвинулся, что приобрел, в каких добродетелях обогатился?
В какую добродетель ты сегодня богател? Где положил кирпичик?
В этом искать сладость, радость жизни, этого чаять и желать, ждать каждой удобной минуты, чтобы опять вернуться к приобретению этого — ради чего ты сюда приехал».
В подобном разговоре с подростками нужно соблюдать меру. Даже лучше, если диспуты и исследования будут происходить прямо в деле.
«Подросток (особенно новоначальный), попадая в наш лагерь, не всегда способен правильно воспринимать внутреннее содержание жизни. А тем более жить этим содержанием. Лекции и наставления вообще не воспринимаются. Но в дело подростки идут хорошо. Гораздо легче и быстрее ребята воспринимают внутренние смыслы сразу в деле. Не лекционно. Быть в деле помощником, или быть ответственным за какой-то участок дела — это по плечу подростку», — отмечал в своем докладе на прошлогодних Рождественских чтениях о. Геннадий (Гоголев), ректор Костромской духовной семинарии.
Во время труда, постоянно пребывая с ребятами, нужно вспоминать с ними смыслы труда. Лучше, если каждое дело сопровождать упреждением — кратким воспоминанием (освежением) смыслов.
- Над чем мы трудимся внешне?
- Что совершаем внутренне?
- Над какими качествами будем сейчас работать?
- Какие здесь есть подводные камни?
Чтобы ребята постоянно вводились во внутреннюю жизнь души с Богом. Постоянно показывать им присутствие, существование другого пространства и полноту богатства жизни в нем.
Во время работы обычно и происходило все воспитание юношей и девушек на Руси. Христианство на Руси потому было крепким, что основывалось на труде.
«Недаром Господь Адама отправил исправляться в труд — занятие христианина, благословленное Богом, — подчеркивает значение труда о. Анатолий Гармаев. — Обретение себя в отношениях с Богом надежнее всего совершать через труд.
Как контраст этому — идеал современной жизни — «Хлеба и зрелищ»:
- полная бездеятельность,
- телевизор и т. д.
Стремление к полной неге удовлетворяет виртуальная реальность — телевизор во всю стенку + реальный звук — враг добивается, чтобы ты уже и действовал в ненастоящем, виртуальном пространстве-то есть полное желание УДОВОЛЬСТВИЯ и ЛЕНИ.
Процесс, который сейчас называется прогрессом, основывается на желании: оставаясь в развитии лени (зрелищ), иметь все удовольствия. Сейчас девиз: «Хлеба и зрелищ» осуществляется во всей полноте.
Этому движению противопоставить можно жизнь трудовую.
По апостолу Павлу это: «Питайся от дел рук своих» и «Трудись, дабы уделять нуждающемуся».
Поэтому не надо смущаться сморщенными лицами или ленивыми выкриками:
— Зачем нам это нужно?..
— А я не хочу!..
Это говорят не сами ребята, это вопит зло мира. И пусть себе вопит. Наше дело Господне. Будем делать его, не смущаясь.
«Не здоровые нуждаются во враче, но больные». Ребята к нам приехали, как в лечебницу. Этому надо радоваться, ведь это их Господь привел, а мы всех принимаем с миром.
* * *
Первым делом, по приезде детей в лагерь, — АНКЕТА.
Раздаются листочки, ручки. Затем упреждение: «Ребята, сейчас будут заданы вопросы, на которые каждый должен ответить одним-двумя словами».
- Зачем я сюда приехал?
- Что значит для меня православный лагерь?
- Что для меня главное, когда я приезжаю к себе на дачу?
- Что для меня главное, когда я приезжаю на дачу к другу?
- Что для меня главное, когда я приезжаю в дом отдыха или на турбазу?
- Что для меня главное, когда я приезжаю в православный лагерь?
- Что есть православный лагерь?
- Что для меня ценно в православном лагере?
После анкеты — краткий опрос состоявшейся работы.
После опроса — ВВОДНОЕ СЛОВО, содержащее православные ответы на некоторые вопросы.
Далее, когда эта беседа проведена, дается УСТАВ «Трудовой дружины», написанный ясным, простым, доступным языком.
Устав должен вмещать:
- основные положения по пунктам;
- краткое разъяснение каждого пункта.
Такой устав необходимо выдавать для ознакомления (после вводного слова) каждому вновь прибывшему.
Большое значение имеет церковный УКЛАД.
Вся смена должна стать восхождением по ступеням-событиям, в которых будут какие-либо упражнения
- в терпении;
- смирении;
- послушании;
- молитве (личной и на богослужении).
Каждый день хорошо вечером подводить ИТОГ, отвечая на вопрос: был ли случай поупражняться, то есть обогатиться в терпении, смирении, послушании и молитве? И как вы его использовали?
Этому нужно уделить большое внимание. Вопрос этот должен проходить красной нитью через всю жизнь летнего лагеря. Ибо ребятам нужно уехать от нас с конкретным плодом. Точнее сказать: дать ребятам вкусить сладость этого плода — православной жизни с Богом.
Чтобы они пережили на собственном опыте,
- что такое Православие?
- чем здесь занимаются?
- что здесь ценно?
- чем отличается жизнь православного лагеря от жизни в домах отдыха и туристических лагерях?
Заключение
1. Необходимым условием присутствия духа церковного в любом обществе являются минимум четыре качества: терпение, смирение, послушание, молитва (совершаемые по вере в Бога).
2. Подростки, которые приезжают к нам в лагерь, по своему внутреннему душевному устроению делятся на две группы. У каждой группы свои особенности.
Первая группа (с 12 до 14 лет):
Наблюдается разное проявление самостоятельности. Авторитет взрослых падает порой до нуля. Но очень нужны взрослые, сильные духом, которым можно доверять. Авторитет сверстников поднимается. Это процесс естественный и нормальный. Его нужно принимать.
Тогда у взрослых сохранятся отношения с подростками. В это время подростков нужно брать в соработники или вообще давать им дело, где они будут действовать и принимать решения самостоятельно и иметь ответственность за принятые решения.
От взрослых требуется:
- Освещать путь впереди, то есть: «Вот тебе три дороги: по 1-й пойдешь — будет то то, по 2-й пойдешь — будет то то, по 3-й пойдешь — будет то то, а ты выбирай сам, как поступить».
- Поддерживать в них добрые свойства. Вводить их в ценности нравственные. Правильно направлять отношения между подростками, чтобы они научились примиряться, чувствовать правдивое, доброе другого.
- Развивать в себе чуткость к тому, что происходит между детьми.
- Ни в коем случае нельзя давить на подростков.
У второй группы (с 14 до 16 лет):
Появляется разумный подход к жизни. Внутренняя глубокая тяга к личному общению со взрослыми в потребности разрешить «вечные вопросы».
- Острый дефицит достойного общения со взрослыми в своей семье, в своем окружении.
- Подростки в этом возрасте очень доверчивы, часто обманываются, и как результат — резкое падение авторитета взрослых при неудовлетворенных внутренних запросах; сохраняющаяся потребность во взрослом общении.
- Становятся «тонкими психологами» и не всякого могут допустить к близкому общению.
- Активно объединяются в группы по интересам. Если взрослый поддержит их ценности, то возможна дружба между воспитателем и подростками на групповом уровне.
- Подростки в этом возрасте готовы изменить ход своей жизни и работать над укреплением своей совести, но при искреннем участии взрослого, который сам живет по совести.
3. Нужно позаботиться о хранении духа церковного среди воспитателей. Этому могут помочь:
- Ежедневные встречи с носителем духа церковного, то есть с батюшкой.
- Совместная молитва батюшки с воспитателями.
- Частое, если возможно, еженедельное причащение всех воспитателей.
- Искреннее радение воспитателей о стяжании и хранении духа церковного.
Только твои реальные отношения с Богом помогут изменить ближних.
4. В летнем лагере необходимы:
- Устав.
- Толковые беседы-диспуты в виде живых исследований устава.
- Уклад, где красной нитью через всю смену будет звучать вопрос: «Был ли случай упражняться в терпении, смирении, послушании, молитве? И как ты его использовал?»
- Принцип деятельности: вовлекать в дело и в деле уже воцерковлять — давать ценности и смыслы веры.
- Постоянно показывать то пространство жизни, которое ценно в нашем лагере. То пространство жизни, где нужно трудиться душой, прикладывать усилия.
- Каждый день вечером подводить итоги дня, отвечая на вопрос, указанный в пункте № 3.
Литература
1. Священник Анатолий Гармаев. Этапы нравственного развития ребенка. — Изд. Макариев-Решемской обители, 1998 г. (стр. 76 — 123).
2. Опыты православной педагогики. Сост. А. Стрижева и С. Фомина. 1993 г. (стр. 9–10, 91 — 94).
3. А. И. Красницкий. Русский чудо-вождь. 1995 г.
4. Схиархимандрит Иоанн (Маслов). «Святитель Тихон Задонский и его учение о спасении».
5. Древние иноческие уставы, собранные свят. Феофаном Затворником. — Москва, 1994 г.
6. Архимандрит Геннадий (Гоголев), ректор Костромской духовной семинарии. Доклад «Принципы работы с молодежью». Рождественские чтения 2001 г., секция «Молодежное движение в Православной Церкви».
7. Конспект лекций иерея Анатолия Гармаева на осеннем семинаре в Свято-Сергиевском епархиальном училище.